Фонд социальной защиты населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2012 в 20:55, курсовая работа

Описание работы

Содержание социального страхования и его развитие в СССР и Республике Беларусь.

Содержание

Введение

1 Содержание социального страхования и его развитие в СССР и Республике Беларусь

2 Фонд социальной защиты населения, порядок его формирования и его использования.

3 Вопросы совершенствования выплат пособий населению в Республике Беларусь

Заключение

Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Теория финансов -Фонд социальной защиты населения.doc

— 257.50 Кб (Скачать)


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение

1 Содержание социального страхования и его развитие в СССР и Республике Беларусь

2 Фонд социальной защиты населения, порядок его формирования и его использования.

3 Вопросы совершенствования выплат пособий  населению в Республике Беларусь

Заключение

Список использованных источников

 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

 

В современных условиях выхода из мирового финансово-экономического кризиса белорусская система социальной защиты находится в сложном положении, особенно ее главная составляющая – пенсионная система.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что наличие системы социальной защиты населения характерно практически для всех стран и необходимость в ней для конкретного гражданина обусловлена наступлением обстоятельств, исключающих возможность создания его трудом условий, обеспечивающих ему основные жизнен­ные потребности.

Таким образом, целью исследования является раскрыть сущность и особенности Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь в системе социальной защиты населения и разработать направления совершенствования социального страхования и выплат пособий населению в стране.

В соответствии с целью исследования определены следующие задачи:

   осветить содержание социального страхования и его развитие в СССР и Республике Беларусь;

   показать задачи и функции Фонда социальной защиты населения, порядок его формирования и использования;

   раскрыть порядок выплат пособий населению и проблемы его совершенствования.

Объект исследования – Фонд социальной защиты населения в системе социальной защиты Республики Беларусь.

Предмет исследования – тенденции и направления совершенствования  социального страхования и порядка выплат пособий в Республике Беларусь.

Основными законодательными актами, используемыми в курсовой работе являются: «О пенсионном обеспечении»: закон Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. № 596-ХП, «Об основах государственного социального страхования»: закон Республики Беларусь от 31 января 1995 г. № 3563-XII. Также в курсовой работе использовались данные тактических и стратегических прогнозов экономического и социального развития, внеучетные источники информации. По данной теме была использована научная литература таких авторов как О. Ананич, Л. Г. Колпина, В. В. Николаевский, И. Н. Алешкевич и других авторов.

 

 

 


1 Содержание социального страхования и его развитие в СССР и Республике Беларусь

 

 

На современном этапе одним из объективных факторов развития общества является необходимость материального обеспечения лиц, которые в силу определенных причин не участвуют в общественном труде и не могут за счет оплаты по труду поддерживать свое существование. На содержание таких членов общества направляется часть созданного валового продукта, специально обособляемая обществом для этих целей. В условиях функционирования товарно-денежных отношений эта часть общественного продукта используется посредством формирования и использования определенных денежных фондов.

Таким образом, социальное страхование — это система отношений, с помощью которой формируются и расходуются фонды денежных средств для материального обеспечения лиц, не обладающих физической трудоспособностью или располагающих таковой, но не имеющих возможности реализовать ее по различным причинам.

Сущность социального страхования характеризуется рядом признаков, принципов и функций. К основным признакам относятся [17, с. 136]:

        наличие риска случайного характера и страха его проявления с соот­ветствующими негативными последствиями;

        повторяемость и предсказуемость страховых событий;

        инверсия эксплуатационного цикла (опережение платы за страховую защиту по отношению к выплате страхового возмещения);

        договорной характер отношений между страхователями и страховщи­ками;

        эквивалентность и замкнутость отношений страховщика и страхова­теля, означающие выплату страхового возмещения при наличии до­говора страхования, уплаты страхового взноса (премии) и в соответ­ствии с объемом страховой защиты;

        свобода в выборе страхователями страховщика, объектов страхова­ния и страховой суммы при добровольной форме страхования.

Организация социального страхования базируется на следующих основных принципах [12, с. 104]:

   личная ответственность –  сами работники участвуют в финансировании страхования, размер выплат зависит от предварительных взносов работников и их страхового стажа;

   солидарность –  работодатели, трудящиеся и государство принимают финансовое участие в страховании, оказывая своими взносами материальную помощь (при наступлении страховых случаев) менее обеспеченным;

   организационное самоуправление – руководство органами социального страхования осуществляется полномочными представителями работников и работодателей, что укрепляет солидарность двух социальных субъектов и страховых сообществ, делает систему социального страхования “прозрачной” для общественности, способствуя социальной стабильности, формированию демократического сознания населения;

   всеобщность – социальное страхование распространяется на самые широкие круги нуждающихся в нем, что выражается в законодательном закреплении гарантий реализации прав застрахованных, порядка осуществления соответствующих выплат и предоставления услуг;

   обязательность (принудительность) социального страхования независимо от воли и желания работодателей и застрахованных, что находит выражение в обязательном характере (по закону) уплаты страховых взносов работодателями и работниками, а также в определенных случаях и государством (из государственного бюджета);

   государственное регулирование - законодательное закрепление гарантий прав в области страховой защиты, уровня выплат и качества услуг, условий назначения пособий, контроля за правильностью использования финансовых средств.

Чтобы определить и проанализировать задачи социального страхования необходимо отметить его основные функции и виды.

К важнейшим функциям социального страхования, как составляющей социальной политики относятся [19, с. 234]:

   защитная функция заключается в поддержании сложившегося материального уровня застрахованного, если обычный источник дохода становится для него недоступным, а также, когда ему предстоят дополнительные непредвиденные расходы, не предусмотренные в его привычном бюджете;

   компенсирующая функция состоит в возмещении ущерба утраты трудоспособности и ущерба здоровью с помощью материального возмещения утраты заработка, а также оплаты услуг в связи с лечением и реабилитацией;

   воспроизводственная функция заключается в том, что социальное страхование призвано обеспечивать застрахованным (и членам их семей) покрытие всех расходов, достаточных для нормального протекания воспроизводственного цикла (что охватывает практически весь жизненный цикл) в случае болезни, старости, инвалидности, безработицы, беременности;

   перераспределительная функция определяется тем, что социальное страхование значительно влияет на общественное распределение и перераспределение. Социальные выплаты увеличивают долю вновь созданной стоимости, направляемой на потребление застрахованным. Сущность функции заключается в разделении материальной ответственности за социальные риски между всеми застрахованными, всеми работодателями и государством;

   стабилизирующая функция заключается в согласовании интересов социальных субъектов по ряду принципиальных для жизнедеятельности наемных работников вопросов – уровню социальной защиты; кругу лиц, подлежащих социальному страхованию; распределению финансовой нагрузки между социальными субъектами; участию в управлении социальным страхованием.

Так как каждый вид социального риска имеет свою природу и по-разному проявляется для разных категорий трудящихся, то и формы защиты, а значит, и организация социального страхования, различаются по видам, которые имеют свои особенности.

Только таким образом можно четко рассчитывать финансовые средства, необходимые для страхования отдельных рисков, и только так будет исключено скрытое перераспределение средств при страховании различных рисков.

Социальная защита населения Республики Беларусь на разных эта­пах ее развития имела свою специфику. Так, до 1921 г. в республике су­ществовала система социального обеспечения, финансируемая из бюд­жета. В начале 1922 г. постановлением Совета Народных Комиссаров «О социальном страховании лиц, занятых наемным трудом на кооператив­ных, концессионных, арендных и частных предприятиях, учреждениях и хозяйствах» в составе Наркомата соцобеспечения БССР было создано Управление социального страхования, переведенное с 7 июня 1922 г. на самоокупаемость. В 1933 г. социальное страхование было переведено в ведение профсоюзов, и тарифы страховых взносов утверждались дифференцированно по отраслевым профсоюзам [12, с. 99].

В 1964 г. было введено социальное обеспечение и некоторые формы социального страхования членов колхозов, которые с 1930-х гг. были од­ной из самых незащищенных категорий трудящихся. В 1971 г. организуются независимые от бюджета государственного социального страхования и фонда социального обеспечения централизованные фонды социального страхования и социального обеспечения колхозников.

До 1990 г. в Беларуси со­циального страхования в полном его понимании не существовало. За все годы совет­ской власти не было принято пол­номасштабного закона о социаль­ном страховании, принимались лишь декреты и постановления по отдельным его видам. Средства государственно­го бюджета на социальные нуж­ды выделялись по остаточному принципу. Правда, сохранялась система уплаты страховых взно­сов, но это лишь создавало види­мость социального страхования.

В течение многих лет гражда­нам навязывался постулат о том, что социальное страхование осу­ществляется за счет государства. Намеренно создавалась иллюзия, что пенсионеров содержит госу­дарство. Такое мнение сохрани­лось у многих до сих пор. Видимо, потребуется еще немало време­ни, чтобы воспитать понимание того, что пенсию не дают, а ее за­рабатывают, причем заботиться об этом надо каждому, начиная с ранней молодости.

Провозглашенная в конце 80-х гг. перестройка вызвала ко­ренные изменения в организа­ции и финансировании социаль­ного страхования. В Беларуси Со­ветом Министров и Федерацией профсоюзов на основании соот­ветствующих постановлений Совета Министров СССР и ВЦСПС принимаются постановления от 20 декабря 1990 г. № 327 «Об об­разовании Фонда социального страхования Белорусской ССР» и от 20 декабря 1991 г. № 481 «Об организации пенсионного Фонда Республики Беларусь». Этими до­кументами фактически было по­ложено начало внедрению стра­ховых принципов в систему со­циального обеспечения страны [12, с. 100].

В настоящее время в республике действуют три вида социального страхования [15]:

1) пенсионное страхование и страхование по временной нетрудоспособности, в связи с беременностью и родами, рождением ребенка и уходом за ним до достижения возраста 3 лет, в свя­зи со смертью застрахованного или члена его семьи (далее - соци­альное страхование).

2)   Страхование от безрабо­тицы.

3)  Страхование от производс­твенного травматизма и профза­болеваний.

Средства на эти виды страхо­вания образуются за счет упла­чиваемых работодателями обяза­тельных страховых взносов. По первому виду страхования взно­сы платят также и работающие граждане.

Объектом для начисления обя­зательных страховых взносов яв­ляются:

   для работодателей и работа­ющих граждан - заработная пла­та и другие выплаты работникам, кроме утвержденного Советом Министров республики перечня выплат, на которые взносы не на­числяются; эти перечни утверж­дены по каждому виду страхова­ния отдельно и несколько разли­чаются между собой;

   для физических лиц, само­стоятельно уплачивающих обя­зательные страховые взносы, а также членов крестьянских (фер­мерских) хозяйств – определяемый ими доход.

Согласно зако­нодательству некоторые катего­рии плательщиков имеют льгот­ные страховые тарифы: работо­датели, занятые производством сельскохозяйственной продук­ции, члены крестьянских фер­мерских хозяйств, коллегии ад­вокатов. Все эти взносы поступа­ют в бюджет фонда социальной защиты населения.

По страхованию от несчаст­ных случаев и профессиональ­ных заболеваний утверждены дифференцированные тарифы от 0,1 до 3,2% в зависимости от класса профессионального рис­ка отрасли. Некоторым страхо­вателям утверждены льготы по страховым взносам: 50% установ­ленного размера. Страховщиком по этому виду является Белорус­ское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах» (БРУСП «Белгосстрах»).

Час­то руководители жалуются, что эти платежи очень высоки, удо­рожают стоимость рабочей силы и в конечном итоге отрицательно влияют на конкурентоспособность продукции. С этим трудно не согласиться. В нашей стране — один из самых высоких страхо­вых тарифов в системах социаль­ного страхования, действующих в настоящее время. Что­бы выяснить причи­ны этого, необходимо ана­лизировать, от чего за­висит размер тарифов, куда и как эти средс­тва расходуются, что мож­но сделать и что реаль­но делается для рефор­мирования системы социального страхова­ния и снижения стра­ховых тарифов.

Таким образом, социальное страхование представляет собой систему отношений, с помощью которой формируются и расходуются фонды денежных средств для материального обеспечения лиц, не обладающих физической трудоспособностью или располагающих таковой, но не имеющих возможности реализовать ее по различным причинам. К основным признакам относятся: наличие риска случайного характера и страха его проявления; повторяемость и предсказуемость страховых событий; договорной характер отношений между страхователями и страховщи­ками и др. Основные принципы: личная ответственность; солидарность; организационное самоуправление; всеобщность; государственное регулирование. К важнейшим функциям относятся: защитная; компенсирующая; воспроизводственная; перераспределительная; стабилизирующая и др. До 1990 г. в Беларуси со­циального страхования в полном его понимании не существовало. В настоящее время в республике действуют три вида социального страхования: пенсионное и по временной нетрудоспособности; от безрабо­тицы; от производс­твенного травматизма и профзаболеваний.

Информация о работе Фонд социальной защиты населения