Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 22:00, дипломная работа
Цель исследования – предложить способы совершенствования мотивации работников на рынке труда.
Задачи:
- изучить теоретические основы мотивации и стимулирования работников в организации;
- провести анализ системы мотивации и стимулирования труда работников ООО «Стройинженеринг»;
- изучить действие мотивационного механизма в процессе управления персоналом в ООО «Стройинженеринг»;
- предложить возможное направление работы по повышению мотивации работников ООО «Стройинженеринг»;
Введение
1 Теоретические основы мотивации труда персонала в организации….. 7
1.1 Сущность мотивации персонала в организации ……………………..7
1.2 Законы функционирования мотивации ………………………………15
1.3 Основные теории мотивации …………………………………………20
2.Организация системы мотивации и стимулирования в ООО «Строймеханизация»………………………………………………………..31
2.1. Общие сведения об ООО «Стройинженеринг» ………………………31
2.2. Организация стимулирования труда в ООО «Стройинженеринг» …36
2.3. Стадии процесса мотивации в ООО «Стройинженеринг» …………..52
3. Предложения в области мотивации с целью привлечения высококвалифицированных работников …………………………………..55
Заключение …………………………………………………………………..67
Список использованной литературы ……………………………………….73
Приложения ………………………………………………………………….76
Санкт-Петербургский Государственный Университет
Факультет социологии
Кафедра
управления и планирования социальных
процессов
Дипломная работа на тему:
Система
мотивации персонала на предприятии:
социологический анализ. (На примере
ООО «Стройинженеринг»)
Выполнил: студент 6 курса
в/о, специальность социология
Ершова Е.В.
Проверил: Малышев В.А.
Рецензент:
________________
Санкт-Петербург
2011 год
Содержание
Введение
1
Теоретические основы
1.1 Сущность мотивации персонала в организации ……………………..7
1.2 Законы функционирования мотивации ………………………………15
1.3 Основные теории мотивации …………………………………………20
2.Организация
системы мотивации и
2.1. Общие сведения
об ООО «Стройинженеринг» ……………
2.2. Организация стимулирования труда в ООО «Стройинженеринг» …36
2.3. Стадии процесса
мотивации в ООО «
3. Предложения
в области мотивации с целью
привлечения
Заключение …………………………………………………
Список использованной литературы ……………………………………….73
Приложения …………………………………………………
Введение
За
тысячи лет до того, как слово
«мотивация» вошло в лексикон
руководителей, было хорошо известно,
что можно намеренно
Готовность и желание человека выполнять свою работу являются одними их ключевых факторов успеха функционирования организации. Человек не машина, его нельзя включить и выключить. Рабовладельческая система ведения хозяйства и коммунистическая лагерная система наглядно доказали, что вопреки воле и желанию человека от него нельзя добиться многого. Имея определенное расположение, имея желания и настроение, исходя из определенной системы ценностей, следуя определенным нормам и правилам поведения, человек каждую конкретную работу персонифицирует, а, следовательно, придает ей в определенной степени уникальный характер. Однако, из этого никак не следует, что им невозможно эффективно управлять. Напротив, если хорошо знать и понимать, что движет человеком, что, побуждает его к действиям и к чему он стремится, выполняя определенную работу, можно, в отличии от принуждения, требующего постоянного воздействия и контроля, таким образом построить управление человеком, что он сам будет стремиться выполнять свою работу наилучшим образом и наиболее результативно с точки зрения достижения организацией своих целей.
Актуальность
темы данной работы заключается в
том, что путь к эффективному управлению
человеком лежит через
Мотивация представляет собой процесс создания системы условий или мотивов (motif – фр. побудительная причина, повод к тому или иному действию), оказывающих воздействие на поведение человека, направляющих его в нужную для организации сторону, регулирующих его интенсивность, границы, побуждающих проявлять добросовестность, настойчивость, старательность в деле достижения целей [12, c. 143].
Мотив достижения на сегодняшний день наиболее хорошо изучен. Еще в 1938 году Г. А. Мюррей включил его в список потребностей под именем «потребности достижения». Он описывал эту потребность следующим образом: «Справляться с чем-то трудным. Справляться с физическими объектами, людьми или идеями, манипулировать ими или организовывать их. Делать это настолько быстро и независимо, насколько это возможно. Преодолевать препятствия и достигать высокого уровня. Превосходить самого себя. Соревноваться с другими и превосходить их. Увеличивать свое самоуважение благодаря успешному применению своих способностей».
Мюррей явился инициатором исследований мотивации достижения и еще в одном отношении. Он создал тематический апперцептивный тест (ТАТ), который в начале 50-х МакКлелланд и его соавторы превратили в инструмент измерения мотивов. Решающее значение имела при этом содержательная дефиниция понятия мотивации достижения, которое определялось как «соотнесение с критерием качества деятельности». Это определение было достаточно абстрактным, чтобы, с одной стороны, охватывать множество различных деятельностей, критериев качества их исполнения и объектов деятельности, и, с другой стороны, подчеркивать главное – стремление делать нечто как можно более хорошо или лучше (по сравнению с прошлой деятельностью или с деятельностью других). В предельном случае чистого достижения достигаемое качество или количество является самоцелью, например, если человек считает своим долгом добиться наивысшего результата или хочет доказать свои умения и способности [15, c. 400].
Понятие мотивации тесно связано с проблемой управления персоналом. Новые экономические отношения, порожденные переходным периодом, выдвигают и новые требования к персоналу. Это не только подбор, обучение и расстановка кадров, но и формирование нового сознания, менталитета, а следовательно, и методов мотивации.
В практике управления одной из самых распространенных его форм является материальное стимулирование. Роль данного процесса стимулирования исключительно велика.
Однако
очень важно учитывать
Цель
исследования – предложить способы
совершенствования мотивации
Задачи:
-
изучить теоретические основы
мотивации и стимулирования
-
провести анализ системы
-
изучить действие
-
предложить возможное
Объект исследования – ООО «Стройинженеринг».
Предмет исследования – система мотивации и стимулирования труда работников ООО «Стройинженеринг».
Работа
состоит из введения, трех глав, заключения,
списка использованной литературы.
В первой главе раскрыты теоретические
аспекты мотивации и
В процессе изучение
данной темы и подготовке дипломного
проекта были использованы нормативные
документы, текущие архивы ООО «Стройинженеринг»,
а также литературные источники, как отечественных,
так и зарубежных авторов: А. Маслоу, В.
Врум, Р. Портер, Э. Лоулер, Л. С. Выгодский
и других, статьи из периодических изданий.
1.1 Сущность мотивации персонала в организации
Категорию
мотивации следует считать
Так как человек представляет собой саморегулирующуюся систему, то он включает набор регуляторов, спонтанно направляющих процессы обмена. Одним из таких регуляторов является инстинкт [3].
Инстинкт – это первичная, врожденная форма побуждения активности человека. Совокупность инстинктов формируется в результате биологической эволюции, в основе которой лежит приспособление различных видов к среде обитания. Главным назначением инстинктов служит выживание организма в условиях борьбы за существование. Благодаря естественному отбору выживают только те организмы, инстинкты которых вызывают активность, адекватную среде. В этой системе борьбы закрепляется оптимальная совокупность инстинктов [5].
Однако поскольку среда изменчива, совокупность инстинктов также должна меняться, Данная необходимость реализуется через механизм наследственной изменчивости: динамичная совокупность инстинктов фиксируется в генотипе, определяющем особенности того или иного биовида, в том числе людей, а, следовательно, работников той или иной организации.
Главными инстинктами выступают инстинкт самосохранения – индивидуального и видового (инстинкт размножения и заботы и потомстве). На уровне социального поведения и рабочей активности данные инстинкты выражаются в мотивированности получения материальных средств, для поиска брачного партнера и (или) обеспечения семьи, воспитания потомства и в мотиве безопасности (личного, профессионального и т. д.), то есть получении гарантий собственной безопасности и безопасности занимаемого рабочего места (угроза безработицы) [1].
Одновременно с условным рефлексом, во взаимодействии «человек - среда», проявляется стимул, представляющий собой элемент внешнего мира, выступающий как причина последующих действий человека или изменений в самом человеке. Следствием стимула является реакция. Таким образом, биологическая мотивация человека, работника организации в том числе, состоит из четырех элементов (рис. 1.1).
Рисунок 1.1 - Биологическая мотивация
Тем
не менее, для поддержания активности
человека, экономической деятельности,
биологической мотивации
Биологическая мотивация составляет строго определяющую часть человеческой мотивации: человек не может что-либо выбрать, регулировать. Он либо живет, либо нет. Именно поэтому материальное стимулирование труда на предприятиях, равно как и учет инстинкта самосохранения (мотив безопасности) всегда останутся важной частью стимулирования труда персонала.
Однако экономический человек открыт различным возможностям, не во всем подчиняется биологической мотивации, его активность нуждается в дополнительных побуждениях.
Так, нехватка либо избыток какого-либор вещества, информации, других элементов существования вызывает у человека субъективное ощущение, характеризуемое как нужда [10].
Первичным
ответом человека на состояние нужды
является формирование потребности, то
есть уже конкретизированного
Следующей
ступенью мотивации выступает влечение,
которое формируется под