Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 08:59, курсовая работа
Вопросы экономической подготовки школьников приобрели особую актуальность в педагогической науке, теории и практике, начиная с 90 – х годов ХХ века, прежде всего, в связи с необходимостью формирования в стране рыночного сектора экономики.
Введении………………………………………………………………………..2
Ι. Современные проблемы экономического образования школьников ……6
1.1 Анализ современного экономического образования школьников……..6
1.2 Необходимые экономические знания в формировании личности школьников в современных условиях……………………………………….10
ΙΙ.Семейное исследование в экономическом образовании………………….13
2.1 Возможности семьи в экономическом образовании школьников……...13
2.2 Задачи современного экономического образования школьников………17
Заключение……………………………………………………………………..20
Список литературы…………………………………………………………….23
Приложение…………………………………………………………………….25
Содержание:
Введении…………………………………………………………
Ι. Современные проблемы экономического образования школьников ……6
1.1 Анализ современного экономического образования школьников……..6
1.2 Необходимые экономические знания в формировании личности школьников в современных условиях……………………………………….10
ΙΙ.Семейное исследование в экономическом образовании………………….13
2.1 Возможности семьи в экономическом образовании школьников……...13
2.2 Задачи современного экономического образования школьников………17
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Вопросы экономической подготовки школьников приобрели особую актуальность в педагогической науке, теории и практике, начиная с 90 – х годов ХХ века, прежде всего, в связи с необходимостью формирования в стране рыночного сектора экономики.
Экономические знания, их прикладная направленность играют важную роль в процессе адаптации будущего выпускника к реалиям рынка труда. Школьник, готовящийся к самостоятельной жизни, как правило, не имеет прочных экономических знаний, не ориентируется в экономических вопросах и проблемах, а также не может защитить свои права на рынке труда, отстоять права потребителя.
Школьники, образуя специфическую социально-демографическую группу, становятся активными выразителями социального интереса. В меняющихся социально-экономических, политических условиях школьники испытывают трудности при формировании системы ценностных ориентаций, в способах удовлетворения потребностей, т.е. в готовности к самостоятельной жизни.
Семейная экономическая подготовка имеет ряд преимуществ и особенностей по сравнению с общественной подготовкой. Оно освещено авторитетом родителей, силой семейных традиций и обычаев. В отличие от школьной экономической подготовки несовершеннолетних, объектом которого является фактически группа людей, семейное образование индивидуально, оно обращено непосредственно к ребенку. Более того, образовательные возможности семьи характеризуются непрерывностью, продолжительностью, разносторонностью.
Атмосфера семейной экономики, где ребенок живет и воспитывается, является главным средством подготовки человека нового типа. Поступки родителей, их отношения к деньгам и вещам усваиваются детьми особенно прочно. Поэтому чрезвычайно важно добиться гармоничного единства экономического поведения родителей и всех взрослых членов семьи.
Состояние экономики и уровень экономического образования общества находятся в тесной взаимосвязи. Обеспечение эффективного функционирования экономики требует от семьи подготовки школьников к новым условиям жизни.
В процессе экономического образования вырабатываются умения, характеризующие основные элементы любой человеческой деятельности: планирование, организацию, контроль, экономию времени, рациональные приемы учебной и других видов деятельности.
При условии правильной постановки экономического воспитания между экономическими знаниями, умениями и навыками возникает взаимосвязь, играющая важную роль в деятельности человека.
Цель: выявление особенностей экономического образования в семье, как средства подготовки школьников к самостоятельной жизни.
Объект: экономическое образование школьников в семье.
Предмет: особенности экономического образования в семье, как средства подготовки школьников к самостоятельной жизни.
Родители школьников выступили в качестве основного субъекта исследования.
Задачи:
1. Определить сущность и содержание экономического образования;
2. Описать современное состояние экономического образования;
3. Раскрыть особенности экономического образования как фактора подготовки старшеклассников к самостоятельной жизни;
4. Определить роль семьи в подготовки старшеклассников к самостоятельной жизни.
Гипотеза: если семья будет уделять достаточное внимание экономическому образованию своего ребенка, то это поможет ему подготовиться к самостоятельной жизни и социализации личности в будущем.
Ι. Современные проблемы экономического образования школьников.
1.1 Анализ современного экономического образования школьников.
Особенности развития современного общества, глубокие социально-экономические изменения, необходимость формирования рыночного сектора экономики ставит перед образовательной системой Беларуси задачу формирования экономически грамотного подрастающего поколения, способного самостоятельно принимать верные решения. Особая роль в решении данной задачи принадлежит общеобразовательным учреждениям.
Одной из причин, обуславливающих экономическую и политическую пассивность населения Беларуси, является недостаточная экономическая подготовка молодежи.
Именно поэтому можно отнести экономическое образование к одному из важнейших элементов перехода на новый уровень экономики. Так, в большинстве зарубежных стран, изучение основ экономики является обязательным, даже если учащийся не планирует работать в области экономики.
В Беларуси же изучение экономики не является обязательным. Во многих школах и классах она преподается как факультатив или курс по выбору.
В то же время сложно отрицать, что в условиях формирования рыночных отношений без понимания основ экономической теории, элементарных навыков трудовой деятельности просто не обойтись, и изучение экономики – это необходимость времени.
Можно отметить, что сформированное экономическое мышление, приобретенные экономические знания, умения и навыки помогают молодым людям легче входить в реальную жизнь, успешно решать проблемы, возникающие во время выбора профессии, адаптации до условий конкурентного рынка труда и приобретение социальной защиты от негативных сторон повседневной жизни. Поэтому можно уверенно говорить, что альтернативы экономическому образованию школьников в учреждениях образования нет.
В начале 2000г. Была опубликована Концепция воспитания детей и учащейся молодежи Республики Беларусь. Однако, в ней не упоминается об экономическом образовании. В разработанной в соответствии с концепцией и выданной в 2001г. «Программе воспитания детей и учащейся молодежи Республики Беларусь» в разделе «Основные направления реализации концепции воспитания детей и учащейся молодежи Республики Беларусь» запланированы мероприятия по организации исследований в области трудового и экономического воспитания, а в разделе «Материальная сфера жизнедеятельности», когда речь идет про содержание трудового воспитания, оговаривается необходимость формирования у учеников старших классов «экономического мышления на базе применения теории с разных областей жизнедеятельности…»27
В настоящее время в Республике Беларусь разрабатываются основы экономического образования и воспитания школьников.
Конечно, если в школе нет предмета «Экономика», определенные экономические знания учащиеся могут получить на уроках по другим дисциплинам или на внеклассных мероприятиях. Так, по предмету «Человек. Общество. Государство.» в 8 классе школьники изучают тему «Экономические основы жизни человека», в которой рассматриваются собственность и ее формы, человек в мире денег и цен, доходы, домашнее хозяйство, потребности и производство. Для 9 класса предложена тема «Человек и его работа», где учащиеся знакомятся с такими понятиями, как выбор профессии, оформление трудовой деятельности, заработная плата, прожиточный минимум, права потребителей и другие.80
На современном этапе система экономического образования школьников практически отсутствует, за исключением сравнительно небольшого количества школ экономического профиля, экономических классов, факультативов и курсов по выбору. Отсутствие принятого на государственном уровне учебного стандарта по экономической дисциплине обусловила ситуацию с преподаванием ее в школе. В результате школы работают, как правило, без научно обоснованных программ, используя авторские программы и учебник, предназначенные в основном для ВУЗов.
Следует отметить тот положительный факт, что в Республике Беларусь в некоторых школах проводится экспериментальная работа по обеспечению экономического воспитания в процессе обучения. Так гимназия № 27 и школе № 51 г. Минска преподавание предмета «Экономика» начинается в средней школе и является обязательным для всех учащихся.
Н.И. Кунгуровой и в.К. Тереховым был разработан учебник «Введение в экономику», который состоит их четырех частей. Первая и вторая части «Основы экономических знаний» предназначены для 8-9 классов общеобразовательных школ. В первых двух частях излагаются общие сведения об экономике, особенностях рыночной экономики, современном производстве, деньгах и финансах, распределении и потреблении, экономических функциях государства и мировой экономики. Третья и четвертая части посвящены прикладной экономике, где рассматривается социальная и мировая экономика, экономика и государство и даются основы маркетинга, менеджмента и финансовых расчетов. Каждый параграф учебника содержит основной и дополнительный материал, вопросы для самопроверки. С помощью дополнительного материала можно больше узнать о выдающихся экономистах и предпринимателях, об экономической истории Беларуси. В нем содержатся также экономические практикумы и рассказы, смысловые задачи и экономические загадки, экономические анекдоты, логические тренинги, проблемные ситуации и тесты, деловые игры, что делает обучение более интересным и увлекательным, нетрадиционным и разнообразным.
Учебники издаются в соответствии с опубликованными Программами учебного курса «Введение в экономику» для 8-11 классов общеобразовательных школ, учрежденными Министерством образования Республики Беларусь.
В школах экономика как таковая не изучается. В рамках экономического профиля ведется лишь углубленное изучение таких предметов как математика, история, иностранные языки, ЧОГ.
Однако эффективность экономического образования и воспитания в школах Беларуси явно отстает от потребности общества. Анализ современного состояния экономического образования позволяет сделать вывод о том, что единая система экономической подготовки отсутствует. Более того, зачастую такая деятельность вовсе не осуществляется, по причине отсутствия научно-методической базы и непонимания ее необходимости. Таким образом, появилась необходимость более детального рассмотрения структуры и содержания экономического образования и выявление его роли в подготовке старшеклассников к самостоятельной жизни.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что экономическое образование находится на стадии развития и осуществляется в основном в рамках учебных предметов, лишь частично связанных с экономикой («Человек. Общество. Государство», история, география). В большинстве школ, где в число предметов входят экономические дисциплины занятия проводятся на основании авторских разработок, а не по программе, утвержденной Министерством образования РБ, Учителя, преподающие экономику, не имеют специального образования. Система экономического образования, несомненно, требует доработки и централизованного контроля со стороны государства.
1.2. Необходимые экономические знания в формировании личности школьников в современных условиях.
Экономические знания расширяют экономический кругозор ребенка, а
также являются средством формирования экономических умений и нравственных качеств личности.
В основном выделяют три уровня экономических знаний:
общенаучный – знание экономических законов, основных понятий в области экономики;
отраслевой - специфическое проявление отдельных экономических законов в конкретной отрасли; особенности организации и экономики и производства, труда в данной отрасли;
профессиональный – экономические знания, которые необходимы для успешной работы на конкретном рабочем месте.
По мнению А.С. Нисимчука формирование экономических знаний зависит от следующих факторов:
Информация о работе Роль семьи в экономическом образовании школьников