Шпаргалки по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 18:33, шпаргалка

Описание работы

Шпаргалки по социологии

Работа содержит 1 файл

СОЦИОЛОГИЯ.docx

— 178.77 Кб (Скачать)

1.Социология как наука и учебная дисциплина.

Социоло́гия— это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях.

Термин социология впервые был введен О.Контом в 1839 г.

По определению Энтони Гидденса, социология — это «изучение общественной жизни человека, изучение групп и обществ». По определению Ядова В. А., социология — это наука о функционировании общества, о взаимоотношениях людей.

Основной целью  социологии является «анализ структуры социальных отношений в том виде, в каком они складываются в ходе социального взаимодействия».

Вследствие разнообразия подходов, характерного для современного состояния данной дисциплины, «ни  одно определение социологии не является полностью удовлетворительным». 

2.Предмет,  функции и метод.

Предмет социологии

Существует несколько  основных подходов к определению  предмета социологии.  
1) Социология – это универсальная наука об обществе, призванная изучить глубинные основы социальной жизни (О.Конт, Г.Спенсер)  
2) Социология изучает социальное (взаимодействие между людьми, социальными группами). Согласно данному подходу социология не имеет специально отведенной сферы социальной явлений (в отличие от политологии, экономики, юридической и т.д.). С другой стороны, она не является всеохватывающей наукой об обществе. Социология стремится постичь природу социальных связей между людьми, законы приспособления людей друг к другу, отношения, проявляющие в любых областях общественной жизни (экономическая, духовная, политическая, социетальная).  
3) Социология это наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей и форм их организации (социальные институты, социальная структура, социальные системы). Социальная общность – различные формы организации, взаимодействие социальных субъектов: индивидов, групп, слоев, классов, этносоциалных, территориальных, государственных образований и человечество в целом).

Предмет – определенное социальное явление, рассматриваемое  как ключевое. Например, групповое взаимодействие, социальные отношения, социальные организации, системы социальные действия, социальные группы, социальные общности, социальные процессы, социальная жизнь (закономерности их развития, функционирования, тенденции).

Функции социологии

1. Познавательная, познание законов и закономерностей становления, развития и функционирования социальных явлений и процессов.  
2. Управленческая – т.е. использование социологического знания в управлении (целенаправленное воздействие) социальными объектами.  
3. Организационно–технологическая – создание и внедрение на практике социальных технологий, социальных проектов. Проект – это комплекс мероприятий, реализуемых в определенный период времени и на определенной территории. (Преобразовывающая).  
4. Идеологическая (ценностно – ориентированная) – влияние социологического знания на восприятие событий людьми, их поведения.

Методы  социологии

1. Наблюдение — это сбор информации путём визуального фиксирования происходящих явлений и событий. Бывает научным и обыденным, включенным и не включенным. Научное наблюдение доказывается на практике. Включенное наблюдение — это изучение социальной группы «изнутри».

2. Эксперимент — это сбор информации на основе введения определённого индикатора в социальную среду и наблюдения за показаниями изменения индикатора. Бывает лабораторный и полевой.

3. Анкетирование — сбор количественных данных на основе представленной анкеты, которая строится по методу «воронки»:

вводная часть (введение в проблему),

основная часть (вопросы  по проблеме),

заключительная часть (социальная).

4. Интервью — опросный метод сбора информации, предполагающий прямое взаимодействие интервьюера и респондента. Бывает свободное и стандартизированное.

5. Анализ документов — сбор социальных данных при изучении автобиографии, произведений, картин, печатных СМИ и т. п. Необходимо отметить, что под документом в социологии понимается любой фиксированный носитель информации. Разновидностью данного метода является контент-анализ, подразумевающий перевод информации в количественные показатели и дальнейшая её статистическая обработка. 
 

3.Зарождении социологии. Позитивизм (О.Конт).

Донаучный этап. В античности существовало две традиции по отношению к обществу: Общество естественно (Аристотель) и общество искусственно (Платон)

Средние века. Человек выступает как гражданин мира, речь идет о человечестве в целом. Мир — это большое государство. Человечество в нём едино. Доминировала идея регресса: человек изначально греховен. Эпоха Возрождения. Начали появляться утопические идеи: Томас Мор (14781538), Томмазо Кампанелла (15681639), Фрэнсис Бэкон (15611626). Макиавелли знаменует переход от социального утопизма к политическому реализму. Создал теорию разделения государства и гражданского общества.

Социология  в рамках позитивизма. С точки зрения методологии позитивизма социология является естественной наукой. Упор на эмпиризм и научные методы даёт основание социологическим исследованиям, предполагая, что единственное аутентичное знание - это научное знание, которое может быть получено путем положительного подтверждения.

В оригинальной контовской трактовке, «позитивизм» означает применение научных методов к раскрытию законов физической и человеческой реальности, тогда как «социология» является более всеобъемлющей наукой, синтезирующей знания о путях улучшения общества.

С тех пор  понятие позитивизма утратило своё первоначальное значение: существует не менее дюжины различных эпистемологических подходов, относящих себя к позитивизму. Тем не менее, в современной социологии позитивизм (понимаемый как научный подход к изучению общества) остается доминирующей парадигмой, особенно в США.

Французский социолог Луис Вокант выделяет три главные разновидности позитивизма: Дюркгеймовский, логический и инструментальный. Хотя Дюркгейм отвергает большую часть философии Конта, он оставляет и совершенствует ее метод. Дюркгейм поддерживает утверждение о том, что науки об обществе являются логическим продолжением естественных наук в сферу человеческой активности, и настаивает на том, что они должны сохранить свои объективность, рационализм и взгляд на причинность. Он разработал понятие объективного «социального факта» sui generis, для того чтобы выделить уникальный эмпирический объект, подлежащий изучению в рамках социологии.

Разновидностью  позитивизма, которая остается преобладающей  в наши дни, является инструментальный позитивизм. Этот подход сторонится эпистемологических и метафизических рассуждений о природе социальных фактов в пользу методологических дебатов, касающихся ясности, воспроизводимости, надежности и достоверности. Такой позитивизм в некоторой степени является синонимом количественных исследований. Институционализация этой ветви социологии часто ставится в заслугу Полу Лазерсфельду, проводившему широкомасштабные социологические исследования и разработавшему статистический инструментарий анализа их результатов. Результатом этого подхода является создание мезотеорий, если пользоваться терминологией Роберта Мертона: абстрактных утверждений, следующих из отдельных гипотез и эмпирических закономерностей, нежели абстрактных идей об устройстве общества в целом. 

4.Материалистическое  направление в  социологии (К. Маркс).

Социология  Карла Маркса

Карл  Маркс, (18181883), Германия.

Он разработал теорию классов и классовой борьбы, теорию общественно-экономических формаций и теорию капитализма. Общество по Марксу антагонистично (противоречиво). Противоречия возникают из-за частной собственности: классы Маркса — это «Социальные группы, находящиеся по отношению друг к другу в неравном отношении и борющиеся». Маркс доказывал, что существование классов связано с определенными фазами развития производства. Классовая борьба ведет к диктатуре пролетариата, а это приведет к уничтожению классов. Термин «Формация» заимствован из геологии. По Марксу — это ступень развития общества. Структура общественно-экономической формации: в основании лежит способ производства (экономика). Затем — надстройка: право, политика, религия, наука. Классификация формаций осуществляется по способу производства в обществе. По Марксу формации в обществе сменяются последовательно, путем революции, которая возникает как результат нарастания противоречий между производительными силами и производственными отношениями. Формации — первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и, в итоге, коммунистическая. Маркс рассматривал общество как систему связей и отношений между индивидами, как результат трудовой деятельности людей, он ввел в социологию системное видение общества, заложил основы конфликтной модели общества. 
 

5.Биологическое  и географическое  направления в  истории социологии (Г.  Спенсер, Г. Бокль).

БИОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ. В конце XIX столетия получает развитие биологическое направление в социологии. Представители этого направления пытаются объяснить социальные процессы по аналогии с биологическими. Иными словами, имеет место попытка свести законы высшей формы движения материи — социальной — к законам низшей формы движения материи — биологической, что в науке называется редукционизмом. Поэтому биологическое направление изначально оказалось в тупике, оно в принципе было не способно дать научного объяснения закономерностей общественной жизни.  
Биологическое направление представлено целым рядом школ, теорий, учений, идеологических доктрин. 

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ  НАПРАВЛЕНИЕ. Это направление является старейшим в западной социологии. Оно ведет свое начало от идей великого французского мыслителя Ш. Монтескье. Представители этого направления исследуют влияние географической среды на нравы, обычаи, политику, причем, как правило, влияние географических факторов не в меру преувеличивается. Показательны в этом отношении рассуждения английского историка и социолога Г. Т. БОКЛЯ (1821-1862), считавшего, что «история богатства» первоначально определяется физической географией: ландшафтом, климатом, плодородием почвы и т.д. И если в «Европе преобладающим направлением было подчинение природы человеку», то «вне Европы — подчинение человека природе». Бокль доходит до того, что ставит развитие логических способностей человека в прямую зависимость от ландшафта одного типа (европейского), тогда как развитие «воображения» — от ландшафта другого типа (южных тропиков и т.п.).  Признанными классиками географической школы являются немецкие ученые географ К. Риттер и географ, этнограф, натуралист Ф. Ратцель. Именно К. РИТГЕР (1779—1859) положил начало разделению географии на физическую и социальную, или антропогеографию, которая впоследствии еще более дифференцировалась. (В относительно самостоятельные дисциплины выделилась экономическая, политическая, историческая, культурная и статистическая географии.)  

6.Антипозитивизм  в истории социальной  мысли.

В конце XIX века среди немецких философов зарождается антипозитивизм, представители которого считали, что социология должна порвать с методами естественных наук и дальше развиваться самостоятельно. Новую методологию предложили немецкие ученые Геогр Зиммель (1858–1918) и Макс Вебер (1864–1920).

Антипозитивизм в социологии - направление, которое противостояло влиянию позитивистской методологии социологического анализа, считая её неадекватной природе социальной реальности. Антипозитивизм отказывался от заимствования методов и теоретических моделей тех или иных естественных наук (пр.всего биологии, "организмической" модели), настаивая на необходимости вырабатывать собственные методы и теоретические модели объяснения культурно-исторической реальности. Так, Вебер М., вслед за Виндельбандом, Риккертом и Дильтеем, обосновал новый подход в социологии, предполагающий "понимание" смысла социальных явлений, и положил начало "понимающей социологии". По мере того как социология развивала собственные теоретико-методологические основания, проблема антипозитивизма в социологии постепенно утрачивала актуальность. 

Информация о работе Шпаргалки по "Социологии"