Социальная поддержка молодых родителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 14:32, дипломная работа

Описание работы

Согласно Р.В. Овчаровой, родительство представляет собой социально-психологический феномен, представляющий собой эмоционально и оценочно окрашенную совокупность знаний, представлений и убеждений относительно себя как родителя, реализующуюся во всех проявлениях поведенческой составляющей. На стадии развитой формы, родительство, включает в себя: родительские ценности, установки и ожидания, родительское отношение, родительские чувства, родительские позиции, родительскую ответственность, а также стиль семейного воспитания. Особенности родительских ценностей состоят в том, что они являются основополагающими для остальных компонентов родительства и реализуются в направленности личности родителя и направленности его поведения

Содержание

Введение 3
1. Теоретические предпосылки родительской компетентности, как средство профилактики семейного неблагополучия 6
1.1 Основные подходы к профилактике семейного неблагополучия 6
1.2 Родительская компетентность, как перспективное направление профилактики семейного неблагополучия 15
1.3 Концепции образования родителей по повышению родительской компетентности 33
2 Профилактическая работа по повышению компетентности молодых родителей 50
2.1. Раннее выявление проблем молодых родителей и диагностика родительской компетенции 50
2.2. Социально-педагогическое консультирование молодых родителей по различного рода социальным, правовым, педагогическим вопросам 57
2.3. Проведение практических семинарских занятий с родителями, направленных на повышение компетентности 70
Заключение 82
Список литературы 86
Приложения 91

Работа содержит 1 файл

Социально-педагогическая поддержка молодых родителей.doc

— 488.50 Кб (Скачать)

      Еще одним документом, составленным с использованием программно-целевого метода, является федеральная целевая программа «Дети России». При реализации Программы учитывается реализация субъектами Российской Федерации мероприятий региональных программ, направленных на улучшение положения детей. Как указывается в программе, реализация мероприятий одной из ее подпрограмм «Дети и семья» позволит организовать эффективную систему работы по предупреждению семейного неблагополучия и профилактике социального сиротства, направленную на оказание помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации. Эффективность профилактики социального сиротства, как и предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, говорится в программе, находится в прямой зависимости от развития системы учреждений предоставления социальных услуг, от развития и внедрения новых технологий по работе с семьей и детьми.

      В Программе «Дети России» роль некоммерческих организаций отмечается в контексте их средств: «для реализации Программы привлекаются также внебюджетные источники – средства общественных организаций и спонсорские средства», - а также в аспекте управления Программой, а именно: «В целях обеспечения согласованных действий при реализации Программы создается координационный совет, формируемый из представителей государственного заказчика - координатора Программы, государственных заказчиков Программы, других федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, общественных объединений и средств массовой информации».

      В результате социально-экономических преобразований в России в особенно уязвимом положении оказались семьи, проживающие в отдаленных территориях, социально-экономическое развитие которых во многом поддерживалось за счет дотаций из центра. В сфере защиты детства наблюдается острый недостаток квалифицированных кадров: в районах отсутствуют дефектологи, психологи, детские психиатры, психотерапевты.

      Дефицит кадров и фактическое отсутствие системы социальной и психологической  помощи сводит социальную работу с  неблагополучными семьями к оказанию незначительной материальной помощи и моральным внушениям и проработкам на комиссиях разного рода.

     Исследование понятия молодой семьи и её проблем предполагает включение в группу молодых тех родителей, которые обладают следующими характеристиками [30, с.79-80]:

  • молодые люди состоят в зарегистрированном браке либо проживают совместно и ведут общее хозяйство (гражданский брак);
  • возраст супругов до 30 лет;
  • продолжительность совместной жизни – до 3 лет (в случае рождения детей – без ограничения продолжительности совместной жизни).

     Основным  условием эффективной поддержки  молодых родителей является повышение  их педагогической культуры.

     Понятие «педагогическая культура» в  современной педагогической литературе трактуется достаточно широко и неоднозначно [3, с.63-65]. Подготовка родителей к воспитательной деятельности должна предусматривать значительное повышение уровня их педагогической культуры. Под педагогической культурой принято понимать такой уровень педагогической подготовленности родителей, который позволяет им сделать семейное воспитание процессом целенаправленным и успешным, полноценно решающим задачи развития и воспитания ребенка в единстве со школой. В структуре педагогической культуры родителей можно выделить когнитивный, операционный, коммуникативный, рефлексивный, эмоциональный компоненты. Кратко охарактеризуем компоненты педагогической культуры родителей.

     Когнитивный компонент педагогической культуры представляет собой определенную сумму  психолого-педагогических, физиолого-гигиенических, правовых знаний, необходимых для полноценного осуществления воспитания в семье.

     Прежде  всего, это знание законов возрастного  анатомо-физиологического и психического развития детей, подростков, юношества, понимание ценностей семейной жизни  и семейного воспитания: любовь, здоровье, здоровый образ жизни, семейные и культурно-национальные традиции и обычаи; владение знаниями о проблемах, типичных ошибках семейного воспитания и способах их устранения; знание прав и обязанностей родителей, вопросов правовой и экономической защиты личности ребенка.

     Операционный  компонент педагогической культуры включает в себя осознанное владение родителями разнообразием методов, приемов, форм воспитательного взаимодействия с ребенком, умения организовать жизнь  и занятия детей в семье, организовать семейный труд и отдых, умение диагностировать способности, интересы и склонности ребенка.

     Коммуникативный компонент педагогической культуры родителей включает в себя, прежде всего, умение родителей создавать  благоприятный психологический климат в семье, умение понимать детей и других членов семьи, терпимость к иному мнению, умение выразить свое психофизическое:

     состояние и свои мысли, умение предупреждать  и решать конфликты.

     Рефлексивный  компонент педагогической культуры предполагает наличие у родителей умений анализировать собственные действия и состояния, оценивать эффективность применявшихся методов, приемов взаимодействия с детьми, причины успехов и неудач, ошибок и затруднений, возникающих в ходе семейного воспитания, способность посмотреть на себя глазами своего ребенка.

     Эмоциональный компонент педагогической культуры родителей включает умение владеть  собою в сложных ситуациях, умение понять состояние ребенка по малоприметным  особенностям его поведения, умение видеть проблемы ребенка и оказать ему помощь в их разрешении, способность родителей к эмпатии, сопереживанию, сочувствию.

     Уровень педагогической культуры родителей  зависит от уровня их образования  и общей культуры, от индивидуальных особенностей (способностей, темперамента, характера), определяется богатством жизненного опыта, уровнем собственной воспитанности. В настоящее время уровень педагогической культуры основной массы родителей недостаточно высок, что отрицательно сказывается на результатах их воспитательной деятельности, проявляется в низком уровне воспитанности современных детей. Многие родители некомпетентны в вопросах семейного воспитания, не знакомы с закономерностями развития и воспитания детей в разные возрастные периоды, четко не представляют цели семейного воспитания, не видят оптимальные пути достижения этих целей, воспитывают собственных детей подобно тому, как воспитывали их самих, не учитывая изменившиеся социокультурные условия.

     Такая ситуация обусловлена многими факторами [19]:

  • модель воспитания, воспринятая отцами и матерями от своих родителей, в молодой семье не может быть реализована из-за изменившихся условий;
  • однодетность и малодетность семьи в двух и более поколениях приводит к тому, что воспитываясь в отсутствии братьев и сестер, дети не получают опыта и практических навыков по воспитанию и уходу за младшими;
  • молодые семьи имеют возможность отделиться от своих родителей, и это, во-первых, приводит к тому, что влияние старшего поколения на подрастающее снижается и остается невостребованным богатый жизненный опыт бабушек и дедушек.

     Повышение педагогической культуры родителей  является основой раскрытия творческого  потенциала родителей, совершенствования  семейного воспитания. Для организации  системного и эффективного психолого-педагогического  просвещения молодых родителей необходимо, прежде всего, изучить образовательные потребности родителей и на этой основе выстроить оптимальную дифференцированную систему взаимодействия педагогического коллектива и родителей.

     Система поддержки молодых родителей  должна строиться на таких принципах, как: открытость, информированность, соотношение деятельности педагогов с ожиданиями и запросами родителей; стимулирование родителей к сотрудничеству [8, с.198].

     Вопросы содержания образования родителей  не могут рассматриваться в отрыве от социального и образовательного контекста их жизни и жизни ребенка. При отборе содержания психолого-педагогического просвещения молодых родителей необходимо учитывать, с одной стороны, такие характеристики семьи, как: тип семьи (полная, неполная, нуклеарная, расширенная), возраст родителей, их образовательный уровень и профессиональную принадлежность, социально-экономическое положение семьи, состоят ли родители в повторном браке, родовые и национальные традиции семьи, отношение к религии, тип взаимоотношений в семье и тип (стиль) семейного воспитания.

     С другой стороны, не менее важно при  отборе содержания образования родителей  учитывать пол ребенка, возрастной этап развития ребенка, его физическое и психическое здоровье, наличие  и характер нарушений в развитии ребенка, характер и причины девиантного  поведения.

      В клубок противоречий завязаны и отношения  социальных служб с семьей и ребенком, особенно в мультипроблемных ситуациях, связанных с алкоголизацией родителей  и отсутствием иных родственников. Все это ставит на повестку дня  необходимость разработки системы критериев для осуществления вмешательства, способов интервенции, помощи семье, особенно на ранних этапах, превентивных антикризисных технологий.

1.2 Родительская компетентность, как перспективное направление профилактики семейного неблагополучия

 

     В психолого-педагогической литературе часто используются термины «психолого-педагогическая компетентность родителя», «социально-психологическая  компетентность родителя», «родительская  эффективность», «эффективное родительство»  и т. п., которые можно рассматривать как аналоги термина «родительская компетентность».

     Различные аспекты проблемы родительской компетентности изучали еще З. Фрейд, К. Хорни  и др. В последние десятилетия  проблема рассматривалась отечественными психологами А. А. Бодалёвым, М. О. Ермихиной, Р. В. Овчаровой, В. В. Столиным, Г. Г. Филипповой, И. Ю. Хамитовой и другими.

     Охарактеризуем  подробнее рассматриваемый отечественными психологами М. О. Ермихиной, Р. В. Овчаровой  и др. феномен «родительства». В  современной отечественной психологии «родительство» рассматривается как интегральное психологическое образование личности. Однако недостаточно изучены и до конца не систематизированы факторы его формирования, практически не разработаны также способы целенаправленного формирования осознанного родительства.

     Родительство  – социально-психологический феномен, представляющий собой эмоционально и оценочно окрашенную совокупность знаний, представлений и убеждений  относительно себя как родителя, реализующуюся  во всех проявлениях поведенческой  составляющей. На стадии развитой формы, родительство, включает в себя: родительские ценности, установки и ожидания, родительское отношение, родительские чувства, родительские позиции, родительскую ответственность, а также стиль семейного воспитания [28].

     Особенности родительских ценностей состоят в том, что они являются основополагающими для остальных компонентов родительства и реализуются в направленности личности родителя и направленности его поведения.

     Родительские  установки и ожидания включают в  себя три уровня презентации: репродуктивные установки, установки и ожидания в детско-родительских отношениях, установки и ожидания в отношении образа собственного ребёнка. По мнению Э. Мэш, Д. Вольфа, родительские установки зависят от тех традиций, ценностей, норм и ожиданий, которые свойственны социальной, культурной, национальной и религиозной среде, к которой принадлежит та или иная семья. Именно все эти факторы во многом определяют особенности родительского поведения [31, с.316].

     Родительское  отношение  относительно устойчивое явление, включающее в себя альтернативные элементы эмоционально-ценностного отношения и способного изменяться в определённых пределах. Родительское отношение реализуется в поддержании контакта с ребёнком, формах контроля, воспитании взаимоотношениями.

     По  утверждению А. Я. Варги, тип родительского  отношения и соотношение его  структурных компонентов определяется не только индивидуальными особенностями  родителей, но и возрастом ребенка [39, с. 16].

     Родительские  чувства значимая группа чувств, занимающих особое место в жизни человека. Родительские чувства противоречивы, реализуются в родительском отношении и родительских позициях.

     Родительские  позиции представляют собой реальную направленность взаимодействия с ребёнком, в основе которой лежит сознательная и бессознательная оценка ребёнка. Родительские позиции реализуются в подвижных коммуникативных позициях.

     Родительская  ответственность  ответственность перед социумом и своей совестью. Родительская ответственность возникает в контроле своего поведения и семейной ситуации; характеризуется занимаемой ролью в семейном воспитании.

Информация о работе Социальная поддержка молодых родителей