Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 14:32, дипломная работа
Согласно Р.В. Овчаровой, родительство представляет собой социально-психологический феномен, представляющий собой эмоционально и оценочно окрашенную совокупность знаний, представлений и убеждений относительно себя как родителя, реализующуюся во всех проявлениях поведенческой составляющей. На стадии развитой формы, родительство, включает в себя: родительские ценности, установки и ожидания, родительское отношение, родительские чувства, родительские позиции, родительскую ответственность, а также стиль семейного воспитания. Особенности родительских ценностей состоят в том, что они являются основополагающими для остальных компонентов родительства и реализуются в направленности личности родителя и направленности его поведения
Введение 3
1. Теоретические предпосылки родительской компетентности, как средство профилактики семейного неблагополучия 6
1.1 Основные подходы к профилактике семейного неблагополучия 6
1.2 Родительская компетентность, как перспективное направление профилактики семейного неблагополучия 15
1.3 Концепции образования родителей по повышению родительской компетентности 33
2 Профилактическая работа по повышению компетентности молодых родителей 50
2.1. Раннее выявление проблем молодых родителей и диагностика родительской компетенции 50
2.2. Социально-педагогическое консультирование молодых родителей по различного рода социальным, правовым, педагогическим вопросам 57
2.3. Проведение практических семинарских занятий с родителями, направленных на повышение компетентности 70
Заключение 82
Список литературы 86
Приложения 91
Социальную службу обеспечивают предприятия, учреждения, организации и другие юридические лица различных форм собственности, которые осуществляют социальное обслуживание, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию без образования юридического лица.
Система социальной защиты молодежи в субъектах РФ имеет следующую структуру учреждений социального обслуживания.
1.
Обязательный минимум для
а) центр социального обслуживания (отделения: социальной помощи на дому, дневного, временного пребывания, срочной социальной помощи);
б) центр социальной помощи семье и детям;
в) социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних;
г) социальная гостиница;
д) социальный приют для детей и подростков.
2. Дополнительная сеть в городах и районах, куда входят:
а) центр психолого-педагогической помощи;
б) центр экстренной психологической помощи по телефону;
в) дом милосердия;
г) реабилитационные центры для лиц с ограниченными возможностями (в том числе для детей и подростков).
3.Республиканские, краевые, областные, окружные, межрайоннные учреждения, куда входят:
а) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей ;
б) дома-интернаты: детские, психоневрологические, специальные;
в) общежития
для лиц с ограниченными
При организации социальных служб для молодежи очень важно четко определить их задачи. Так, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних включает в себя четыре отделения: отделение диагностики, социальной реабилитации, дневного пребывания и стационар.
В задачи отделения диагностики входит: выявлять дезадаптированных детей и подростков, создавать банк данных о них; выявлять и анализировать факторы социальной дезадаптации детей, ее формы и стадии; изучать состояние здоровья, особенности личностного развития и поведения детей и подростков; разрабатывать индивидуальные программы социальной реабилитации несовершеннолетних, комплекс мероприятий, направленных на вывод их из сложной ситуации и создание условий для нормальной жизнедеятельности.
Основными задачами отделения социальной реабилитации являются:
На основании изложенного, можно определить основные цели и задачи социальной работы с молодыми родителями:
Результатом работы с молодыми родителями должен стать процесс формирования родительской компетентности.
Компетентный родитель – это человек, который не испытывает страха за то, что он «плохой» родитель и не переносит чувство страха и вины на своего ребенка. Это человек, готовый видеть реальную ситуацию, в которой растет его ребенок и предпринимать усилия для того, чтобы ее менять. Это человек, который знает, что если не помогает одно – надо пробовать другое. Компетентный родитель понимает, что для изменения развития ребенка в более благоприятную сторону надо меняться самому, пробовать, искать, в общем – учиться.
При формировании компетентности особая роль отводится формированию следующих видов родительской компетентности:
Педагогическая — знание и использование в повседневной жизни методов воспитательного воздействия, способствующих развитию личности ребёнка. Ориентация на поощрение (закрепление) желательных действий ребёнка и выстраивание границ дозволенного поведения в случае нежелательных действий ребёнка. Отказ от жестокого обращения с детьми. Скоординированность родительских действий по отношению к ребёнку.
Психологическая — понимание возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка, а также умение строить взаимоотношения с ним с учётом удовлетворения его базовых психологических потребностей: в безопасности, любви, уважении и принятии.
По вопросам здоровья ребёнка — компетентность, основанная на внимании к физическому (соматическому) здоровью ребёнка. Она включает в себя проведение необходимых профилактических мероприятий, обследование ребёнка у специалистов, направленное на выявление отклонений в здоровье ребёнка и своевременное их предупреждение или лечение.
Социальная — компетентность, которая проявляется в способности родителей сохранять старые социальные связи и предусматривает способность родителей устанавливать и поддерживать новые продуктивные социальные связи, способствующие интеграции семьи в социум.
Правовая — знание основных прав родителей и ребёнка, ориентация в нормативно-правовых документах и законодательстве РФ по вопросам семьи, а также умение применять на практике нормы законодательства.
Психологическая и педагогическая компетентности являются основополагающими, поскольку их сформированность позволяет развивать другие компетенции родителей и, что самое главное, — непосредственно влияет на формирование абилитационной компетентности.
Развитие психолого-педагогической компетентности родителей включает в себя:
Таким образом, посещение специальных консультационных центров помогает семье преодолеть психологические трудности и организовать коррекционно-развивающий процесс воспитания ребёнка на самых ранних этапах его развития.
Патронаж молодых семей призван повышать родительскую компетентность всеми доступными средствами.
Рассмотрим общую схему диагностического процесса в работе с семьей.
На диагностическом этапе выявлена группа молодых родителях из 9 человек. С целью выявления проблем молодых родителей проведем диагностику их родительской компетентности (таблица 3.1).
Таблица 3.1
Характеристика уровней родительской компетентности
Уровни компетентности молодых родителей | Когнитивный компонент | Эмоциональный компонент | Поведенческий компонент |
Высокий
(родитель полностью компетентен) |
1. наличие определенных
представлений о том, что такое любовь,
каковы ее проявления (способы выражения)
2. способность регулировать и контролировать проявление родительской любви 3. уважение матери и отца 4. Уважение и принятие ребенка таким, какой он есть 5. конструктивный взгляд, учитывающий реальные особенности ребенка и перспективу его развития |
1. налаживание
эмоциональных связей с ребенком, а также
способов ориентировок в его переживаниях
2. характеризуется наличием аффективной (эмоциональной) преднастройка к активному контакту родителя с ребенком еще до начала взаимодействия с ним (и даже до его рождения) 3. чувство близости по отношению к ребенку 4. удовлетворение потребности в продолжение рода и в реализации процесса передачи опыта |
1 проявление родительской
любви в реакциях, действиях и поступках
родителя 2. ответственность за ребенка
3. забота о всех сферах жизни ребенка |
Средний (компетентен, но не во всех вопросах) | 1. неясные представления
о том, что такое любовь, каковы ее проявления
(способы выражения)
2. не всегда имеет место способность регулировать и контролировать проявление родительской любви 3. изредка уважение и принятие ребенка таким, какой он есть 5. не всегда конструктивный взгляд, учитывающий реальные особенности ребенка и перспективу его развития |
1. попытки налаживание
эмоциональных связей с 2. имеют случаи активного контакта родителя с ребенком еще до начала взаимодействия с ним (и даже до его рождения) 3. иногда возникновениечувства близости по отношению к ребенку |
1. забота, главным
образом, о его физиологических потребностях
2. ответственность
за ребенка |
Низкий (вообще не имеет представления о воспитании детей) | 1. отсутствие определенных
представлений о том, что такое любовь,
каковы ее проявления (способы выражения)
2. неспособность регулировать и контролировать проявление родительской любви 3. неуважение матери и отца 4. неуважение и непринятие ребенка таким, какой он есть 5. отсутствие конструктивного взгляда, учитывающий реальные особенности ребенка и перспективу его развития |
1. характеризуется
отсутствием преднастройки к активному
контакту родителя с ребенком еще до начала
взаимодействия с ним (и даже до его рождения)
2. чувство близости по отношению к ребенку отсутствует 3. не задумывается об удовлетворение потребности в продолжение рода и в реализации процесса передачи опыта |
1. Наибольший вес
принадлежит показателю эмоциональной
дистанции между родителем и ребенком
3. Отсутствие
интереса к потребностям |
Организуя диагностический процесс, специалист исходит, прежде всего, из принципа разумной достаточности. Не следует расширять диагностику, если к тому нет необходимых показаний. Специалист начинает с первичной диагностики — жалоб родителей на ребенка, на ситуацию, а далее, изучив обоснованность этих жалоб, искать на причины указанных нарушений:
В ходе первичной диагностики, которая является непродолжительной, специалист выявляет объекты и субъекты помощи. Для этого он должен ответить на четыре вопроса:
Далее он должен разобраться в характере жалобы родителей, которая может быть обоснованной, частично обоснованной и необоснованной. От этого зависит характер диагностических процедур (изучить личность ребенка или родителей, исследовать отношения к ребенку или межличностные отношения родителей и т. д.).
Общение с родителями, наблюдение за их поведением могут дать специалисту некоторые представления о семье. Важно также узнать о том, как сами родители понимают излагаемую ими жалобу — проблему, правильно ли видят ее причины и какой помощи ждут от специалиста. Различные детерминанты жалоб родителей определяют тот или иной вид помощи и участие специалиста в этом процессе.
Диагностика родительства базируется на потребностях родителей в психологической поддержке, она должна быть минимальной, но достаточной для выявления трудностей семейного воспитания и обязана следовать определенной схеме. Диагностика семьи носит комплексный характер и сфокусирована на ребенке.