Социальная поддержка молодых родителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 14:32, дипломная работа

Описание работы

Согласно Р.В. Овчаровой, родительство представляет собой социально-психологический феномен, представляющий собой эмоционально и оценочно окрашенную совокупность знаний, представлений и убеждений относительно себя как родителя, реализующуюся во всех проявлениях поведенческой составляющей. На стадии развитой формы, родительство, включает в себя: родительские ценности, установки и ожидания, родительское отношение, родительские чувства, родительские позиции, родительскую ответственность, а также стиль семейного воспитания. Особенности родительских ценностей состоят в том, что они являются основополагающими для остальных компонентов родительства и реализуются в направленности личности родителя и направленности его поведения

Содержание

Введение 3
1. Теоретические предпосылки родительской компетентности, как средство профилактики семейного неблагополучия 6
1.1 Основные подходы к профилактике семейного неблагополучия 6
1.2 Родительская компетентность, как перспективное направление профилактики семейного неблагополучия 15
1.3 Концепции образования родителей по повышению родительской компетентности 33
2 Профилактическая работа по повышению компетентности молодых родителей 50
2.1. Раннее выявление проблем молодых родителей и диагностика родительской компетенции 50
2.2. Социально-педагогическое консультирование молодых родителей по различного рода социальным, правовым, педагогическим вопросам 57
2.3. Проведение практических семинарских занятий с родителями, направленных на повышение компетентности 70
Заключение 82
Список литературы 86
Приложения 91

Работа содержит 1 файл

Социально-педагогическая поддержка молодых родителей.doc

— 488.50 Кб (Скачать)

     Психолого-педагогическое формирование родительства включает два  аспекта [34, с.22]:

1) формирование  родительства как средства воспитания  ребенка;

2) формирование  родительства как частного случая  социализации ребенка в аспекте  передачи представлений о семейных  ролях, родительских и супружеских  функциях.

     Повышение компетентности родителей (формирование у них необходимых знаний, обучение их навыкам общения с детьми, разрешению конфликтных ситуаций, улучшению стиля родительского поведения и т. п.) – одно из направлений психологической помощи семье.

     Формой  такой работы может являться так  называемое «образование родителей». Образование родителей в том значении, в котором специалисты используют этот термин, означает систематически проводимую и теоретически обоснованную программу, целью которой является передача знаний, формирование соответствующих представлений или навыков у участников программы в различных областях семейного воспитания.

     Содержание  программ обычно включает обсуждение конкретных идей, групповые дискуссии, обмен мнениями и опытом деятельности и их анализ, а также формирование определенных навыков. Каждая программа образования родителей отдает предпочтение одному из аспектов семейного воспитания.

     Организаторы  большей части программ образования  родителей надеются добиться достижения следующих целей: сформировать у  родителей более высокий уровень самосознания; помочь родителям в применении дисциплинарных методов; усилить коммуникацию родителей и детей; способствовать тому, чтобы члены семьи как можно больше времени проводили вместе; предоставить родителям полезную информацию о развитии детей.

     Основным  методом «образования родителей» является групповая работа с родителями (программы  Х. Джайнотта, Т. Гордона и др.).

     Групповые методы психологической работы представлены и осмыслены в различных теоретических  концепциях. В последнее время  эти формы, как отмечает Л. А. Петровская, стали подлинным знамением времени как в силу экономичности, так и в силу своей эффективности, в ряде случаев более высокой по сравнению с индивидуальной работой.

     В зарубежной психологии родительские группы зарекомендовали себя как весьма эффективная форма обучения и решения психологических проблем родителей. Разные направления группового «образования родителей» ориентированы на различную практику работы с родителями, имеют различные цели, задачи, установки, а также различные уровни сложности. Использование одних моделей невозможно без знания терминологии и теории – бихевиористская модель, трансактный анализ; другие модели в значительной мере общественно направлены, ставят своей целью построение демократических взаимоотношений с детьми и уделяют много внимания элементам конкретного взаимодействия – адлерианская модель, программа Т. Гордона. Кроме того, часто родительские группы организуются с психотерапевтическими целями, однако в дальнейшем их создатели переносят свой опыт работы в практику проведения групп образования для родителей, дети которых не имеют каких-либо выраженных психических нарушений.

     В последнее время и в нашей  стране стало активно развиваться  направление практической психологической  работы, использующее групповые формы обучения родителей (Ю. Б. Гиппенрейтер, Д. И. Ежов, И. М. Желдак, Е. И. Лебедева, И. М. Марковс-кая, Е. А. Мухаматуллина, Р. В. Овчарова, Е. В. Сидоренко и др.). Кроме того, в отечественной практической психологии упоминание работы с родительскими группами можно найти в различных исследованиях (А. Я. Варга, А. И. Захаров, А. С. Спиваковская и др.), где такая работа сама по себе не является самоцелью, а проводится как дополнение к коррекционной программе, проводимой с детьми, или является составной частью проведения психологической коррекции.

     Групповые формы работы с родителями базируются на современных научных представлениях о личности, формах личностного развития в общении, которые разрабатываются  в психологических исследованиях  А. Г. Асмолова, А. А. Бодалева, Б. С. Братуся, А. Я. Варги, Ф. Е. Василюка, Л. Я. Гозмана, А. Ф. Копьева, Л. А. Петровской, Е. Т. Соколовой, А. С. Спиваковской, В. В. Столина, В. А. Смехова, Е. В. Субботского, А. У. Хараша и др.

      По  данным переписи населения, в 2010 году средний возраст матери при рождении детей составил 25,99 года, в 2005 – 25,77, в 2004 – 25,64. Таким образом, средний возраст матери при рождении детей с годами увеличивается, то есть рождение ребенка (детей) откладывается на более старший возраст. Среди городского населения в 2006 году средний возраст матери составляет – 26,11 года, среди сельского – несколько ниже – 25,70 (таблица 1.1) [30, с.78].

Таблица 1.1

Количество  рождений в 2006 году по возрасту матери

Возраст матери Все население Городское Сельское
15-17 957 552 405
18-19 3288 2204 1084
20-24 12487 9399 3088
25-29 8816 6919 1897
Итого 25548 19074 6474
 

     Рождаемость в Красноярском крае снижается: в 1990 году появилось на свет 43 640 детей, в  2004 – 28 111, а в 2007 – 32 670. Коэффициент рождаемости в возрасте 15-29 лет в 1990 году составлял 324,1, а в 2006 – уже только 208,8 на тысячу женщин соответствующей возрастной группы.

     Для оценки репродуктивной активности молодых  семей важен анализ количества рождений в разных возрастных группах, причем следует учитывать отдельно рождение вторых, третьих и последующих детей (таблица 1.2).

Таблица 1.2

Количество  рождений в 2006 году по возрасту матери и очередности рождения

Возраст матери, лет Всего родившихся живыми В том  числе
первыми вторыми третьими четвертыми пятыми и  более
15-17 1031 1000 30 1 - -
18-19 3164 2929 230 5 - -
20-24 12862 9944 2500 358 51 9
25-29 9182 4242 3828 771 239 101
30-34 4485 914 2445 765 223 138
35-36 1583 180 658 424 150 171
40-44 338 35 70 106 57 70
45-49 15 1 3 4 3 4
Всего 32670 19245 9764 2434 723 493
 

     Из  таблицы 1.2 следует, что большинство  родившихся детей были первенцами и  родились у матерей в возрасте 20-24 лет. Более тысячи детей в крае рождены несовершеннолетними матерями, причем тридцать детей оказались у этих юных мам уже вторыми, а у одной ребенок был третьим. В старшей для молодых семей возрастной группе 25-29 лет число родившихся первенцев составило 31 % от количества рождений первенцев в младших группах, зато третьих, четвертых и пятых детей рождено на 62 % больше, чем во всех более молодых группах вместе взятых.

     В сего в молодых семьях Красноярского края в 2006 году родилось 26 239 детей. Оказалось, что молодая семья Красноярского края – это в основном семья с одним ребенком, но появление в ней второго вполне вероятно, поскольку число родившихся вторых детей составляет 42 % от числа первенцев. Однако рождение последующих детей достаточно проблематично: количество детей, родившихся третьими, составило только 7,4 %, родившихся четвертыми и пятыми – 2,6 % от числа родившихся первенцев.

     Сбор  и анализ статистических данных является необходимым условием эффективности  социальной политики, обеспечивающей поддержку молодых семей.

     Анализ  законодательства в области государственной поддержки семей с детьми позволил предложить следующую типологию мер поддержки:

  • прямая государственная денежная помощь семьям в связи с рождением и воспитанием детей;
  • натуральные выдачи семьям, имеющим детей;
  • различные льготы, субсидии и компенсации семьям, имеющим детей (трудовые, пенсионные, налоговые, жилищные, и др.);
  • социальные услуги, предоставляемые семьям, имеющим детей.

     1. Прямая государственная денежная помощь семьям в связи с рождением и воспитанием детей предоставляется в виде государственных денежных пособий, стипендий, компенсационных выплат, денежных средств на содержание детей в приемных семьях и пенсий. Она выплачивается в виде:

  • государственных денежных пособий семьям, имеющим детей;
  • государственных стипендий;
  • ежемесячных компенсационных выплат;
  • денежных средств на содержание детей, находящихся на воспитании в приемной семье (питание, приобретение одежды и обуви, инвентаря, предметов хозяйственного обихода, игр, игрушек, книг, предметов личной гигиены);
  • государственных пенсий на детей или с учетом находящихся на иждивении детей.

     Оказание  прямой денежной помощи семьям в связи  с рождением и воспитанием  детей осуществляется на основе ряда принципиальных положений, к числу  которых следует отнести постепенный  переход от категориального принципа (учета типа семьи и особенностей жизненной ситуации) к учету доходов семей и сочетанию учета дохода с категориальным подходом. Кроме того, должны обеспечиваться преемственность форм поддержки и множественность источников финансирования пособий. Правовое положение семьи как самостоятельного субъекта отражено в заявительном принципе назначения пособий, выплачиваемых в твердой денежной сумме.

     2. Натуральные выдачи семьям, имеющим  детей, установлены на федеральном уровне в виде бесплатного питания и бесплатных лекарственных средств для определенных категорий населения и детей. Они предоставляются в виде:

  • бесплатного питания для детей в возрасте до двух лет;
  • бесплатного питания для детей в возрасте до трех лет, проживающих на территории радиоактивного загрязнения;
  • бесплатного питания (завтраки и обеды) учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений из многодетных семей;
  • бесплатного и льготного обеспечения лекарственными средствами при амбулаторном лечении для ряда категорий граждан.

     Натуральные выдачи сохраняются в действующем  законодательстве в связи с тем, что многие российские семьи остаются еще на грани бедности, заработная плата у работающих, особенно в  бюджетной сфере, остается недостаточной  для полного удовлетворения даже повседневных потребностей семьи. Размер же пенсий и пособий не достигает даже прожиточного минимума. Таким образом, установление в нормативных актах такой формы поддержки семьи, как натуральные выдачи, является мерой вынужденной и временной, имея в виду принципиальную установку государственной социальной политики на повышение жизненного уровня граждан в Российской Федерации и обеспечение для всех достойной жизни.

     3. Трудовые, пенсионные, налоговые, жилищные, транс-портные, оздоровительные  и другие гарантии и льготы, компенсации и субсидии гражданам, имеющим детей. К этой форме государственной поддержки семей с детьми относятся:

  • трудовые гарантии и льготы;
  • льготы в области пенсионного обеспечения для женщин;
  • субсидии и льготы по оплате жилья и коммунальных услуг;
  • безвозмездные субсидии на строительство и приобретение жилья, а также бесплатное обеспечение жилой площадью;
  • льготы по приему и содержанию детей в детских дошкольных учреждениях;
  • налоговые льготы (либо освобождение от налогообложения определенных видов доходов, либо стандартные налоговые вычеты).

Информация о работе Социальная поддержка молодых родителей