Социальная поддержка молодых родителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 14:32, дипломная работа

Описание работы

Согласно Р.В. Овчаровой, родительство представляет собой социально-психологический феномен, представляющий собой эмоционально и оценочно окрашенную совокупность знаний, представлений и убеждений относительно себя как родителя, реализующуюся во всех проявлениях поведенческой составляющей. На стадии развитой формы, родительство, включает в себя: родительские ценности, установки и ожидания, родительское отношение, родительские чувства, родительские позиции, родительскую ответственность, а также стиль семейного воспитания. Особенности родительских ценностей состоят в том, что они являются основополагающими для остальных компонентов родительства и реализуются в направленности личности родителя и направленности его поведения

Содержание

Введение 3
1. Теоретические предпосылки родительской компетентности, как средство профилактики семейного неблагополучия 6
1.1 Основные подходы к профилактике семейного неблагополучия 6
1.2 Родительская компетентность, как перспективное направление профилактики семейного неблагополучия 15
1.3 Концепции образования родителей по повышению родительской компетентности 33
2 Профилактическая работа по повышению компетентности молодых родителей 50
2.1. Раннее выявление проблем молодых родителей и диагностика родительской компетенции 50
2.2. Социально-педагогическое консультирование молодых родителей по различного рода социальным, правовым, педагогическим вопросам 57
2.3. Проведение практических семинарских занятий с родителями, направленных на повышение компетентности 70
Заключение 82
Список литературы 86
Приложения 91

Работа содержит 1 файл

Социально-педагогическая поддержка молодых родителей.doc

— 488.50 Кб (Скачать)

     Объект  исследования в дипломной работе - «Кризисный центр для женщин «Доверие» находится по адресу: г. Красноярск, Борисевича, 8

     Кризисный центр «Доверие» является муниципальным  учреждением, одним из отделов УСЗН Ленинского района г. Красноярска. Финансирование осуществляется за счет городского бюджета, а так же за счет благотворительных взносов частных лиц. Данный центр работает с женщинами и их семьями, попавшим в трудную жизненную ситуацию, а также женщинами и их детьми подвергающимся разного рода насилию (психологическое, физическое, сексуальное) в семье.

     Основной  целью центра является оказание помощи женщинам и их детям, подвергающимся разного рода насилию (психологическое, физическое, сексуальное) в семье.

     В кризисном центре «Доверие» функционирует  «Заочная школа эффективного родительства». Это одно из направлений работы «Отделения помощи женщинам, попавшим в трудную жизненную ситуацию» и предназначена для просвещения и обучения родителей способам правильного общения с детьми с целью создания психологического благополучия детей и семей.

     Организация работы «школы» включает следующие аспекты:

  • предоставление помощи родителям осуществляется через учебные тематические курсы в виде текстов уроков;
  • тексты уроков доставляются родителям на дом социальными педагогами (родители могут самостоятельно забрать текст урока);
  • психологи осуществляют разработку текстов уроков, а также консультирование социальных педагогов;
  • в течение курса обучения психологами организуются очные ежемесячные встречи с родителями в удобное для них время с целью уточнения и проверки усвоенных знаний.

     Основным  недостатком в деятельности «Школы эффективного родителя» и всего  кризисного центра «Доверии» в целом  является отсутствие практической работы с молодыми родителями. Это направление  не выделено, не использованы диагностические методики, практические групповые занятия. Работа сводится к изучению теоретических уроков и индивидуальной работой с родителем.

     Вторым  серьезным недостатком является отсутствие достаточной материально-технической  базы, соответствующего оборудования для проведения активных занятий не позволяет развивать деятельность «Школы эффективного родителя». Уроки школы могли бы размещаться на сайте учреждения, которого в сети Интернет нет. Работа по закреплению материала уроков Школы могла бы размещаться на сайте, передаваться по каналам электронной связи, на сайте можно задавать вопросы специалисту Центра.

     При использовании современных информационных технологий значительно экономится время социальных работников и психологов.

     Третий  недостаток - среди семей, состоящих на учете в центе, а так же тех, кто обращается в Кризисный центр немало молодых родителей, работа с которыми имеет свои особенности, которые не учитываются в центре.

     Для Центра «Доверие» в настоящее  время особенно актуальным является разработка собственного сайта учреждения. В настоящее время информационные технологии все шире входят в жизнь человека, меняют ее, формирует новые потребности и открывает возможности, которые не были доступны ранее. Внедрение Интернет – технологий в практику работы специалистов «Заочной школы эффективного родительства» Центра «Доверие» с родителями позволит специалистам Центра повысить эффективность своей работы.

     Проведение  дистанционного консультирования родителей особенно актуально для специалистов «Заочной школы эффективного родительства» Центра «Доверие».

     Создание  личных страниц специалистов «Заочной школы эффективного родительства» Центра «Доверие» не требует особой технической подготовки, вместе с тем позволяет эффективно решать ряд задач. С одной стороны, в блоге можно выставлять материалы, аккумулировать ресурсы для консультирования и проводить запись на консультации, осуществлять рассылки, освещать деятельность психолога, проводить виртуальные групповые консультации, обсуждения, организовывать обучение молодых родителей и детское – взрослые мероприятия. Портфолио обеспечит социального педагога возможностью индивидуальной самореализации, а основой для этого является план самообразования. Создание портфолио позволит перейти от административной системы учёта результативности педагогической деятельности к более объективной системе оценивания успешности.

     С другой, личная страница или электронное портфолио – это средство для предъявления собственных результатов, где специалист может через деятельность, комментарии, ответы, материалы, проекты предъявить себя как профессионал и тем самым повысить доверие у родителей к деятельности психолога, сформировать спрос на психологические услуги.

     В дипломной работе предлагается разработать  электронное портфолио социального  педагога.

     Таким образом, использование Интернет–технологий  при грамотном использовании  позволяет сделать деятельность специалистов с молодыми родителями более эффективной, а молодых родителей – более компетентными в вопросах воспитания и развития ребенка. 
 
 

Список литературы

  1. Постановление Законодательного Собрания Красноярского  края от 5 июня 2005 года № 14-1343-П «О концепции  семейной политики, защиты прав и законных интересов детей, поддержки детства» // Красноярский рабочий. (№122). 2005. 6 июля (1)
  2. Акерман Н. Семья как социальная и эмоциональная единица. СПб.: Питер, 2004. С. 96 (2)
  3. Бадмаев С. А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников [текст] / С. А. Бадмаев. – М., 1997 г. – с.63-65(3)
  4. Бодалев А. А. Столин В. В. Аванесов В. С. Общая психодиагностика СПб.: Изд-во «Речь», 2006 г. 440 с. (4)
  5. Бурак П.И. Региональные программы социального развития в условиях формирования рынка // Российский экономический журнал. - 2005. - N 3. - С. 18-24;
  6. Бурак П.И., Рождественская И.А., Ростанец В.Г. Государственное регулирование социального развития регионов. - М.: УРСС, 2007;
  7. В помощь молодой семье. Коррекционно-развивающая программа «Смышленыш» (развитие познавательных процессов у детей 3-х лет). – Псков: Издательство Областного Центра народного творчества, 2005. - 64с.;
  8. Вершинин В. Н. Домашнее воспитание [текст]: Книга для учителей, воспитателей, родителей / В. Н. Вершинин. – Чебоксары, «Клио», 2008. г – 200 с. (5)
  9. Гордон Т. Тренинг эффективного родителя. URL: http: //www.myword.ru
  10. Григорьева И.А. Модели человека в теории социальной работы. СПб., СПбГУ, 2005 г.;
  11. Денисов Н.А. , Зайцева Т.С. Ресурсное обеспечение отраслей социально-культурного комплекса // Общество и экономика. – 2005 г. - N3-4. - С. 112-121;
  12. Домницкая М. Местное самоуправление борется за выживание // РИА "Новости". - 2006. - N 7. - С.32-33;
  13. Дракер П., Посткапиталистическое общество // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под ред. В.Л.Иноземцева. М.: Academia, 1999 г., с.67-100.
  14. Зайнышев И.Г. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы. - М., 2008 г.;
  15. Зайнышев И.Г., Технология социальной работы. // Издательство: - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС – 2005 г., 240 с.;
  16. Здравомыслова О.М. Психологические и социально-культурные функции семьи // Психология семьи / Под ред. Д.Я. Райгородского (Серия «Психология семейных отношений»): Учеб. пособие для факультетов психологии, экономики и журналистики. Самара: Изд. дом «Бахрах-М», 2006. С. 86. (6)
  17. Ильина Т.С., Шилова О.Н. Опыт развития информационной культуры учителей средствами образовательных технологий / Т.С. Ильина / Развитие региональной образовательной информационной среды "РОИС-2006": Материалы межрегиональной научно-практической конференции (http://rois.loiro.ru) – Санкт-Петербург, 2006, с. 120-123;
  18. История социальной педагогики [Текст] : хрестоматия-учебник / Галагузова М. А., Лушников А. М., Дорохова Т. С. - М. : Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2004 г. с.169 (7)
  19. Калмыкова И.Р. Портфолио как средство самоорганизации и саморазвития личности / И.Р. Калмыкова / "Образование в современной школе", №5, 2006, с.14;
  20. Карнаухова М.В., Психолого-педагогическое просвещение как фактор развития педагогической культуры родителей //«Педагогическая наука: история, теория, практика, тенденции развития» / 2010 г. - № 2(8)
  21. Кнорринг В. И. Теория, практика и искусство управления. Учебник для вузов по специальности "Менеджмент". - 2-е изд., изм. и доп. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА o М), 2001. - 528 с.
  22. Кузьмин К.В., Сутырин Б.А. История социальной работы. М., 2007 г.;
  23. Куликова Н.Ю. Информационные коммуникационные технологии как средство повышения профессионального мастерства преподавателей специальных дисциплин/ Н.Ю. Куликова / Вестник РУДН» серия «Информатизация образования» - 2008 г., №1;
  24. Куликова Н.Ю. Формирование информационной компетентности преподавателей спецдисциплин в техникуме / Н.Ю. Куликова - Новые информационные технологии в университетском образовании: Материалы XII научно-методической конференции – Новосибирск, 2007. С. 15-16;
  25. Кэтрин Дж. Кволс. Переориентация поведения детей. – СПб.: Деан, 2000. – 320 с.
  26. Лексин В., Шевцов А. Муниципализация социальных объектов приватизированных предприятий // Российский экономический журнал. - 2008. - N 5-6;
  27. Лексин В., Шевцов А., Фрейкман Л. Региональные коллизии функционирования социальных объектов // Российский экономический журнал.-2007. - N 6
  28. Лесин В., Швецов А., Бюджетный федерализм в период кризиса и реформ// Финансы.-2007.-№3.-С.18-34.
  29. Матенюк В.И. Основы самостоятельности и сбалансированности местных бюджетов//Финансы.- 2006.- №3.- С.7-10.
  30. Мизина Н. Н. Родительская компетентность: психологический аспект проблемы. Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки»/ Северо-Кавказский государственный технический университет - 2009 г. - № 7 (9)
  31. Мизина Н. Н. Родительская компетентность: психологический аспект проблемы. Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки»/ Северо-Кавказский государственный технический университет. – 2009. – № 7 – С. 13 –141.
  32. Митчел М. Вопросы построения прозрачной финансовой системы в России // Деньги и кредит.- 2007.- 230 с.
  33. Молодая семья: проблемы и перспективы социальной поддержки: монография / Красноярский гоударственный университет, Юридический институт, под общей редакцией Е.В. Жижко и С.Д. Чигановой. – Красноярск: РУМЦ ЮО, 2009. – С.78(10)
  34. Мэш Э., Вольф Д. Детская патопсихология М:Прайм-Еврознак – 2007 г. – 511 с. (11)
  35. Николаева Т.П. Бюджетная система РФ: Учебное пособие// Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. – М.: МЭСИ.- 2006.- 261 с.
  36. Новикова Т.Г. Папка индивидуальных достижений - «портфолио»// Директор школы.-2004. - № 7.- с. 45 – 48;
  37. Овчарова Р. В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. - 496 с.
  38. Пирогов Г. Г., Машезерская Л.Я., Лисовский Ю.П. и др. Механизмы защиты социальной сферы. - М.: Наука, 2007 г.;
  39. Попов В.Г., Китаев В.В., Снегирев О.Ю. Роль градообразующих предприятий в социальной сфере крупных российских городов. — Екатеринбург: УрАГС, Библиотечка журнала «ЧиновникЪ», №1, 2007. — 208 с.;
  40. Психосоциальная работа с молодой семьей: информационно-аналитический материал по итогам реализации в 2005 году проекта «Социально-реабилитационная работа с несовершеннолетними детьми из семей «группы риска» в рамках федеральной целевой программы «Дети России» на 2003-2006 гг. подпрограммы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». / Под редакцией Н.А. Цветковой. - Псков: ПГПУ,2005. -230с.;
  41. Селевко Г.К. Современные информационные технологии / Г.К. Селевко - М., Народное образование, 2007 г. - с. 108;
  42. Современный ребенок. Энциклопедия взаимопонимания. под ред. А.Я. Варги. М.: ОГИ: Прагматика культуры, 2006 г. (13)
  43. Технология профессионального сопровождения семьи и семьи « группы риска». Методическое пособие по итогам реализации проекта « Разработка и реализация технологий командной работы специалистов по профессиональному сопровождению замещающих семей и семей группы « риска» на базе ГУСО « Областной Центр семьи». Псков, типография ООО « Гименей», 2007.- 248 с.;
  44. Чошанов М.А. Был. Состоял. Привлекался. Учебный портфолио как альтернативная система оценки. // "Учитель года", №4, 2002 г. – с. 49
  45. http://www.kemerovo.ru/ Официальный сайт города Кемерово

47. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства здравоохранения и со-циального развития Российской Федерации как субъекта бюджетного планирования на 2008 год и на период до 2010 года. 06.09.2007 // Министерство здравоохранения и социального развития http://www.mzsrrf.ru/pr_min/825.html 
 
 
 
 
 
 
 
 

приложение 1

Анкета  для родителей

Уважаемые родители, нам хотелось бы узнать, как  Вы используете полученную на консультациях информацию. Ответьте, пожалуйста, на предложенные вопросы. 

1. Прослеживаете  ли Вы динамику достижений  ребёнка. Если да, то каким образом?

2. Какие  новые навыки появились у Вашего  ребёнка за последнее время?

  • Познавательное развитие.
  • Речевое развитие.
  • Двигательное развитие: крупная моторика, мелкая моторика.
  • Коммуникативное развитие.

3. Организуете  ли Вы дома развивающие игры  для ребёнка? Если да, то какие?

4. Сочетаете  ли Вы более трудные задания  с более лёгкими и уже известными для ребёнка заданиями?

5. Начинаете  ли Вы каждую серию заданий  с ситуации успеха?

6. Предлагаете  ли Вы ребёнку короткие задания,  стараясь процесс игры сделать более разнообразным?

7. Даёте ли Вы указания на каждое действие ребёнка при выполнении задания?

8. Даёте ли Вы ребёнку время на ответ, прежде чем предложить свою помощь?

9. Если ребёнок не выполняет предложенное задание, повторяете ли Вы инструкцию и только после этого помогаете физически выполнить задание?

10. Каким образом Вы привлекаете других членов семьи к организации развивающих игр? Кого?

11. Какое развивающее оборудование Вы используете для закрепления полученных на консультациях навыков?

12. Какие трудности у Вас возникают во время работы с развивающим оборудованием?

13. Как Вы считаете, что способствовало развитию Вашего ребёнка в последнее время?

14. Обогатился ли Ваш родительский опыт в процессе коррекционно-развивающих мероприятий с ребёнком?

Спасибо! 
 
 

Приложение  2

Примерная схема беседы

1. Фамилия, имя,  отчество родителей. 

2. Состав  семьи. 

3. Осмотр  помещения для составления акта  жилищно-бытовых условий. 

4. Семейный  бюджет.

5. Свободное  время (чем занимаются).

6. Мнение  о своих детях; 

  • способный;
  • хороший;
  • средний;
  • неспособный и т.д.

7. Отношение  к успехам и неудачам ребенка: 

  • переживаю с ним его неудачи;
  • радуюсь его успехам;
  • считаю, что это его дело и т.д.

8. Какими  качествами обладает ваш ребенок:  честность, правдивость, доброта,  лживость, любознательность, умение  постоять за себя.

9. Совместное времяпрепровождение: ежедневно, по выходным дням, редко, почти никогда...

10. Совместная деятельность в семье: вместе выполняем, решаем проблемы, вместе работаем, каждый занят своим делом...

11. Каковы отношения в семье: хорошие, не очень хорошие, плохие, конфликтные.

12. Отношение к алкоголю, табаку, наркотикам: один раз употреблял, постоянно, периодически.

13. Чем ребенок любит заниматься: помогать, помогать взрослым, посещать различные кружки, секции...

Приложение  4

     Задание: «Ребенок и коллективная мама». 

     Цели: определение родительских воздействий на ребенка, осознание влияния ребенка на чувства родителя, осознание жизненного пространства ребенка.

     Ролевая игра.

     Содержание: Одному участнику группы предлагается побыть «ребенком» и попробовать  ощутить давление родительских воздействий. Остальные участники группы выступают в роли «коллективной мамы», которая осуществляет определенные родительские воздействия на ребенка, определяет его жизненное пространство, решает что можно, чего нельзя. В случае запретов используются ленточки. В зависимости от запретов лентами завязываются руки, ноги, уши. Когда «ребенок» весь перевязан, родителям предлагается оценить адекватность родительских воздействий.

Информация о работе Социальная поддержка молодых родителей