Социальная поддержка молодых родителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 14:32, дипломная работа

Описание работы

Согласно Р.В. Овчаровой, родительство представляет собой социально-психологический феномен, представляющий собой эмоционально и оценочно окрашенную совокупность знаний, представлений и убеждений относительно себя как родителя, реализующуюся во всех проявлениях поведенческой составляющей. На стадии развитой формы, родительство, включает в себя: родительские ценности, установки и ожидания, родительское отношение, родительские чувства, родительские позиции, родительскую ответственность, а также стиль семейного воспитания. Особенности родительских ценностей состоят в том, что они являются основополагающими для остальных компонентов родительства и реализуются в направленности личности родителя и направленности его поведения

Содержание

Введение 3
1. Теоретические предпосылки родительской компетентности, как средство профилактики семейного неблагополучия 6
1.1 Основные подходы к профилактике семейного неблагополучия 6
1.2 Родительская компетентность, как перспективное направление профилактики семейного неблагополучия 15
1.3 Концепции образования родителей по повышению родительской компетентности 33
2 Профилактическая работа по повышению компетентности молодых родителей 50
2.1. Раннее выявление проблем молодых родителей и диагностика родительской компетенции 50
2.2. Социально-педагогическое консультирование молодых родителей по различного рода социальным, правовым, педагогическим вопросам 57
2.3. Проведение практических семинарских занятий с родителями, направленных на повышение компетентности 70
Заключение 82
Список литературы 86
Приложения 91

Работа содержит 1 файл

Социально-педагогическая поддержка молодых родителей.doc

— 488.50 Кб (Скачать)

     Формы работы:

  • консультации;
  • беседы;
  • правовая поддержка;
  • материальная и моральная поддержка.

    В таблице 2.2. представлена

     В Приложении 1 представлена анкета для  родителей до проведения занятий с ними с целью выявления их компетентности. Результаты проведенного анкетирования 10 родителей представлены в таблице

     Таблица 2.1 

Компетентность Средняя оценка группы родителей
Педагогическая 6
Психологическая 3
По  вопросам здоровья ребёнка 8
Социальная 7
Правовая 9
Итого 6,6
 

     Компетентность  группы родителей нуждается в  повышении. Необходима разработка специальных целевых программ государственной помощи молодым семьям в Красноярском крае. Было бы правильным обеспечить возможность получения долгосрочных кредитов на приобретение или строительство жилья молодыми семьями, как это практикуется за рубежом.

2.2. Социально-педагогическое  консультирование  молодых родителей  по различного  рода социальным, правовым, педагогическим  вопросам

 

     Рассмотрим проблемы молодых родителей, с которыми они обращаются.

     Молодые родители обращаются на начальном этапе развития молодой семьи, когда возникают трудности взаимного приспособления, трудности отношений с родственниками.

     Психолог  отмечает, что по сравнению с другими группами семей молодые семьи являются менее стабильными. Большинство молодых семей начинают семейную жизнь в доме родителей и получают от них финансовую помощь. Около половины «быстрых» разводов связаны с обманом, а другая половина - с недостаточным знанием будущего супруга и его семьи. Данная причина обуславливает заметную часть трудностей и всевозможных страхов, возникающих в первые месяцы семейной жизни.

     Молодожены  боятся потерять любимого человека, работу, уважение и признание родителей  и родственников противоположной стороны, боятся выглядеть не компетентными, неуспешными в быту, боятся совершить ошибку, боятся не запланированной беременности и т.д. Не существует человека, который ни разу в своей жизни не испытывал страха (беспокойство и тревогу, кстати, тоже разновидности страха). Иногда страхи оправданы, но чаще всего - иллюзорны. Важно уметь осознавать свои страхи и тогда можно определить, насколько они оправданы.

     Во  многих семьях в первый год после  заключения брака рождается ребенок. Состояние появления в организме молодой женщины другого существа само по себе может вызвать тревогу, страх и отвержение. Этот страх не связан напрямую с отношением женщины к беременности, к будущему ребенку, с ее желанием или нежеланием становиться матерью. В этой ситуации мы встречаемся с древним страхом, который имеет архаические биологические корни. В его основе лежит страх того, что внутри моего тела может поселиться чужое, захватить его, уничтожить. Этот страх успешно эксплуатируется во многих современных страшилках для взрослых. Для беременной женщины чувство радости вполне может сосуществовать с чувством страха.

     С этого момента уже начинают складываться отношения будущей матери и будущего ребенка. Возникают вопросы: «Кто для  меня это существо - друг или враг?», «Что я приобрету и что потеряю?» Самое главное - не стоит бояться или стыдиться своего страха, своей слабости или плохого самочувствия. Пряча внутрь свои страхи, опасения, неуверенность, будущая мать может усилить неприятные ощущения токсикоза.

     Рождение ребенка изменяет роли супругов. Им приходится приспосабливаться к новому образу жизни, к возросшим психическим и физическим нагрузкам, ограничением общего досуга.

     Родители  часто вынуждены оставлять маленького ребенка, в незнакомой обстановке, или  поручают человеку, которого он совсем не знал или не любил. В этот момент может возникнуть сильнее чувство отверженности, даже паники, когда ребенок думает, что больше никогда не увидит своих родителей. Это чувство может быть настолько непреодолимым, что страх быть отвергнутым ребенок приносит собой во взрослую жизнь, В дальнейшей жизни он настолько боится быть отвергнутым, что его снова и снова отвергают.

     Устойчивая  тревожность и постоянные, интенсивные  страхи детей относятся к числу  наиболее частых поводов обращения родителей к психологу. Обращает на себя внимание тот факт, что в 3-4 года, когда общее количество страхов у мальчиков снижается, у девочек возрастает. Опыт показывает, что у маленького ребенка ярко выражен страх одиночества, темноты, замкнутого пространства, нападения животных, драк. Если же страх имеет объективные причины, то есть человек сталкивается с реальной угрозой, ему придется приложить максимум сил для того, чтобы защитить себя.

     Основные  проблемы обращения к специалисту связанно с адаптацией в браке:

     - принятие потребностей друг друга;

     - взаимодействие с родителями;

     - появление ребенка и кризис на этом фоне;

     - сексуальная дисгармония, связанная с неадекватным представлением о собственной сексуальности, с вынужденным воздержанием в связи с беременностью супруги;

     - отсутствие навыка конструктивного решения конфликта;

     - наличие ложных представлений о взаимодействии в браке;

     - определение лидерства;

     - измена.

     Последний пример проблемной семьи, который отмечает психолог Центра: ему 25, ей 21, в браке почти 3 года, ребенку 10 месяцев, живут отдельно от родителей. За короткий срок своего существования семья пережила: аборт до брака, выкидыш, рождение сына, измена жены, отсутствие сексуальных отношений 3 месяца.

     Инфантильная  психологически и социально супруга, со смутным представлением о роли жены, в поисках себя, - с одной стороны. С другой: консервативный и чувствительный супруг, не понимающий что происходит в его семье. Их решение: сохранить брак ради ребенка без сексуальных отношений. Перспектива такого решения очевидна: развод.

     Последние годы отмечается и такая реальность в работе Кризисного центра: отсутствие добрачного психологического консультирования.

     Проблема  в деятельности Центра - недостаточная обращаемость молодых пар к специалистам за поддержкой.

     Причина этого - в низкой общей культуре (в частности медицинской, психологической и сексуальной) и соответствующей невостребованностью помощи профилактической. Работают укоренившиеся традиции и стереотипы – бежать за помощью, когда проблема уже есть. Используются чаще знания обывательские (часто ложные), чем профессиональные. Из всего сказанного следует, что жители Ленинского района нуждаются в повышении уровня педагогических и психологических знаний. Молодым парам необходимы знания о взаимодействии в браке, добрачное консультирование, которое позволит прояснить соответствие ожиданий и представлений молодых о семейных отношениях. Тем самым позволит обозначить проблемные зоны будущего взаимодействия.

     Третья  проблема в работе Центра - отсутствует идеологии и государственной концепции социальной поддержки молодой семьи, недостаточна и малоэффективна программно-целевая поддержка данной категории, не реализуются эффективные методы и технологии, ориентированные на молодую семью. Ситуация усугубляется тем, что молодая семья не выделена, как отдельная социальная категория, нуждающаяся в социальной поддержке, а также не определен статус молодой семьи, не имеющей регистрации брака.

     Молодыми семьями востребованы консультационные услуги – психолого-педагогические, правовые. Для помощи в разрешении возникающих конфликтов своевременная подсказка, формирование конкретных навыков и умений, например, в тренинговых группах имеют очень большое значение, позволяют делать возникающие в молодой семье противоречия не прелюдией будущего развода, а шагом в позитивном развитии семьи, в достижении ею социальной зрелости.

     За  последнее время в Красноярске возникла и до предела обострилась проблема устройства детей в детские дошкольные учреждения.

     Отсутствие  таких учреждений по месту жительства и недостаточное количество мест в имеющихся ставят молодые семьи в весьма сложное положение, когда один из супругов вынужден оставить работу и сидеть дома с ребенком. Семейный бюджет не всегда в состоянии справиться с такой потерей, что неминуемо вызывает напряжение в семье. Эти обстоятельства обуславливают необходимость создания и развития новых форм детских дошкольных учреждений.

     Слабо развита и сфера проведения досуга молодой семьи в Ленинском районе: нет достаточного разнообразия форм и мест проведения семейного досуга, куда молодые семьи могли бы прийти вместе с детьми, например, в выходной день. Развлекательные центры в районе отсутствуют.

     Центральное место занимают проблемы ценностно-мотивационного характера, для решения которых необходимо изменение сознания молодых людей. Решение такого рода проблем предполагает всемерную пропаганду крепкой социально здоровой семьи, наличие действенной системы подготовки молодежи к браку и семейной жизни, формирование культуры межполовых и сексуальных отношений у молодежи. Особое внимание, как следует уделить организации эффективных форм полового и сексуального воспитания, и не только в общеобразовательных учреждениях, но и через иные формы воспитательной и просветительской работы. Активными участниками ее должны стать общественные организации и самодеятельные объединения граждан, органы местного самоуправления. Комплексность подхода, использование современных методов работы с молодежью будет способствовать формированию у молодых людей установки на создание и сохранение семьи.

     Специалистом  проведена работа по оценке родительской компетентности в виде индивидуальной беседы. В Приложении 2 представлен примерный план такой беседы.

     Независимо  от того, каковы особенности основного  нарушения во взаимоотношениях «родитель - ребенок», обратившиеся к специалисту родители, как правило, занимают неверную родительскую позицию, т.е. их отношения с детьми неэффективны.

     К основным причинам неэффективного родительского отношения относятся:

  • педагогическая и психологическая неграмотность родителей;
  • ригидные (однажды принятые способы мышления и действий от которых трудно отказаться) стереотипы воспитания;
  • личностные проблемы и особенности родителя, вносимые в общение с ребенком;
  • влияние особенностей общения в семье на отношения родителя с ребенком.

     Все эти причины искажения родительского  отношения могут быть исправлены с помощью психотерапии и психологической  коррекции. В этих целях используются родительские группы. Активным методом  групповой помощи коррекции родительских отношений является когнитивно-поведенческий тренинг. К методам психотерапии и коррекции семейных отношений относит такие методы как:

     1. Указания.

     2. Изучение семьи.

     3. Воздействие примером.

     4. Семейная дискуссия.

     5. Обусловленное общение.

     6. Формирование умения и навыков.

     7. Проигрывание семейных ролей.

     8. Консультации в режиме он-лайн.

     В существующей практике, главным образом, специалисты используют индивидуальные консультации. 
 

     Предлагается  показать возможности работы с молодой семьей в условиях Центра через активные методы групповой психологической помощи. Наряду с этим должны быть выделены (или построены) такие формы взаимоотношений между участниками взаимодействия, которые с самого начала ориентированы на создание благоприятных условий для развития личности как молодого родителя, так и ребенка.

     Предлагаемый  алгоритм взаимодействия:

Информация о работе Социальная поддержка молодых родителей