Социальная поддержка молодых родителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 14:32, дипломная работа

Описание работы

Согласно Р.В. Овчаровой, родительство представляет собой социально-психологический феномен, представляющий собой эмоционально и оценочно окрашенную совокупность знаний, представлений и убеждений относительно себя как родителя, реализующуюся во всех проявлениях поведенческой составляющей. На стадии развитой формы, родительство, включает в себя: родительские ценности, установки и ожидания, родительское отношение, родительские чувства, родительские позиции, родительскую ответственность, а также стиль семейного воспитания. Особенности родительских ценностей состоят в том, что они являются основополагающими для остальных компонентов родительства и реализуются в направленности личности родителя и направленности его поведения

Содержание

Введение 3
1. Теоретические предпосылки родительской компетентности, как средство профилактики семейного неблагополучия 6
1.1 Основные подходы к профилактике семейного неблагополучия 6
1.2 Родительская компетентность, как перспективное направление профилактики семейного неблагополучия 15
1.3 Концепции образования родителей по повышению родительской компетентности 33
2 Профилактическая работа по повышению компетентности молодых родителей 50
2.1. Раннее выявление проблем молодых родителей и диагностика родительской компетенции 50
2.2. Социально-педагогическое консультирование молодых родителей по различного рода социальным, правовым, педагогическим вопросам 57
2.3. Проведение практических семинарских занятий с родителями, направленных на повышение компетентности 70
Заключение 82
Список литературы 86
Приложения 91

Работа содержит 1 файл

Социально-педагогическая поддержка молодых родителей.doc

— 488.50 Кб (Скачать)

     Социальную службу обеспечивают предприятия, учреждения, организации и другие юридические лица различных форм собственности, которые осуществляют социальное обслуживание, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию без образования юридического лица.

     Система социальной защиты молодежи в субъектах РФ имеет следующую структуру учреждений социального обслуживания.

     1. Обязательный минимум для каждого  города, района, куда входят:

а) центр социального обслуживания (отделения: социальной помощи на дому, дневного, временного пребывания, срочной социальной помощи);

б) центр социальной помощи семье и детям;

в) социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних;

г) социальная гостиница;

д) социальный приют для детей и подростков.

     2. Дополнительная сеть в городах  и районах, куда входят:

а) центр психолого-педагогической помощи;

б) центр экстренной психологической помощи по телефону;

в) дом  милосердия;

г) реабилитационные центры для лиц с ограниченными возможностями (в том числе для детей и подростков).

     3.Республиканские,  краевые, областные, окружные, межрайоннные  учреждения, куда входят:

а) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей ;

б) дома-интернаты: детские, психоневрологические, специальные;

в) общежития  для лиц с ограниченными возможностями.

     При организации социальных служб для молодежи очень важно четко определить их задачи. Так, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних включает в себя четыре отделения: отделение диагностики, социальной реабилитации, дневного пребывания и стационар.

     В задачи отделения диагностики входит: выявлять дезадаптированных детей  и подростков, создавать банк данных о них; выявлять и анализировать  факторы социальной дезадаптации детей, ее формы и стадии; изучать состояние здоровья, особенности личностного развития и поведения детей и подростков; разрабатывать индивидуальные программы социальной реабилитации несовершеннолетних, комплекс мероприятий, направленных на вывод их из сложной ситуации и создание условий для нормальной жизнедеятельности.

     Основными задачами отделения социальной реабилитации являются:

  • организация поэтапного выполнения программ социальной реабилитации несовершеннолетних;
  • восстановление утраченных контактов с семьей, внутри семьи;
  • оздоровление межличностных отношений несовершеннолетних, восстановление их социального статуса в коллективе сверстников, устранение психотравмирующих ситуаций, выработка навыков общения со взрослыми и сверстниками на основе норм нравственности;
  • содействие в получении специальности и работы;
  • оказание комплексной медико-педагогической и правовой помощи;
  • решение вопросов устройства детей и подростков.

     На  основании изложенного, можно определить основные цели и задачи социальной работы с молодыми родителями:

  • разработка и осуществление мер по укреплению молодой семьи, как репродуктивной социальной единицы;
  • адаптация молодой семьи в условиях переходной рыночной экономики;
  • улучшение материального, нравственного и духовного состояния молодой семьи;
  • создание и развитие системы служб социально-психологической помощи молодой семьи;
  • создание благоприятных условий для сочетания социальной и семейно-бытовой функции молодой семьи;
  • стимулирование деловой активности молодежи;
  • организация семейного досуга и отдыха.

     Результатом работы с молодыми родителями должен стать процесс формирования родительской компетентности.

     Компетентный  родитель – это человек, который  не испытывает страха за то, что он «плохой» родитель и не переносит чувство страха и вины на своего ребенка. Это человек, готовый видеть реальную ситуацию, в которой растет его ребенок и предпринимать усилия для того, чтобы ее менять. Это человек, который знает, что если не помогает одно – надо пробовать другое. Компетентный родитель понимает, что для изменения развития ребенка в более благоприятную сторону надо меняться самому, пробовать, искать, в общем – учиться.

     При формировании компетентности особая роль отводится формированию следующих  видов родительской компетентности:

     Педагогическая  — знание и использование в  повседневной жизни методов воспитательного  воздействия, способствующих развитию личности ребёнка. Ориентация на поощрение (закрепление) желательных действий ребёнка и выстраивание границ дозволенного поведения в случае нежелательных действий ребёнка. Отказ от жестокого обращения с детьми. Скоординированность родительских действий по отношению к ребёнку.

     Психологическая — понимание возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка, а также умение строить взаимоотношения с ним с учётом удовлетворения его базовых психологических потребностей: в безопасности, любви, уважении и принятии.

     По  вопросам здоровья ребёнка — компетентность, основанная на внимании к физическому (соматическому) здоровью ребёнка. Она включает в себя проведение необходимых профилактических мероприятий, обследование ребёнка у специалистов, направленное на выявление отклонений в здоровье ребёнка и своевременное их предупреждение или лечение.

     Социальная  — компетентность, которая проявляется  в способности родителей сохранять старые социальные связи и предусматривает способность родителей устанавливать и поддерживать новые продуктивные социальные связи, способствующие интеграции семьи в социум.

     Правовая  — знание основных прав родителей  и ребёнка, ориентация в нормативно-правовых документах и законодательстве РФ по вопросам семьи, а также умение применять на практике нормы законодательства.

     Психологическая и педагогическая компетентности являются основополагающими, поскольку их сформированность позволяет развивать другие компетенции родителей и, что самое главное, — непосредственно влияет на формирование абилитационной компетентности.

     Развитие  психолого-педагогической компетентности родителей включает в себя:

  • Проявление заботы о развитии ребёнка.
  • Общение с ребёнком на основе доверия, принятия и любви.
  • Удовлетворение базовых психологических потребностей ребёнка.
  • Предъявление адекватных требований с учётом психофизиологических, индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка, а также с учётом его здоровья.
  • Эмоциональную поддержку ребёнка.
  • Внимание к психологическим проблемам ребёнка.
  • Отказ от жестокого обращения с ребёнком.
  • Наказание в соответствии с проступком ребёнка, которое не унижает его и не наносит ему вреда.
  • Адекватное поведение родителей в ситуациях конфронтации.
  • Помощь ребёнку в преодолении фрустрации.
  • Создание домашней среды, где для развития ребёнка создаются универсальные условия.

     Таким образом, посещение специальных  консультационных центров помогает семье преодолеть психологические трудности и организовать коррекционно-развивающий процесс воспитания ребёнка на самых ранних этапах его развития.

     Патронаж  молодых семей призван повышать родительскую компетентность всеми  доступными средствами.

2 Профилактическая  работа по повышению  компетентности молодых родителей

2.1. Раннее выявление  проблем молодых  родителей и диагностика  родительской компетенции

 

     Рассмотрим  общую схему диагностического процесса в работе с семьей.

     На  диагностическом этапе выявлена группа молодых родителях из 9 человек. С целью выявления проблем молодых родителей проведем диагностику их родительской компетентности (таблица 3.1).

     Таблица 3.1

Характеристика  уровней родительской компетентности

Уровни компетентности молодых родителей Когнитивный компонент Эмоциональный компонент Поведенческий компонент
Высокий

(родитель полностью  компетентен)

1. наличие определенных представлений о том, что такое любовь, каковы ее проявления (способы выражения)

2. способность регулировать и контролировать проявление родительской любви

3. уважение матери и отца

4. Уважение и принятие ребенка таким, какой он есть

5. конструктивный взгляд, учитывающий реальные особенности ребенка и перспективу его развития

1. налаживание эмоциональных связей с ребенком, а также способов ориентировок в его переживаниях

2. характеризуется наличием аффективной (эмоциональной) преднастройка к активному контакту родителя с ребенком еще до начала взаимодействия с ним (и даже до его рождения)

3. чувство близости по отношению к ребенку

4. удовлетворение потребности в продолжение рода и в реализации процесса передачи опыта

1 проявление родительской любви в реакциях, действиях и поступках родителя 2. ответственность за ребенка

3. забота о всех сферах жизни ребенка

Средний (компетентен, но не во всех вопросах) 1. неясные представления о том, что такое любовь, каковы ее проявления (способы выражения)

2. не всегда  имеет место способность регулировать и контролировать проявление родительской любви

3. изредка уважение и принятие ребенка таким, какой он есть

5. не всегда  конструктивный взгляд, учитывающий реальные особенности ребенка и перспективу его развития

1. попытки налаживание  эмоциональных связей с ребенком

2. имеют случаи активного контакта родителя с ребенком еще до начала взаимодействия с ним (и даже до его рождения)

3. иногда возникновениечувства близости по отношению к ребенку

1. забота, главным образом, о его физиологических потребностях

2. ответственность за ребенка 

Низкий (вообще не имеет представления о  воспитании детей) 1. отсутствие определенных представлений о том, что такое любовь, каковы ее проявления (способы выражения)

2. неспособность регулировать и контролировать проявление родительской любви

3. неуважение матери и отца

4. неуважение и непринятие ребенка таким, какой он есть

5. отсутствие  конструктивного взгляда, учитывающий реальные особенности ребенка и перспективу его развития

1. характеризуется отсутствием преднастройки к активному контакту родителя с ребенком еще до начала взаимодействия с ним (и даже до его рождения)

2. чувство близости по отношению к ребенку отсутствует

3. не задумывается об удовлетворение потребности в продолжение рода и в реализации процесса передачи опыта

1. Наибольший вес принадлежит показателю эмоциональной дистанции между родителем и ребенком

3. Отсутствие  интереса к потребностям ребенка

 
 

     Организуя диагностический процесс, специалист исходит, прежде всего, из принципа разумной достаточности. Не следует расширять диагностику, если к тому нет необходимых показаний. Специалист начинает с первичной диагностики — жалоб родителей на ребенка, на ситуацию, а далее, изучив обоснованность этих жалоб, искать на причины указанных нарушений:

  • первое (теоретическое) причины нарушений в поведении и развитии ребенка могут лежать либо в особенностях отношений родителей к ребенку и стиле их воспитания, либо в искажениях внутренней логики и саморазвития ребенка, либо в неправильно протекающих процессах отношений между детьми и родителями, либо в комбинации этих факторов;
  • второе (практическое) заключается в построении структуры диагностики по принципу ветвящегося дерева: всякий последующий диагностический шаг делается лишь в том случае, если получен соответствующий результат на предыдущем.

     В ходе первичной диагностики, которая  является непродолжительной, специалист выявляет объекты и субъекты помощи. Для этого он должен ответить на четыре вопроса:

  • Может ли он сам оказать помощь семье?
  • Если нет, то к каким специалистам необходимо направить родителей или ребенка?
  • Кто в семье нуждается в его помощи?
  • Каков характер этой помощи?

     Далее он должен разобраться в характере  жалобы родителей, которая может  быть обоснованной, частично обоснованной и необоснованной. От этого зависит характер диагностических процедур (изучить личность ребенка или родителей, исследовать отношения к ребенку или межличностные отношения родителей и т. д.).

     Общение с родителями, наблюдение за их поведением могут дать специалисту некоторые представления о семье. Важно также узнать о том, как сами родители понимают излагаемую ими жалобу — проблему, правильно ли видят ее причины и какой помощи ждут от специалиста. Различные детерминанты жалоб родителей определяют тот или иной вид помощи и участие специалиста  в этом процессе.

     Диагностика родительства базируется на потребностях родителей в психологической поддержке, она должна быть минимальной, но достаточной для выявления трудностей семейного воспитания и обязана следовать определенной схеме. Диагностика семьи носит комплексный характер и сфокусирована на ребенке.

Информация о работе Социальная поддержка молодых родителей