Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 14:32, дипломная работа
Согласно Р.В. Овчаровой, родительство представляет собой социально-психологический феномен, представляющий собой эмоционально и оценочно окрашенную совокупность знаний, представлений и убеждений относительно себя как родителя, реализующуюся во всех проявлениях поведенческой составляющей. На стадии развитой формы, родительство, включает в себя: родительские ценности, установки и ожидания, родительское отношение, родительские чувства, родительские позиции, родительскую ответственность, а также стиль семейного воспитания. Особенности родительских ценностей состоят в том, что они являются основополагающими для остальных компонентов родительства и реализуются в направленности личности родителя и направленности его поведения
Введение 3
1. Теоретические предпосылки родительской компетентности, как средство профилактики семейного неблагополучия 6
1.1 Основные подходы к профилактике семейного неблагополучия 6
1.2 Родительская компетентность, как перспективное направление профилактики семейного неблагополучия 15
1.3 Концепции образования родителей по повышению родительской компетентности 33
2 Профилактическая работа по повышению компетентности молодых родителей 50
2.1. Раннее выявление проблем молодых родителей и диагностика родительской компетенции 50
2.2. Социально-педагогическое консультирование молодых родителей по различного рода социальным, правовым, педагогическим вопросам 57
2.3. Проведение практических семинарских занятий с родителями, направленных на повышение компетентности 70
Заключение 82
Список литературы 86
Приложения 91
1. Изучение личностных особенностей родителей
2. Собеседование с родителями и получение согласия на участие в родительской группе.
3 . Создание родительской группы.
4. Проведение семинара - тренинга. Семинар- тренинг направлен на:
5. Отслеживание специалистом продвижений родителей в повышение собственной компетенции.
6. Индивидуальные консультации.
Гуманистическая психология описывает специфические условия, которые управляют мотивами, а не подчиняются им. Моделируя такие условия в группе, родитель сам изменяется, становясь все более конгруэнтным, змпатичным, принимающим и понимающим, одновременно способствуя тем самым развитию ребенка и семьи в целом.
Основная цель семинара-тренинга - улучшение детско-родительских отношений, повышение сензитивности родителей к чувствам и переживаниям детей на основе скрытого значения их поведения.
Предлагаются встречи с группой родителей, рассчитанные на 32 часа и состоящие из четырех циклов, направленных на развитие основных компонентов воспитательной компетентности. Временные рамки могут быть изменены в зависимости от контингента родителей, а тематика циклов определяться исходя из насущных проблем того или иного родительского коллектива. Основные темы циклов таковы:
1. Изменение, родительских установок в восприятии своего ребенка.
2. Понимание и принятие родителями индивидуальности своего ребенка.
3. Формирование согласованности воспитательных позиций супругов.
4. Овладение навыками бесконфликтного взаимодействия, в семье.
Каждый
цикл включает в себя несколько занятий.
Занятие делится на четыре части
и имеет свою определенную тему,
что придает ему форму
1. Согласование целей и задач,
2. Введение правил и принципов работы в группе.
3. Знакомства с членами группы.
4. Работа над темой.
5. Подведение итогов. Обсуждение результатов.
Главная роль специалиста состоит в организации адекватной ориентировки родителей в ходе решения поставленных проблемных ситуаций, которая находит выражение в росте родительской компетентности.
В семинаре тренинге приоритет отдается таким методам как: групповая дискуссия и ролевая игра в различных модификациях и сочетаниях. В групповой дискуссии родители имеют возможность высказать свое мнение по обсуждаемой проблеме. Здесь они формулируют свои мысли, аргументируют свою позицию, спорят и критикуют точку зрения другого, не переходя на «личности» и не оскорбляя своих партнеров по общению в группе. Предлагаются некоторые правила ведения дискуссии:
а) цель дискуссии не доказать свою правоту, а совместно найти истину;
б) дискуссия - не соревнование, и не способ выявления того, кто умнее;
в) цель дискуссии не прийти к соглашению, а найти истину;
г) прежде, чем возражать, подумай, в чем все-таки прав тот. Кому готовишься возразить, попробуй развить то, в чем прав другой.
Для проведения ролевой игры ведущий подбирает проблемную ситуацию, актуальную для многих участников группы. Эта ситуация разыгрывается по ролям. Каждый родитель ведет свою роль в игре в соответствии со своими творческими возможностями, социальными установками, пониманием дайной роли. После каждой игры проводится обсуждение. Каждый родитель делится впечатлениями о том, как он себя чувствовал в той или иной роли, мотивируют свои действия. Это дает им возможность развивать такое качество, как психологическую наблюдательность, научиться объяснять поведение других людей, смотреть на ситуацию глазами ребенка или другого взрослого. Упражнения даны по этапам развития процесса семейной психотерапии, объединены по темам и задачам при преимущественной ориентации занятий на взаимодействие в ситуации «здесь-и-теперь».
В Приложении 3 приведен пример занятия, целью которого является анализ родителями ситуации общения с собственным ребенком и осознание собственной модели взаимодействия с ним, формирование умения осуществлять социально-компетентную модель в ситуациях общения со своим ребенком.
Представленная
форма работы с родителями охватывает
лишь только некоторые аспекты
Более информативным анализ взаимодействия между специалистом и родителями будет в том случае, если и учитель, наблюдая за участниками воспитательного процесса, ответит на вопросы, представленные в Приложении 4.
В ходе занятий используются различные методы и приемы. В частности, анкетирование, написание сочинений, рисование собственных детей, что позволяет лучше понять отношение к детям, выявить их особенности и склонности. Каждое задание завершается обсуждением впечатлений и представлений родителей. Родители учатся анализировать поведение своих детей, их эмоциональное состояние.
Таким образом, социально-педагогическая поддержка помогает молодым родителям осознать уникальность и неповторимости ребёнка вместе с признанием за ним самостоятельности и ответственности, что углубляет родительские чувства по отношению к нему. Родитель лучше начинает понимать ребенка, осознает последствия своих педагогических воздействий.
Большую роль в образовательной деятельности играют формы этой деятельности. Молодые родители – это чаще всего молодые, современные люди, живущие в век информатизации, постоянно пользующиея компьютером и Интернет.
В целях повышения эффективности работы МУ "Кризисный центр для женщин "Доверие" города Красноярска по поддержке молодых семей предлагается ряд мероприятий (рисунок 2.1)
Рис.2.1.
Мероприятия повышения эффективности
работы МУ "Кризисный центр для женщин
"Доверие"
Для Центра «Доверие» в настоящее время особенно актуальным является разработка собственного сайта учреждения. В настоящее время информационные технологии все шире входят в жизнь человека, меняют ее, формирует новые потребности и открывает возможности, которые не были доступны ранее. Социальные сети, Интернет–документы, программы для дистанционных коммуникаций, совместной деятельности, форумы, блоги, Wiki – все это активно используется современными родителями.
Внедрение Интернет – технологий в практику работы специалистов «Заочной школы эффективного родительства» Центра «Доверие» с родителями позволяет специалисту:
Говоря о конкретных технологиях использования Интернет в практике работы специалиста с родителями можно отметить следующие возможности.
Проведение Интернет–анкетирования родителей.
Существующий сервис Google Документы http://docs.google.com позволяет специалистам «Заочной школы эффективного родительства» Центра «Доверие» создать Интернет–анкеты и тесты, доступ к прохождению которых осуществляется с помощью ссылки, которая генерируется автоматически при создании анкеты. После заполнения анкеты вся информация в автоматическом режиме обрабатывается и аккумулируется в специальных таблицах, а специалист получает отчет с диаграммами и статистикой.
Проведение дистанционного консультирования родителей особенно актуально для специалистов «Заочной школы эффективного родительства» Центра «Доверие». Консультирование может быть организовано с помощью бесплатных программ, которые позволяют выстраивать консультации в режиме реального времени –Skype, ICQ, mail.ru Агент, Google-wave, форум, Friendfeed.com, Gtalk, а также с помощью специальных Интернет–форм связи с психологом, которые размещаются в блоге психолога, на сайте школы.
Организация сетевого проектирования, марафона идей по решению обозначенных проблем также важно для специалистов «Заочной школы эффективного родительства» Центра «Доверие». Такая форма предполагает, что родители, психолог, оциальный педагог возможно учитель собираются в сети и продумывают пути решения нестандартной ситуации. Это «мозговой штурм», где идет составление списка идей с последующей оценкой и выбором нескольких наиболее адекватных ситуации. В качестве примера можно привести – совместное проектирование родителями и психологом в Интернет–среде Friendfeed.com квеста для первоклассников, в ходе которого решалась проблема сплочения класса, а также формирования умений слышать инструкции взрослого. В данной ситуации родители вместе с психологом обозначили проблему, после чего в Интернете формировали варианты ее решения, структуру мероприятия, а реальной жизни встретились лишь для уточнения и принятия окончательного решения. В качестве сред для сетевого проектирования могут выступать Skype, Google-wave, форум, Friendfeed.com, форум, блог, Wiki-wiki.
Проведение группового консультирования родителей с использованием Интернет – это крайне актуальное направление работы специалистов «Заочной школы эффективного родительства» Центра «Доверие».
Проведение группового консультирования родителей может быть усовершенствовано и выведено на качественно новый уровень в связи с появлением Интернет–технологий. Благодаря Интернет - технологиям появляются разные варианты проведения группового консультирования. В частности, стало возможным провести полностью дистанционное групповое консультирование в сети Интернет, очное консультирование группы родителей завершить или начать виртуальной частью, а также использовать Интернет непосредственно в аудитории для проведения консультирования.
Особенностью организаций собраний с использованием Интернет является то, что они ставят и психолога, социальных работников и родителей в деятельностную позицию, что способствует развитию профессиональных компетенций специалиста и повышения компетентности родителей. Собрание с использованием Интернет может быть организовано в блоге, на сайте школы, среде Friendfeed.com, campus.ru, среде Wiki-wiki.