Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 22:00, дипломная работа
Цель исследования – предложить способы совершенствования мотивации работников на рынке труда.
Задачи:
- изучить теоретические основы мотивации и стимулирования работников в организации;
- провести анализ системы мотивации и стимулирования труда работников ООО «Стройинженеринг»;
- изучить действие мотивационного механизма в процессе управления персоналом в ООО «Стройинженеринг»;
- предложить возможное направление работы по повышению мотивации работников ООО «Стройинженеринг»;
Введение
1 Теоретические основы мотивации труда персонала в организации….. 7
1.1 Сущность мотивации персонала в организации ……………………..7
1.2 Законы функционирования мотивации ………………………………15
1.3 Основные теории мотивации …………………………………………20
2.Организация системы мотивации и стимулирования в ООО «Строймеханизация»………………………………………………………..31
2.1. Общие сведения об ООО «Стройинженеринг» ………………………31
2.2. Организация стимулирования труда в ООО «Стройинженеринг» …36
2.3. Стадии процесса мотивации в ООО «Стройинженеринг» …………..52
3. Предложения в области мотивации с целью привлечения высококвалифицированных работников …………………………………..55
Заключение …………………………………………………………………..67
Список использованной литературы ……………………………………….73
Приложения ………………………………………………………………….76
Действительно, ряд отраслей экономики, где большинство работников вынуждены трудится в сложных условиях, где значительное число из них занимается малоквалифицированным трудом, в среде младшего персонала многие положения «Х» могут быть справедливыми. Однако в большинстве случаев, как показала практика, высказанные тезисы не отражают реальности. В этой связи были выдвинуты положения теории «Y».
В теории «Y» выдвигаются такие положения, как:
· работники рассматривают свои профессиональные обязанности как естественное занятие;
· необходимо приближать цели организации и цели работников на основе различных вариантов заинтересованности, управления мотивацией, формировать общие цели;
· при этом работники заинтересуются общими целями не только в этой степени, в которой они увидят способ удовлетворения своих потребностей высшего порядка (самосовершенствование).
Естественно, что в условиях развития рыночных отношений теория «Y» представляется более актуальным средством развития мотивации.
Можно сделать вывод о том, что в настоящее время предложено многих различных форм мотивации. Однако необходимость применения конкретных методик мотивационной работы является причиной, с одной стороны, дальнейших исследований трудовой мотивации, с другой, более критического осмысления представленных теорий.
Представляется, что в каждой теории есть рациональная часть, которая не может быть оспорена, так как ее существование верифицировано практикой. Следовательно, из каждой теории, в зависимости от конкретной ситуации, мы можем принять решение для создавшегося положения либо рекомендацию по работе с персоналом. При этом конкретные формы мотивации будут зависеть от многочисленных переменных, складывающихся в организации, в деятельности персонала организации и их характеристик [21].
Методы мотивации труда, классификация, содержание, особенности реализации.
Виды
методов – организационные, административные,
экономические и социально-
Организационные – посредством них организация проектируется, учреждается, организуется во времени и пространстве, ее деятельность нормализуется, регламентируется и обеспечивается инструкциями, это пассивный метод.
Административные – это активные методы с их помощью происходит вмешательство в саму деятельность. По другому они называются методами властной мотивации и основываются либо на прямом принуждении людей к определенному поведению в интересах организации, либо в создании возможности такого принуждения. Распространены в армии, на транспорте (поощрения, взыскания). Недостаток - ориентация на достижение конечной результативности, а не на ее рост, поощряют исполнительность, а не инициативу.
Экономические методы – это косвенные методы, входят в административные методы (штраф, премия).
Социальные – психологические предполагают два направления воздействия на работника и повышения его трудовой активности. С одной стороны раскрытие в человеке его личностных способностей виды стимулирования результативности труда.
Особенности
реализации. Методы направления должны
использоваться во всей совокупности,
одновременно, хотя, естественно, в
различных пропорциях и соотношениях,
методы управления должны использоваться
во всех звеньях и на всех уровнях
больших систем, по всей иерархии. Только
при этих условиях можно рассчитывать
на эффективность и
2. Организация системы мотивации и стимулирования в ООО «Строймеханизация»
2.1. Общие сведения об ООО «Стройинженеринг»
Производственное
предприятие ООО «
Общество является юридическим лицом; имеет в собственности обособленное имущество, может от своего имени заключать договора, приобретать имущественные и различные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Имеет круглую печать со своим фирменным знаком (символику), расчетный и иные счета в рублях и иностранной валюте в учреждениях банков. Общество в праве иметь штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации. Учредительным документом Общества является его Устав [33].
Предприятием накоплен исключительный опыт работы в рыночной экономике, сформирован кадровый потенциал, освоены современные технологии управления, обеспечено полное отсутствие такого бича российских предприятий как коррупция, воровство, некомпетентность, безответственность при принятии управленческих решений.
Приводимые
результаты в части субъективных
условий обеспечения
Руководство предприятия уделяет внимание не только качеству выпускаемой продукции, но и культуре обслуживания клиентов, внешнему и моральному облику работников предприятия, их уровню образования и профессионализма. Проводятся заседания комиссии, где обсуждаются и намечаются планы мероприятий по разработке и созданию систем качества. Информацию о политике и планах предприятия в области качества доводят до персонала цехов на совещаниях по качеству, которые проводятся в цехах.
Ежемесячно главным инженером предприятия проводится «День качества», на котором оперативно решаются вопросы улучшения качества продукции и труда, где присутствуют и участвуют в обсуждении рядовые работники предприятия. Наряду с этим уделяется особое внимание обучению персонала предприятия методам работы с ориентиром на повышение качества продукции, подготовке инженерных кадров, владеющими современными методами управления качеством [39].
Выделяются
необходимые ресурсы для
В
целях обеспечения
На ООО «Стройинженеринг» в рамках разработанных «Концептуальными основами и практическими рекомендациями по созданию службы маркетинга на ООО «Стройинженеринг»» ведется реорганизация сбытовой структуры и создание службы маркетинга. Разработан «План маркетинга», позволяющий определить рыночный спрос, стоимость и сроки производства продукции, план дает четкое определение требований покупателей продукции на основе постоянного анализа контрактов.
Ежегодным бизнес-планом предприятия определяется порядок, последовательность, сроки и затраты на выполнение взаимосвязанных действий, намеченных на достижение желаемого конечного результата по следующим показателям: объем производства, реализация продукции, расширение рынков сбыта.
ООО «Стройинженеринг» имеет линейно - функциональную структуру управления (Приложение 1). При данной структуре управления сохраняется преимущественно линейной структуры в виде принципа единоначалия и преимущество функциональной структуры в виде специализации управления.
Структура ООО «Стройинженеринг» основана специализированном разделении труда, то есть работа между людьми распределена не случайно, а закреплена за специалистами, способными выполнить ее лучше всех с точки зрения организации как единого целого [43].
Как видно, отдельно в структуре организации выделена кадровая служба, которая выполняет функции управления персоналом. Отдел кадров предприятия возглавляет инспектор по кадрам. В подчинении инспектора по кадрам находится оператор отдела кадров.
В задачи отдела кадров входят:
- подбор и расстановка кадров;
-
учет личного состава и
-
контроль соблюдения
-
повышение квалификации
- проведение аттестации;
-
формирование кадрового
- контроль соблюдения трудовых и социальных прав работников;
-
поддержание и укрепление
Разработкой
и сопровождением комплексной системы
оплаты и премирования труда занимается
планово-экономический отдел
В соответствии с Трудовым законодательством [1] принимает и увольняет работников, в установленном порядке применяет к ним меры поощрения и налагает, в случае необходимости, дисциплинарные взыскания.
По функциональному признаку весь персонал предприятия подразделяется на следующие группы работников:
Так же существует и квалификационное разделение труда, которое распределяет обязанности в соответствии с квалификацией работников. В связи с этим круг обязанностей работников разной квалификации, выполняющих одинаковые функции различен [43].
Количественный состав службы управления персоналом в ООО «Стройинженеринг» определяется организационно-штатными структурами и уставом организации [36].
При
расчете необходимой
- общая численность работников организации;
-
конкретные условия и
-
социальная характеристика
-
сложность и комплексность
-
техническое обеспечение
В связи с тем, что ООО «Стройинженеринг» самостоятельно определяет численность работников по функциям управления, их профессиональный и квалификационный состав, а также утверждает штаты, все существующие методы расчета численности управленческих работников носят в основном рекомендательный характер.
В целях исследования системы мотивации на предприятии был составлен ориентировочный план работы с компанией ООО «Стройинженеринг», который включал следующие основные этапы: