Социальная поддержка молодых родителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 14:32, дипломная работа

Описание работы

Согласно Р.В. Овчаровой, родительство представляет собой социально-психологический феномен, представляющий собой эмоционально и оценочно окрашенную совокупность знаний, представлений и убеждений относительно себя как родителя, реализующуюся во всех проявлениях поведенческой составляющей. На стадии развитой формы, родительство, включает в себя: родительские ценности, установки и ожидания, родительское отношение, родительские чувства, родительские позиции, родительскую ответственность, а также стиль семейного воспитания. Особенности родительских ценностей состоят в том, что они являются основополагающими для остальных компонентов родительства и реализуются в направленности личности родителя и направленности его поведения

Содержание

Введение 3
1. Теоретические предпосылки родительской компетентности, как средство профилактики семейного неблагополучия 6
1.1 Основные подходы к профилактике семейного неблагополучия 6
1.2 Родительская компетентность, как перспективное направление профилактики семейного неблагополучия 15
1.3 Концепции образования родителей по повышению родительской компетентности 33
2 Профилактическая работа по повышению компетентности молодых родителей 50
2.1. Раннее выявление проблем молодых родителей и диагностика родительской компетенции 50
2.2. Социально-педагогическое консультирование молодых родителей по различного рода социальным, правовым, педагогическим вопросам 57
2.3. Проведение практических семинарских занятий с родителями, направленных на повышение компетентности 70
Заключение 82
Список литературы 86
Приложения 91

Работа содержит 1 файл

Социально-педагогическая поддержка молодых родителей.doc

— 488.50 Кб (Скачать)

     Таким образом, существуют разноообразные методологические подходы в воспитании родителей, используя которые можно осуществлять психологическое сопровождение родительства. Каждый из них направлен на решение определенных практических задач и должен быть соотнесен как с семейными ценностями, так и психологическими трудностями родителей.

     Образовательный заказ разных семей будет иметь свою специфику. С учетом этой специфики и должна выстраиваться система психолого-педагогической поддержки молодых родителей.

     Итак, можно отметить, что уровень родительской культуры повышается при выполнении ряда психолого-педагогических условий. Это происходит в том случае, если:

  • процесс формирования и совершенствования психолого-педагогической культуры молодых родителей имеет системный и непрерывный характер;
  • родители имеют духовно-нравственные установки, соответствующие ценностные ориентации с целью преодоления неадекватных форм поведения и стиля взаимодействия с ребенком, ломки системы стереотипов воспитания;
  • родители настроены и готовы получать помощь и поддержку со стороны специалистов в области педагогики и психологии, прилагают все свои силы для выполнения их рекомендаций.

     Молодые родители имеют свои особенности. Современная семья заинтересована в детях, причем сегодня это скорее не экономическая (дети – гарантия обеспеченной старости родителей), а нравственно-эмоциональная потребность. Семья без детей в некотором роде неполноценна. Взрослые люди, не продолжившие себя в детях, испытывают чувство ущербности, пустоты.

     Между тем в последние годы наблюдается  тенденция увеличения доли семей, состоящих  из 2-3 человек, почти треть семей  в России не имеют несовершеннолетних детей. Это в лучшем случае те, кто  уже вырастил своих детей, в худшем – те, кто их не имел и обзаводиться детьми не собирался.

     Установка на бездетность, к сожалению, не просто имеется – она распространяется среди супругов детородного возраста, в первую очередь – в молодых  семьях. Это вызвано, с одной стороны, растущими материально-экономическими трудностями, превращением ребенка «в предмет социальной роскоши», с другой – по высказываниям наших респондентов – нежеланием потенциальных родителей ограничивать свою свободу: в образовании, работе, повышении квалификации, провождении свободного времени, реализации своих способностей, и, наконец, духовным и морально-нравственным кризисом, поразившим современное общество, в системе ценностей которого – престижные вещи, машина, породистая собака, но нет места ребенку. Молодые семьи по этой причине откладывают рождение первенца, а рождение второго, а тем более третьего ребенка, иногда не планируют вообще.

     По  мнению Н. Акермана, молодая семья  в своем развитии проходит три  стадии [2, с.96]. Первая стадия – стадия монады – описана в конце 1960-х годов на примере американской семьи, когда одинокий молодой человек или девушка, финансово самостоятельные, живут отдельно от родительской семьи, самостоятельно реализуя свои потребности, вырабатывая некий опыт самостоятельной жизни, проверяя на своем опыте правила, усвоенные в родительской семье. На этой стадии формируются осознанные и проверенные на практике правила собственного существования, очень важные для индивидуального психического развития и для развития будущей семьи.

     В российских семьях стадия монады очень редка, ее отсутствие связано исключительно с невозможностью приобретения отдельного жилья для финансово зависимых молодых людей.

     Стадию  монады в современной России вынуждены  проживать молодые люди, приезжающие  из сельской местности в город для получения профессионального образования или устройства на работу, а также мигрирующие по иным причинам. Именно они получают возможность, в отрыве от родительской семьи, проверить на практике справедливость правил, усвоенных в родительской семье, практическую ценность семейных установок. Приобретение собственного опыта позволяет внести в свое поведение коррективы, иногда довольно существенные. В частности, появляется толерантность к иным, по сравнению с его собственными, формам бытового поведения, чужим привычкам и мнениям.

     Диада – это поиск компромисса, когда  молодожены устанавливают правила  своей совместной жизни, проходят период адаптации, привыкают к новым  семейным ролям. Стадия диады чрезвычайно  трудна и важна для молодоженов, и от того, как и в какой обстановке будут выработаны правила совместного существования, будут ли эти правила действительно приняты супругами, или один из них будет доминировать, а другой просто подчинится навязанным ему правилам в силу более слабого характера или под влиянием каких-то других обстоятельств, зависит жизненный стиль развития семьи: будут ли там накапливаться проблемы или супруги с позиции сотрудничества будут решать проблемные ситуации на стадии их возникновения.

     Со  временем молодая семья, часто вне зависимости от того, насколько успешно она решила проблемы диады, вступает в следующую стадию жизненного цикла – триаду: у молодоженов рождается ребенок. Это время серьезного кризиса для любой семьи. Супруги думают, что с рождением ребенка все станет лучше, ведь традиционно принято идеализировать материнство.

     Отношения в молодой семье подвергаются серьезным испытаниям, например таким, как структурный кризис семьи. Часто у людей возникает ощущение, что они стали дальше друг от друга.

     Современные данные о развитии человека в младенческом и раннем возрасте и соответствующие теоретические обобщения позволяют по-новому взглянуть на все общественные системы обслуживания детей первых лет жизни и их родителей, подчеркнуть важность педагогической компетентности родителей. Педагогическая компетентность родителей определяется как способность понять потребности детей и создать возможности для их удовлетворения.

     Однако  большая часть молодых родителей  в должной мере не использует весь арсенал медико-психолого-педагогической поддержки процессов развития детей раннего возраста. Это связано с отсутствием современных методических и информационных материалов по вопросам развития детей от рождения до трех лет. Родители нуждаются в целенаправленной, систематической помощи и поддержке специалистов в отношении воспитания ребенка раннего возраста.

     Педагогическая  поддержка родителей с целью  обеспечения гармоничного развития детей раннего возраста - важнейшая  психолого-педагогическая задача. В  современных социально-экономических условиях ее научное и практическое решение связано с интеграцией усилий всех участников педагогического процесса и реализацией следующих мероприятий:

  • обеспечение организации научно-исследовательской работы по проблемам воспитания, обучения и развития детей раннего возраста, педагогической поддержки родителей;
  • разработка нормативно-правового обеспечения педагогической поддержки родителей и детей от рождения до трех лет;
  • распространение и внедрение в практику работы дошкольных учреждений новых форм педагогической поддержки родителей и детей от рождения до трех лет (группы совместного пребывания детей и родителей, консультативные пункты, домашний патронаж и др.);
  • размещение пакета материалов об организации педагогической поддержки родителей и детей от рождения до трех лет в ресурсных центрах дошкольного образования Республики Беларусь; на сайте Национального института образования, обмен информацией о педагогической поддержке родителей между учреждениями образования и специалистами посредством современных информационных коммуникационных технологий (ИКТ);
  • обеспечение подготовки специалистов для работы с детьми раннего возраста и их родителями в условиях дошкольного учреждения и семьи;
  • разработка и внедрение в практику последипломного педагогического образования новых форм взаимодействия педагогов дошкольных учреждений и родителей, родителей и детей раннего возраста (тренингов, практикумов, семинаров, курсов, инструктажей с использованием ИКТ и пр.);
  • издание перечня пособий для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования, по проблемам организации педагогической поддержки родителей и детей от рождения до трех лет;
  • обеспечение публикаций научно-методических материалов по проблемам организации педагогической поддержки родителей и детей от рождения до трех лет.

     В разных программах воспитания родителей  ставятся разные задачи. В одних  внимание сосредоточено на руководстве  поведением ребенка, других - на его интеллектуальном развитии, третьих - развитии личности и социальной компетентности. Общим для всех программ по воспитанию родителей является стремление расширить самостоятельность при решении ими разных задач, во взаимоотношениях с разными людьми, при выборе поведения в разных ситуациях. Задачи воспитания родителей можно классифицировать исходя из особенностей каждого из периодов развития ребенка и круга тех проблем, которые он должен решать на каждом этапе самостоятельно.

     Необходимость работы по воспитанию родителей основывается, во-первых, на потребности родителей в поддержке, во-вторых, на потребности самого ребенка в образованных родителях, в-третьих на существовании бесспорной связи между качеством домашнего воспитания и социальными проблемами общества. Следовательно, необходимость воспитания родителей можно обосновать благополучием ребенка и семьи в целом либо общественной значимостью данной проблемы. Воспитание родителей в границах прав семьи на самоопределение и на основе соблюдения принципа добровольности является здоровой социальной функцией.

     Существуют  различные модели помощи семье, которые  может использовать психолог в работе с семьей.

    1. Педагогическая модель базируется на гипотезе недостатка педагогической компетентности родителей. Субъект жалобы в таком случае обычно ребенок. Консультант вместе с родителями анализирует ситуацию, намечает программу мер. Хотя сам родитель может быть причиной неблагополучия, эта возможность открыто не рассматривается. Психолог ориентируется не столько на индивидуальные возможности родителя ребенка, сколько на универсальные с точки зрения педагогики и психологии способы воспитания.

    Данная  модель исходит из предположения  о дефиците у родителей знаний и умений по воспитанию детей. Эта модель носит профилактический характер. Особенно в ней нуждаются так называемые проблемные, дисфункциональные семьи. Она направлена на повышение психолого-педагогической культуры родителей, расширение и восстановление воспитательного потенциала семьи, активное включение родителей в процесс социального воспитания детей. В этих целях используются различные формы работы.

    Сочетание теоретических знаний, их закрепление  в опыте семейного воспитания, дискуссии и практикумы, обращенные к реальным трудностям семейного  воспитания, создают хорошую основу родительской компетентности.

    2. Социальная модель используется  в тех случаях, когда семейные трудности являются результатом неблагоприятных внешних обстоятельств. В этих случаях помимо анализа жизненной ситуации и рекомендаций требуется вмешательство внешних сил.

    3. Психологическая (психотерапевтическая) модель используется тогда, когда причины трудностей ребенка лежат в области общения, личностных особенностях членов семьи. Она предполагает анализ семейной ситуации, психодиагностику личности, диагностику семьи. Практическая помощь заключается в преодолении барьеров общения и причин его нарушений.

    4. Диагностическая модель основывается на предположении дефицита у родителей специальных знаний о ребенке или своей семье. Объект диагностики — семья, а также дети и подростки с нарушениями и отклонениями в поведении. Диагностическое заключение может служить основанием для принятия организационного решения.

    5. Медицинская модель предполагает, что в основе семейных трудностей  лежат болезни. Задача психотерапии - диагноз, лечение больных и адаптация здоровых членов семьи к больным.

     Основная  задача социальной работы с молодыми семьями и их проблемами в начале нового тысячелетия заключается в дальнейшем развитии и совершенствовании имеющихся форм, методов, способов и приемов деятельности, используемых специалистом для решения социальных проблем клиентов, стимулирование активизации их собственных сил для изменения неблагоприятной жизненной ситуации.

     Содержанием социальной работы является содействие функционированию индивида, семьи или группы, того или иного социального слоя, проблемной категории населения. Семья, будучи наиболее универсальным, всеобъемлющим социальным институтом, отражает в себе практически все социальные проблемы: и малообеспеченность, и социальную дезадаптированность, и трудности многодетных и инвалидов, и специфичность положения беженцев, и насилие над детьми и женщинами, и юное материнство, и многое другое.

     Социальные проблемы проявляются в семье достаточно многосторонне. В значительной степени основные трудности и потребность в профессиональной помощи семьи зависят от ее типа. К числу проблемных, относятся молодые семьи, социальная работа с которыми осуществляется в основном системами социальной защиты молодежи. Поэтому остановимся на этом вопросе подробнее.

     В Федеральном законе "Об основах социального обслуживания населения РФ" комплексная система социального обслуживания населения, включая молодежь, предусматривает предоставление социально-экономических , медико-социальных, психологических, социально-бытовых , правовых и иных социальных услуг гражданам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации (многодетные, неполные семьи, семьи, в которых проживают инвалиды, одинокие и пожилые люди, дети-сироты, безработные, лица без определенного места жительства, выпускники детских домов и ряд других).

Информация о работе Социальная поддержка молодых родителей