Экономическая роль государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 14:27, реферат

Описание работы

Любое государство в разные периоды исторического развития имеет воздействие на экономику. Либо оно способствует экономическому развитию, либо тормозит его.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………3
Экономическая роль государства: Необходимость,возможность,пределы………………………………………………………...4
Роль государства в современной экономике………………………………………………….6
Формы государственного регулирования экономики……………………………………7
Государственное регулирование монополий……………………………………………….11
Заключение……………………………………………………………………………………………………..17
Задача………………………………………………………………………………………………………………18
Список литературы………………………………………………………………………………………….19

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 46.24 Кб (Скачать)

Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………………………………………………3

Экономическая роль государства: Необходимость,возможность,пределы………………………………………………………...4

Роль государства  в современной экономике………………………………………………….6

Формы государственного регулирования экономики……………………………………7

Государственное регулирование  монополий……………………………………………….11

Заключение……………………………………………………………………………………………………..17

Задача………………………………………………………………………………………………………………18

Список литературы………………………………………………………………………………………….19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 

    Любое государство в разные  периоды исторического развития  имеет воздействие на экономику.  Либо оно способствует экономическому  развитию,   либо тормозит его.

Во всех экономических системах государство  регулирует экономику. Такое регулирование  в современной рыночной экономике  осуществляется в меньших масштабах, чем в административно-командной  системе, но и здесь - экономическая  роль государства велика.

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Поиск новых  методов регулирования в условиях трансформации социально-экономической  структуры – основная задача государства. Ведь именно от этих методов государственного регулирования экономики зависит  дальнейшая судьба страны – сумеет ли она в приемлемые сроки выйти  из глубочайшего кризиса экономики, удастся ли в обозримом будущем  создать современную экономическую  систему, обеспечивающую динамическое и эффективное развитие и повышение  благосостояния народа.

В современных  условиях государственного регулирования является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи, например стимулирования экономического роста, регулирования занятости, поощрения прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структурах, поддержки экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования экономики определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Экономическая роль государства: необходимость, возможность, пределы

 

Вопрос о  границах и формах вмешательства  государства в рыночные процессы имеет длинную историю. Были времена, когда его экономическая роль оставалась малозаметной. В 30-е годы произошел серьезный поворот: государство  приступило к систематическому макроэкономическому  регулированию, значительно расширило  свое влияние на хозяйственную жизнь. В 80-е годы наметилось обратное движение, началось дерегулирование экономики  развитых стран. Что касается России, то она переживает крайне сложный  период восстановления рыночных отношений  и, соответственно, радикального изменения  экономической роли государства.

Государство определяет объемы предложения общественных товаров и принудительно назначает налоги независимо от того, каковы потребности, хотят ли люди иметь производимые за счет этих налогов товары и услуги в таких количествах или нет.

Экономическое поведение производителей и потребителей порождает внешние по отношению  к рынку эффекты. Хотя последние  уже не имеют денежной меры, они  реально влияют на жизнь каждого  человека и общества в целом. Сугубо теоретически самые сильные внешние эффекты даст потребление чистых общественных товаров: стоит только приступить к нему хотя бы одному человеку, как вовлеченным в это оказывается все остальное население.

Реальность  внешних эффектов дает основания  разграничить частные и социальные затраты и результаты производства. Частные затраты и результаты характеризуют рыночное пространство, а их равенство — рыночное равновесие. В зависимости от знака внешних эффектов (положительного или отрицательного) социальные затраты и результаты могут быть либо больше, либо меньше частных. Их равенство отразит уже не рыночное, а какое-то иное, псевдорыночное, равновесие. По своему экономическому смыслу оно существенно шире рыночного: устанавливается совместными усилиями государства, реагирующего на внешние эффекты с помощью бюджетных или иных методов, и обычного механизма спроса и предложения. За таким псевдоравновесием стоит не только согласование интересов участников свободной конкуренции, но и баланс между их интересами и интересами общества.

Двинуть экономику  в сторону псевдорыночного равновесия способно только государство.

Вот в общих чертах пределы государственного вмешательства в рыночную экономию. Эти рамки достаточно широки для того, чтобы разумный симбиоз эффективно работающих рыночных механизмов и государственного регулирования позволил решать основные социально-экономические проблемы современного общества. Если же государство делает больше, чем ему “отпущено” рыночной экономикой, то, происходят деформации рыночных процессов, падает эффективность производства. Тогда рано или поздно становится необходимым разгосударствление экономики, избавление ее от чрезмерной государственной активности.

В России должен быть свой экономический уклад, собственная модель рыночного хозяйства (как существует свои модели в США, Германии и т.д.). И, судя по всему, одной из ее особенностей станет весьма заметная экономическая роль государства. Речь идет об его активном участии в перераспределении доходов, блокировании крупномасштабных банкротств, поддержке отечественного предпринимательства внутри страны и за рубежом и т.д.

Государство выполняет свои функции, применяя разнообразные  методы воздействия на экономику, но существуют ограничения, требования, идущие от рыночной системы.

1. В принципе  исключены любые действия государства,  разрывающие связи внутри рыночного  механизма, разрушающие его. Недопустимы,  например, тотальное директивное  планирование, декретированное распределение  производственных ресурсов и  потребительских товаров, всеохватный административный контроль над ценами и другие аналогичные формы государственного вмешательства. Это требование вовсе не означает, что в рыночной экономике государство, скажем, снимает с себя всякую ответственность за динамику цен или запрещает планирование. Напротив, государство внимательно следит за движением цен и, опираясь главным образом на экономические методы управления, старается не допустить их бесконтрольного инфляционного роста.

2. Поскольку  рынок представляет собой во  многом самонастраивающуюся систему,  влиять на него можно в основном лишь косвенными, экономическими методами. В целом ряде случаев административные меры не только допустимы, но и абсолютно необходимы.

3. Самими  экономическими регуляторами следует  пользоваться предельно осторожно,  не ослабляя и не заменяя  рыночные стимулы. Если государство  игнорирует это требование, запускает  такие регуляторы, не думая о  том, как их действие отразится  на механизме рынка, последний  начинает давать сбои. Ведь денежная  или налоговая политика по  силе своего влияния на экономику  сравнима разве что с централизованным  планированием.

4. Надо иметь в виду, что среди экономических регуляторов нет ни одного идеального. Любой из них, принося положительный результат в одном секторе экономики, непременно дает негативные эффекты в других. И тут ничего нельзя изменить. Тогда получается, что от государства собирающегося пользоваться экономическими инструментами регулирования, требуется постоянный контроль над такими эффектами и их своевременное гашение. В сущности речь идет об ответственности государства за отрицательные последствия собственных решений и действий.[2.3] 

Роль  государства в современной рыночной экономике

1. В современной  экономике государство активно  участвует в деятельности рыночных  механизмов, помогая компенсировать  их слабости и уменьшить социальную  напряженность в обществе.

2. Для решения  своих задач государство нуждается  в крупных денежных средствах,  которые оно собирает с помощью  разнообразных налогов, сборов  и пошлин.

3. Собранные  государством деньги расходуются  в соответствии с государственным  бюджетом, утверждаемым обычно органами  законодательной власти страны.

4. Если собранных  в бюджете средств оказывается  недостаточно для покрытия всех  расходов государства, то возникает  дефицит государственного бюджета,  порождающий затем государственный  долг.

5. Состояние  государственного бюджета и экономики  в целом зависит от положения  дел в денежном хозяйстве страны, структуры и величины денежной  массы и успешности работы  системы коммерческих банков. 
Основным институтом политической структуры общества является государство. Во все времена государство оказывало значительное влияние на развитие общества.

К основным функциям государства в современной  рыночной экономике относятся:

1) создание  правовой основы функционирования  рыночного механизма;

2) организация  денежного обращения;

3) поддержание  конкурентных начал в экономике,  демонополизация производства;

4) управление  нерыночным сектором хозяйства  (оборона, охрана правопорядка, здравоохранение,  образование, фундаментальная наука  и т.д.);

5) стабилизация  экономики, то есть преодоление  кризисных явлений, безработицы  и инфляции;

6) обеспечение  социальной защиты и социальной  гарантии членам общества.

Воздействие государства на рыночный механизм обеспечивается двумя основными формами: прямого  и косвенного регулирования. Прямое регулирование осуществляется с  преобладанием административных методов, косвенное – экономических. При  этом приоритет в рыночной экономике  принадлежит косвенным методам  воздействия, неразрушающим систему  рыночных отношений и не противоречащим им.

Прямое регулирование  рынка проявляется, прежде всего, в  законодательной деятельности государства, а также в расширении государственных  заказов, государственных закупок  и развития госсектора в экономике.

Косвенное регулирование рынка осуществляется с помощью методов налогово-бюджетной  и кредитно-денежной политики.

Политика  стабилизации направлена на сглаживание  циклических колебаний, В фазе кризиса  все мероприятия государства  должны быть направлены на стимулирование деловой активности, а в фазе подъема  – на ее сдерживание.[10.3] 

Формы государственного регулирования экономики.

Среди многообразия форм воздействия государства на экономику особое место занимает планирование. Планирование вместе  с предшествующим, дополняющим и  обосновывающим его прогнозированием и экономическим анализом представляет составную часть управления экономикой. Оно может применятся на общегосударственном  уровне, на уровне отраслей и регионов, отдельных сфер экономики, предприятий, компаний, фирм.

В широком  смысле слова планирование есть предопределение  будущего, построение активного образа, модели желаемого и намечаемого  будущего состояния экономики при  одновременном установление путей, способов, средств и сроков достижения этого состояния,  конечных рубежей  планируемых действий. Планы практически  всегда ориентированы на определенные цели , на решение задач , стоящих  перед экономикой, что находит  отражение в показателях плана.

Планы теснейшим  образом связаны со временем, так  как они разрабатываются на определенный период, именуемым плановым периодом. В масштабах экономики в целом  наиболее распространенно годовое  планирование. Наблюдаются попытки  планирования экономики на десяти-двадцатилетний период, но это уже планы прогнозы, так как неопределенность  будущих  условий функционирования  экономики  не позволяет предопределять  её картину через столь значимое время.

В отличие  от  планирования экономическое  прогнозирование, будучи способным  научного предвидения, отваживается на проникновение в более отдаленное время. Экологические прогнозы на десять – пятнадцать лет – нередкое явление. Вместе с тем широко используется и краткосрочные прогнозы, не только на год, но и на месяц, неделю. Это  в основном конкурентные прогнозы.

Планирование  государства в рыночной экономике  – государственное бюджетное  планирование, социально экономические  программы, государственные заказы, повсеместное использование бизнес-планов. Существует и индикативное(рекомендательное, ориентирующее) планирование.

Информация о работе Экономическая роль государства