Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 14:32, дипломная работа
Согласно Р.В. Овчаровой, родительство представляет собой социально-психологический феномен, представляющий собой эмоционально и оценочно окрашенную совокупность знаний, представлений и убеждений относительно себя как родителя, реализующуюся во всех проявлениях поведенческой составляющей. На стадии развитой формы, родительство, включает в себя: родительские ценности, установки и ожидания, родительское отношение, родительские чувства, родительские позиции, родительскую ответственность, а также стиль семейного воспитания. Особенности родительских ценностей состоят в том, что они являются основополагающими для остальных компонентов родительства и реализуются в направленности личности родителя и направленности его поведения
Введение 3
1. Теоретические предпосылки родительской компетентности, как средство профилактики семейного неблагополучия 6
1.1 Основные подходы к профилактике семейного неблагополучия 6
1.2 Родительская компетентность, как перспективное направление профилактики семейного неблагополучия 15
1.3 Концепции образования родителей по повышению родительской компетентности 33
2 Профилактическая работа по повышению компетентности молодых родителей 50
2.1. Раннее выявление проблем молодых родителей и диагностика родительской компетенции 50
2.2. Социально-педагогическое консультирование молодых родителей по различного рода социальным, правовым, педагогическим вопросам 57
2.3. Проведение практических семинарских занятий с родителями, направленных на повышение компетентности 70
Заключение 82
Список литературы 86
Приложения 91
Объект исследования в дипломной работе - «Кризисный центр для женщин «Доверие» находится по адресу: г. Красноярск, Борисевича, 8
Кризисный центр «Доверие» является муниципальным учреждением, одним из отделов УСЗН Ленинского района г. Красноярска. Финансирование осуществляется за счет городского бюджета, а так же за счет благотворительных взносов частных лиц. Данный центр работает с женщинами и их семьями, попавшим в трудную жизненную ситуацию, а также женщинами и их детьми подвергающимся разного рода насилию (психологическое, физическое, сексуальное) в семье.
Основной целью центра является оказание помощи женщинам и их детям, подвергающимся разного рода насилию (психологическое, физическое, сексуальное) в семье.
В кризисном центре «Доверие» функционирует «Заочная школа эффективного родительства». Это одно из направлений работы «Отделения помощи женщинам, попавшим в трудную жизненную ситуацию» и предназначена для просвещения и обучения родителей способам правильного общения с детьми с целью создания психологического благополучия детей и семей.
Организация работы «школы» включает следующие аспекты:
Основным недостатком в деятельности «Школы эффективного родителя» и всего кризисного центра «Доверии» в целом является отсутствие практической работы с молодыми родителями. Это направление не выделено, не использованы диагностические методики, практические групповые занятия. Работа сводится к изучению теоретических уроков и индивидуальной работой с родителем.
Вторым
серьезным недостатком является
отсутствие достаточной материально-
При
использовании современных
Третий недостаток - среди семей, состоящих на учете в центе, а так же тех, кто обращается в Кризисный центр немало молодых родителей, работа с которыми имеет свои особенности, которые не учитываются в центре.
Для Центра «Доверие» в настоящее время особенно актуальным является разработка собственного сайта учреждения. В настоящее время информационные технологии все шире входят в жизнь человека, меняют ее, формирует новые потребности и открывает возможности, которые не были доступны ранее. Внедрение Интернет – технологий в практику работы специалистов «Заочной школы эффективного родительства» Центра «Доверие» с родителями позволит специалистам Центра повысить эффективность своей работы.
Проведение дистанционного консультирования родителей особенно актуально для специалистов «Заочной школы эффективного родительства» Центра «Доверие».
Создание личных страниц специалистов «Заочной школы эффективного родительства» Центра «Доверие» не требует особой технической подготовки, вместе с тем позволяет эффективно решать ряд задач. С одной стороны, в блоге можно выставлять материалы, аккумулировать ресурсы для консультирования и проводить запись на консультации, осуществлять рассылки, освещать деятельность психолога, проводить виртуальные групповые консультации, обсуждения, организовывать обучение молодых родителей и детское – взрослые мероприятия. Портфолио обеспечит социального педагога возможностью индивидуальной самореализации, а основой для этого является план самообразования. Создание портфолио позволит перейти от административной системы учёта результативности педагогической деятельности к более объективной системе оценивания успешности.
С другой, личная страница или электронное портфолио – это средство для предъявления собственных результатов, где специалист может через деятельность, комментарии, ответы, материалы, проекты предъявить себя как профессионал и тем самым повысить доверие у родителей к деятельности психолога, сформировать спрос на психологические услуги.
В
дипломной работе предлагается разработать
электронное портфолио
Таким
образом, использование Интернет–
47. Доклад
о результатах и основных направлениях
деятельности Министерства здравоохранения
и со-циального развития Российской Федерации
как субъекта бюджетного планирования
на 2008 год и на период до 2010 года. 06.09.2007
// Министерство здравоохранения и социального
развития http://www.mzsrrf.ru/pr_min/
Анкета для родителей
Уважаемые
родители, нам хотелось бы узнать, как
Вы используете полученную на консультациях
информацию. Ответьте, пожалуйста, на предложенные
вопросы.
1. Прослеживаете ли Вы динамику достижений ребёнка. Если да, то каким образом?
2. Какие
новые навыки появились у
3. Организуете ли Вы дома развивающие игры для ребёнка? Если да, то какие?
4. Сочетаете ли Вы более трудные задания с более лёгкими и уже известными для ребёнка заданиями?
5. Начинаете ли Вы каждую серию заданий с ситуации успеха?
6. Предлагаете
ли Вы ребёнку короткие
7. Даёте ли Вы указания на каждое действие ребёнка при выполнении задания?
8. Даёте ли Вы ребёнку время на ответ, прежде чем предложить свою помощь?
9. Если ребёнок не выполняет предложенное задание, повторяете ли Вы инструкцию и только после этого помогаете физически выполнить задание?
10. Каким образом Вы привлекаете других членов семьи к организации развивающих игр? Кого?
11. Какое развивающее оборудование Вы используете для закрепления полученных на консультациях навыков?
12. Какие трудности у Вас возникают во время работы с развивающим оборудованием?
13. Как Вы считаете, что способствовало развитию Вашего ребёнка в последнее время?
14. Обогатился ли Ваш родительский опыт в процессе коррекционно-развивающих мероприятий с ребёнком?
Спасибо!
Примерная схема беседы
1. Фамилия, имя, отчество родителей.
2. Состав семьи.
3. Осмотр
помещения для составления
4. Семейный бюджет.
5. Свободное время (чем занимаются).
6. Мнение о своих детях;
7. Отношение к успехам и неудачам ребенка:
8. Какими
качествами обладает ваш
9. Совместное времяпрепровождение: ежедневно, по выходным дням, редко, почти никогда...
10. Совместная деятельность в семье: вместе выполняем, решаем проблемы, вместе работаем, каждый занят своим делом...
11. Каковы отношения в семье: хорошие, не очень хорошие, плохие, конфликтные.
12. Отношение к алкоголю, табаку, наркотикам: один раз употреблял, постоянно, периодически.
13. Чем ребенок любит заниматься: помогать, помогать взрослым, посещать различные кружки, секции...
Задание:
«Ребенок и коллективная мама».
Цели: определение родительских воздействий на ребенка, осознание влияния ребенка на чувства родителя, осознание жизненного пространства ребенка.
Ролевая игра.
Содержание: Одному участнику группы предлагается побыть «ребенком» и попробовать ощутить давление родительских воздействий. Остальные участники группы выступают в роли «коллективной мамы», которая осуществляет определенные родительские воздействия на ребенка, определяет его жизненное пространство, решает что можно, чего нельзя. В случае запретов используются ленточки. В зависимости от запретов лентами завязываются руки, ноги, уши. Когда «ребенок» весь перевязан, родителям предлагается оценить адекватность родительских воздействий.