Система мотивации персонала на предприятии: социологический анализ. (На примере ООО «Стройинженеринг»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 22:00, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – предложить способы совершенствования мотивации работников на рынке труда.

Задачи:

- изучить теоретические основы мотивации и стимулирования работников в организации;

- провести анализ системы мотивации и стимулирования труда работников ООО «Стройинженеринг»;

- изучить действие мотивационного механизма в процессе управления персоналом в ООО «Стройинженеринг»;

- предложить возможное направление работы по повышению мотивации работников ООО «Стройинженеринг»;

Содержание

Введение

1 Теоретические основы мотивации труда персонала в организации….. 7

1.1 Сущность мотивации персонала в организации ……………………..7

1.2 Законы функционирования мотивации ………………………………15

1.3 Основные теории мотивации …………………………………………20

2.Организация системы мотивации и стимулирования в ООО «Строймеханизация»………………………………………………………..31

2.1. Общие сведения об ООО «Стройинженеринг» ………………………31

2.2. Организация стимулирования труда в ООО «Стройинженеринг» …36

2.3. Стадии процесса мотивации в ООО «Стройинженеринг» …………..52

3. Предложения в области мотивации с целью привлечения высококвалифицированных работников …………………………………..55

Заключение …………………………………………………………………..67

Список использованной литературы ……………………………………….73

Приложения ………………………………………………………………….76

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 250.43 Кб (Скачать)

Действительно, ряд отраслей экономики, где большинство  работников вынуждены трудится в сложных условиях, где значительное число из них занимается малоквалифицированным трудом, в среде младшего персонала многие положения «Х» могут быть справедливыми. Однако в большинстве случаев, как показала практика, высказанные тезисы не отражают реальности. В этой связи были выдвинуты положения теории «Y».

В теории «Y» выдвигаются такие положения, как:

·         работники рассматривают свои профессиональные обязанности как естественное занятие;

·         необходимо приближать цели организации и цели работников на основе различных вариантов заинтересованности, управления мотивацией, формировать общие цели;

·         при этом работники заинтересуются общими целями не только в этой степени, в которой они увидят способ удовлетворения своих потребностей высшего порядка (самосовершенствование).

Естественно, что в условиях развития рыночных отношений теория «Y» представляется более актуальным средством развития мотивации.

Можно сделать вывод о том, что в  настоящее время предложено многих различных форм мотивации. Однако необходимость  применения конкретных методик мотивационной  работы является причиной, с одной  стороны, дальнейших исследований трудовой мотивации, с другой, более критического осмысления представленных теорий.

Представляется, что в каждой теории есть рациональная часть, которая не может быть оспорена, так как ее существование верифицировано практикой. Следовательно, из каждой теории, в зависимости от конкретной ситуации, мы можем принять решение для  создавшегося положения либо рекомендацию по работе с персоналом. При этом конкретные формы мотивации будут зависеть от многочисленных переменных, складывающихся в организации, в деятельности персонала организации и их характеристик [21].

Методы  мотивации труда, классификация, содержание, особенности реализации.

Виды  методов – организационные, административные, экономические и социально-психологические.

Организационные – посредством них организация  проектируется, учреждается, организуется во времени и пространстве, ее деятельность нормализуется, регламентируется и  обеспечивается инструкциями, это пассивный  метод.

Административные  – это активные методы с их помощью  происходит вмешательство в саму деятельность. По другому они называются методами властной мотивации и основываются либо на прямом принуждении людей к определенному поведению в интересах организации, либо в создании возможности такого принуждения. Распространены в армии, на транспорте (поощрения, взыскания). Недостаток - ориентация на достижение конечной результативности, а не на ее рост, поощряют исполнительность, а не инициативу.

Экономические методы – это косвенные методы, входят в административные методы (штраф, премия).

Социальные  – психологические предполагают два направления воздействия  на работника и повышения его  трудовой активности. С одной стороны  раскрытие в человеке его личностных способностей виды стимулирования результативности труда.

Особенности реализации. Методы направления должны использоваться во всей совокупности, одновременно, хотя, естественно, в  различных пропорциях и соотношениях, методы управления должны использоваться во всех звеньях и на всех уровнях  больших систем, по всей иерархии. Только при этих условиях можно рассчитывать на эффективность и действительность методов управления. Всегда должны выбираться критично, взвешенно и  целесообразно в соответствии с  поставленными задачами, характеристиками объекта и субъекта управления [11]. 

 

2. Организация системы мотивации и стимулирования в ООО «Строймеханизация»

2.1. Общие сведения  об ООО «Стройинженеринг»

     Производственное  предприятие ООО «Стройинженеринг» существует с 1999 года.

     Общество  является юридическим лицом; имеет  в собственности обособленное имущество, может от своего имени заключать  договора, приобретать имущественные  и различные неимущественные  права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Имеет круглую печать со своим фирменным знаком (символику), расчетный и иные счета в рублях и иностранной валюте в учреждениях банков. Общество в праве иметь штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации. Учредительным документом Общества является его Устав [33].

     ООО «Стройинженеринг» специализируется на изготовлении и ремонте грузоподъемных механизмов; на осуществлении и организации экспортно-импортных операции; на разработке проектов производства строительно-монтажных работ и технологических погрузочно-разгрузочных работ грузоподъемными кранами, на производстве и реализации иных видов продукции, товаров, услуг и т.д.

     Предприятием  накоплен исключительный опыт работы в рыночной экономике, сформирован кадровый потенциал, освоены современные технологии управления, обеспечено полное отсутствие такого бича российских предприятий как коррупция, воровство, некомпетентность, безответственность при принятии управленческих решений.

     Приводимые  результаты в части субъективных условий обеспечения деятельности достигнуты комплексом жестких мер  к руководителям, специалистам и персоналу. В настоящее время предприятие представляет собой достаточно крепкий автономно функционирующий хозяйственный механизм, имеющий определенный запас прочности, четкие производственные и инвестиционные программы, слаженный коллектив, способный решить стоящие перед ним задачи.

     Руководство предприятия уделяет внимание не только качеству выпускаемой продукции, но и культуре обслуживания клиентов, внешнему и моральному облику работников предприятия, их уровню образования  и профессионализма. Проводятся заседания  комиссии, где обсуждаются и намечаются планы мероприятий по разработке и созданию систем качества. Информацию о политике и планах предприятия  в области качества доводят до персонала цехов на совещаниях по качеству, которые проводятся в цехах.

     Ежемесячно  главным инженером предприятия  проводится «День качества», на котором  оперативно решаются вопросы улучшения  качества продукции и труда, где  присутствуют и участвуют в обсуждении рядовые работники предприятия. Наряду с этим уделяется особое внимание обучению персонала предприятия  методам работы с ориентиром на повышение  качества продукции, подготовке инженерных кадров, владеющими современными методами управления качеством [39].

     Выделяются  необходимые ресурсы для изучения прогрессивного опыта по управлению качеством, на приобретение необходимой  литературы, различных прикладных программ. Для улучшения качества и скорости исполнения работы, на предприятии  установлена мощная локальная компьютерная сеть, во всех подразделениях и отделах  установлена оргтехника.

     В целях обеспечения эффективности  реализации политики и планов предприятия  по улучшению качества продукции  на предприятии проводится целенаправленная работа по совершенствованию структуры  управления производством и сбытом продукции. В соответствии с утвержденными  генеральным директором «Концептуальными основами и практическими рекомендациями по созданию службы маркетинга на ООО «Стройинженеринг»» создана маркетинговая служба, в обязанности которой входит сбыт продукции. Руководство общества с ограниченной ответственностью активно участвует в работе с потребителями посредством личных контактов, на выставках, презентациях, что дает возможность изучения потребностей других организаций.

     На ООО «Стройинженеринг» в рамках разработанных «Концептуальными основами и практическими рекомендациями по созданию службы маркетинга на ООО «Стройинженеринг»» ведется реорганизация сбытовой структуры и создание службы маркетинга. Разработан «План маркетинга», позволяющий определить рыночный спрос, стоимость и сроки производства продукции, план дает четкое определение требований покупателей продукции на основе постоянного анализа контрактов.

     Ежегодным бизнес-планом предприятия определяется порядок, последовательность, сроки  и затраты на выполнение взаимосвязанных  действий, намеченных на достижение желаемого  конечного результата по следующим  показателям: объем производства, реализация продукции, расширение рынков сбыта.

     ООО «Стройинженеринг» имеет линейно - функциональную структуру управления (Приложение 1). При данной структуре управления сохраняется преимущественно линейной структуры в виде принципа единоначалия и преимущество функциональной структуры в виде специализации управления.    

      Структура ООО «Стройинженеринг» основана специализированном разделении труда, то есть работа между людьми распределена не случайно, а закреплена за специалистами, способными выполнить ее лучше всех с точки зрения организации как единого целого [43].

     Как видно, отдельно в структуре организации  выделена кадровая служба, которая  выполняет функции управления персоналом. Отдел кадров предприятия возглавляет  инспектор по кадрам. В подчинении инспектора по кадрам находится оператор отдела кадров.

     В задачи отдела кадров входят:

     - подбор и расстановка кадров;

     - учет личного состава и ведение  кадровой документации;

     - контроль соблюдения дисциплины  труда;

     - повышение квалификации работников;

     - проведение аттестации;

     - формирование кадрового резерва;

     - контроль соблюдения трудовых  и социальных прав работников;

     - поддержание и укрепление положительного  социально-психологического климата  в организации, предупреждение  трудовых конфликтов [37, 38].

     Разработкой и сопровождением комплексной системы  оплаты и премирования труда занимается планово-экономический отдел предприятия [37].

     В соответствии с Трудовым законодательством [1] принимает и увольняет работников, в установленном порядке применяет к ним меры поощрения и налагает, в случае необходимости, дисциплинарные взыскания.

     По  функциональному признаку весь персонал предприятия подразделяется на следующие  группы работников:

  1. Административно-управленческий персонал;
  2. Основной производственный персонал;
  3. Обслуживающий персонал.

     Так же существует и квалификационное разделение труда, которое распределяет обязанности  в соответствии с квалификацией  работников. В связи с этим круг обязанностей работников разной квалификации, выполняющих одинаковые функции  различен [43].

     Количественный  состав службы управления персоналом в ООО «Стройинженеринг» определяется организационно-штатными структурами и уставом организации [36].

     При расчете необходимой численности  штатных работников кадровой службы учитываются следующие факторы:

     - общая численность работников  организации;

     - конкретные условия и характерные  особенности организации, связанные  со сферой ее деятельности, масштабами, разновидностями отдельных производств,  наличием филиалов;

     - социальная характеристика организации,  структурный состав ее работников, их квалификация;

     - сложность и комплексность решаемых  задач по управлению персоналом;

     - техническое обеспечение управленческого  труда и др.

     В связи с тем, что ООО «Стройинженеринг» самостоятельно определяет численность работников по функциям управления, их профессиональный и квалификационный состав, а также утверждает штаты, все существующие методы расчета численности управленческих работников носят в основном рекомендательный характер.

     В целях исследования системы мотивации  на предприятии был составлен  ориентировочный план работы с компанией  ООО «Стройинженеринг», который включал следующие основные этапы:

Информация о работе Система мотивации персонала на предприятии: социологический анализ. (На примере ООО «Стройинженеринг»)