Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 18:33, шпаргалка
Шпаргалки по социологии
29. Формы и институты социального контроля.
Социальный
Контроль.
- механизм саморегуляции системы, обеспечивающий
упорядоченное взаимодействие составляющих
ее элементов посредством нормативного
регулирования.
Формы социального
контроля.
В социологической науке известно 4 принципиальные
формы социального контроля:
• внешний контроль;
• внутренний контроль;
• контроль через отождествление с референтной
группой;
• контроль через создание возможностей
добиться социально значимых целей средствами,
наиболее подходящими для данного человека
и одобряемыми обществом (так называемое
"множество возможностей").
1) Первая форма контроля - внешний социальный
контроль - это совокупность социальных
механизмов, которые регулируют деятельность
индивида. Внешний контроль может быть
формальным и неформальным. Формальный
контроль основан на инструкциях, предписаниях,
нормах и нормативных актах, а неформальный
базируется на реакциях окружения.
Эта форма наиболее известна и понятна,
но в современных условиях представляется
неэффективной, так как предполагает постоянное
отслеживание действий отдельного человека
или социальной общности, следовательно,
требуется целая армия контролеров, за
которыми тоже кто-то должен следить.
2) Вторая форма контроля - внутренний
социальный контроль - это осуществляемый
человеком самоконтроль, направленный
на согласование собственного поведения
с нормами. Регуляция в данном случае осуществляется
не в рамках взаимодействия, а в результате
чувства вины или стыда, которые возникают
при нарушении усвоенных норм. Для успешного
функционирования такой формы контроля
в обществе должна быть устоявшаяся система
норм и ценностей.
3) Третья форма - контроль через отождествление
с референтной группой - позволяет показать
деятелю возможные и желательные для общества
модели поведения, внешне вроде бы не ограничивая
свободу выбора деятеля;
4) Четвертая форма - так называемая
"множество возможностей" - предполагает,
что, показав деятелю разнообразные возможные
варианты достижения цели, общество тем
самым оградит себя от выбора деятелем
тех форм, которые нежелательны для общества.
Основные
институты социального
контроля. Существует социальный контроль
черезгрупповое давление. Участвуя
в коллективных действиях, каждый должен
приспосабливаться к требованиям окружающих.
Человек может являться членом многих
групп (семья, класс, студенческая группа),
и каждая малая группа имеет устоявшийся
формальный или неформальный "кодекс"
поведения, собственные социальные установки.
Отклонения от правильного поведения
осуждаются группой.
30. Массовое сознание и его соотношение с общественным мнением.
Массовое сознание — практическое знание различных социальных групп, не основанное на специализированном знании, нужное социальным группам в повседневной жизни для взаимодействия и коммуникации в малых группах, местности проживания, стране, мире.
Общественное
сознание представляет совокупность идей,
теорий, взглядов, представлений, чувств,
верований, эмоций людей, настроений в
которых отражается природа, материальная
жизнь общества и вся система
общественных отношений. Общественное
сознание формируется и развивается
вместе с возникновением бытия, так
как сознание возможно как продукт
социальных отношений. Но и общество
может быть названо обществом
лишь только тогда, когда сложились
его основные элементы, в том числе
и общественное сознание. Общество
и есть материально-идеальная
Выделяют
два уровня общественного сознания:
общественную психологию и идеологию.
Общественная психология есть совокупность
чувств, настроений, обычаев, традиций,
побуждений, характерных для данного
общества в целом и для каждой
из больших социальных групп. Идеология
— это система теоретических
взглядов, отражающая степень познания
обществом мира в целом и отдельных
его сторон. Это уровень теоретического
отражения мира; если первая является
эмоциональным, чувственным, то вторая
— рациональным уровнем общественного
сознания. Сложным считается
Формы общественного сознания
По мере развития общественного бытия возникают и обогащаются познавательные способности человека, которые существуют в следующих основных формах общественного сознания: моральной, эстетической, религиозной, политической, правовой, научной, философской.
Мораль — форма общественного сознания, в которой находят свое отражение взгляды и представления, нормы и оценки поведения отдельных индивидов, социальных групп и общества в целом.
Политическое сознание есть совокупность чувств, устойчивых настроений, традиций, идей и целостных теоретических систем, отражающих коренные интересы больших социальных групп, их отношение друг к другу и к политическим институтам общества.
Право — это система социальных норм и отношений, охраняемых силой государства. Правосознание — это знание и оценка права. На теоретическом уровне правосознание предстает в виде правовой идеологии, которая является выражением правовых взглядов и интересов больших социальных групп.
Эстетическое сознание есть осознание общественного бытия в форме конкретно-чувственных, художественных образов.
Религия — это форма общественного сознания, основой которой становится вера в сверхъестественное. Она включает в себя религиозные представления, религиозные чувства, религиозные действия.
Философское сознание — это теоретический уровень мировоззрения, наука о наиболее общих законах природы, общества и мышления и всеобщем методе их познания, духовная квинтэссенция своей эпохи.
Научное
сознание — это систематизированное
и рациональное отражение мира в специальном
научном языке, опирающееся и находящее
подтверждение в практической и фактической
проверке своих положений. Она отражает
мир в категориях, законах и теориях.
31. Формы существования, функции и характеристики общественного мнения.
Общественное мнение — форма массового сознания, в котором проявляется отношение (скрытое или явное) различных групп людей к событиям и процессам действительной жизни, затрагивающим их интересы и потребности. Общественное мнение выражается публично и оказывает влияние на функционирование общества и его политической системы. Именно возможность гласного, публичного высказывания населения по злободневным проблемам общественной жизни и влияние этой высказанной в слух позиции на развитие общественно-политических отношений отражает суть общественного мнения как особого социального института. При этом, общественное мнение представляет собой совокупность многих индивидуальных мнений по конкретному вопросу, затрагивающему группу людей.
Функции общественного мнения. Функции общественного мнения различаются в зависимости от характера взаимодействия мнения тех или иных социальных институтов и отдельных лиц, в первую очередь от характера воздействия первых на вторых, от содержания высказываемого мнения, от его формы1. Для общественного мнения характерны следующие функции: экспрессивная (в более узком смысле контрольная), консультативная, директивная.
1.Экспрессивная функция -- самая широкая по своему значению. Общественное мнение всегда занимает определенную позицию по отношению к любым фактам и событиям в жизни общества, действиям различных институтов, лидеров государства. Эта особенность придает данному феномену характер силы, стоящей над институтами власти, оценивающей и контролирующей деятельность институтов и лидеров партий, государства.
Таким образом,
объективным содержанием
2.Консультативная функция -- общественное мнение дает советы относительно способов разрешения тех или иных социальных, экономических, политических, идеологических, межгосударственных проблем. Это мнение будет справедливым, если, конечно, институты власти заинтересованы в таких советах. Прислушиваясь к этим советам, политические лидеры, группы, кланы вынуждены корректировать решения, методы управления.
3. Директивная
функция общественного мнения
проявляется в том, что
Виды общественных мнений.
1. оценочная. Оно отражает отношение к тем или иным социальным
факторам. 2. Аналитические. 3. Конструктивные. За которыми следует принимать какие-либо решения. 4. Регулятивные. Которые требуют внедрения определенных норм общественных отношений..
Факторы, влияющие на формирование общественного мнения:
1. личный жизненный опыт. 2. Групповые интересы. 3. Уровень информированности людей. 4. Деятельность органов управления по созданию общественного мнения.
Общественное мнение может быть:
- монистическим (единым).
- Плюралистическим (множественным).
Структуры общественного мнения.
1. рациональные элементы (наше знание) 2. эмоции. 3. Волевые элементы (направление действия).
Формы выражения общественного мнения.
1. письмо к вышестоящим инстанциям. 2. Митинги, демонстрации, пикеты. 3. Петиции, заявление от определенных социальных групп и партий. 4. Через СМИ, через определенные передачи, интервью, аналитические передачи. 5. Референдум. 6. Через социологические исследования.
Функции общественного мнения.
1. экспрессивная (выражает точку зрения различных групп населения). 2. Познавательная (дает информацию, которую выражает народ). 3. Консультативная (дает варианты разрешения социальных проблем). 4. Директивная (за выполнением общественного мнения следуют реальные действия). 5. Информативная.
Этапы формирования общественного мнения.
1. возникновение чувств и представление в сфере индивидуального
сознания. 2. Обмен индивидуальными мнениями в процессе общения и формирование
общей точки зрения. 3. Выделение из групповых точек зрения типичного, что и составляет
общественное мнение. 4. Функционирования общественного мнения и его воздействия на реальные явления с целью изменения или сохранения их.
Одной из форм существования
общественного мнения являются
слухи. Слухи – социально-психологическое
явление представляющее собой обобщение
о некоторых событиях, еще ни чем не подтвержденных
и передаются от устно от одного человека
к другому.
32. Сущность и виды социальных изменений.
Социальные изменения - одно из наиболее общих и широких социологических понятий. В зависимости от исследовательской парадигмы, под социальным изменением понимается переход социального объекта из одного состояния в другое, смена общественно-экономической формации, существенная модификация в социальной организации общества, его институтах и социальной структуре, изменение установленных социальных образцов поведения, обновление и рост многообразия институциональных форм и др.
В социологии, с начала ее возникновения, выделяются и исследуются, как правило, два типа социальных изменений - эволюционные и революционные. В классической социологии вплоть до нач. ХХ века оба эти подхода были основаны на признании объективности социального знания, что соответствовало общенаучной парадигме XVIII-XIX вв., согласно которой научное знание опирается на объективную реальность. Законы последней, как считалось, могут и должны быть поняты, открыты и использованы для практического употребления. Разница была лишь в том, что мыслители - приверженцы эволюционизма полагали, что объективное знание о природе социальной действительности помогает разумно ориентироваться в социальных действиях, и что не следует насиловать общественную природу; а сторонники революционных изменений исходили, наоборот, из концепции необходимости переустройства мира в согласии с его внутренними закономерностями. Отсюда и два подхода к анализу и сущности социальных изменений - эволюционных, совершаемых «без насилия» или революционных, при которых социальные субъекты переустраивают общественный порядок.