Шпаргалки по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 18:33, шпаргалка

Описание работы

Шпаргалки по социологии

Работа содержит 1 файл

СОЦИОЛОГИЯ.docx

— 178.77 Кб (Скачать)

Однако далеко не во всем искусственные организации  превосходят естественные образцы. Дело в том, что любая искусственная  организация, в отличии от естественной, создается в соответствии определенной концептуальной моделью - представлении человека о сущности социальной организации, ее структуре и механизме  функционирования. Поэтому очень многое зависит от принятой за основу модели. Если модель выбрана удачно, то и проект созданной на ее основе организации также окажется удачным. В противном случае искусственная организация может оказаться хуже естественного прототипа.

Преимущества искусственных  организаций как средства удовлетворения социальных потребностей сказались прежде всего в военной и экономических областях, где иерархические структуры управления получили наибольшее распространение. Если первые искусственные организации  мало чем отличались от естественных аналогов, то со временем этот разрыв увеличился. Человек научился создавать специальные организации, предназначенные для решения самых разнообразных социальных проблем. Поэтому искусственные организации быстро проникли во все области социальной жизни.

Естественно-искусственные  организации - это организации, частично формируемые естественным путем, а частично - искусственным. Типичным примером естественно-искусственных организаций являются современные общества (цивилизации) с сознательно формируемым государственным механизмом, в котором одни субъекты власти  (президент, парламент) избираются, а другие (правительство) - назначаются. Однако, социальный механизм общества включает не только сознательно формируемый государственный механизм, но и стихийно складывающуюся латентную часть.

Важным признаком  классификации является также основная предпосылка (фактор) сближения (объединения) субъектов (людей или организаций) при образовании организаций. Последние  образуются главным образом на основе территориальной, духовной или деловой  близости. Примерами территориальных  организаций являются города, поселения, страны, мировые сообщества.

Примерами организаций, возникших на основе духовной близости являются семьи, религиозные и партийные организации, общественные движения и союзы. Примерами организаций, возникшихна деловой основе являются корпоративные объединения: хозяйственные ассоциации и союзы, концерны, консорциумы, картели, конгломераты, тресты, синдикаты, холдинги, финансово-промышленные группы (ФПГ).

Кроме того, социальные организации можно классифицировать по следующим признакам Радченко Я.В. Теория организации. ч.1. (конспект лекция) - М.: Изд-во ГАУ.С.56-59.:

· по отношению к  власти - правительственные и неправи-тельственные;

· по отношению к  главной цели - общественные и хозяйст-венные;

· по отношению к  прибыли - коммерческие и некоммерче-ские;

· по отношению к  бюджету - бюджетные и внебюджетные;

· по форме собственности - государственные, муниципаль-ные, общественные, частные и организации со смешанной формой собственности;

· по уровню формализации - формальные и неформальные;

· по отраслевой принадлежности - промышленные, транс-портные, сельскохозяйственные, торговые и пр.;

· по самостоятельности  принятия решений - головные, до-черние, зависимые;

· по размеру и  численности членов организации - крупные, средние, малые.

Могут применяться  и дополнительные признаки для классификации.

Статус правительственной социальной организации дается официальными органами власти. К правительственным организациям относятся организации, зафикси-рованные в Конституции, указах Президента, например, министерст-ва, государственные комитеты, Администрация Президента, префек-туры, районные управы и пр. На эти организации распространяются различные привилегии и определенные жесткие требования (при-вилегии - финансирование, льготы, социальное обеспечение; требо-вания - государственный чиновник не имеет права возглавлять коммерческие структуры, не имеет права использовать привилегии в целях собственной выгоды либо личной выгоды своих сотрудников.

К неправительственным социальным организациям относятся все другие социальные организации, не имеющие такого статуса.

Коммерческие социальные организации (хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия) строят свою деятельность на получении максимальной прибыли в интересах учредителей, а для некоммерческих (потребительские кооперативы, общественные или религиозные организации, благотворительные и другие фонды, учреждения) основная цель состоит в удовлетворении общественных потребностей, при этом вся прибыль идет не учредителям, а на развитие социальной организации.

Бюджетные социальные организации строят свою деятельность исходя из выделенных государством средств, при этом они освобождаются от уплаты многих налогов, в том числе НДС.

Небюджетные социальные организации сами изыскивают источники финансирования. Многие социальные организации пытаются привлечь для своего развития как бюджетные, так и небюджетные средства.

Общественная организация - основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Общественные организации создаются для удовлетворения соци-альных потребностей и интересов членов общества: политические партии, союзы, блоки, правозащитные организации и др. Общественные социальные организации строят свою деятельность на основе удовлетворения потребностей своих членов общества (во внутренней среде).

Хозяйственные социальные организации строят свою деятельность для удовлетворения потребностей и интересов человека и общества во внешней для организации среде.

К хозяйственным  организациям относятся: юридические  лица всех форм (кроме общественных и религиозных организаций), в  т.ч. общество с ограниченной ответственностью (ООО), акционерное общество (АО) , производственный кооператив (ПК) и т.д., неюридические лица всех форм, в т.ч. подразделения организаций, организации на базе индивидуальной трудовой деятельности и т.д.

Хозяйственные организации  могут иметь следующие формы  собственности: государственную, муниципальную, общественную, арендную, частную, групповую. Их принято разделять на четыре группы: микро, малые, средние и крупные  организации. Категориями такого разделения могут служить численность персонала, стоимость имущественного комплекса, значение выпускаемой продукции  и доля занимаемого рынка в  соответствующей продукции.

Формальные социальные организации - это зарегистрированные в установленном порядке общества, товарищества и т.д., которые выступают как юридические и неюридические лица. Это объединение людей, связанных договором о своих правах и обязанностях. Формальные организации могут иметь статус юридического или неюридического лица.

Формальная организация, характеризуется:

- строго предписанными  и документально зафиксированными  целями, правилами и ролевыми  функциями;

- рациональностью  и безличностью отношений между  ее членами;

- наличием органа  власти и аппарата управления.

Неформальные социальные организации - это незарегистрированные в государственном органе социальные организации либо в силу их малочисленности, либо по каким-то другим причинам. К неформальным социальным организациям относятся объединения людей, связанных личными интересами в области культуры, быта, спорта и др., имеющие лидера и не ведущие финансово-хозяйственную деятельность, направленную на получение материальной прибыли.

Неформальная организация  характеризуется:

- спонтанно сложившейся  системой социальных связей и  отношений, норм, действий, являющихся  результатом межличностного и  внутригруппового общения;

- отсутствием четко  выраженных и документально зафиксированных  правил и предписаний.

По форме собственности различают государствен-ные, муниципальные, общественные организации и организации со смешанной формой собственности.

Государственные и  муниципальные организации полностью  или час-тично находятся под контролем государственных или муниципаль-ных органов власти.

Частные организации - это организации, созданные индивиду-альными предпринимателями: товарищества, кооперативы, фермер-ские хозяйства, а также созданные за счет взносов акционеров: ак-ционерные общества, хозяйственные товарищества и др.

Организации со смешанной  собственностью образуются на основе сочетания различных форм собственности: государственной, част-ной, иностранной. Например, акционерное общество наряду с уча-стием государственного капитала привлекает частные, в том числе и иностранные инвестиции.

В зависимости от состава субъектов организации делятся на элементарные и составные. Элементарные организации состоят из индивидов (физических лиц), составные включают хотя бы одну более мелкую организацию (искусственную или естественную). Примерами элементарных организаций являются семьи, неформальные группы, некоторые малые предприятия; примерами составных - концерны, холдинги, финансово-промышленные группы, города.

По признаку наличия специальных органов управления организации делятся ядерные и безъядерные. Примерами ядерных организаций являются крупные современные города, предприятия, корпоративные объединения. Примерами безъядерных организаций являются семьи, клубы по интересам, товарищеские компании, эгалитарные, догосударственные общества.

По признаку проблемной ориентации организации делятся на проблемно-ориентированные (однопроблемные) и многопроблемные.

Функционирование  социальной организации

Любая организация  осуществляет комплекс функций, связанных  с выявлением (обнаружением) проблем, их распознаванием, ранжированием, сортировкой, исследованием, подготовкой решений, контролем за реализацией решений, анализ результатов решений Леванков В.А. Теория организации. Опорный конспект лекций и методических рекомендаций к изучению курса. - СПб, 2001..

Они образуют единый комплекс, поэтому их часто называют функциями управления  проблемами организации.

К функциям социального  управления следует отнести также  функции правового регулирования, структурного регулирования, ценностного  регулирования, управления инновациями, межорганизационного регулирования, а также классические функции менеджмента.

Правовое регулирование  означает способность решать проблемы с помощью нормативно-правовых актов  и предусматривает разработку и  введение новых нормативно-правовых актов, корректировку старых. Кроме  того, правовое регулирование предусматривает  законодательное закрепление или  запрещение естественно сложившихся  порядков.

Структурное регулирование  означает способность решать проблемы с помощью создания и введения новых или закрепления (или запрещения) существующих организационных структур, социальных институтов, специально созданных организаций и предусматривает разработку и внедрение новых организационных систем, изменение старых систем.

Ценностное регулирование  заключается в целенаправленном изменении социальных ценностей, включая  социальные нормы организации с  целью решения социальных проблем. Ценностное регулирование предусматривает  закрепление или запрещение тех  или иных социальных (социокультурных) ценностей

Управление инновациями  заключается в разработке и внедрении  собственных инноваций, или использовании  «чужих» для решения социальных проблем. Управление инновациями предусматривает  закрепление и запрещение тех  или иных инноваций.

Межорганизационное регулирование означает способность решать общие проблемы путем объединения нескольких организаций на временной или постоянной основе.

Межорганизационное регулирование предполагает создание договоров, союзов, ассоциаций и других видов объединений.

Примерный состав функций социального управления приведен в табл. 2. Из таблицы видно, что с помощью управления в  общем случае осуществляется два  вида деятельности - основная (производственная) и деятельность, связанная с выживанием и развитием организации. 

25. Социология культуры.

Социологи культуры как специфическая отрасль общей  социологии возникла как в ФРГ  и Франции в 70-е г.г. ХХ века. Она  опиралась на методологические принципы М. Вебера (идея о социологии как  эмпирической науке о культуре), на учение о динамике культурных объективаций Г. Зиммеля, на взгляды К. Мангейма в области социологии знания и теории идеологии.

Информация о работе Шпаргалки по "Социологии"