Социальная поддержка молодых родителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 14:32, дипломная работа

Описание работы

Согласно Р.В. Овчаровой, родительство представляет собой социально-психологический феномен, представляющий собой эмоционально и оценочно окрашенную совокупность знаний, представлений и убеждений относительно себя как родителя, реализующуюся во всех проявлениях поведенческой составляющей. На стадии развитой формы, родительство, включает в себя: родительские ценности, установки и ожидания, родительское отношение, родительские чувства, родительские позиции, родительскую ответственность, а также стиль семейного воспитания. Особенности родительских ценностей состоят в том, что они являются основополагающими для остальных компонентов родительства и реализуются в направленности личности родителя и направленности его поведения

Содержание

Введение 3
1. Теоретические предпосылки родительской компетентности, как средство профилактики семейного неблагополучия 6
1.1 Основные подходы к профилактике семейного неблагополучия 6
1.2 Родительская компетентность, как перспективное направление профилактики семейного неблагополучия 15
1.3 Концепции образования родителей по повышению родительской компетентности 33
2 Профилактическая работа по повышению компетентности молодых родителей 50
2.1. Раннее выявление проблем молодых родителей и диагностика родительской компетенции 50
2.2. Социально-педагогическое консультирование молодых родителей по различного рода социальным, правовым, педагогическим вопросам 57
2.3. Проведение практических семинарских занятий с родителями, направленных на повышение компетентности 70
Заключение 82
Список литературы 86
Приложения 91

Работа содержит 1 файл

Социально-педагогическая поддержка молодых родителей.doc

— 488.50 Кб (Скачать)

     В рамках группового консультирования с  использованием Интернет можно организовывать следующую активность родителей в предлагаемом для собрания Интернет -пространстве:

  • показывать ресурсы Интернет;
  • обсуждать определенные вопросы;
  • создавать совместный продукт, разрабатывать варианты решения проблем, проекты мероприятий;
  • обмениваться опытом;
  • визуализировать результаты и предъявлять их в Интернет, работать с предложенными материалами, обсуждать видео и аудиоматериалы;
  • создавать и обсуждать родительские истории успеха;
  • включать родителей в имеющиеся сетевые родительские проекты.

     Разработка  и проведение дистанционных тренингов, психологических игр, акций для родителей как непрямых форм повышения родительской компетентности.

     Интернет–технологии открывают путь к возможностям организации  дистанционных форм повышения родительской компетентности. В частности, можно  выделить несколько технологий, которые могут быть реализованы на родительской аудитории:

  1. Проведение Интернет–квестов для родителей;
  2. Проведение вебинаров;
  3. Проведение сетевых акций;
  4. Проведение детско–родительских мероприятий.

     Интернет–квест  – это популярная игра, в ходе которой участники должны пройти по специализированному маршруту и выполнить задания. Продвижение по игре возможно только при выполнении заданий.

     Подобные  игры можно организовать в Интернете  для молодых родителей для формирования родительской компетентности. Развивающие возможности квеста достигаются за счет того, что:

     1. Квест – популярная востребованная  форма в несетевом мире и  ее использование создает дополнительную  мотивацию для участников по  включению в деятельность 

     2. Задания квеста составляются таким образом, чтобы поставить участников в деятельностную позицию, в ходе которой они должны анализировать ситуацию, предлагать свои способы действий, искать пути решения и т.д. Все это способствует усвоению знаний без прямой их передачи.

     3. Квест дает возможность участникам через систему заданий, подсказок, помощи отслеживать собственное продвижение, осуществлять рефлексию того, что они делают, а также позволяют участникам с разным уровнем подготовленности включиться в игру

     Сетевые акции для родителей, организуемые в рамках блогов, сайтов, в среде Wiki, friendfeed.com, позволяют включить родителей в небольшую по объему и времени деятельность, в ходе которой родители, участвуя в активности, своеобразном флэшмобе делятся опытом с другими родителями, предлагают варианты решения, высказывают собственные мнения, получают обратную связь для детей, и т.д. Тем самым идет непрямое усвоение знаний, обмен опытом с другими родителями, рефлексия собственной модели воспитания.

     Сетевые детско-родительские мероприятия позволяют родителям и детям увидеть разные точки зрения, по-иному посмотреть друг на друга, согласовать позиции. Это дает возможность родителям эффективно решать конфликты, получать обратную связь от детей, совместно действовать с собственным ребенком, что также способствует развитию родительской компетентности.

     Осуществление Интернет–рассылок родителям.

     Существующие  сервисы, например, feedburner.google.com, позволяют  на школьном сайте или персональном блоге настроить бесплатную автоматизированную систему рассылок родителям, с помощью которой родители будут проинформированы о любом новом материале, сообщении. Для подписки родителям достаточно лишь ввести адрес электронной почты. Это позволяет оперативно информировать родителей и доносить информацию до большого количества родителей за минимальное время.

     Размещение  полезных материалов для родителей  на вновь созданном сайте Центра «Доверие». Памятки, рекомендации, развивающие игры, заметки и размышления психолога, электронные версии книг для родителей – все это востребовано родителями и позволяет просвещать их по разным вопросам, имеющим отношение к обучению, воспитанию, развитию ребенка.

     Освещение текущей деятельности специалистов «Заочной школы эффективного родительства» Центра «Доверие» для родителей. Интернет–технологии позволяют в рамках Интернет-сайта, блога оперативно информировать родителей о прошедших или предстоящих мероприятиях Центра «Доверие» и тем самым сделать социально-психологическую службу ближе, доступнее родителям, повысить доверие к деятельности специалистов.

     Создание  личных страниц специалистов «Заочной школы эффективного родительства» Центра «Доверие» не требует особой технической подготовки, вместе с тем позволяет эффективно решать ряд задач. С одной стороны, в блоге можно выставлять материалы, аккумулировать ресурсы для консультирования и проводить запись на консультации, осуществлять рассылки, освещать деятельность психолога, проводить виртуальные групповые консультации, обсуждения, организовывать обучение молодых родителей и детское – взрослые мероприятия.

     С другой, личная страница или электронное портфолио – это средство для предъявления собственных результатов, где специалист может через деятельность, комментарии, ответы, материалы, проекты предъявить себя как профессионал и тем самым повысить доверие у родителей к деятельности психолога, сформировать спрос на психологические услуги.

     В новых условиях профессиональная карьера  социального педагога зависит от того, насколько он способен своевременно находить и получать, воспринимать и использовать новую информацию в педагогическом процессе. А для этого социальный педагог должен развивать в себе умение управлять образовательным процессом и самооценивать (рефлексировать) получаемую информацию. Важно отметить возможность непрерывного образования человека в течение всей жизни, в рамках которого педагог может при желании самостоятельно увеличивать недостающие профессиональные, общекультурные знания и другие, востребованные жизнью.

     В данном аспекте информационно-образовательная  среда приобретает еще одно качество – она становится своего рода индикатором уровня сформированности отдельных элементов профессиональных качеств социального педагога, и тем самым, став мотивом, актуализирует потребность в совершенствовании своих профессиональных компетентностей, которые могут рассматриваться сегодня как определенный гарант профессионального успеха и профессиональной значимости личности социального педагога.

     Все сказанное выше требует разработки особой методологии исследования информационной культуры социального педагога, как специфического гуманитарного феномена.

     Как известно ведущими характеристиками социального  педагога в практике его деятельности являются:

  • исследовательская компетентность;
  • коадаптационное мастерство;
  • медиа-образованность.

     Одним из основных аспектов в профессиональной деятельности социального педагога является ведение документации социального педагога.

     А одним из оперативных документов социального педагога является социальный паспорт класса.

     На  сегодняшний день у любого педагога имеется в распоряжении целая гамма возможностей для применения в процессе обучения разнообразных средств ИКТ. Это:

  • банки данных,
  • информация из Интернета,
  • многочисленные электронные учебные пособия, словари и справочники,
  • дидактизированный материал,
  • презентации,
  • программы,
  • автоматизирующие контроль знаний (тесты, зачеты, опросники, подготовленные с помощью языков программирования, MS Excel, MS PowerPoint др.),
  • форумы для общения и многое другое.

     В системе повышения квалификации и переподготовки социальных педагогов заметное место занимают программы, нацеленные на обеспечение компьютерной грамотности, знаний и умений в вопросах использования информационных ресурсов и технологий.

     Важно формировать у социального педагога потребность и готовность к непрерывному образованию и самообразованию в течение всей жизни. Педагогу необходимо знать особенности информационных потоков своей образовательной области, уметь самостоятельно вести информационный поиск, извлекать знания из различных источников, представлять их в доступном учащимся виде и эффективно использовать в педагогическом процессе. Для этого социальный педагог должен не только сам владеть особыми информационными знаниями и умениями, но и уметь организовывать обучение, формируя особый тип культуры - информационную культуру личности.

     В Приложении 1 представлена анкета для  родителей после проведения занятий с ними с целью выявления их компетентности. Результаты проведенного анкетирования 10 родителей до и после занятий представлены в таблице 2.2 
 
 

     Таблица 2.2

     Средняя оценка группы родителей

Компетентность оценка до занятий после занятий
Педагогическая 6 7
Психологическая 3 9
По  вопросам здоровья ребёнка 8 9
Социальная 7 9
Правовая 9 9
Итого 6,6  
 

     Результаты  наглядно представлены на рисунке 2.2

     Рис.2.2 – Оценка компетентностей родителей до и после проведения цикла занятий 

     Отмечено, что в ходе занятий родители осознают и обнаруживают свои личные ресурсы, возможности эффективного общения с собственным ребенком, появляется возможность в группе экспериментировать с новыми способами поведения и тренировать навыки социально -компетентного поведения. Однако, для успешного решения задач сотрудничества на уровне родитель - ребенок и на уровне семья - социум, родительский тренинг важно проводить в комплексе с коррекционными мероприятиями, направленными на ребенка.

     Результаты  показывают, что все компетентности родителей исследуемой группы выросли, улучшилось настроение в группе, микроклимат.

     Предлагаемые мероприятия позволяют говорить о том, что использование Интернет - технологий в практике работы специалистов «Заочной школы эффективного родительства» Центра «Доверие» с родителями позволяет способствовать развитию родительской компетентности и выстраиванию работы с молодыми родителями на качественно новом уровне.

     Таким образом, использование Интернет–технологий  при грамотном использовании  позволяет сделать деятельность специалиста  с родителями более эффективной, а родителей – более компетентными в вопросах воспитания и развития ребенка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

 

     Родительство как психологическое явление является интегральным образованием, которое может быть рассмотрено с точки зрения системного подхода. Следовательно, родительство в модернизированной семье обусловлено целями супругов, их мировоззрением, ценностями и др. Отсюда следует вывод, что при создании коррекционно-развивающих программ и технологий психологической работы с семьей следует опираться именно на факторы микросистемы и внутренние факторы.

     Формирование  родительства является источником педагогических целей и средством их достижения одновременно, в плане рассмотрения семьи как педагогической системы. Психолого-педагогическое формирование родительства в изучаемой системе должно основываться на педагогическом потенциале семьи.

     Меры государственной поддержки семьи следует признать наиболее перспективным направлением социальной политики. Эффективность законотворческой и практической социальной деятельности органов и учреждений субъекта Федерации по решению проблем семьи зависит от полного и точного представления о ситуации в социальной сфере, о наиболее выраженных «болевых точках», а следовательно, о приоритетах в семейной политике в регионе.

     В дипломной работе определены основные цели и задачи социальной работы с молодыми родителями:

  • разработка и осуществление мер по укреплению молодой семьи, как репродуктивной социальной единицы;
  • адаптация молодой семьи в условиях переходной рыночной экономики;
  • улучшение материального, нравственного и духовного состояния молодой семьи;
  • создание и развитие системы служб социально-психологической помощи молодой семьи;
  • создание благоприятных условий для сочетания социальной и семейно-бытовой функции молодой семьи;
  • стимулирование деловой активности молодежи;
  • организация семейного досуга и отдыха.

Информация о работе Социальная поддержка молодых родителей