1
Социология как
наука, специфика
её объекта и
предмета. Методы
социологического
познания
Социология
- область научного знания, связанная
с изучением соц. взаимодействия и его
результатов (соц. отношений и институтов,
соц. общностей и личностей, а также самого
общества, как целостности). Социология
(соци - общество, лог - знание, наука). Социология
(от латинского societas, т.е. общество, и греческого
logos, т.е. учение) - наука, изучающая общество.
Своеобразие ее как самостоятельной науки
среди других общественных наук находит
своё выражение в том, что она изучает
общество, его функционирование и развитие
под специфическим углом зрения - сквозь
призму социальных явлений, процессов,
отношений, составляющих основное содержание
социальной реальности - социума как объекта
социологии.Огюст Конт основоположник
социологии. О. Конт считал, что новая наука
должна рассматривать общество как структурный
организм, в котором каждую клеточку нужно
исследовать с точки зрения общественного
блага.Социология - наука о закономерностях
становления и развития социальных систем,
общностей, групп, личностей, то есть она
изучает социальную специфику развития
общества. Смелзер считает, что социология
- способ изучения людей. Социологи стремятся
выяснить, почему люди ведут себя определенным
образом, объединяются по разным признакам
и основаниям в группы, поклоняются чему-то,
женятся, воруют, голосуют, бастуют и т.
п.
Метод
в социологии — это способ построения
и обоснования социологического знания,
совокупность приемов, процедур и операций
эмпирического и теоретического познания
социальной реальности. Метод включает
определенные правила, обеспечивающие
надежность и достоверность знания. Конт
создал методологическую базу социологии.
Основными методами по Конту являлись:
наблюдение социальных фактов, эксперимент,
сравнительный метод (он имел в виду сравнение
жизни различных групп, наций и т.д.) Основной
тезис Конта — необходимость строгой
проверки тех положений, которые социология
рассматривала. Подлинными знаниями он
считал те, которые получены не теоретическим
путем, а путем социального эксперимента.
Методы социального
познания можно разделить на всеобщие
и конкретно-научные, в основе которых
лежат определенные принципы. Всеобщими
принципами социологии являются: объективность,
историзм и системный подход.
- Принцип объективности
означает изучение объективных закономерностей,
которыми определяются процессы социального
развития. Каждое явление изучается как
многогранное и противоречивое, изучается
вся система фактов и отрицательных и
положительных.
- Принцип историзма
в социологии предполагает изучение социальных
проблем, институтов, процессов в возникновении,
становлении и развитии соответствующих
исторических ситуаций, понимания общих
тенденций развития. Используя принцип
историзма социология имеет возможность
исследовать динамику социальных процессов,
определить направленность развития процессов.
- Системный
подход — способ научного познания, при
котором отдельные части какого-либо явления
рассматриваются в неразрывном единстве
с целым. Системный подход предполагает
выделение определенного систематизирующего
параметра, поиск связей и отношений между
элементами всей системы. Системный подход
в социологии предполагает выяснение
принципов иерархии элементов социальной
системы.
К
конкретным методам социологии
относятся различные научные
методы, основанные на количественных
методах с применением сложного
математического аппарата (теории
вероятности, математической статистики).
При этом социология опирается
на достижениях статистики, демографии,
психологии и других дисциплин,
изучающих общество. В социологии
выделяется такой раздел теоретической
науки как методика и техника
социологического исследования.
2
Основные социологические
парадигмы: структурно-функциональная,
социального конфликта,
символического интеракционизма.
Парадигмой науки
называют систему ее исходных категорий,
идей, положений, допущений и принципов
научного мышления, позволяющую давать
непротиворечивое объяснение изучаемым
явлениям, выстраивать теории и методы,
на основе которых реализуются исследования.
Структурный функционализм – это такое
направление в социологии, которое рассматривает
общество, социум, их явления и процессы
как социальные системы, имеющие свою
структуру и механизм взаимодействия
соответствующих структурных элементов,
каждый из которых выполняет своеобразную
роль, функцию в данной системе. Один из
центральных постулатов структурного
функционализма гласит: «Функцией отдельного
социального феномена является его вклад
в совокупную социальную жизнь, которая
представляет собой функционирование
социальной системы в целом». Другим выражением
сути функционализма может служить положение
о том, что как одно явление может иметь
различные функции, так и одна и та же функция
может выполняться различными явлениями.
Парадигма социального
конфликта исследует
возникновение, становление, развитие
и разрешение конфликтов и признающая
их решающим или очень важным фактором
общественного развития. В социологическом
подходе к социальным конфликтам на первый
план выдвигается изучение их места и
роли в социальной системе. За конфликтом
признается немаловажная роль и в назревшем
обновлении общества. Он не только порождает
новые социальные институты и нормы, но
и стимулирует экономический и технологический
прогресс. Крупнейший представитель современной
конфликтологии Ральф Дарендорф (1929 г.р.)
создал свою «конфликтную модель общества».
Как и Л.Козер, он признает, что социальный
конфликт присущ любому обществу, всегда
существовал и будет существовать, поскольку
люди и их группы имели, имеют и будут иметь
разные интересы. Парадигма
социологического интерракционизма
- социологические направления современности
объединены общей линией в истолковании
социальных явлений и процессов – все
они базируются на интепретивных парадигмах.
Если структурный функционализм и конфликтология,
как уже отмечалось, акцентируют свое
внимание на социальных структурах и их
функциях, то данные направления – на
изучении и интерпретации конкретной
социальной деятельности, поведения людей,
от которых, по их мнению, производны и
социальные системы. Социальная реальность
для них выступает либо как символы, включенные
в конкретную поведенческую ситуацию,
либо как процесс межличностного взаимодействия
на основе обыденного опыта. Идейные истоки
этой общей линии в современной социологии
находятся в «понимающей» социологии
М.Вебера. Основателем символического
интеракционизма был Джордж Герберт (1863–1931)
– американский философ, социолог и социальный
психолог, профессор Чикагского университета,
написавший очень мало работ, в связи,
с чем о его взглядах приходится судить
по посмертно опубликованным записям
его лекций, прежде всего по опубликованной
лишь в 1934 году работе «Разум, Я и Общество».
3
Социальное действие
и его мотивация
Социальное
действие, форма или способ разрешения
социальных проблем и противоречий, в
основе которых лежит столкновение интересов
и потребностей основных социальных сил
данного общества (см. К. Маркс в кн.: Маркс
К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 27, с. 410). С.
д. подготавливается общественными движениями,
руководствующимися более или менее детально
разработанными программами и определённой
идеологией. Развитые общественные движения
создают свои организации — партии, ассоциации,
политические союзы и т.д.
Виды С.
д. различаются в зависимости
от разрешаемых проблем (экономические,
социальные, политические, развития
духовной жизни общества), их социального
и классового содержания (чьи
интересы и потребности стимулируют
данную проблему и в чьих
интересах она разрешается), методов
их разрешения (реформа или революция).
Основные проблемы С. д. в
марксистско-ленинской социологии
— соотношение стихийного и
сознательного элементов в его
структуре (см. Сознательность и
стихийность), а также намерений
и последствий деятельности общественных
сил, на основании чего устанавливается
глубина переворота или изменения
и историческое значение С.
д. С. д. личностей — поступки,
имеющие общественное значение,
— рассматриваются в рамках
психологии личности (мотивация
поступков, намерений, отношение
к «Я » как источнику и
субъекту действия, соотношение
смысла и значения действия, рационального
и иррационального, сознательного
и бессознательного в его мотивации),
в социальной психологии [восприятие
С. д. со стороны ближайшего
окружения и роль этого восприятия
в мотивации С. д., осознание
личностью принадлежности к определённой
группе как фактор мотивации
С. д., роль референтной (эталонной)
группы в С. д., механизмы группового
контроля С. д. личностей], в
этике (нравственная оценка и
самооценка поступка, проблема выбора
С. д. и ответственности за
него перед обществом, социальной
группой и самим собой). Понимание
социального действия невозможно
без изучения механизма его
совершенствования. В его основе
лежит мотив - внутренне побуждение,
толкающее индивида к действиям. Побуждение
субъекта к деятельности связано с его
потребностями. Проблема потребно стей,
рассматриваемая в аспекте о побудительных
силах человеческой деятельности, имеет
важное значение в деле управления, воспитания,
стимулирования труда.
4
Социальные институты:
понятия и признаки
.
Соц. инст.ы – устойчивые формы организации
и регулирования об-венной жизни. Соц.
инст.ы мог. рассм-ся как с внешнейстороны,
кот. позвол. различ. их друг от друга, так
ис внутренней стороны стороны. Внешне
соц. инст. выглядит как опред. учреждение,
выполн. опред. ф-ции и им. для эт. матер.
и финанс. ср-ва. С внут. стор. кажд. соц.
инст. харак-ся спецификой целей и задач,
достижению и выполнению кот. подчин. деят-ть
его, т.е. содерж. сущность, благодаря кот.
и создан дан. инст.
Их
можно опред. как сов-ть ролей
и статусов, предназначенных для
удовлетворения определенных соц. потребностей.
Они классифицируются по об-венным
сферам:
экономические
(собственность, зарплата, разделение
труда), кот. служат производству и распределению
ценностей и услуг;
политические
(парламент, армия, полиция, партия) регулируют
использование эт. ценностей и услуг и
связаны с властью;
инст.ы
родства (брак и семья) связаны с регулированием
деторождения, отношений м/у супругами
и детьми, социализацией молодежи;
инст.ы
культуры (музеи, клубы) связаны с
религией, наукой, образованием и др;
инст.ы
стратификации (касты, сословия, классы),
кот. детерминируют распределение ресурсов
и позиций.
Функ-руя
внутри об-ва, соц. инст. пост. так или
иначе взаимод. друг с другом. Осн.
их взаимод. выступ. соц. потреб.
5
Стратификация. Её
факторы и механизмы
слоеобразования.
Глобальная и гендерная
стратификация.
Люди различаются
м/у собой по мн-ву признаков: полу,
возрасту, цвету кожи, вероисповеданию,
этнической принадлежности и пр. Но
соц.и эти различия становятся лишь
тогда, когда они влияют на положение
чел-ка, соц. гр. на лестнице соц. иерархии.
Соц. различия определяют соц. неравенство,
подразумевающее наличие дискриминации
по разным признакам: по цвету кожи
- расизм, по полу - сексизм, по этнической
принадлежности - этнонационализм, по
возрасту - эйджеизм. Соц. неравенство
в соц-и, как пр-ло, понимается как
неравенство соц. слоев об-ва. Оно
и явл-ся осн. соц. стратификации. В
буквальном переводе стратификация
означает «делать слои», т.е. делить
об-во на слои ( stratum - слой, facere - делать).
Стратификация может быть определена
как структурированные неравенства
м/у разл.и гр.и людей. Об-ва могут
рассматриваться как состоящие
из страт, расположенных иерархично
- с наиболее привилегированными слоями
на вершине и наименее - у осн.ния.Основы
теории стратификации были заложены
М.Вебером, Т.Парсонсом, П.Сорокиным
и др. Т.Парсонс выделил три
гр. дифференцирующих признаков. К ним
относятся:1) хар-ристики, кот.и люди
обладают от рождения, – пол, возраст,
этническая принадлежность, физические
и интеллектуальные особенности, родственные
связи семьи и проч.;2) признаки,
связанные с исполнением роли,
т.е. с разл.и видами профессионально-трудовой
деятельности;3) эл-ты «обладания», куда
включаются собственность, привилегии,
материальные и духовные ценности и
т.д.Эти признаки являются исходной
теоретической осн. многомерного подхода
к изучению соц. стратификации. Социологи
выделяют разнообразные срезы или
измерения при определении количества
и распределения соц. страт. Это
разнообразие не исключает сущностных
признаков стратификации. Во-первых,
она связана с распределением
населения в иерархически оформленные
гр., т.е. высшие и низшие слои; во-вторых,
стратификация заключается в
неравном распределении социокультурных
благ и ценностей. По мнению П.Сорокина,
объектом соц. неравенства выступают
4 гр. факторов:-права и привилегии-обязанности
и ответственность-соц. богатство
и нужда-власть и влияниеСтратификация
тесно связана с господствующей
в об-ве сист. ценностей. Она формирует
нормативную шкалу оценивания разл.
видов человеческой деятельности, на
осн. которой происходит ранжирование
людей по степени соц. престижа. В
эмпирических исслед.х в современной
западной соц-и престиж часто
обобщенно определяется при помощи
трех измеряемых признаков –
престиж профессии, уровень дохода,
уровень образования. Этот показатель
называют индексом социально-экономической
позиции.Соц. стратификация выполняет
двойную ф-ию: выступает как м-д
выявл. слоев данного об-ва и в
то же время представляет его соц.
портрет. Соц. стратификация отличается
определенной стабильностью в рамках
конкретного исторического этапа.
6
Понятие социальной
мобильности и
её разновидности
Соц.
мобильность и
ее типы. Понятие «соц. мобильности»
было введено П.Сорокиным.
Соц. мобильность
означает перемещение индивидов и групп
из одних соц. слоев, общностей в др., что
связано с изменением положения индивида
или гр. в сист. соц. стратификации. Возможности
и динамика соц. мобильности различаются
в разл. исторических условиях.
Варианты
соц. мобильности разнообразны:
- индивидуальная
и коллективная;
- вертикальная
и горизонтальная;
- внутрипоколенная
и межпоколенная.
Вертикальная
мобильность - это изменение положения
индивида, которое вызывает повышение
или понижение его соц. статуса, переход
к более высокому или низкому классовому
положению. В ней разграничивают восходящую
и нисходящую ветви (н-р, карьера и
люмпенизация). Горизонтальная
мобильность - это изменение положения,
которое не приводит к повышению или понижению
соц. статуса.
Внутрипоколенная
(интергенерационная) мобильность означает
то, что чел-к изменяет положение
в стратификационной сист. на протяжении
своей жизни. Межпоколенная или
интергенерационная – предполагает,
что дети занимают более высокое
положение, чем их родители.
К каналам
или «лифтам» соц. мобильности П.Сорокин
относит следующие соц. инст.ы: армия,
церковь, образовательные инст.ы, семья,
политические и профессиональные организации,
средства массовой инф-ции и т.д.
7
Формационный и
цивилизованный подходы
к изучению общества
Проблемы социальной
динамики, связанные с анализом сущностных
процессов, вопросов возникновения, изменения,
развития общества и лежащих в
основе этого механизмах, в разных
аспектах рассматриваются во всех,
без исключения, социологических концепциях.
Но в зависимости от трактовки фундаментальных
социологических категорий понятие «социальная
динамика» приобретает в них своеобразную
содержательную специфику и обозначается
как «социальная генетика», «социальная
эволюция», «социальное развитие», «социальный
прогресс» и т.п., которые неоднозначно
трактуются в формационном и цивилизационном
подходах к изучению общества. Формационный
подход, разработанный в марксизме предполагает
скачкообразное революционное движение
общества от одной общественно-экономической
формации к другой. Источником движения
являются изменение в способе производства
материальных условий жизни (в производительных
силах и производственных отношениях).
Производственные отношения выступают
в качестве базиса общественно-экономической
формации, изменения которой ведут к более
или менее быстрой замене надстройки общественно-экономической
формации, куда входят вся духовная жизнь
общества с присущим ему общественным
сознанием, системой общественных отношений,
идеологией и общественными институтами,
организующими всю общественную жизнь.
В качестве основных общественных формаций
в марксизме выделялись следующие: первобытное
общество, рабовладельческая, феодальная,
буржуазная (капиталистическая) и коммунистическая
общественно-экономические формации.
Последняя должна была пройти две фазы:
социализм (первая фаза) и коммунизм (вторая
и высшая фаза общественного развития).
Формационная концепция общественного
развития явилась теоретическим обобщением
принципа исторического материализма,
основными компонентами которого явились
экономический детерминизм и трактовка
общественного развития как естественноисторического
процесса. В рамках современной социологии
общественные изменения связываются,
прежде всего, с достигнутым уровнем промышленного
или научно-технического, технологического,
информационного развития, определяющим
все другие стороны жизни общества. Это:
«теория индустриального общества» Р.Арона,
«теория стадий экономического роста»
У.Ростоу, «теория постиндустриального
(технотронного) общества» Д.Белла, З.Бжезинского,
А.Турена, О.Тоффлера и др., включая новейшую
концепцию «информационного общества».
Цивилизационная концепция общественного
развития рассматривает этот процесс
как тесно связанное взаимодействие и
взаимовлияние культурных особенностей
и трансформаций, определяющих всю систему
общественных связей. Цивилизация трактуется
как «материальное тело» культура, ее
социальная организация и т.п. Но базисным
элементом цивилизации, ее оборотной стороной
является тип культуры (идеалов, ценностей
и норм), определяющих специфику человеческого
общежития.