Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 14:32, дипломная работа
Согласно Р.В. Овчаровой, родительство представляет собой социально-психологический феномен, представляющий собой эмоционально и оценочно окрашенную совокупность знаний, представлений и убеждений относительно себя как родителя, реализующуюся во всех проявлениях поведенческой составляющей. На стадии развитой формы, родительство, включает в себя: родительские ценности, установки и ожидания, родительское отношение, родительские чувства, родительские позиции, родительскую ответственность, а также стиль семейного воспитания. Особенности родительских ценностей состоят в том, что они являются основополагающими для остальных компонентов родительства и реализуются в направленности личности родителя и направленности его поведения
Введение 3
1. Теоретические предпосылки родительской компетентности, как средство профилактики семейного неблагополучия 6
1.1 Основные подходы к профилактике семейного неблагополучия 6
1.2 Родительская компетентность, как перспективное направление профилактики семейного неблагополучия 15
1.3 Концепции образования родителей по повышению родительской компетентности 33
2 Профилактическая работа по повышению компетентности молодых родителей 50
2.1. Раннее выявление проблем молодых родителей и диагностика родительской компетенции 50
2.2. Социально-педагогическое консультирование молодых родителей по различного рода социальным, правовым, педагогическим вопросам 57
2.3. Проведение практических семинарских занятий с родителями, направленных на повышение компетентности 70
Заключение 82
Список литературы 86
Приложения 91
В рамках группового консультирования с использованием Интернет можно организовывать следующую активность родителей в предлагаемом для собрания Интернет -пространстве:
Разработка и проведение дистанционных тренингов, психологических игр, акций для родителей как непрямых форм повышения родительской компетентности.
Интернет–технологии открывают путь к возможностям организации дистанционных форм повышения родительской компетентности. В частности, можно выделить несколько технологий, которые могут быть реализованы на родительской аудитории:
Интернет–квест – это популярная игра, в ходе которой участники должны пройти по специализированному маршруту и выполнить задания. Продвижение по игре возможно только при выполнении заданий.
Подобные игры можно организовать в Интернете для молодых родителей для формирования родительской компетентности. Развивающие возможности квеста достигаются за счет того, что:
1.
Квест – популярная
2. Задания квеста составляются таким образом, чтобы поставить участников в деятельностную позицию, в ходе которой они должны анализировать ситуацию, предлагать свои способы действий, искать пути решения и т.д. Все это способствует усвоению знаний без прямой их передачи.
3. Квест дает возможность участникам через систему заданий, подсказок, помощи отслеживать собственное продвижение, осуществлять рефлексию того, что они делают, а также позволяют участникам с разным уровнем подготовленности включиться в игру
Сетевые акции для родителей, организуемые в рамках блогов, сайтов, в среде Wiki, friendfeed.com, позволяют включить родителей в небольшую по объему и времени деятельность, в ходе которой родители, участвуя в активности, своеобразном флэшмобе делятся опытом с другими родителями, предлагают варианты решения, высказывают собственные мнения, получают обратную связь для детей, и т.д. Тем самым идет непрямое усвоение знаний, обмен опытом с другими родителями, рефлексия собственной модели воспитания.
Сетевые детско-родительские мероприятия позволяют родителям и детям увидеть разные точки зрения, по-иному посмотреть друг на друга, согласовать позиции. Это дает возможность родителям эффективно решать конфликты, получать обратную связь от детей, совместно действовать с собственным ребенком, что также способствует развитию родительской компетентности.
Осуществление Интернет–рассылок родителям.
Существующие сервисы, например, feedburner.google.com, позволяют на школьном сайте или персональном блоге настроить бесплатную автоматизированную систему рассылок родителям, с помощью которой родители будут проинформированы о любом новом материале, сообщении. Для подписки родителям достаточно лишь ввести адрес электронной почты. Это позволяет оперативно информировать родителей и доносить информацию до большого количества родителей за минимальное время.
Размещение полезных материалов для родителей на вновь созданном сайте Центра «Доверие». Памятки, рекомендации, развивающие игры, заметки и размышления психолога, электронные версии книг для родителей – все это востребовано родителями и позволяет просвещать их по разным вопросам, имеющим отношение к обучению, воспитанию, развитию ребенка.
Освещение текущей деятельности специалистов «Заочной школы эффективного родительства» Центра «Доверие» для родителей. Интернет–технологии позволяют в рамках Интернет-сайта, блога оперативно информировать родителей о прошедших или предстоящих мероприятиях Центра «Доверие» и тем самым сделать социально-психологическую службу ближе, доступнее родителям, повысить доверие к деятельности специалистов.
Создание личных страниц специалистов «Заочной школы эффективного родительства» Центра «Доверие» не требует особой технической подготовки, вместе с тем позволяет эффективно решать ряд задач. С одной стороны, в блоге можно выставлять материалы, аккумулировать ресурсы для консультирования и проводить запись на консультации, осуществлять рассылки, освещать деятельность психолога, проводить виртуальные групповые консультации, обсуждения, организовывать обучение молодых родителей и детское – взрослые мероприятия.
С другой, личная страница или электронное портфолио – это средство для предъявления собственных результатов, где специалист может через деятельность, комментарии, ответы, материалы, проекты предъявить себя как профессионал и тем самым повысить доверие у родителей к деятельности психолога, сформировать спрос на психологические услуги.
В новых условиях профессиональная карьера социального педагога зависит от того, насколько он способен своевременно находить и получать, воспринимать и использовать новую информацию в педагогическом процессе. А для этого социальный педагог должен развивать в себе умение управлять образовательным процессом и самооценивать (рефлексировать) получаемую информацию. Важно отметить возможность непрерывного образования человека в течение всей жизни, в рамках которого педагог может при желании самостоятельно увеличивать недостающие профессиональные, общекультурные знания и другие, востребованные жизнью.
В
данном аспекте информационно-
Все сказанное выше требует разработки особой методологии исследования информационной культуры социального педагога, как специфического гуманитарного феномена.
Как известно ведущими характеристиками социального педагога в практике его деятельности являются:
Одним из основных аспектов в профессиональной деятельности социального педагога является ведение документации социального педагога.
А одним из оперативных документов социального педагога является социальный паспорт класса.
На сегодняшний день у любого педагога имеется в распоряжении целая гамма возможностей для применения в процессе обучения разнообразных средств ИКТ. Это:
В системе повышения квалификации и переподготовки социальных педагогов заметное место занимают программы, нацеленные на обеспечение компьютерной грамотности, знаний и умений в вопросах использования информационных ресурсов и технологий.
Важно
формировать у социального
В
Приложении 1 представлена анкета для
родителей после проведения занятий
с ними с целью выявления их компетентности.
Результаты проведенного анкетирования
10 родителей до и после занятий представлены
в таблице 2.2
Таблица 2.2
Средняя оценка группы родителей
Компетентность | оценка до занятий | после занятий |
Педагогическая | 6 | 7 |
Психологическая | 3 | 9 |
По вопросам здоровья ребёнка | 8 | 9 |
Социальная | 7 | 9 |
Правовая | 9 | 9 |
Итого | 6,6 |
Результаты наглядно представлены на рисунке 2.2
Рис.2.2
– Оценка компетентностей родителей до
и после проведения цикла занятий
Отмечено, что в ходе занятий родители осознают и обнаруживают свои личные ресурсы, возможности эффективного общения с собственным ребенком, появляется возможность в группе экспериментировать с новыми способами поведения и тренировать навыки социально -компетентного поведения. Однако, для успешного решения задач сотрудничества на уровне родитель - ребенок и на уровне семья - социум, родительский тренинг важно проводить в комплексе с коррекционными мероприятиями, направленными на ребенка.
Результаты показывают, что все компетентности родителей исследуемой группы выросли, улучшилось настроение в группе, микроклимат.
Предлагаемые мероприятия позволяют говорить о том, что использование Интернет - технологий в практике работы специалистов «Заочной школы эффективного родительства» Центра «Доверие» с родителями позволяет способствовать развитию родительской компетентности и выстраиванию работы с молодыми родителями на качественно новом уровне.
Таким
образом, использование Интернет–
Родительство как психологическое явление является интегральным образованием, которое может быть рассмотрено с точки зрения системного подхода. Следовательно, родительство в модернизированной семье обусловлено целями супругов, их мировоззрением, ценностями и др. Отсюда следует вывод, что при создании коррекционно-развивающих программ и технологий психологической работы с семьей следует опираться именно на факторы микросистемы и внутренние факторы.
Формирование родительства является источником педагогических целей и средством их достижения одновременно, в плане рассмотрения семьи как педагогической системы. Психолого-педагогическое формирование родительства в изучаемой системе должно основываться на педагогическом потенциале семьи.
Меры государственной поддержки семьи следует признать наиболее перспективным направлением социальной политики. Эффективность законотворческой и практической социальной деятельности органов и учреждений субъекта Федерации по решению проблем семьи зависит от полного и точного представления о ситуации в социальной сфере, о наиболее выраженных «болевых точках», а следовательно, о приоритетах в семейной политике в регионе.
В дипломной работе определены основные цели и задачи социальной работы с молодыми родителями: