Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 18:33, шпаргалка
Шпаргалки по социологии
7.Принципы неопозитивистского анализа общества.
НЕОПОЗИТИВИЗМ
В СОЦИОЛОГИИ - теоретико-методолог.
ориентация в социологии, опирающаяся
осознанно или неосознанно на философские
положения логич. позитивизма. Его основные
принципы: 1) соц. явления подчиняются законам,
общим для всей действительности - природной
и соц.-историч. (натурализм) ; 2) методы соц.
исследования должны быть такими же точными,
строгими и объективными, как методы естествознания
(сциентизм) ; 3) "субъективные аспекты"
человеч. поведения можно исследовать
только через открытое поведение (бихевиоризм) ;
4) все научн. понятия должны определяться
операционально (операционализм) ; 5) все
соц. явления должны быть описаны и выражены
количественно (квантификация) ; 6) социология
как наука должна быть освобождена от
ценностных суждений и связи с идеологией
(методологич. объективизм) . Н. представляет
собой не единую школу, а скорее нек-рую
общую ориентацию, сторонники к-рой называют
себя представителями "научн. социологии"
или "естественно-научн." направления
в социологии. Возникнув первоначально
на базе Венского кружка ("физикализм"
и концепция эмпирич. социологии" О.
Нейрата), это течение, отказавшись от
своего первонач. ригоризма, оказало затем
значительное влияние на амер. социологию
(Д. Ландберг, С. Чэпин, С. Додд, и др.). Лит.:
Кон И.С. Позитивизм в социологии. Л., 1965;
Комаров М.С. Новейшие тенденции развития
позитивистско-
8.Культура как система ценностей.
Термин «культура»
(от лат. cultura -- возделывание, обрабатывание)
издавна применяется для обозначения
того, что сделано человеком. Культура
как сумма всех видов деятельности, обычаев,
верований; она как сокровищница всего
созданного людьми включает в себя книги,
картины и т. п., а также знание путей приспособления
к социальному и природному окружению,
язык, обычай, систему этикета, этику, религию,
которые складывались веками. Культура
выступает как сложное динамическое образование,
имеющее социальную природу и выражающее
социальные отношения, направленные на
создание, усвоение, сохранение и распространение
предметов, идей, ценностных представлений,
обеспечивающих взаимопонимание людей
в различных социальных ситуациях. Именно
ценностный момент имеет особое значение
при социологическом изучении культуры.
Культура, благодаря системе ценностей
и определенных норм, обеспечивает не
только взаимопонимание, но и регулирует
взаимоотношения, формы общения и деятельности
членов общности. Человек одновременно
является и объектом, и субъектом культуры,
порождая, поддерживая и изменяя те или
иные ценности и нормы.
9.Общество как социокультурная система.
Общество – это совокупность людей, осуществляющих совместную деятельность и отношения.
При социологическом
анализе социального
1) групповой характер общественной жизни;
2)поведение людей в
группах, которое регулируется, направляется
и упорядочивается определенной системой
ценностей, норм, идей и правил.
Эти два аспекта социальной жизнедеятельности людей теснейшим образом взаимосвязаны, ибо социальное взаимодействие людей регулярно воспроизводит как структуру социальных групп, так и систему ее ценностно-нормативных регуляторов.
Отмеченные два аспекта общественной жизни в социологии принято обозначать двумя популярными понятиями - общество (социальная система) и культура (система культуры).
Отметим наиболее общие
моменты, которые отличают общество (социальную
систему) от культуры. В свое время, в конце
60-х годов, этот вопрос подробно обсуждался
в работах отечественных социологов. Но
затем складывающаяся плодотворная тенденция
обсуждения методологических вопросов
взаимоотношений культуры и общества
в работах Э.С. Маркаряна, Э.В. Соколова,
О.И. Генисаретского была официально запрещена партийными
органами, усмотревшими в этой тенденции
«тлетворное влияние буржуазной социологии».
10.Социальные группы и общности, их роль в развитии общества.
Социальная группа– это объединение людей, связанных системой социальных ценностей, норм и образцов поведения, все члены которого участвуют в деятельности.
Для возникновения любой социальной группы необходимы некоторая цель и форма социального контроля за соблюдением ценностей и норм. В процессе формирования группы выделяются лидеры, групповая организация, образуются социальные связи между ее членами, вырабатываются групповые ценности и нормы.
По способу организации социальные группы подразделяются на формальные и неформальные.
Формальными группами называются такие, цель и структура которых заранее определена, например воинские подразделения. В них уставом определены штатная структура, формальный лидер, цель.
Неформальные группы образуются стихийно. Социальные связи и отношения формируются в них под воздействием данной социокультурной среды, в процессе деятельности их членов по достижению поставленной цели. Причем цель в неформальной группе часто четко не осознается всеми ее членами. Например, группы бомжей, наркоманов, других маргиналов, больные в больницах, отдыхающие в санаториях.
По степени частоты социальных контактов социальные группы можно разделить на первичные и вторичные.
Первичная группа, как правило, небольшая, очень тесно сплоченная, все ее члены очень хорошо знают друг друга. Например, семья, группа друзей, школьный класс.
Вторичная группа более многочисленна и может состоять из двух или нескольких первичных. Она менее сплочена по сравнению с первичной, степень влияния на каждого ее члена меньше. Примером вторичной группы может служить школьный коллектив, курс в вузе, производственное подразделение начиная от управления и выше. Кроме понятие «группа» в социологии существует понятие «квазигруппа».
Квазигруппа – малоустойчивая, неформальная совокупность людей, объединенная, как правило, одним или очень немногими типами взаимодействия, имеющая неопределенную структуру и систему ценностей и норм.
Социа́льная о́бщность — широкое понятие, объединяющее различные совокупности людей, для которых характерны некоторые одинаковые черты жизнедеятельности и сознания.
Общности различного
типа — это формы совместной жизнедеятельности
людей, формы человеческого общежития.
Они складываются на различной основе
и крайне многообразны. Это общности, формирующиеся
в сфере общественного производства (классы, профессиональные груп
11.Возникновение социологии в России. Ее основные школы и направления.
Этапы развития социологии в России
В развитии социологической мысли в России можно условно выделить 5 основных этапов.
Первый этап – 1860 – 1890 гг.
Второй этап – 1890 г. – начало XX в.
Третий этап – первая четверть XX в.
Четвёртый этап – 20-е – 30-е годы XX в.
Пятый этап – конец 50-х годов, по настоящее время. [1: 23]
Первый этап относится к периоду развития промышленности, увеличения городского населения и усложнения социальной структуры российского государства. Если за рубежом русскую социологию приветствовали, то России термин «социология» был запрещен. Даже в начале ХХ в. эта наука в университетах не читалась, но она интенсивно развивалась под такими названиями как «философия истории», «социальные основы экономики», «социальная психология». Спор, как называть эту науку - "социальной физикой", "философией истории" или "социологией" был не столь беспредметен, как может сейчас показаться. Если бы речь шла просто о выборе того или иного названия, то, в конечном счете, можно было бы согласиться с любым из них или каким-либо другим, но вопрос заключался в ином - в междисциплинарных отношениях. Говорить о социологии как "философии истории" значило суживать рамки рассматриваемых явлений, так как абстрактное учение об обществе не должно пользоваться ограниченным материалом. Не смотря, на это данная наука продолжала формироваться. Был определен ее предмет как методы, принципы, формы социального поведения. Главная особенность этого периода состояла в одновременном зарождении двух течений позитивизма и марксизма. Как и на Западе в России господствовала позитивистская социология. В 1897 г. вышел первый учебный обзор по социологии на русском языке (Н. Кареев "Введение в изучение социологии"), в его библиографии русским авторам принадлежало 260 работ из 880. Но фактически список Кареева был далеко неполон: отечественных социологических исследований к тому времени было значительно больше. К началу ХХ в. началась широкая разработка социальных проблем на психологической основе. Начинают проводиться массовые исследования,
возрастает число публикаций, предпринимаются попытки социальных экспериментов, выходят работы посвященные итогам исследований. В 1909г. социология начинает изучаться как учебная дисциплина в ряде русских учебных заведений. До революции 1917г. развитие социологии прошло несколько стадий, на которых выделились специфические направления:
1. Позитивизм (становление социологии, конец 60-х – конец 80-х годов ХIХ в.)
1) Географический детерминизм;
2) Органицизм;
3) Концепция
культурно-социологических
4) Народничество;
5) Субъективная школа;
6) Психологическое направление;
7) Классический позитивизм.
2. Антипозитивизм (начало 80-х годов ХIХ в. – ХХ в.):
1) Ортодоксальное направление;
2) Философский иррационализм;
3) Индивидуальный психологизм.
3. Неопозитивизм (начало ХХ в.)
Основные направления и школы в российской социологии:
- школа интегральной социологии –П.А.Сорокин (1889 – 1968гг) – общество рассматривается как социокультурная система в целом; В структуре социологии выделял 4 раздела
1.общее учение об обществе
2.социальная механика (исследование закономерностей социальных явлений, формулирование статистических законов общества)
3.социальная генетика ( учение о происхождении и развитии общества и его институтов, тенденции развиия об-ва)
4.социальная политика – прикладная дисциплина
- школа субъективной социологии; П.Л.Лавров (1828 1900) и А.К.Михайловский (1842—1904) - акцентировал внимание на доминирующую роль сознания в общественном развитии.
Основные направления по Лаврову:
- определение предмета и метода социологии как науки, которая исследует формы проявления , усиления и ослабления солидарности м/у сознательными органическими особями. Преобладающий метод социологии - исторический.
- создание теории социального прогресса, в которой 2 аспекта: а) теоретический – рассмотрение целей и средств общественного развития б) практический – обоснование долга личности активно участвовать в преобразовании общества.
Основные направления по Михайловскому:
- прогресс есть постепенное приближение к целостности обoщества, к возможно полному и всестороннему разделению труда между его органами и возможно меньшему разделению труда между людьми.
- психологическое направление – Л.И.Петражицкий (1867 -1931) и А.И.Карев (1850 – 1931).
Л.И.Петражицкий в качестве предмета социологии выделяет формы и мотивы участия индивида в общественной жизни.
Согласно представлениям
Кареева – общество есть сложная
система психических и
- марксистское направление; - Г.В.Плеханов (1856 – 1918) и В.И.Ленин (1870 – 1924).
Г.В.Плеханов отстаивал
идею обусловленности общественного
развития способом материального производства.
Он выделял наличие общих
Заслуга В.И.Ленина –
творчески развил многие положения
классического марксизма
- плюралистическое
направление. – М.М.Ковалевский (1851 – 1916)
– объяснение соц-х явлений с учетом экон-х,
геогр-х, биол-х, психол-х факторов. Он использовал
компаративный (сравниельный) метод , позволяющий
выявить общее и особенное в развитии
различных народов.
12. Структурный анализ общества.
Структурный анализ
Термин «структура» имеет латинское происхождение и переводится на русский язык как «строение», «расположение», «порядок».
Под структурой понимается совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, т. е. сохранение основных свойств при различных внутренних и внешних изменениях.
В социологию понятие «структура» ввел Г. Спенсер. Вообще структурный подход в широком смысле этого слова преобладал в социологии XIX в. (например, у О. Конта, К. Маркса, Э. Дюркгейма), хотя метод структурного анализа, структурализм в то время еще не существовали.
Э. Дюркгейм смотрел на общество как на единое целое, которое не сводится к сумме составляющих его частей. Каждая часть (социальный факт) общества рассматривается не как самодостаточная, не во временном сравнении с самой собой, а в своем соотношении с другими частями (социальными фактами). Оценка социального поведения индивида дается исходя из его социального положения. Эти постулаты и являются принципами структурализма.