Шпаргалка по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 13:21, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология".

Работа содержит 1 файл

шпоры социология 1.doc

— 151.00 Кб (Скачать)
1. Предыстория и  социально-филосовские  предпосылки социологии  как науки.Идея социологии как строгой науки                                                                      об обществе появилась в первой трети XIX века. Но разумеется, проблемы общества и социального взаимодействия людей оказались в поле внимания философской мысли задолго до того, как стали предметом отдельной науки. В Античности существовало две основных концепции общественных отношений: Аристотель полагал, что общество естественно, Платон, напротив, утверждал, что общество искусственно. В эпоху Возрождения главным достоянием общественной мысли стали утопические идеи Томаса Мора, Кампанеллы, Френсиса Бэкона. В Новое время разработкой социальных идей много занимались французские просветители, в частности Монтескье (1689–1755). Естественными для человека Монтескье считал «желание жить в обществе» и «стремление добывать себе пищу»..Томас Гоббс (1588–1679) ввел понятие общественного договора и обосновал идею перехода к гражданскому обществу, а также легитимность власти.Анн Робер Тюрго (1727–1781) создал идею социального прогресса, которая в дальнейшем разрабатывалась Кондорсе (1743–1794). Согласно Тюрго, прогресс – основной закон жизни человечества. Скорость социального прогресса, в зависимости от обстоятельств и талантов людей, может быть различной, но «вся масса человеческого рода… всегда шествует, хотя медленными шагами, ко все большему совершенству».Анри Сен-Симон (1760–1825) разрабатывал концепцию социальной физиологии, сочетающей в толковании общественных явлений рационализм и историзм. Объясняя развитие общества сменой господствующих в нем философско-религиозных и научных идей, Сен-Симон полагал, что определяющее значение в истории имеет «индустрия» (под которой он подразумевал все виды экономической деятельности людей) и соответствующие ей формы собственности и классы. Сен-Симон рассматривал общество как единый организм, а социально-исторический процесс – как поступательное движение человечества от низших общественных форм к высшим.Термин «социология» впервые появился в 1839 г. – в названии 6-го тома «Курса позитивной философии» Огюста Конта. Сам философ определял социологию как источник знаний об обществе, необходимых прежде всего для оптимизации отношений между людьми. 2.  Основатель социологии О.Конт и его социальный проект.

Термин «социология» впервые появился в 1839 г. – в названии 6-го тома «Курса позитивной философии» Огюста Конта. Сам философ определял социологию как источник знаний об обществе, необходимых прежде всего для оптимизации отношений между людьми.В своих работах Конт утверждал принцип «порядка и прогресса», который он понимал как симметричность и уравновешенность всех структурных элементов общества. Специфика социального учитывалась в рамках позитивного синтеза – своеобразной энциклопедии научного знания, в основании которой лежит классификация наук. Наука об обществе, идею которой обосновывал Конт, должна была быть позитивной (положительной) как минимум в двух смыслах: опираться на положительные, т. е. достоверные, факты и приносить некоторые положительные результаты, т. е. служить благоустройству общества, его организации, а не дезорганизации. Согласно Конту, система наук представляет собой иерархию, выстроенную в соответствии с историческим порядком развития знания от простого к сложному, от общего к специфическому: математика – астрономия – физика – химия – биология – социология. Наука более высокого порядка подразумевает предыдущую как свою необходимупредпосылку. Из общей схемы следует, что социология основывается на законах биологии и без них невозможна, но имеет нечто своеобразное, видоизменяющее влияние этих законов.Первоначально социология называлась социальной физикой и мыслилась как состоящая из двух частей: социальной статики и социальной динамики. Общество понималось Контом как единая система, своеобразный «социальный организм», живущий по своим особым законам. Новая наука должна была описывать объективные (т. е. не зависящие от человеческих представлений о них) закономерности общественной жизни, используя методы, подобные методам естественных наук.Основной закон социальной динамики – «закон трех стадий», согласно которому в основе общественного развития лежит развитие человеческого сознания, обязательно проходящее теологическую, метафизическую и позитивную стадию. Теологическая стадия – это время господства мифологических и религиозных представлений – спонтанно возникающих фикций, не имеющих доказательств. Метафизическая стадия – время преобладания абстрактных ненаучных философских теорий. Позитивная стадия, наступившая в Европе после Французской революции, предполагавозможность точной оценки внешней реальности; этой стадии соответствует индустриальное демократическое общество.

Предметом социальной статики является взаимоотношение сохраняющихся при всех исторических условиях элементов социального организма.По мнению Конта, социология должна противостоять радикальным революционным теориям, чтобы обеспечивать эволюционное развитие общества, без катаклизмов и анархии.

3. Социология Г.  Спенсера.Английский философ и социолог-позитивист, создатель теории социальной эволюции общества. Он разработал идею эволюционного прогресса. по его мнению, всякое общество в целях сохранения стремится к равновесию противоположных явлений. В работе «Основания социологии» Спенсер анализирует общественные явления с позиции биологии. Общество развивается от простого состояния ко все более сложному и совершенному. Такое развитие происходит эволюционным путём и выражает взаимодействие двух противоположных процессов- дифференциации и интеграции. Спенсер рассматривал такие категории социологии как социальные институты, структура, функция, умело применял их к анализу сложных социальных явлений. ). Спенсер выдвинул три основных идеи структурно-функционального анализа: функциональное единство общества, то есть согласованность функционирования; универсальный функционализм, то есть полезность всех социальных явлений, и функциональная необходимость. Общество, с его точки зрения, – это эволюционирующий живой организм. Общества могут организовывать и контролировать процессы адаптации, тогда они развиваются в милитаристские режимы; адаптация также может быть свободной и пластичной – и тогда общества превращаются в промышленно развитые государства. Один из главных постулатов социальной философии Спенсера таков: «Каждый человек волен делать то, что желает, если не нарушает при этом равную свободу любого другого человека». 4.  Классические социологические  теории.Социология как наука об обществе ведет свое происхождение с середины XIX века. Основы социологии были заложены в произведениях таких авторов, как Маркс, Спенсер, Вебер и Дюркгейм. Классические теории социологической мысли сформировались к концу Первой мировой войны.Марксизм: Многие идеи Карла Маркса (1818–1883) являются основополагающими в социологии. Основной целью общественного прогресса, по его мнению, является создание условий для становления многомерного человека, богатой личности. Структурный функционализм: В направлении структурно-функционального анализа в социологии заметный след оставил Герберт Спенсер (1820–1903). Общество, с его точки зрения, – это эволюционирующий живой организм. Один из главных постулатов социальной философии Спенсера таков: «Каждый человек волен делать то, что желает, если не нарушает при этом равную свободу любого другого человека».Социал-дарвинизм: Основными представителями социал-дарвинизма считаются А. Гумплович, Л. Смолл и У. Самнер. Согласно этой доктрине, в обществе действуют законы животного и растительного миров и поэтому конфликты между социальными группами естественны. Альбион Смолл, Людвиг Гумплович ,Уильям Самнер. Психологизм: Психологизм – совокупность социологических концепций, строящихся на признании первичности роли индивидуальной психики в развитии социальных процессов. Основные представители психологизма – Г. Тард, Л. Уорд и Ф. Гиддингс.«Социологизм» ДюркгеймаЭмиль Дюркгейм (1858–1917) он выделил в социологии предмет и метод исследования. . По его мнению предметом социологии является социологические факты. Они обладают реальностью и являются частью окружающей действительностью.Макса Вебера (1864–1920) М.Вебер создатель понимающей социологии изучат поведение индивидов или группы или группы через изучения его намерений ценностей убеждений. Г. Земель  считает что предметом социологии является формы обобществления, которые можно определить как структуры, возникающие на основе взаимовлияния индивидов и групп. Общество основывается на взаимовлиянии, на отношении, а конкретные социальные взаимовлияния имеют два аспекта – форму и содержание. Г.Спенсер рассматривал общество по аналогии с биологическими функциями по тем же законам. Считается родоначальником органической школы или социального дарвинизма.
7. Общество и социальные  институты.

Социология изучает  общество с различных сторон: как  взаимодействие индивидов и социальных групп, как иерархию социальных статусов или ролей, как совокупность социальных норм и ценностей, определяющих поведение индивида.Существует три уровня социологического знания об обществе:1. микроуровень: проблемы социализации личности и социального взаимодействия малых групп;2. промежуточный уровень: культура (нормы, обычаи и традиции), социальная структура (социальные статусы и роли), механизм социального контроля (нормы и санкции);3. макроуровень: структура общества в целом, большие социальные группы, социальная стратификация, социальная мобильность, социальные институты.

Свойства общества как системы:1. целостность: общество функционирует как единый организм;

2. универсальность: общество создает необходимые условия для удовлетворения любых потребностей индивидов;3. саморегуляция: общество обеспечивает постоянное воспроизводство всей сложной системы социальных отношений. Виды социальных общностей: классы (страты), профессиональные общности, отраслевые общности, этнонациональные, региональные, демографические, территориальные, расовые группы, производственные коллективы, семья. Социальный институт (от лат. Institutum - устройство, установление) устойчивый комплекс правил, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему социальных ролей и статусов. В качестве механизмов принуждения могут выступать как санкции за невыполнение правил, так и различные поощрения за следование им. Санкции и поощрения могут носить как материальный, так и нематериальный характер. Институциональный анализ социальной жизни предполагает изучение повторяющихся и наиболее устойчивых образцов поведения, привычек, традиций, передающихся из поколения в поколение.

Разнообразие институтов соответствует разнообразию человеческих потребностей, таких как потребность в производстве продуктов, и услуг; потребность в распределении благ и привилегий; потребность в безопасности, защите жизни и благополучия; потребность в социальном контроле за поведением членов общества; потребность в коммуникации и др.К числу основных институтов относятся:1) экономические (разделение труда, собственность, налоги и др.);2) политические (государство, партии, армия др.);

3) воспитательные  и культурные, созданные для развития  культуры, социализации детей, передачи  им культурных ценностей общества (институты брака и семьи; школы, художественные учреждения);

4) социальные или  общественные в узком значении, регулирующие повседневные контакты (местные общества, товарищества, объединения);5) религиозные, организующие отношение человека к священным предметам и силам и др.Процесс институционализации, т.е. образование социального института, проходит через несколько этапов:а) возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;б) формирование общих идей;в) появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;г) появление процедур, связанных с нормами и правилами;д) институционализация норм и правил, процедур, т.е. их принятие, практическое применение;е) установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;ж) материальное и символическое оформление возникшей институциональной структуры.Социальные институты выполняют в обществе ряд функций, среди них выделяют явные и латентные. Явные функции, последствия деятельности которых носят намеренный характер и осознаются людьми. Последствия деятельности латентных функций не осознаются участниками и носят ненамеренный характер.Функции социальных институтов:а) удовлетворение социальных потребностей,б) регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения,в) обеспечение устойчивости социальной жизни,г) интеграция действий и стремлений индивидов, обеспечивающая внутреннюю сплоченность общности.Чем сложнее общество, тем больше развита система институтов. История эволюции институтов подчиняется следующей закономерности: от институтов традиционного общества, основанных на предписанных ритуалом и обычаем правилах поведения и родственных связях, к современным институтам, основанных на достиженческих ценностях (компетентность, независимость, личная ответственность, рациональность), относительно не зависимых от моральных предписаний.Проблему для современного общества составляет противоречие между институциональными комплексами государства, одни из которых стремятся к профессионализации своей деятельности, что неизбежно влечет определенную закрытость, их недоступность для окружающих, другие должны действовать как прямой канал выражения интересов самых разнообразных групп общества. Проблема взаимодействия институтов возникает в том случае, если система норм, свойственная одному институту начинает распространяться на другие сферы социальной жизни.Следствием этого может быть дезорганизация общественной жизни, растущее социальное напряжение, либо уничтожение, утрата какого-либо из институтов.   Изменения социальных институтов могут быть вызваны внутренними и внешними причинами. Первые связаны с неэффективностью существующих институтов, с возможным противоречием между существующими институтами и социальными мотивациями; вторые со сменой культурной ориентации в развитии общества (в обществах переходного типа, переживающих системный кризис, когда происходит изменение общественных потребностей).Условия успешного функционирования социальных институтов:1) четкое определение цели и круга выполняемых действий,2) рациональное разделение труда и его рациональная организация,3) деперсонализация действий,4) бесконфликтное включение в глобальную систему институтов.Взаимосвязанная система институтов обеспечивает удовлетворение потребностей членов общества, регулирует их поведение и обеспечивает развитие общества в целом.

Социальные институты  тесным образом связаны с социальными  организациями.

8. Семья как социальный  институт.

Семья — один из наиболее древ. и значимых соц. институтов. В любом об-ве семья имеет двойствен. хар-р. С одной стороны, это соц. институт, с др. — малая группа, имеющая свои закономерности функционирования и развития. Отсюда ее зависимость от обществ. строя, существующих экономщ, полит., религиоз. отнош. и одновременно — относит. самостоят-ть. С институтом семьи тесно связан др. обществ. институт — институт бракасанкционированная обществом, соц-но и личностно целесообраз., устойч. форма половых отнош. Семья — малая группа, основанная на кровно-родствен. связях и регулирующая отнош. м/у супругами, родителями и детьми, а также ближ. родственниками. Отличит.признаком семьи явл-ся совмест. ведение дом. хоз-ва. Основу семьи составляет брачная пара. Кроме того, есть и неполные семьи, где отсут-ет один из родителей. Выделяют три осн.типа семьи. 1. Традиционная (патриархальная) семья. Характерны: а) эконом. зависимость женщины от супруга; б) функционально четкое разделение сфер семейной жизни и закрепление муж. и жен. обязанностей (муж — кормилец, жена — хозяйка); в) признание безусловного приоритета мужчины в вопросах сем. главенства. 2. Нетрадиционная семья. В ней сохраняются традиц. установки на муж. лидерство и разграничение муж. и жен. семейных обязанностей. Такой тип семьи социологи наз-ют эксплуататорским, т.к. наряду с правом на равное с мужчиной участие в обществ. труде женщина получает «исключит.» право на дом. труд. 3. Эгалитарная семья (семья равных). Характерны: а) справедливое, пропорциональное разделение дом. обязан. м/у членами семьи, взаимозаменяемость супругов в реш. бытовых проблем; б) обсуждение осн. проблем и совместное принятие важн. для семьи решений; в) эмоцион. насыщенность отнош. Т.о., в соврем. семье не только трансформируются традиц. роли женщин в связи с их массовым участием в профес. деят-ти, но и изменяются роли мужчин. Н-р, в западноевроп. странах уже не явл-ся аномальными случаи, когда мужчина берет отпуск по уходу за ребенком.

5. Современные социологические  теории.Социологические учения XX в характеризуется тем что осуществляется попытки перевести позитивистскую технологию на эмпирический уровень. Эмпирическая социология- это совокупность исследования по изучению и анализу конкретных социологических явлений итогом которых является теоретические выводы рекомендации.1)академическая – направленная на систему научных знаний и методологии исследований2) прикладная- направленная на получение реального социологического эффекта. Современная западная и американская социология представлена большим многообразием и различными направлениями.В современной социологии выделяются два основных подхода к анализу социальных структур: объективистский и субъективистский. Структурный функционализм. В работах классика структурного функционализма Толкотта Парсонса (1902–1979) сформулированы основные принципы консенсусного подхода к изучению общества. Сами понятия «функция», «функциональность» говорят о том, что в обществе разнородные элементы (институты и социальные роли) должны действовать как части хорошо отлаженного механизма. Социальная деятельность как на уровне индивида, так и на уровне группы оказывается направленной на поддержание стабильности социальной системы. Функционалисты внесли большой вклад в развитие системного анализа общества.Социологические теории социального конфликта Конфликт – ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, противоположную по отношению к интересам другой стороны. Выделяют три основных теории конфликта:1. Концепция позитивно-функционального конфликта Льюиса Козера (1913–2003). Согласно этой концепции, обществу присуще социальное неравенство, и отсюда – постоянная психологическая неудовлетворенность его членов, напряженность в отношениях между индивидами и группами. Социальный конфликт в данном случае понимается как борьба за ценности, за определенный социальный статус, власть и ресурсы, целью которой является нейтрализация или уничтожение соперников.2. Конфликтная модель общества Ральфа Дарендорфа (р. 1929). В соответствии с этой моделью любое общество опирается на принуждение одних его членов другими (неравенство социальных позиций по отношению к распределению власти), разница в социальном положении различных социальных групп и индивидов вызывает взаимные трения, противоречия и как результат изменение социальной структуры самого общества;3. Общая теория конфликта Кеннета Боулдинга (1910–1993) состоит в том, что все конфликты имеют общие образцы развития. Их подробное изучение и анализ предоставляют возможность создать «общую теорию конфликта», которая позволит обществу контролировать конфликты, управлять ими, прогнозировать их последствия.
6. Русская социологическая  мысль.Социология проникла в Россию с Запада, русская социологическая мысль быстро стала принимать собственные оригинальные формы и развиваться самостоятельно. Предпосылки появления в России новой науки были связаны в первую очередь с капиталистическим путем развития..Идеология большей части первых русских социологов – мелкобуржуазный демократизм и либерализм; поэтому в большинстве доминирующих идеологических конфликтов, особенно до революции 1905 года, они выступали оппозиционерами и критиками царского режима. В рамках этой общей ориентации выделялись отдельные направления. Одни авторы обращали внимание на негативные черты западного капитализма (Н. Михайловский и др.). Другие, наоборот, призывали открыто исходить из ценностей буржуазного общества и «пойти на выучку капитализму» (П. Струве и др.). «Именно эта, не просто политическая, но оппозиционно-политическая, ангажированность социологии в России составила ее отличительную черту, – пишет Н.Новиков, – по сравнению с западно-европейской социологией того времени». Но с содержательной стороны между разными национальными вариантами социологии было много общего.Для становления социологии явно стимулирующим фактором оказалось усложнение социальной структуры русского общества, бурный рост городских сословий, бывших до реформы почти незаметными группами на фоне крестьянства и дворянства. Капитализм увеличил и дифференцировал население города, создал массу новых профессий, способствовал невиданной ранее мобильности населения, ломке старых культурных стандартов. Совокупность этих изменений вызвала в различных слоях русского общества (особенно у быстро растущей интеллигенции) жадный интерес к социальным проблемам. Кстати, именно Россия подарила миру термин «интеллигенция», и именно в России были выработаны первые теоретические формы самосознания этого общественного слоя.Уже первые историки русской социологии, как отечественные, так и зарубежные (Н. Кареев, О. Лурьев, Ю. Геккер), заметили, что главные теоретические достижения социологической мысли в России были одновременно ответом на вопрос: «Что считать наиболее важным для блага народа?» Отсюда публицистичность социологической литературы в России XIX века, ее подчеркнутая гуманистическая ориентация. В свою очередь русская реалистическая литература конца XIX в. жадно впитывала социальную проблематику, так что отнюдь не преувеличением звучат слова Г. В. Плеханова: «У художника Горького и у покойного художника Г. Успенского может многому научиться самый ученый социолог».Изначально распространению и оформлению социологии в России препятствовали предрассудки некоторых ученых в отношении новой дисциплины – особенно тех, которые представляли старые университетские разделы гуманитарной науки: историю, государствоведение и т. д. Только в первое десятилетие XX в. междисциплинарные отношения резко изменились. Началось повсеместное признание социологии, и постепенно социологические методы стали широко использоваться в истории, правоведении, политической экономии, психологии, этнографии.Направления социологической мысли в РоссииСоциогеографическое направление представлено именами Л. И. Мечникова (1838–1888) и А. П. Щапова (1831–1876). Мечников исследовал зависимость общественного развития от определенных географических условий, важнейшие из которых – наличие водных ресурсов и путей сообщения. Щапов активно развивал земско-общинную, федеративную теорию русской истории, изучал естественно-психологические и социально-территориальные особенности жизни русского народа.Органическую школу представляют Е. В. Де Роберти (1843–1915), А. И. Стронин (1827–1889), П. Ф. Лилиенфельд (1829–1903), Я. А. Новиков (1830–1912). Де Роберти выдвинул био-социальную гипотезу происхождения общества, в основе которой лежало понятие надорганического. Надорганическое эквивалентно разумной, общественной или культурной стадии развития человечества. Согласно Де-Роберти, это результат превращения органической формы энергии в высшую форму. В реальности эта форма бытия выступает в виде био-социальной энергии (факты психологические) или энергии космо-био-социальной (факты исторические).Важнейшее место в социологической мысли принадлежит социолого-юридическому направлению. Это направление развивали ученые, работающие в области права и социологии: Н. М. Коркунов (1853–1904), Л. И. Петражицкий (1867–1931), П. И. Новгородцев (1866–1924), Б. А. Кистяковский (1868–1920), Б. Н. Чичерин (1828–1904). Их интересовало взаимодействие социальных, физиологических и биологических причин в праве. Петражицкий выступал против традиционных подходов в учении о государстве, праве и морали в обществе, уделив пристальное внимание юридическим и политическим институтам.Марксистская школа в социологии представлена М. И. Туган-Барановским (1865–1919), А. А. Богдановым (1873–1928), Г. В. Плехановым (1856–1918), В. И. Лениным (1870–1924), отчасти – П. Б. Струве (1870–1944), С. Н. Булгаковым (1871–1944) и Н. А. Бердяевым (1874–1948).Уникальным явлением в российской социологии была субъективная школа, наиболее яркими представителями которой считаются П. Л. Лавров (1823–1900), Н. К. Михайловский (1842–1904), И. И. Кареев (1850–1931).Михайловскому принадлежит идея о свободном выборе «идеала», которая обосновывала возможность изменить общественное развитие в избранном передовой интеллигенцией направлении. Наиболее полное выражение эта идея получила в так называемом субъективном методе социологии, который высшим мерилом общественного прогресса и исходным пунктом исторического исследования полагал отдельную личность. Идеал Михайловского – развитая личность. Он подвергает критике социологическую теорию Спенсера, отождествляющую общество с организмом и низводящую человеческую индивидуальность на степень простой клеточки социального организма. Михайловский также разрабатывал теорию «героев и толпы», объяснявшую механизм коллективного действия склонностью человека к подражанию.Практически все русские социологи XIX – начала XX века прямо или косвенно касались проблемы человека, индивида как социального существа. Человеческое сознание и поведение они считали основным критерием общественного прогресса, а в ряде случаев рассматривали в качестве одного из основных объектов социологического изучения. Именно гуманистическая направленность, человеческое измерение общественной науки является важнейшей характеристикой отечественной социологии в этот период времени.
12. Социальная организация.

Социальная  организация  – система социальных групп и отношений между ними. Различают производственные, трудовые, общественно-политические и другие социальные организации. По А. И. Пригожину, социальная организация – это группа людей, совместно и координирование реализующая общую цель.Важнейшим признаком организации является синергия. Признаки социальной организации:1. наличие целей;2. конкретное воплощение отношений общественной власти;3. совокупность функциональных положений (статусов) и социальных ролей;4. правила, регулирующие отношения между ролями;5. формализация значительной части целей, задач и отношений (создание стандартных образцов поведения для индивидов, договорное, документальное закрепление правил и норм в некой единой системе).Функции социальной организации:1. интеграция и социализация индивидов в систему общественных отношений;2. упорядочивание и социальный контроль над действиями членов организации в жизненно важных для них сферах.Типы организационных форм:1. Деловые организации (фирмы и учреждения, возникающие для коммерческих целей или для решения конкретных задач). В этих организациях цели наемных работников не всегда совпадают с целями владельцев или государства. Членство в организации обеспечивает работников средствами к существованию. Основа внутреннего регулирования – административный распорядок, построенный на принципах единоначалия, назначения и коммерческой целесообразности.2. Общественные союзы. Цели, преследуемые общественными союзами, являются обобщением индивидуальных целей их участников. Регулирование основано на принципе выборности и осуществляется в соответствии с совместно принятым уставом. Членство в организации связано с удовлетворением разнообразных потребностей.3. Промежуточные формы, сочетающие признаки общественных союзов и предпринимательские функции (артели, кооперативы и т. п.).

9.Понятие  и виды социальных  групп.

Под социальной группой понимают любую совокупность людей, выделенных по социально значимым критериям: пол, возраст, национальность, расовая принадлежность, место жительства, профессия, уровень дохода, образование и некоторые другие.Социальная группа – это своеобразный посредник между отдельным человеком и обществом в целом, а также среда, в которой проистекают коллективные процессы.

Номинальные группы – социальные категории, искусственно выделенные с целью статистического анализа структуры населения (например, пассажиры пригородных поездов, семьи, проживающие в отдельных или коммунальных квартирах и т. д.). Межличностные отношения в номинальных группах практически не опосредствованы никакой деятельностью.

Реальные  группы называются так потому, что принадлежность индивидов к этим группам определяется по признакам, важным с точки зрения социальной идентификации личности. К числу этих признаков относятся: пол (мужчины и женщины); уровень дохода (богатые, бедные и зажиточные люди); национальность (русские, американцы, эвенки, турки и т. д.); возраст (дети, подростки, молодежь, взрослые, старики); семейное положение (холостые, женатые, разведенные, вдовые); профессия (водители, учителя, военнослужащие и т. д.); место жительства (горожане, сельские жители). У представителей одной и той же реальной группы схожие стереотипы поведения, образ жизни, ценностные ориентации.

На границе между  номинальными и реальными группами находятся агрегаты – совокупности людей, выделенные на основе поведенческих признаков. Они сочетают в себе черты реальных и номинальных групп. К ним относятся аудиторные группы, некоторые разновидности толпы.

2. В зависимости от размера выделяются большие, средние и малые социальные группы. Большие социальные группы – это совокупности людей, существующие в масштабе всего общества: классы, социальные слои, профессиональные группы, этнические сообщества (нации, народности), возрастные группы (молодежь, пенсионеры) и т. д. К средним группам относятся производственные объединения работников предприятий, территориальные общности (жители одной деревни, города, района и пр.). Малые группы – небольшие по численности совокупности людей, объединенных общими целями, интересами, ценностям, нормами и правилами поведения. Сюда относятся такие группы, как семья, дружеские компании, соседские общности.

14. Социальное неравенство  и социальная стратификация.

Социальное  неравенство  – форма социальной дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии и обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей.

Любое общество структурировано  по национальным, социально-классовым, демографическим, географическим и иным признакам. Подобное структурирование неизбежно порождает социальное неравенство.Социальную структуру определяют социальные различия между людьми, т. е. различия, порожденные социальными факторами: разделением труда, укладом жизни, социальными ролями, которые выполняют отдельные индивиды или социальные группы.Источником социального неравенства является само развитие цивилизации. Каждая отдельная личность не может овладеть всеми достижениями материальной и духовной культуры. Возникает специализация людей и вместе с ней – более и менее ценные или актуальнее, востребованные виды деятельности.Социальная стратификация (от лат. stratum – слой и facio – делаю) – систематически проявляющееся неравенство между группами людей, возникающее как непреднамеренное следствие социальных отношений и воспроизводящееся в каждом следующем поколении. Понятие социальной стратификации применяется для обозначения условий, при которых социальные группы имеют неравный доступ к таким социальным благам, как деньги, власть, престиж, образование, информация, профессиональная карьера, самореализация и т. п.

 
17. Социальная мобильность.

Социальная  мобильность - изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре, перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другой (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального слоя (горизонтальная мобильность). Резко ограниченная в кастовом и сословном обществе, социальная мобильность значительно возрастает в условиях индустриального обществаГоризонтальная мобильность – это переход индивида или социального объекта от одной социальной позиции к другой, лежащей на том же уровне. Во всех этих случаях индивид не меняет социального слоя, к которому он принадлежит, или социального статуса. Наиболее важным процессом является вертикальная мобильность, представляющая собой совокупность взаимодействий, способствующих переходу индивида или социального объекта из одного социального слоя в другой. Сюда входит, например, служебное повышение, существенное улучшение благосостояния или переход на более высокий социальный уровень.Общество может возвышать статус одних индивидов и понижать статус других. В зависимости от этого различают восходящую и нисходящую социальные мобильности, или социальный подъем и социальное падение. Восходящая мобильность (профессиональная, экономическая или политическая) существуют в двух основных формах: как индивидуальный подъем (инфильтрация индивидов из низшего слоя в высший) и как создание новых групп индивидов с включением их в высший слой рядом с существующими группами этого слоя или вместо них. Аналогично нисходящая мобильность существует в форме как выталкивания отдельных индивидов с высоких социальных статусов на более низкие, так и понижения социальных статусов целой группы. Для количественной оценки процессов мобильности обычно используют показатели скорости и интенсивности. Под скоростью социальной мобильности понимается вертикальная социальная дистанция или число страт – экономических, профессиональных или политических, – которые проходит индивид в его движении вверх или вниз за определенный промежуток времени. Под интенсивностью социальной мобильности понимается число индивидов, меняющих социальные позиции в вертикальном или горизонтальном направлении за определенный промежуток времени.

11. Малые группы и  коллективы.

Непосредственным  проводником влияния общества и  больших социальных групп на индивида является малая группа . Она представляет собой небольшое объединение людей (от 2 – 3 до 20 – 30 человек) , занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом. Малая группа представляет собой элементарную ячейку общества. В ней человек проводит большую часть своей жизни. Известный тезис о зависимости психологии и поведения личности от социальной среды правильнее было бы сформулировать как мысль о зависимости личности от психологии и отношений, существующих в малых группах. Примерами малых групп, наиболее значимых для человека, являются семья, школьный класс, трудовой коллектив, объединения близких друзей, приятелей и т.п. Малые группы могут быть референтными и нереферентными . Референтная – это любая реальная или условная (номинальная) малая группа, к которой человек добровольно себя причисляет или членом которой он хотел бы стать. В референтной группе индивид находит для себя образцы для подражания. Ее цели и ценности, нормы и формы поведения, мысли и чувства, суждения и мнения становятся для него значимыми образцами для подражания и следования. Нереферентной считается такая малая группа, психология и поведение которой чужды для индивида или безразличны для него. Кроме этих двух типов групп, могут существовать и антиреферентные группы, поведение и психологию членов которых человек совершенно не приемлет, осуждает и отвергает. Для того чтобы назвать малую группу коллективом, она должна соответствовать ряду весьма высоких требований: успешно справляться с возложенными на нее задачами (быть эффективной в отношении основной для нее деятельности) , иметь высокую мораль, хорошие человеческие отношения, создавать для каждого своего члена возможность развития как личности, быть способной к творчеству, т.е. как группа давать людям больше, чем может дать сумма того же количества индивидов, работающих в отдельности. «Коллектив» (от лат. соllective — собирательный) рассматривается как социальная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентации, совместной деятельности и общения». Коллектив как психолого-педагогическое явление в научной и методической литературе понимается различно. В одном случае под коллективом понимают любое организованное объединение людей, в другом — высокую степень развития группы. Психологически развитой как коллектив считается такая малая группа, в которой сложилась дифференцированная система различных деловых и личных взаимоотношений, строящихся на высокой нравственной основе. Такие отношения можно назвать коллективистскими. Понятие коллективизма включает в себя постоянную заботу членов коллектива о его успехах, стремление противостоять тому, что разобщает, разрушает коллектив. Коллективизм – это также развитие добрых традиций, уверенности каждого в своем коллективе. Чувство коллективизма не позволяет его членам оставаться равнодушными, если задеты интересы коллектива. В таком коллективе все важные вопросы решаются сообща и, по возможности, при общем согласии.

13.  Социальное движение

Социальное  движение – массовые или коллективные действия одной или нескольких социальных групп, связанные с обеспечением групповых или общественных интересов и направленные на социальные изменения или сопротивление им в конфликтном противодействии с другими социальными группами. Классификация социальных движений1. Социальные движения отличаются друг от друга по масштабам предполагаемых изменений. Некоторые из них имеют относительно скромные цели и не стремятся к преобразованию основных институциональных структур. Таковы, например, движения против абортов, в защиту прав животных, за ограничение скорости на автострадах. Другие движения стремятся к более глубоким преобразованиям, затрагивающим основы социальной организации. К ним относятся, например, движения за гражданские права в США, против апартеида в Южной Африке, за национальное освобождение в колониальных странах. Вследствие того что под их прицелом оказываются институты, занимающие центральное, стратегическое положение в структуре общества, активность этих движений имеет гораздо более далеко идущие последствия, чем предполагалось изначально: происходит радикальное преобразование самого общества. Если же предполагаемые изменения касаются основ социальной структуры и направлены на тотальное изменение общества в целом, построение вместо него «альтернативного» общества, тогда речь идет о революционных движениях. К ним, в частности, относятся фашистское и коммунистическое движения.2. Социальные движения различаются в зависимости от целей собственной активности. Одни сосредоточиваются на изменении социальных структур, другие – на изменении личности. Первые в свою очередь делятся на социополитические движения, которые пытаются добиться изменений в политике, экономике, вызвать сдвиги в классовых и стратификационных структурах, и социокультурные движения, которые стремятся изменить убеждения, кредо, ценности, нормы, символы (вспомним, например, битников, хиппи, панков). Движения, нацеленные на изменения личности, тоже имеют две разновидности. Первая – мистические или религиозные движения, которые борются за спасение своих членов и общее оживление религиозного духа (исламские фундаменталистские движения). Вторая – движения, призывающие к самосовершенствованию, исходя из того, что люди, изменившиеся к лучшему, будут постепенно формировать более совершенные социальные порядки.

3. Сочетая критерий цели с критерием диапазона, Давид Аберль предложил четырехзвенную классификацию социальных движений: преобразовательные, направленные на полное изменение структур; реформаторские, направленные на их частичные изменения; движения спасения, преследующие цель полностью изменить членов общества; альтернативные, предполагающие их частичное изменение.4. Социальные движения различаются в зависимости от характера своих требований. Некоторые движения стремятся создать новые институты, ввести новые законы, внедрить новый образ жизни, новые верования. Такие движения ориентированы на будущее. Их можно назвать прогрессивными. К ним можно отнести, например, движения республиканцев, социалистов, движения за освобождение женщин. Другие движения обращены в прошлое, то есть стремятся восстановить институты, законы, образ жизни и верования, которые когда-то существовали, но забылись или были отброшены в ходе истории. Их можно назвать консервативными, или ретроактивными. Примерами могут служить экологическое движение; движение за этническое возрождение в Восточной и Центральной Европе, возникшее после краха коммунизма. Различие между прогрессивными и консервативными движениями аналогично общему политическому разделению на левых и правых. Левые чаще прогрессивно ориентированы, правые обычно консервативны.

5. Социальные движения различаются в зависимости от стратегии, внутренней логики своей деятельности. Одни следуют «инструментальной» логике, их первичная цель – политический контроль. Если это удается, то такие движения превращаются в группы давления или политические партии, входят в парламенты и правительства (партия зеленых в Германии, «Солидарность» в Польше). Другие следуют «экспрессивной» логике, стремясь достичь автономии, добиться равных прав, культурной или политической эмансипации для своих членов или более широких общностей. Таковы движения за гражданские права, этнические, феминистские и др.В конкретном обществе в конкретный исторический момент всегда существует сложная, неоднородная система социальных движений, включающая различные типы, представленные выше. При этом деятельность одних движений создает условия для возникновения контрдвижений.

Общество, которое  подавляет, блокирует или запрещает  социальные движения, уничтожает механизм собственного самоулучшения и само-трансценденции, т. е. выхода за свои собственные пределы (термин Гидденса). Если сектор социального движения узок или его просто нет, то общество становится «пассивным», обреченным на застой и упадок.

10. Социальные общности, их виды.

Социальная  общность – совокупность индивидов, характеризующаяся относительной целостностью, выступающая как самостоятельный субъект исторического и социального действия и поведения и выполняющая ту или иную деятельность.

Виды социальных общностей:1. социально-классовые общности (классы, социальные слои);2. социально-демографические общности (мужчины, женщины, дети, родители, семьи и др.);3. этносоциальные общности (нации, народности, племена, национальные и этнографические группы);4. социально-территориальные общности (город, деревня, регион);5. социально-профессиональные общности.

Этносоциальные общности называют также кровнородственными. К ним относятся кланы, племена, народности, нации, семьи, роды.Семья – наименьшая кровнородственная группа людей, связанных единством происхождения (бабушка, дедушка, отец, мать, дети). Несколько семей, вступивших в союз, образуют род. Роды объединялись в кланы. Клан – группа кровных родственников, носящих имя предполагаемого предка. Клан сохранял общую собственность на землю.

Племя – более высокая форма социальной организации, охватывающая большое число родов и кланов. Племена обладают собственным языком или диалектом, территорией, формальной организацией (вождь, племенной совет). Численность племен доходила до десятков тысяч человек. В ходе культурного и экономического развития племена преобразовывались в народности, а те – на высших стадиях развития – в нации.Народ – этническая общность, занимающая на лестнице общественного развития место между племенами и нацией. Народности возникают в эпоху рабовладения и представляют собой языковые, территориальные, экономические и культурные общности. Народы более многочисленны, чем племена, и далеко не все их представители состоят между собой в кровнородственных связях.

Нация – автономная, не ограниченная территориальными рамками политическая общность. Представители одной нации уже не имеют общего предка и общего происхождения. У них не обязательно должен быть общий язык, религия, но зато есть общая история и культура. Нации возникают в период преодоления феодальной разобщенности и зарождения капитализма, когда складываются классы, внутренний рынок и единый хозяйственный уклад, появляется литература, искусство. Нации более многочисленны, чем народности, и насчитывают десятки и сотни миллионов людей. Национально-патриотические и национально-освободительные движения, межнациональная рознь, войны и конфликты возникают как признак того, что нация сформировалась и борется за свой суверенитет.

18. Понятие социального  статуса. Виды  статусов.

Социальный  статус – соотносительное положение индивида или социальной группы в социальной системе, определяемое по ряду признаков, характерных для данной системы, и предполагающее определенные права и обязанности.Человек может иметь несколько статусов, но, как правило, только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным или интегральным. Часто бывает так, что главный статус обусловлен должностью (директор, профессор). Социальный статус отражается во внешнем поведении и облике и во внутренней позиции.Различают предписанные и приобретенные статусы. Предписанный статус навязан обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности (этническое происхождение, место рождения, семья и т. д.). Приобретенный (достигнутый) статус определяется усилиями самого человека.

 
19. Понятие социальной  роли.

Социальная  роль – стереотипная модель поведения человека, заданная социальной позицией личности в системе общественных или личных отношений; поведение человека, ожидаемое со стороны общества. Роль определяется: социальным статусом индивида, выполняемой функцией в системе социальных отношений, ожиданиями окружающих. Социальная роль состоит из ролевого ожидания и исполнения этой роли (игры).

Социальные роли могут быть институционализированными – связанными с устойчивыми формами организации социальной жизни, например институтом брака (роль мужа, отца, жены, матери), – и спонтанными – возникающими в рамках актуально складывающихся неформальных обстоятельств совместной деятельности и общения. 
 
 
 
 
 
 
 
 

20. Социальное взаимодействие  и социальные отношения.

Социальное взаимодействие – процесс непосредственного или опосредованного воздействия социальных субъектов (акторов) друг на друга, в котором между взаимодействующими сторонами существует циклическая причинная зависимость. Социальное взаимодействие имеет две стороны: объективную и субъективную. Объективная сторона – содержание и характер взаимодействия между людьми. Субъективная сторона – это сознательное отношение участников взаимодействия друг к другу. Элементы социального взаимодействия:1)индивид или социальные группы, совершающие определенные действия;2) изменения, произошедшие в социальной общности или обществе в целом в результате этих действий;3)влияние перемен на других индивидов данной социальной общности или общества; Джордж Хоманс (1910–1989) определяет социальное взаимодействие как обмен материальными и нематериальными ценностями. При этом уровень и качество обмена задают меру стабильности социальных связей и отношений. Толкотт Парсонс (1902–1979) рассматривает социальную систему как созданную взаимодействием индивидов, каждый из которых одновременно и деятель, преследующий собственные цели, и объект ориентации для других деятелей. По мнению Питирима Сорокина (1889–1968), социальное взаимодействие – это взаимный обмен коллективным опытом, знаниями, понятиями, высшим результатом которого является возникновение культуры. Еще одним научным направлением в исследовании социального взаимодействия является символический интеракционизм (от англ. interaction – взаимодействие). Джордж Mud (1863–1931), заложивший основы теории символического интеракционизма, утверждал, что во взаимодействии более важную роль играет не то или иное действие, а его интерпретация – другими словами, то, как это действие воспринимается, какой смысл ему придается. Люди, как правило, не реагируют автоматически на внешние воздействия, сначала они пытаются разгадать их символическое значение. Одинаковая интерпретация действий-символов способствует успеху взаимодействия. Социальные отношения – отношения между социальными субъектами, складывающиеся в исторически определенных общественных формах, в конкретных условиях места и времени. Социальные отношения направлены на достижение справедливости в распределении жизненных благ, формирование условий становления и развития личности, удовлетворения материальных, социальных и духовных потребностей. Различают классовые, национальные, этнические, групповые и личностные социальные отношения.

16. Система стратификаций  современных обществ.

Положение в современном  обществе в большей степени определяется богатством, уровнем образования, профессионального статуса. Значительное распространение получила теория Д. Треймана, основанная на анализе 85 исследований o престиже профессий, проведенных в 35 странах. Он пришел к следующим выводам. Во-первых, практически во всех современных обществах схожие социальные потребности обусловливают примерно однородное разделение труда. Во-вторых, разделение труда порождает неравное распределение власти и ресурсов.  В-третьих, обладание властью означает и определенные привилегии. B-четвертых, наиболее высоко ценятся профессии, связанные c властью и привилегиями. Современные представления o факторах, критериях и закономерностях стратификации российского общества позволяют выделить слои и группы, различающимся как социальным статусом, так и местом в процессе реформирования российского общества. Согласно принятой академиком T.И. Заславской гипотезе, российское общество состоит из четырех социальных слоев: верхнего, среднего, базового и нижнего, a также десоциализированного «социального дна». Под верхним слоем понимается, прежде всего, реально правящий слой, выступающий в роли основного субъекта реформ. K нему относятся элитные и субэлитные группы, занимающие наиболее важные позиции в системе государственного управления, в экономических и силовых структурах. Их объединяют факт нахождения y власти и возможность оказывать прямое влияние на процессы реформ. Второй слой назван средним, во-первых, c учетом его положения на социальной шкале и, во-вторых, потому что он является зародышем «среднего слоя» в западном понимании этого термина. Правда, большинство его представителей не обладают ни обеспечивающим личную независимость капиталом, ни уровнем профессионализма, отвечающим требованиям постиндустриального общества, ни высоким социальным престижем. К тому же пока этот слой слишком малочислен, чтобы служить гарантом социальной стабильности. Однако полноценный средний слой в России может сформироваться лишь на основе социальных групп, образующих сегодня соответствующий протослой. Это мелкие предприниматели, полупредприниматели, менеджмент средних и небольших предприятий, среднее звено бюрократии, старшие офицеры, наиболее квалифицированные специалисты и рабочие. Базовый социальный слой очень массивен. Он охватывает более двух третей российского общества. Его представители обладают средним профессионально-квалификационным потенциалом и относительно ограниченным трудовым потенциалом.

 
15. Исторические типы  стратификации.

Стратификация или  неравенство возникло вместе с зарождением  общества. В зачаточной форме она обнаружена уже в простом (первобытном) обществе. С появлением раннего государства – восточной деспотии - стратификация ужесточается, а по мере развития европейского общества, либерализация нравов стратификации смягчается.  Сословный слой свободней кастового и рабства, а пришедший на смену сословному слою – классовый строй еще либеральнее. В социологии известны четыре главных типа стратификации: 1)рабство; 2)касты; 3)сословия; 4) классы. Первые три типа характеризую закрытое общество, при котором социальные перемещения из низших в высшие страты полностью запрещены, либо существенно ограничены. 1) Рабство – истории чески первая система стратификации. Оно возникло в глубокой древности в Египте, Вавилоне, Китае, Греции, Риме и сохранилось в ряде регионов практически до настоящего времени (в США до 19 в. «Унесенные ветром»). Рабство – экономическая, юридическая и социальная форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства. 2) Касты  - это социальная группа (страта), членством в которой человек обязан исключительно своим рождением. Человек не может прейти из одной касты в другую при этой жизни. Для этого им нужно родиться еще раз, что закреплено религией индуизма. Согласно его канонам, люди проживают больше чем одну жизнь. Каждый человек попадает в соответствующую касту в зависимости от того, каким было его поведение в предшествующей жизни. Если плохим, то после очередного рождения он должен попасть в низшую касту, и наоборот. 3) Сословия были приняты в феодальных обществах с 4-14 века. Это социальная группа, обладающая закрепленными обычаями или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для этой системы характерна иерархия в неравенстве их положения и привилегий. Классический пример Европа 14-15 веков. 4) Классы. Промышленная революция 18-19 вв. разрушила феодальную систему и привела к формированию  классового строя. Класс – главный элемент социальной стратификации капитализма. Ускоренное развитие промышленности привело к развитию новых профессий: предпринимателя, коммерсанта, банкира, купца. Постоянно увеличивалась численность мелкой буржуазии. Крестьяне все больше разорялись и превращались в наемных работников – в новую социальную страту, не существовавшую ранее.  

     

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"