Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 14:32, дипломная работа
Согласно Р.В. Овчаровой, родительство представляет собой социально-психологический феномен, представляющий собой эмоционально и оценочно окрашенную совокупность знаний, представлений и убеждений относительно себя как родителя, реализующуюся во всех проявлениях поведенческой составляющей. На стадии развитой формы, родительство, включает в себя: родительские ценности, установки и ожидания, родительское отношение, родительские чувства, родительские позиции, родительскую ответственность, а также стиль семейного воспитания. Особенности родительских ценностей состоят в том, что они являются основополагающими для остальных компонентов родительства и реализуются в направленности личности родителя и направленности его поведения
Введение 3
1. Теоретические предпосылки родительской компетентности, как средство профилактики семейного неблагополучия 6
1.1 Основные подходы к профилактике семейного неблагополучия 6
1.2 Родительская компетентность, как перспективное направление профилактики семейного неблагополучия 15
1.3 Концепции образования родителей по повышению родительской компетентности 33
2 Профилактическая работа по повышению компетентности молодых родителей 50
2.1. Раннее выявление проблем молодых родителей и диагностика родительской компетенции 50
2.2. Социально-педагогическое консультирование молодых родителей по различного рода социальным, правовым, педагогическим вопросам 57
2.3. Проведение практических семинарских занятий с родителями, направленных на повышение компетентности 70
Заключение 82
Список литературы 86
Приложения 91
Содержание
В семье зарождаются и интенсивно протекают процессы становления самосознания и самоопределения личности, её духовной культуры. Однако современные родители в условиях смены идеологических ориентиров сталкиваются с рядом трудностей, прежде всего связанных с воспитанием ценностных ориентаций. В этом контексте большое значение имеет деятельность социального педагога по работе с семьей и, в частности, социально-педагогическая поддержка родителей.
Согласно
Р.В. Овчаровой, родительство представляет
собой социально-
Молодыми родителями, по нашему мнению, необходимо считать людей до 25 лет, имеющих одного и более детей не старше 7-летнего возраста. Такие родители в наибольшей степени нуждаются в социально-педагогической поддержке. Например, типичной является следующая ситуация: работающие родители, а малышом занимаются бабушки. По сути, бабушка становится функциональной матерью, а мать – сестрой. От такой спутанности ролей начинаются нарушения материнского поведения, затрудняется специфический контакт между матерью и ребенком и, как следствие, семья не справляется со своей важнейшей воспитательной функцией.
Основная идея социально-педагогической поддержки заключается в повышении родительской компетентности (эффективности). Н.Н. Мизина определяет педагогическую компетентность родителей как способность понять потребности детей, создать возможности для их удовлетворения и включает в неё: формирование у родителей необходимых знаний, обучение навыкам общения с детьми, разрешение конфликтных ситуаций, улучшение стиля родительского поведения [31].
Технологии работы с родителями разработаны американскими учёными А. Адлером и Р. Дрейкусом. Основными понятиями адлеровского воспитания родителей являются «равенство», «сотрудничество» и «естественные результаты». С ними связаны два центральных принципа воспитания: отказ от борьбы за власть и учёт потребностей ребёнка. Необходимо научить родителей уважать уникальность, индивидуальность и неприкосновенность детей с самого раннего возраста, считал А. Адлер.
Р. Дрейкус рассматривает плохое поведение как деятельность ребёнка, усилия которого, ориентированные на достижение целей, направляются в неверное русло. Дрейкус показал наиболее частые причины негативного поведения ребёнка: требование внимания или комфорта; желание показать свою власть или демонстративное неповиновение; месть, возмездие; утверждение своей несостоятельности или неполноценности. Цель помощи родителям, по Дрейкусу, заключается в расширении у взрослых и детей практического репертуара типов взаимодействия, предполагающего понимание себя и другого [25].
В более поздних подходах к групповой работе с родителями (Т. Гордон, Р.Т. и Д. Байярды) развиваются идеи понимающего общения в рамках гуманистической психологии, в частности, в них обращается особое внимание на развитие эмоциональной сферы родителей, умение слушать, передавать ребёнку ответственность, техники трансактного анализа [9].
Актуальность темы дипломной работы определяется тем, что формирование психолого-педагогической культуры родителей является одной из важнейших задач современного общества, выступает частью современной социальной политики государства.
Цель дипломной работы – разработать и реализовать педагогические условия по повышению компетенции молодых родителей.
Задачи работы:
Объект – профилактика семейного неблагополучия и помощь молодым родителям в воспитании и развитии детей, на базе МБУ «Кризисный центр для женщин «Доверие»
Предмет – Повышение компетентности молодых родителей.
Гипотеза – Родительская компетентность выступит средством профилактики семейного неблагополучия в семьях молодых родителей, если будут реализованы следующие социально-педагогические условия:
1. Раннее выявление родительской компетентности, как перспективного направления в профилактики семейного неблагополучия;
2.
Социально-педагогическое
3.
Проведение практических
В Российской Федерации на фоне устойчивого снижения численности населения и в связи с продолжающимся кризисом семьи, положение детей является ключевым стратегическим показателем эффективности государственной политики в области реализации прав человека и развития народонаселения. Проблема социального сиротства – одна из наиболее острых общественных проблем современной России.
К
показателям социально-
1. Социально-демографические особенности семьи, история и структура семьи: отец или мать отбывает наказание в местах лишения свободы, криминальное прошлое семьи; смерть кормильца (не обязательно родитель, прародитель), смерть одного из родителей; рождение ребенка вне брака, повторный брак, сводные дети, развод или раздельное проживание родителей, один родитель, родитель и партнер, отец ребенка бросил беременную будущую мать; многодетная семья; престарелые родители; из семей беженцев и вынужденных переселенцев, мигрантов, испытывающих трудности интеграции; дети или членные семьи, пережившие торговлю людьми и сексуальную эксплуатацию; пережившие вооруженные конфликты, войны, природные и техногенные катастрофы.
2. Социально-экономический статус семьи: плохие жилищные условия либо полное их отсутствие; нерегулярные доходы, уровень доходов ниже прожиточного минимума; низкие возможности занятости родителей (безработные, живут за счет нелегализованной занятости, нерегулярных, сезонных заработков); низкий уровень образования родителей; роль социальной помощи в структуре доходов (пособия, в том числе, детские, по безработице, живут за счет социальных, в том числе детских пособий).
3. Образ жизни и культура семьи, социально-психологические внутрисемейные отношения: жилищно-бытовые условия, состояние и уход за жилищем (пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами, отсутствие у ребенка места для занятий); способы проведения семейного досуга (аморальный и паразитический образ жизни, деформированные ценностные ориентации); характер внутрисемейных связей (разрушение внутрисемейных связей, отчуждение между родителями и детьми); нормы общения родителей и детей (отказ от исполнения родителями родительских ролей или неэффективное исполнение роли, слабый родительский контроль и слабая дисциплина, отсутствие заботы со стороны родителей, проявления жестокости и садизма, нормы и традиции преступной среды); деструктивные эмоционально-конфликтные отношения между супругами, родителями и детьми, жестокое обращение в семье, насилие над детьми (физическое, сексуальное, психическое), эмоциональная холодность, авторитарность, грубость.
4. Сетевые ресурсы семьи: разреженность, слабость социальных связей (узость контактов, не позволяющих вырваться из замкнутого круга бедности и зависимостей, отсутствие взаимовыручки и поддержки); отсутствие поддержки со стороны близких людей (мужчины-партнера, родителей женщины, родственников, подруг), государственных и общественных организаций; негативные особенности социального окружения – проживание в неблагополучном соседском окружении, дезорганизация сообщества, недостаток или отсутствие связей с соседями.
5. Институциальные ресурсы: отсутствие или дисфункции социальных институтов, связанных с социализацией, воспитанием и обучением детей (школа, дошкольные и внешкольные учреждения, училища, учреждения культуры, общественные объединения, негосударственные организации); пробелы в профессиональной системе поддержки (доступность специалистов, профессионализм социальных работников, социальных педагогов, других работников образовательных учреждений, социальных служб, учреждений здравоохранения, инспекторов КДН, сотрудников МВД).
6. Индивидуальные особенности родителей: возраст (несовершеннолетняя беременность, материнство в подростковом возрасте); низкий уровень социальной адаптированности родителей, эмоциональная, социальная незрелость, не развито чувство ответственности, педагогическая несостоятельность родителей; акцентуация характера родителей, нарушения их психического здоровья; стресс стигматизации как получателей социальной помощи; алкоголизм, наркомания родителей; нарушения физического здоровья, хронические заболевания, инвалидность родителей, ВИЧ; семья с родителем-инвалидом, в то время как второй родитель отсутствует или злоупотребляет алкоголем
7. Характеристика ситуации ребенка: возраст, пол (в каждом возрасте и в зависимости от гендерных характеристик дети испытывают специфические риски депривации); состояние здоровья ребенка: нарушения психофизического развития, хронические (в т.ч. генетические) заболевания или инвалидность (включен ли ребенок в систему реабилитации, получает ли ребенок необходимое внимание, медицинскую помощь, заботу или образование, адекватные его потребностям), инфекции и заболевания ППП; специфические особенности жизненного пути ребенка (переживание насилия, свидетель насилия, дружба со сверстниками, вовлеченными в криминальную деятельность и употребляющими наркотики); особенности психического, эмоционального, интеллектуального развития ребенка (поведенческие проблемы, гиперактивность и импульсивность, низкий интеллект и умственная отсталость, суицидальные наклонности); особенности характера ребенка (отчуждение и отсутствие социальных обязанностей, доминируют инфантилизм, социальная пассивность, завышенные запросы при отсутствии желания прилагать усилия для достижения целей); отношения в ближайшем социальном окружении (семья, учителя и сверстники в школе, сверстники в компаниях): ребенок испытывает оскорбление и пренебрежение, травлю; ценностная система ребенка: сформировались искаженные представления о модели семьи, жизненных ценностях, модели поведения; нарушение привязанности в детско-родительских отношениях со стороны взрослого (переживание ребенком ненадежности окружающего мира и собственной уязвимости); синдром депривации: депрессивные реакции, нарушения общения, речи, моторики; низкая успеваемость в школе, агрессивное поведение, невыполнение школьных обязанностей, пропуски школьных занятий, вовлечение в ранние сексуальные отношения, вовлечение в группировки, секты, побеги из дома, бродяжничество, попрошайничество, делинквентность.
Чем больше факторов семейного неблагополучия действуют одновременно, тем более проблемной будет семья. Наибольший риск испытывают семьи, находящиеся в опасной ситуации по целому ряду критериев: бедность, неполный состав, физические или психические недостатки членов семьи, отсутствие комфортного психологического климата в семье.
Среди
стратегических целей современной
национальной социальной политики –
улучшение демографической
Эта задача подразумевают решение ряда проблем, или подзадач, в том числе, предупреждения семейного неблагополучия и профилактики социального сиротства, социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями, их социальной адаптации и подготовке к самостоятельной жизни в обществе; организации отдыха и оздоровления детей.
В свою очередь, по каждой проблеме предложен комплекс мероприятий, например, для предупреждения семейного неблагополучия и профилактики социального сиротства[47]: