Социальная защита населения города

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 21:12, контрольная работа

Описание работы

Отсутствие должного учета реальной нуждаемости, сохранение уравнительности влекут за собой не только завышенный уровень налогообложения, дефицит сбережений для расширенного воспроизводства, но и малоэффективность самой социальной поддержки, поскольку она неоправданно растекается по огромному числу ее потребителей. В данной ситуации система адресной социальной поддержки становится условием выживания и самосохранения общества, пока оно имеет для этого реальный шанс.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….2
Сущность социальной защиты населения города………………………………3
Принцип адресности, содержание и особенности оказания адресной социальной помощи в России……………………………………………………6
Заключение………………………………………………………………………….9
Список литературы………………………………………………………………..10

Работа содержит 1 файл

Романец(экон. политика города).docx

— 28.56 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………….2

  1. Сущность социальной защиты населения города………………………………3
  2. Принцип адресности, содержание и особенности оказания адресной социальной помощи в России……………………………………………………6

Заключение………………………………………………………………………….9

Список литературы………………………………………………………………..10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Переходный характер современного этапа развития российского общества проявляется в обострении его  социальных проблем: росте расслоения населения по уровню доходов, появлении  бедности и нищеты, увеличении безработицы, примитивизации потребностей беднейшей  части населения, распространении  форм дезадаптированного поведения.

Отсутствие должного учета  реальной нуждаемости, сохранение уравнительности  влекут за собой не только завышенный уровень налогообложения, дефицит  сбережений для расширенного воспроизводства, но и малоэффективность самой  социальной поддержки, поскольку она  неоправданно растекается по огромному числу ее потребителей. В данной ситуации система адресной социальной поддержки становится условием выживания и самосохранения общества, пока оно имеет для этого реальный шанс.

Создание возможностей для  самообеспечения трудоспособных категорий  малообеспеченных и системы выплат для социально уязвимых слоев - актуальная потребность развития общества в  кризисных условиях. К проблеме бедности и возможностей ее смягчения технологиями социального плана обращались и  обращаются исследователи и практики различных отраслей знания. Проблемы богатства и бедности, необходимости  обеспечения социальной справедливости поднимались еще в работах  античных мыслителей - Платона и  Аристотеля. Социальное неравенство, его  место в жизнедеятельности общества нашли отражение в учениях  Т. Гоббса, Г. Спенсера, М. Вебера. Исследования причин бедности через призму классового подхода были предприняты К. Марксом, Ф. Энгельсом и их последователями.

 

 

1.Сущность социальной защиты населения города

Система социальной защиты населения  как особый социальный институт находится  в процессе своего развития. Термин «социальная защита» имеет различные  значения. В новых экономических  условиях он заменил термин «социальное  обеспечение», использовавшийся в советской  экономике, где он характеризовал специфическую  организационно-правовую форму социальной защиты, осуществляемую непосредственно  государством. В современных условиях потребовалось развитие других организационно-правовых форм социальной поддержки наиболее уязвимых категорий населения. Был  введен термин «социальная защита», который давно использовался  в мировой практике.1

Социальная защита как социальный институт, представляющий собой совокупность правовых норм, призванных решать определенные социальные и экономические проблемы, в международном контексте обычно имеет дело с установленными законодательством  категориями граждан, которые в  силу утраты трудоспособности, отсутствия работы либо по другим причинам не имеют  достаточных средств для удовлетворения своих жизненно важных потребностей и потребностей нетрудоспособных членов семьи. В рамках систем социальной защиты таким гражданам при наступлении  установленных законодательством  неблагоприятных событий предоставляется  помощь компенсационного характера  в денежной и натуральной формах, а также в форме различного рода услуг. Кроме того, системы социальной защиты осуществляют меры профилактического  характера, направленные на предотвращение неблагоприятных событий. Социальная защита осуществляется в различных  организационно-правовых формах, включая  такие, как индивидуальная ответственность  работодателей, страхование, социальное страхование, адресная социальная помощь, государственное социальное обеспечение и др. Использование тех или иных организационно-правовых форм социальной защиты может иметь различные социальные и экономические последствия, которые необходимо учитывать при осуществлении управления данной отраслью. 2

Вместе с тем социальная защита, являясь по своему функциональному  характеру достаточно целостной  системой, представляющей собой самостоятельный  социальный институт, имеет специфические  особенности, связанные с технологиями оказываемых ею услуг. Технология предоставления пенсий существенно отличается от технологии оказания медицинской помощи, социально-реабилитационных технологий или технологий обеспечения  безработных граждан.3

Социальная защита также предусматривается  в отношении семей с низкими  душевыми доходами, не обеспечивающими  общественно необходимого прожиточного минимума, результатом чего обычно является отсутствие средств существования  или средств на оплату жизненно значимых товаров и услуг (средств реабилитации, оплаты жилья, лечения).

Социальная защита может осуществляться в денежной форме в виде пенсий и пособий, в натуральной форме, а также путем оказания различного рода услуг лицам, являющимся объектом социальной защиты. Она может иметь  как компенсационный, так и предупредительный профилактический характер.

Одной из государственно-правовых форм социальной Защиты является непосредственно  государственное обеспечение нетрудоспособных лиц. Основные признаки непосредственного  государственного обеспечения –  финансирование расходов за счет государственного бюджета и установление категорий обеспечиваемых лиц и уровня их обеспечения в соответствии с приоритетами, определяемыми органами государственной власти.

Другой организационно-правовой формой социальной защиты является социальное страхование, которое широко используется в абсолютном большинстве стран  с рыночной экономикой в отношении  многих видов социальной защиты. В  его основе лежит понятие социальных рисков и требование их обязательного  и добровольного страхования.

Другими организационно-правовыми  формами социальной защиты могут  быть провиденные фонды – обязательное (принудительное) накопление средств  на случай возникновения некоторых  обстоятельств. Характерной особенностью частных форм социальной защиты является то, что они создаются не в обязательном порядке в силу принятия соответствующего законодательства, а в силу частной  инициативы отдельных субъектов  отношений в данной среде, которые  принимают на себя обязательства  по осуществлению социальной защиты ограниченного круга лиц, представляющих для них определенный интерес. Частные  формы могут применяться в  таких видах социальной защиты, как  обеспечение временной нетрудоспособности, медицинской помощи, в пенсионном обеспечении и других.

 Отличительной чертой государственной социальной помощи является её временный характер. В соответствии со ст.6 Закона “ О государственной социальной помощи” она может оказываться единовременно или на период не менее трёх месяцев. Кроме того, статья 10 Закона говорит об основаниях прекращения государственной социальной помощи, что указывает на её временный характер.4

Таким образом, социальная защита в  любом государстве – это комплексная  система социально-экономических  отношений, предназначенная для  оказания разносторонней помощи нетрудоспособным или ограниченно трудоспособным лицам, а также семьям, доходы трудоспособных членов которых не обеспечивают общественно необходимого уровня жизни семьи.

Эффективная социальная защита предполагает проведение политики, адекватно реагирующей  на социальное самочувствие людей, способной  улавливать рост социального недовольства и социальной напряженности, предупреждать  возможные конфликты и радикальные  формы протеста.

2. Принцип адресности, содержание и особенности оказания адресной социальной помощи в России

Важнейшим принципом социальной защиты является адресность социальных программ (выплат). Понятие «адресность» в данном контексте означает ограничение круга получателей социальной помощи конкретной целевой группой в зависимости от приоритетов социальной политики государства на данном этапе. В данном случае принцип адресности является противовесом «категорийному подходу», когда социальная помощь предоставляется гражданам по их формальной принадлежности к той или иной социальной (профессиональной или социально-демографической) группе населения без учета фактора нуждаемости.

Адресность предполагает правильную идентификацию нуждающихся, что может достигаться разными путями5:

  • оценкой материального положения отдельных лиц или семей.
  • отслеживание определённых показателях, статистически связанных с нуждаемостью.
  • создание механизма самоадресования на основе самозаявительной процедуры. Этот путь, хотя и требует большой работы органов социальной защиты, представляется в сложившихся условиях наиболее оптимальным.

В России в качестве официальных  показателей бедности рассматриваются  численность и доля населения  с денежными доходами ниже прожиточного минимума, величина которого ежеквартально  утверждается правительством в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном  минимуме в Российской Федерации» и  служит основным критерием для определения  степени нуждаемости домохозяйств.

Источниками оказания адресной социальной помощи являются средства областного бюджета.

Принципы организации адресной помощи населению6:

– предоставление помощи не категориям, а отдельным лицам;

– обоснованность предоставления помощи (наличие среднедушевого совокупного дохода ниже прожиточного уровня, установленного соответствующим субъектом РФ);

– определение механизма выявления нуждающихся;

– проведение проверок нуждаемости, обследований состояния малообеспеченных семей и одиноких граждан;

– ответственность получателя социальной помощи (за достоверность представленных документов, сведений);

– сочетание государственной и негосударственной помощи;

– наличие единого банка данных лиц, получающих помощь;

– координация деятельности всех органов и служб социальной защиты различного профиля.

Однако адресность социальной помощи может привести к росту иждивенческих  настроений. Предоставление адресной помощи исключительно на основании  дохода ниже прожиточного уровня приводит к тому, что ее будут получать не только нетрудоспособные граждане, но и вполне трудоспособные. Поэтому  система оказания адресной социальной помощи должна быть достаточно гибкой и продуманной, чтобы быть эффективной. Помощь необходимо предоставлять тем, кто не может самостоятельно справиться с трудной жизненной ситуацией.

Основания для прекращения оказания адресной социальной помощи:

  1. изменения среднедушевого дохода гражданина или семьи, если среднедушевой доход становится выше установленного размера прожиточного минимума;
  2. выявления фактов принятия решения об оказании адресной социальной помощи с нарушением действующего законодательства Российской Федерации.
  3. в случае невыполнения получателем адресной социальной помощи обязанностей, а также при оказании адресной социальной помощи по фиктивным документам с заведомо ложными сведениями о составе семьи и (или) уровне доходов лицо, подавшее заявление.
  4. при наступлении обстоятельств, влекущих прекращение оказания адресной социальной помощи, она оказывается до дня, по который лицо, подавшее заявление, имело право на получение адресной социальной помощи.

 

 

Заключение

В результате проделанной работы можно  сделать вывод, что в настоящее  время в Российской Федерации  высокими темпами осуществляется государственная  социальная политика, направленная, прежде всего на преодоление крайней  степени социального неравенства  в современном российском обществе, и оказание государственной помощи наиболее незащищённым группам населения, а именно малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам

В настоящее время в Российской Федерации острой проблемой является проблема бедности, которая всё больше перерастает в проблему нищеты. Число, лиц оказавшихся за чертой бедности, достаточно велико, в стране наблюдается  последовательное усиление расслоения населения по доходам и материальному  обеспечению.

Современное социально-экономическое  положение характеризуется тем, что подавляющее большинство  населения попало в зону риска, т.е. бедными могут стать любой  человек, любая семья. Речь идет не только о дороговизне жизнеопределяющих  продовольственных товаров, но и  о других показателях.

Следовательно, в основу социального  развития государства на ближайшие  годы должны быть заложены имеющиеся  у государства ресурсы, предназначенные  для поддержания государственных  минимальных стандартов жизни населения (по потреблению продовольствия и  лекарств, тепловой и электроэнергии, транспортного и коммунального  обслуживания и т.д.)

Для России на современном этапе ее развития ключевым звеном в области социального обеспечения является реальное и строгое проведение в жизнь действующего законодательства.

 

Список литературы:

  1. Азарова Е.Г., Кондратьева З.А. Комментарий к Федеральному закону РФ «О государственной социальной помощи». М.: Норма, 2006.
  2. Братыгин С.К. Право социального обеспечения: учеб. пособие. М.: Статут 2008. 489 с.
  3. Выдрин И.В., Котов А.Н. Социальное право России: учеб. пособие. М.: Норма, 2009. – 418 с.
  4. Гусов К.Н. Буянова М.О. Право социального обеспечения России: учебник, 4-е издание переработанное и дополненное. – М: Проспект, 2008. – 640 с.
  5. Ершов В.А., Толмачев И.А. Право социального обеспечения: учеб. пособие. М.: ГроссМедиа, 2008. – 510 с.
  6. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: учебник. М.: Академия, 2005. – 519 с.
  7. Карпович В.Д. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации М.: Юрайт-М; Новая Правовая культура, 2007. – .214 с.
  8. Козбаненко В.А. Правовые основы государственного управления: учебное и научно-практическое пособие. М.: Экмос, 2008. – 320 с.
  9. Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения: учебное пособие для вузов. М.: Книжный мир, 2006. – 518 с.
  10. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения. Перспективы развития. учеб. пособие М.: Городец, 2008. – 380 с.
  11. Никонов Д.А., Стремоухов А.В. Право социального обеспечения: учеб. для вузов. М.: Юристъ. 2007. – 490 с.

Информация о работе Социальная защита населения города