Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 14:32, дипломная работа
Согласно Р.В. Овчаровой, родительство представляет собой социально-психологический феномен, представляющий собой эмоционально и оценочно окрашенную совокупность знаний, представлений и убеждений относительно себя как родителя, реализующуюся во всех проявлениях поведенческой составляющей. На стадии развитой формы, родительство, включает в себя: родительские ценности, установки и ожидания, родительское отношение, родительские чувства, родительские позиции, родительскую ответственность, а также стиль семейного воспитания. Особенности родительских ценностей состоят в том, что они являются основополагающими для остальных компонентов родительства и реализуются в направленности личности родителя и направленности его поведения
Введение 3
1. Теоретические предпосылки родительской компетентности, как средство профилактики семейного неблагополучия 6
1.1 Основные подходы к профилактике семейного неблагополучия 6
1.2 Родительская компетентность, как перспективное направление профилактики семейного неблагополучия 15
1.3 Концепции образования родителей по повышению родительской компетентности 33
2 Профилактическая работа по повышению компетентности молодых родителей 50
2.1. Раннее выявление проблем молодых родителей и диагностика родительской компетенции 50
2.2. Социально-педагогическое консультирование молодых родителей по различного рода социальным, правовым, педагогическим вопросам 57
2.3. Проведение практических семинарских занятий с родителями, направленных на повышение компетентности 70
Заключение 82
Список литературы 86
Приложения 91
Психолого-педагогическое формирование родительства включает два аспекта [34, с.22]:
1) формирование
родительства как средства
2) формирование
родительства как частного
Повышение компетентности родителей (формирование у них необходимых знаний, обучение их навыкам общения с детьми, разрешению конфликтных ситуаций, улучшению стиля родительского поведения и т. п.) – одно из направлений психологической помощи семье.
Формой такой работы может являться так называемое «образование родителей». Образование родителей в том значении, в котором специалисты используют этот термин, означает систематически проводимую и теоретически обоснованную программу, целью которой является передача знаний, формирование соответствующих представлений или навыков у участников программы в различных областях семейного воспитания.
Содержание программ обычно включает обсуждение конкретных идей, групповые дискуссии, обмен мнениями и опытом деятельности и их анализ, а также формирование определенных навыков. Каждая программа образования родителей отдает предпочтение одному из аспектов семейного воспитания.
Организаторы большей части программ образования родителей надеются добиться достижения следующих целей: сформировать у родителей более высокий уровень самосознания; помочь родителям в применении дисциплинарных методов; усилить коммуникацию родителей и детей; способствовать тому, чтобы члены семьи как можно больше времени проводили вместе; предоставить родителям полезную информацию о развитии детей.
Основным методом «образования родителей» является групповая работа с родителями (программы Х. Джайнотта, Т. Гордона и др.).
Групповые
методы психологической работы представлены
и осмыслены в различных
В зарубежной психологии родительские группы зарекомендовали себя как весьма эффективная форма обучения и решения психологических проблем родителей. Разные направления группового «образования родителей» ориентированы на различную практику работы с родителями, имеют различные цели, задачи, установки, а также различные уровни сложности. Использование одних моделей невозможно без знания терминологии и теории – бихевиористская модель, трансактный анализ; другие модели в значительной мере общественно направлены, ставят своей целью построение демократических взаимоотношений с детьми и уделяют много внимания элементам конкретного взаимодействия – адлерианская модель, программа Т. Гордона. Кроме того, часто родительские группы организуются с психотерапевтическими целями, однако в дальнейшем их создатели переносят свой опыт работы в практику проведения групп образования для родителей, дети которых не имеют каких-либо выраженных психических нарушений.
В последнее время и в нашей стране стало активно развиваться направление практической психологической работы, использующее групповые формы обучения родителей (Ю. Б. Гиппенрейтер, Д. И. Ежов, И. М. Желдак, Е. И. Лебедева, И. М. Марковс-кая, Е. А. Мухаматуллина, Р. В. Овчарова, Е. В. Сидоренко и др.). Кроме того, в отечественной практической психологии упоминание работы с родительскими группами можно найти в различных исследованиях (А. Я. Варга, А. И. Захаров, А. С. Спиваковская и др.), где такая работа сама по себе не является самоцелью, а проводится как дополнение к коррекционной программе, проводимой с детьми, или является составной частью проведения психологической коррекции.
Групповые
формы работы с родителями базируются
на современных научных
По данным переписи населения, в 2010 году средний возраст матери при рождении детей составил 25,99 года, в 2005 – 25,77, в 2004 – 25,64. Таким образом, средний возраст матери при рождении детей с годами увеличивается, то есть рождение ребенка (детей) откладывается на более старший возраст. Среди городского населения в 2006 году средний возраст матери составляет – 26,11 года, среди сельского – несколько ниже – 25,70 (таблица 1.1) [30, с.78].
Таблица 1.1
Количество рождений в 2006 году по возрасту матери
Возраст матери | Все население | Городское | Сельское |
15-17 | 957 | 552 | 405 |
18-19 | 3288 | 2204 | 1084 |
20-24 | 12487 | 9399 | 3088 |
25-29 | 8816 | 6919 | 1897 |
Итого | 25548 | 19074 | 6474 |
Рождаемость в Красноярском крае снижается: в 1990 году появилось на свет 43 640 детей, в 2004 – 28 111, а в 2007 – 32 670. Коэффициент рождаемости в возрасте 15-29 лет в 1990 году составлял 324,1, а в 2006 – уже только 208,8 на тысячу женщин соответствующей возрастной группы.
Для оценки репродуктивной активности молодых семей важен анализ количества рождений в разных возрастных группах, причем следует учитывать отдельно рождение вторых, третьих и последующих детей (таблица 1.2).
Таблица 1.2
Количество рождений в 2006 году по возрасту матери и очередности рождения
Возраст матери, лет | Всего родившихся живыми | В том числе | ||||
первыми | вторыми | третьими | четвертыми | пятыми и более | ||
15-17 | 1031 | 1000 | 30 | 1 | - | - |
18-19 | 3164 | 2929 | 230 | 5 | - | - |
20-24 | 12862 | 9944 | 2500 | 358 | 51 | 9 |
25-29 | 9182 | 4242 | 3828 | 771 | 239 | 101 |
30-34 | 4485 | 914 | 2445 | 765 | 223 | 138 |
35-36 | 1583 | 180 | 658 | 424 | 150 | 171 |
40-44 | 338 | 35 | 70 | 106 | 57 | 70 |
45-49 | 15 | 1 | 3 | 4 | 3 | 4 |
Всего | 32670 | 19245 | 9764 | 2434 | 723 | 493 |
Из таблицы 1.2 следует, что большинство родившихся детей были первенцами и родились у матерей в возрасте 20-24 лет. Более тысячи детей в крае рождены несовершеннолетними матерями, причем тридцать детей оказались у этих юных мам уже вторыми, а у одной ребенок был третьим. В старшей для молодых семей возрастной группе 25-29 лет число родившихся первенцев составило 31 % от количества рождений первенцев в младших группах, зато третьих, четвертых и пятых детей рождено на 62 % больше, чем во всех более молодых группах вместе взятых.
В сего в молодых семьях Красноярского края в 2006 году родилось 26 239 детей. Оказалось, что молодая семья Красноярского края – это в основном семья с одним ребенком, но появление в ней второго вполне вероятно, поскольку число родившихся вторых детей составляет 42 % от числа первенцев. Однако рождение последующих детей достаточно проблематично: количество детей, родившихся третьими, составило только 7,4 %, родившихся четвертыми и пятыми – 2,6 % от числа родившихся первенцев.
Сбор и анализ статистических данных является необходимым условием эффективности социальной политики, обеспечивающей поддержку молодых семей.
Анализ законодательства в области государственной поддержки семей с детьми позволил предложить следующую типологию мер поддержки:
1.
Прямая государственная
Оказание
прямой денежной помощи семьям в связи
с рождением и воспитанием
детей осуществляется на основе ряда
принципиальных положений, к числу
которых следует отнести
2. Натуральные выдачи семьям, имеющим детей, установлены на федеральном уровне в виде бесплатного питания и бесплатных лекарственных средств для определенных категорий населения и детей. Они предоставляются в виде:
Натуральные выдачи сохраняются в действующем законодательстве в связи с тем, что многие российские семьи остаются еще на грани бедности, заработная плата у работающих, особенно в бюджетной сфере, остается недостаточной для полного удовлетворения даже повседневных потребностей семьи. Размер же пенсий и пособий не достигает даже прожиточного минимума. Таким образом, установление в нормативных актах такой формы поддержки семьи, как натуральные выдачи, является мерой вынужденной и временной, имея в виду принципиальную установку государственной социальной политики на повышение жизненного уровня граждан в Российской Федерации и обеспечение для всех достойной жизни.
3.
Трудовые, пенсионные, налоговые, жилищные,
транс-портные,