Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 08:59, курсовая работа
Вопросы экономической подготовки школьников приобрели особую актуальность в педагогической науке, теории и практике, начиная с 90 – х годов ХХ века, прежде всего, в связи с необходимостью формирования в стране рыночного сектора экономики.
Введении………………………………………………………………………..2
Ι. Современные проблемы экономического образования школьников ……6
1.1 Анализ современного экономического образования школьников……..6
1.2 Необходимые экономические знания в формировании личности школьников в современных условиях……………………………………….10
ΙΙ.Семейное исследование в экономическом образовании………………….13
2.1 Возможности семьи в экономическом образовании школьников……...13
2.2 Задачи современного экономического образования школьников………17
Заключение……………………………………………………………………..20
Список литературы…………………………………………………………….23
Приложение…………………………………………………………………….25
- целей воспитания;
- экономической политики государства;
- наличия материальной базы в школах;
- возрастных особенностей детей, их интересов и склонностей;
- экономических знаний и мастерства педагогов;
- взаимосвязи воспитательного процесса с жизнью общества.
А.Ф.Аменд трактует экономические знания как «систематизированную совокупность экономических понятий, категорий, законов развития общества и мышления, накопленных в процессе активной преобразующей деятельности, проверенных экономической практикой и направленных на ускорение социально-экономического развития общества»58 Таким образом, научить учащихся усваивать экономические знания сознательно – значит добиться того, чтобы они разбирались в экономических фактах, вникали в их сущность, выясняли существующие между ними связи и отношения, выявляли внутренние экономические закономерности. Усвоение знаний представляет собой сложный познавательный процесс, в котором мышление играет особую роль. Знания усваиваются благодаря мыслительным процессам, поэтому эффективность обусловлена развитостью этих процессов. В тоже время усвоенные знания оказывают влияние на мышление, обогащая и развивая.
Экономическое мышление предполагает умение мыслить экономическими категориям, применять на практике экономические знания. Его формирование стимулирует у учащихся предприимчивость, поиск рациональных путей, ведущих к наилучшему результату при наименьших затратах.
Усвоенный теоретический материал находит применение лишь в том случае, если экономическое знание порождает умение и перерастает в него. Следует учитывать, что важны не знания как таковые, а умения применять их на практике. В связи с этим в структуре экономического воспитания существенным компонентом являются умения.
В процессе экономического образования вырабатываются умения, характеризующие основные элементы любой человеческой деятельности: планирование, организацию, контроль, экономию времени, рациональные приемы учебной и других видов деятельности.
Умения планирования предполагают определение логической последовательности действий и способов их осуществления, выбора оптимального варианта, приводящего к лучшему результату.
При условии правильной постановки экономического воспитания между экономическими знаниями, умениями и навыками возникает взаимосвязь, играющая важную роль в деятельности человека.
Также как элемент экономического образования некоторые ученые выделяют экономические качества личности, которые обеспечивают накопление знаний. Выработку умений и образование побудительных мотивов, стремление достигать в повседневной практической деятельности наибольших результатов в интересах общества при наименьших затратах.79
Как правило, в результате экономического образования возникают такие качества личности, как бережливость, экономность, предприимчивость, расчетливость, деловитость и другие.
А.С. Нисимчук систематизировал и выделил четыре группы основных качеств личности, которые составляют основу формирования экономических знаний. К ним относятся: интеллект (сознание), нравственность (поведение), проявление воли (саморегуляция), чувства и эмоции (самоуправление).45 Такой подход позволил определить основные качества личности учащегося, имеющие непосредственное отношение к экономическому образованию школьников. Ведущими из них являются:
ценностно-ориентационные;
практические;
базисные;
характерологические;
критериальные;
Владение экономическими знаниями означает, что школьник должен уметь пояснить часто встречающиеся в повседневной жизни экономические термины и понятия; объяснять некоторые экономические взаимосвязи; использовать усвоенные знания в конкретных ситуациях. Овладение экономическими умениями предполагает, что школьник способен обосновывать последовательность действий, рационально организовать свое рабочее место; выполнять правила техники безопасности, выбирать оптимальный вариант выполнения задания.
ΙΙ. Семейное исследование в экономическом образовании.
1.1. Возможности семьи в экономическом образовании школьников.
Семья, под каким бы углом зрения ее ни рассматривали, столь многослойное социальное образование, что неудивительны упоминания о ней почти во всех разделах социологии. Она сочетает в себе свойства социальной организации, социальной структуры, института и малой группы, входит в предмет изучения социологии воспитания и, шире, социализации социологии образования, политики и права, труда, культуры и т.д., позволяет лучше понять процессы социального контроля и социальной дезорганизации, социальной мобильности, миграции и демографических изменений. Без обращения к семье немыслимы прикладные исследования во многих сферах производства и истребления, массовых коммуникаций, она легко описывается в терминах социального поведения, принятия решений, конструирования социальных реалий и т.д.
Интерес к семье, помимо собственно содержательного изучения ее многофункциональности, поддерживается познавательным интересом к ее уникальной посреднической роли, в силу ее социокультурной природы как феномена, пограничного по своей сути, находящегося на пересечении структур при любом конструировании социума и на границе макро- и микроанализа. Семья обладает возможностями, позволяющими осуществлять редукцию социетальных процессов к результатам социального поведения микросреды, и позволяет выводить из эмпирически исследуемых фактов тренды глобального характера.
Атмосфера семейной экономики, где ребенок живет и воспитывается, является главным средством подготовки человека нового типа. Поступки родителей, их отношения к деньгам и вещам усваиваются детьми особенно прочно. Поэтому чрезвычайно важно добиться гармоничного единства экономического поведения родителей и всех взрослых членов семьи.
Семейная экономическая подготовка имеет ряд преимуществ и особенностей по сравнению с общественной подготовкой. Оно освещено авторитетом родителей, силой семейных традиций и обычаев. В отличие от школьной экономической подготовки несовершеннолетних, объектом которого является фактически группа людей, семейное образование индивидуально, оно обращено непосредственно к ребенку. Более того, образовательные возможности семьи характеризуются непрерывностью, продолжительностью, разносторонностью.
Экономические отношения в семье в определенной мере отражают отношения, сложившиеся в обществе в данный период. Они определяют трудовые, временные, материальные, финансовые потребности и интересы семьи; отражают взгляды и принципы семьи, их отношение к личной, частной и общественной собственности; характеризуют моральные взаимоотношения взрослых и детей.
Родитель, как и любой взрослый, предстает перед детьми в двух функциях: как носителя социального опыта, норм и прав, знаний о мире; как организатор процесса воспитания и обучения ребенка. И первая, и вторая функция реализуется в двух формах: стихийно и целенаправленно.
Общаясь с родителями, ребенок наблюдает за их деятельностью, слышит их оценки, видит их поступки. И хотя все это может быть, и не направлено на ребенка, он «впитывает» в себя этот опыт. Эта же функция родителя как носителя ценностей может реализовываться и целенаправленно. Это происходит в тех случаях, когда родители преднамеренно демонстрируют ребенку свои оценки, отношения, поступки, делая себя образцом для подражания.
В процессе воспитания необходимо акцентировать внимание на то, чтобы не скрывать от ребенка, каким способом зарабатываются семейные деньги и на что они расходуются. Нужно доверять своим детям, объяснять, почему у людей разные заработки, но в любом случае они должны усвоить, что их всегда получают за труд.
Необходимо понять, что экономические отношения, существующие в семье, оказывают существенное влияние на воспитание качеств личности, отражающих уровень экономической грамотности: деловитость, организованность, бережливость, предприимчивость и другие. Воспитание бережливости, например, происходит, прежде всего, на примере бережного отношения родителей к вещам, деньгам, собственности. Только в этом случае есть возможность сформировать настоящего хозяина.
Особое внимание необходимо обращать на привлечение детей к распределению семейного бюджета, формирование у них экономического мышления и поведения, восприятие и осмысливание ребенком реального положения экономической жизни, развитие понимания стоимости вещей, воспитание разумных потребностей и умения пользоваться деньгами. Особая забота родителей – формирование у детей разумных потребностей. Необходимо создать в семье такую атмосферу, чтобы дети понимали в каких пределах удовлетворение их потребностей полезно им самим и другим людям. Акцент в работе необходимо делать не на отвращении детей от ненужных вещей, а на приобщении к другим ценностям. Также необходимо обращать внимание родителей на то, что самым объективным средством воспитательного воздействия на детей является личный пример родителей, их авторитет, образ жизни семьи, ее уклад, внутрисемейные отношения, организация семейной экономики. Личный пример родителей должен быть постоянным и значимым для ребенка.
Каким же образом происходит экономическое образование и воспитание в семье?
Родителям детей младшего и среднего школьного возраста нужно организовывать совместную деятельность – сходить с ребенком в магазин, оплатить коммунальные платежи, рассказать об источниках доходов семьи, играть в настольно-печатные и дидактические игры. Старшекласснику необходимо поручить часть обязанностей, связанных с экономикой семьи: самостоятельно покупать необходимые продукты и одежду для себя, оплачивать коммунальные услуги, принимать участие в распределении семейного бюджета и предоставить возможность несовершеннолетнему самому зарабатывать. Кроме того, необходимо прививать своему ребенку интерес к происходящим вокруг событиям в экономической и политической жизни общества.
1.2 Задачи современного экономического образования школьников.
Экономические отношения, существующие в семье, оказывают существенное влияние на воспитание качеств личности, отражающих уровень экономической грамотности: деловитость, организованность, бережливость, предприимчивость и другие.
Родитель, как и любой взрослый, предстает перед детьми в двух функциях: как носителя социального опыта, норм и прав, знаний о мире; как организатор процесса воспитания и обучения ребенка. И первая, и вторая функция реализуется в двух формах: стихийно и целенаправленно.
В связи с этим нам было очень важно узнать, что же думают родители об экономическом воспитании. Было проведено анкетирование 30 родителей старшекласников. В результате исследования оказалось, что практически все респонденты (96%) считают необходимым проведение занятий по экономике в рамках школьного обучения. Введение данного предмета как экономика, по мнению родителей, необходимо начинать с 8-9 класса (49%). Другие считают, что экономику эффективнее изучать с 10 класса (22%) или же со средней школы (20%), был назван и такой вариант как начинать следует уже с детского сада (4%), а так же, что изучение экономики в школе не требуется.
Самыми актуальными аспектами в экономическом образовании, по мнению родителей, являются такие как – умение планировать свои доходы и расходы, а также умение быстро ориентироваться в ситуации (65%).
Интересным является тот факт, что все респонденты понимают значимость экономических знаний и не сомневаются в их необходимости для своего ребенка.
Наиболее предпочтительным возрастом для начала экономического воспитания опрашиваемые называли 6-10 лет (44%), другие 11–16 лет (35%), остальные (21%) считают необходимым экономически воспитывать ребенка уже в дошкольном возрасте. И это имеет смысл, т.к. основы экономического воспитания и образования закладываются в семье, начиная с ранних лет. Школа лишь направляет в нужное русло и углубляет полученные знания.
Необходимо было выяснить, что же, по мнению родителей, входит в подготовку школьников к самостоятельной жизни. Одним из главных умений, необходимых для самостоятельной жизни, названо умение зарабатывать деньги, и умело ими распоряжаться (60% опрошенных родителей).
Как средство обучения навыкам рационального распределения доходов может служить участие несовершеннолетнего в распределении семейного бюджета.
Часть респондентов (26%) считает важным в подготовке к самостоятельной жизни обучение прогнозированию последствий действий и формирование ответственности за совершаемые поступки.
Как вариант внутрисемейной подготовки школьников к самостоятельной жизни, родители назвали увеличение количества домашних обязанностей и их усложнение. Примером усложнения домашних обязанностей может служить следующая ситуация: ребенку в 12 лет давать задание купить определенный набор продуктов. В16 лет – усложнить обязанности.
Кроме того, в подготовку к самостоятельной жизни, по мнению опрошенных, входит передача родительского опыта и поступление в ВУЗ.
По результатам опроса выяснилось, что в семьях экономическое воспитание осуществляется через совместные подходы в магазин (84%) и выполнение домашних обязанностей (68% опрошенных). Лишь в 26% опрошенных семей экономическое воспитание осуществляется через предоставление возможности несовершеннолетнему самостоятельно зарабатывать деньги. Такие методы экономического воспитания и образования как беседы по экономическим вопросам, обсуждение политической и экономической ситуации в стране и за рубежом используются в 26% и 21% семьях соответственно. К сожалению, такой активный метод экономического воспитания как экономические игры из 30 респондентов был назван лишь в одном случае.
Информация о работе Роль семьи в экономическом образовании школьников