Система мотивации персонала на предприятии: социологический анализ. (На примере ООО «Стройинженеринг»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 22:00, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – предложить способы совершенствования мотивации работников на рынке труда.

Задачи:

- изучить теоретические основы мотивации и стимулирования работников в организации;

- провести анализ системы мотивации и стимулирования труда работников ООО «Стройинженеринг»;

- изучить действие мотивационного механизма в процессе управления персоналом в ООО «Стройинженеринг»;

- предложить возможное направление работы по повышению мотивации работников ООО «Стройинженеринг»;

Содержание

Введение

1 Теоретические основы мотивации труда персонала в организации….. 7

1.1 Сущность мотивации персонала в организации ……………………..7

1.2 Законы функционирования мотивации ………………………………15

1.3 Основные теории мотивации …………………………………………20

2.Организация системы мотивации и стимулирования в ООО «Строймеханизация»………………………………………………………..31

2.1. Общие сведения об ООО «Стройинженеринг» ………………………31

2.2. Организация стимулирования труда в ООО «Стройинженеринг» …36

2.3. Стадии процесса мотивации в ООО «Стройинженеринг» …………..52

3. Предложения в области мотивации с целью привлечения высококвалифицированных работников …………………………………..55

Заключение …………………………………………………………………..67

Список использованной литературы ……………………………………….73

Приложения ………………………………………………………………….76

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 250.43 Кб (Скачать)

     Процесс потери интереса к труду можно  рассмотреть как состоящий из шести стадий (Рис. 2.2.1).

     Симптомом стадии потери готовности к сотрудничеству является подчеркивание работником границы своих обязанностей, сужение  их до минимума. Некоторые начинают вызывающее пренебрегать работой, а  то и вымещать дурное расположение духа на коллегах, находя удовлетворение в унижении других. Суть этой стадии – не борьба за сохранение интереса к работе, а попытка сохранить  самоуважение.

     Окончательно  разочаровавшись в своей работе (стадия 6), сотрудник перейдет на другое место, либо будет относиться к работе как к каторге.

     

     Рис. 2.2.1. Стадии потери интереса работника  к труду в ООО «Стройинженеринг»

     Один  такой работник может сыграть  в группе роль катализатора, привести к выплеску скрытого чувства недовольства всего коллектива.

     Получение нового места работы, а так же изменение привычных условий  деятельности стимулирует работника, вызывает в нем желание проявить себя с лучшей стороны. Не получив  возможности почувствовать себя необходимым, самостоятельным работником, которому доверяют и которого уважают, он разочаровывается в своей работе.

     Отвечая на этот вопрос, «какой должна быть идеальная  работа для подчиненных?», не следует  стремиться к чрезмерной специфичности  и оригинальности. Все равно учесть различие во вкусах и личных мнениях  каждого удается редко, поэтому  руководитель, как правило, стремится  к повышению; интегральной производительности. Если руководитель будет учитывать приведенные ниже факторы, у него есть шанс получить подтверждение максимального количества своих подчиненных.

     Итак, идеальная работа в ООО «Стройинженеринг» характеризуется следующими показателями:

     - оценивается сослуживцами как  важная и заслуживающая быть выполненной;

     - дает возможность служащему принимать  решения, необходимые для ее  выполнения, является автономной (в  установленных пределах);

     - обеспечивает обратную связь  с работником, оценивается в зависимости  от эффективности его труда;

     - приносите справедливое с точки  зрения работника вознаграждение.

     Спроектированная  в соответствии с этими принципами работа обеспечивает внутреннее удовлетворение. Это очень мощный мотивационный  фактор, который стимулирует качественное выполнение работы, а так же, по закону возвышения потребностей, стимулирует  к выполнению более сложной работы. Рассмотрим каждый из этих основных параметров работы и определим, что  они  значат  и  как  влияют  на  «психологическое  состояние»,   которое определяет отношение людей к работе.

     Разнообразие  умений и навыков. Это термин характеризует степень, в которой работа требует разнообразных действий при ее выполнении и которая предусматривает использование различных навыков и талантов персонала.

     Если  работник чувствует, что кто-то еще  может сделать эту работу так  же хорошо, то она вряд ли будет представлять для него ценность и маловероятно, что он будет испытывать чувство  гордости от выполнения задания. Работа, не использующая ценных навыков работника, не вызывает и потребности в дальнейшем обучении.

     Таблица 2.2.2  

     Модель  мотивационных характеристик работы в ООО «Стройинженеринг»

Основные  параметры работы Основные психологические  состояния Мотивация работника  и результаты
-разнообразие  умений и навыков

-целенаправленность, целостность работы

-важность работы

-автономия

-ощущение важности  работы

-ощущение ответственности  за результаты

-гордость за  успешное завершение работы

-усилившаяся  потребность персонала а проф. росте

-высокая внутренняя  рабочая мотивация

-высокое качество

-высокое удовлетворение  от работы

-малое количество  прогулов

 

     Существует  так же оптимальный уровень разнообразия. Он индивидуален для каждого работника. Так одинаковая работа одним может  рассматриваться как скучная, а  для другого кажется, что она  имеет неустойчивый и прерывистый  характер, в связи с чем невозможно установить какой-то определенный режим ее выполнения.

     Целостность работы. Под этим параметром понимается завершенность рабочей операции как целой и определенной части работы, т.е. выполнение работы от начала и до конца с видимым результатом. С этим понятием тесно связана определенность задания со стороны менеджера.

     Важность  работы. Под этим параметром понимается степень влияния выполняемой работы на жизнь или работу других людей в организации или во внешнем окружении. Рабочие, затягивающие гайки тормозных устройств самолета расценивают свою работу как очень важную, в отличие от рабочих, заполняющих скрепками бумажные коробочки. При этом уровень навыков примерно одинаков.

     Понятие важности тесно связано с системой ценностей исполнителя. Работа может быть интересной и захватывающей, но люди будут оставаться неудовлетворенными до тех пор, пока они не почувствуют, что их работа представляет важность и ее необходимо выполнить.

     Автономия характеризует, насколько работа обеспечивает свободу и независимость служащего при выработке графика выполнения работы и действий, используемых для достижения нужного результата. Если решения принимаются другими людьми, хорошее выполнение работы вряд ли будет рассматриваться как вознаграждение. Человек будет чувствовать, что качество выполнения работы зависит от правильности этих решений, а не от его собственных усилий. Не будет чувства «собственности» на работу.

     При отсутствии целостности невозможна и автономия, т.к. может произойти  нарушение общей координации  выполнения отдельных действий. Величина уровня автономии зависит от человека. Для любого служащего существует свой оптимальный уровень автономии, который дает ему реальное ощущение личной ответственности и не приводит к стрессам.

     Обратная  связь. Обратная связь обеспечивает получение работникам информации о качестве выполняемой работы. Эффективность обратной связи зависит от целостности работы. Гораздо легче обеспечить обратную; связь по результатам «законченной работы», чем на отдельном ее фрагменте.

     Расширяя  фронт каждой работы, чтобы работник отвечал за несколько взаимосвязанных  операций, мы повышаем автономию. В  то же время это увеличивает целостность  работы, а значит, обеспечивает быструю  и эффективную обратную связь. При  этом работник интенсивно использует самопроверку, т.е. личную обратную связь. У него появляется возможность обнаруживать недостатки самому, что воспринимается гораздо легче, чем, если бы ему кто-то другой указал на эту ошибку.

     Важность  обратной связи очевидна. Люди должны знать, насколько хорошо они выполняют  свою работу. Однако наилучшая обратная связь контролирует качество собственной  работы.

     Работа, удовлетворяющая всем описанным  факторам, внутренне мотивирует работников, обеспечивает хорошее качество выполненного задания, приносит удовлетворение. Она  создает ощущение личного вклада  в выпускаемую продукцию или  оказываемые услуги, дает работникам чувство сопричастности. Только такая  работа дает возможность человеку к  самовыражению, заложенному в него социальности.

     Менеджеры должны обдумывать возможные способы  улучшения работы и мотивации  людей, работающих с ними. Важно выделить возможные простые изменения  работы, которые могли бы привести к стимулированию внутренней мотивации  подчиненных, вызвать сотрудничество и энтузиазм с их стороны. Методы совершенствования параметров работы основаны на принципах, изложенных выше.

     Повышение разнообразия умений и навыков. Здесь важно помнить, что именно разнообразие навыков, а не просто разнообразие само по себе является принципиальным. Если члены коллектива применяют ограниченное количество навыков, то необходимо искать способ стимулировать потребность к увеличению их количества.

     Однако  не всегда сотрудники встретят с энтузиазмом  увеличение разнообразия. Так монотонная работа позволяет работникам разговаривать  в процессе ее выполнения, но стоит  внести элемент разнообразия разговоры  станут затруднительными, в то же время не будет никаких компенсаций со стороны самой работы.

     Работникам  так же необходимо дать ощущение признания  используемых ими навыков. То есть нужно  стремиться уделять внимание сотрудникам  с целью публично объявить об исключительной ценности данного навыка у работника. Такой подход, как правило, стимулирует  работника на усовершенствование навыков, расширения диапазона его способностей.

     Повышение целостности работы. Как уже говорилось, работники испытывают большое удовлетворение от работы, которая имеет некоторый видимый результат. Повышение целостности задания может быть достигнуто за счет добавления к нему связанных с ним задач. Это, как правило, какие-то подготовительные и заключительные операции, которые выполняются разными людьми. Даже процесс контроля качества работы значительно повышает целостность.

     Необходимо  так же иметь в виду то, что  добавление рабочих операций более  низкого уровня, которые не делают работу более целостной, обычно снижают  уровень мотивации и вызывают чувство неприязни со стороны  работников. Объединение нескольких операций в одну законченную работу улучшит многие показатели работы от временных до стимулирующих. Однако важно вовремя остановиться и не поручить всю работу одному исполнителю.

     Повышение важности работы. Если работник знает, как конкретно будут использованы результаты его труда, он начинает ощущать важность собственной работы, что стимулирует его к скорейшему выполнению работы при хорошем качестве.

     Работник  всегда хочет знать, зачем он делает ту или иную работу. Даже если его  просят собрать данные для отчета, ему хочется знать, какую цель преследует этот отчет. Поэтому при  формулировке абсолютно любого задания  необходимо упомянуть о целях, о  том, что реально будет зависеть от скорости и качества выполнения данной работы как эта работа «вливается»  в работу фирмы в целом. После выполнения работы исполнитель будет ждать результата.

     Увеличение  автономии. Работа менеджера состоит из решения задач разного уровня важности. Передача некоторых управленческих функций низкого уровня подчиненным несет двойной эффект – концентрация усилий менеджера на решение проблем более высокого уровня и, одновременно, оказывает положительное влияние на мотивацию работников.

     Передача  права принятия решений низкого  уровня подчиненным может рассматриваться  как благо при условии, что  они обучены и правильно понимают все особенности работы, в том  числе, где получить необходимую  информацию и в какой момент принять решение.

     При условии знания подчиненными всех требований и инструкций, действующих в организации, менеджер может предоставить им возможность  самостоятельной постановки целей  свой работы. Даже если он частично участвует  в процессе принятия таких решений, гораздо больше вероятности того, что они будут чувствовать  ответственность за работу и испытывать чувство успеха при успешном ее завершении.

     Это реализуется с помощью системы  квалифицированных собеседований. В ходе таких собеседований необходимо предотвратить ситуацию, когда подчиненный  ставит перед собой нереальные цели, которые заведомо не могут быть реализованы  по каким-либо причинам, зависящим, в  том числе и от текущего состояния  дел фирмы.

Информация о работе Система мотивации персонала на предприятии: социологический анализ. (На примере ООО «Стройинженеринг»)