Роль семьи и школы в социализации младшего школьника

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 14:02, курсовая работа

Описание работы

Младший школьный возраст начинается в семь лет, когда ребёнок приступает к обучению в школе, и длится до десяти лет. Ведущей деятельностью данного периода становится учебная деятельность. Младший школьник приступает к усвоению человеческого опыта, представленного в форме научных знаний. Также младший школьный период характеризуется дальнейшим совершенствованием высшей нервной деятельности, костно-мышечного аппарата, развитием психических функций. Несмотря на подготовку к школе, осуществляемую в детском саду и родителями, адаптация к школе требует немалых усилий от ребёнка. Происходит резкое изменение режима всего дня. Учебная деятельность, став ведущей, ставит свой ряд требований к младшему школьнику. Ритм школьной жизни способствует развитию необходимых для успешного обучения навыков и умений. Школьник теперь сам должен распределять своё время, общается с большим количеством детей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. 3
1. Теоретические основы развития личности ребенка………………….. 5
Основные теории и направления развития личности в детстве……….. 5
1.2 Влияния семьи на социализацию личности ребенка
в младшем школьном возрасте…………………………………………... 13
2. Влияния школы на социализацию личности ребенка
в младшем школьном возрасте………………………………………… 23
2.1. Особенности обучения в начальных классах…………………………. 23
2.2 Новообразования младшего школьного периода……………………… 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………… 36

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК.doc

— 188.50 Кб (Скачать)

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО     

                      ОБРАЗОВАНИЯ «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ 

                         ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ  М.Е.ЕВСЕВЬЕВА»

                

             ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

             КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ ДОШКОЛЬНОГО  И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                    КУРСОВАЯ РАБОТА 

 «Роль семьи  и школы в социализации младшего  школьника» 

Автор курсовой работы: М.А.Доронина, студентка 3 курса, 302 группы, заочной формы обучения 

Специальность: «031200.00 – Педагогика и методика начального образования» 

Руководитель: В.С.Безрукова 

Оценка _______________________________________________ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                              Саранск 2009

                                       

                                         СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..  3

1. Теоретические основы развития личности ребенка…………………..  5

    1. Основные теории и направления развития личности в детстве……….. 5

  1.2 Влияния семьи на социализацию личности ребенка

       в младшем школьном возрасте…………………………………………... 13 

2. Влияния школы на социализацию личности ребенка

    в младшем школьном возрасте…………………………………………  23

  2.1. Особенности обучения в начальных классах………………………….  23

  2.2  Новообразования младшего школьного периода……………………… 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..  35

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………    36 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                               ВВЕДЕНИЕ

  Младший школьный возраст начинается в семь лет, когда ребёнок приступает к обучению в школе, и длится до десяти лет. Ведущей деятельностью данного периода становится учебная деятельность. Младший школьник приступает к усвоению человеческого опыта, представленного в форме научных знаний. Также младший школьный период характеризуется  дальнейшим совершенствованием высшей нервной деятельности, костно-мышечного аппарата, развитием психических функций. Несмотря на подготовку к школе, осуществляемую в детском саду и родителями, адаптация к школе требует немалых усилий от ребёнка. Происходит резкое изменение режима всего дня. Учебная деятельность, став ведущей, ставит свой ряд требований к  младшему школьнику. Ритм школьной жизни способствует развитию необходимых для успешного обучения навыков и умений. Школьник теперь сам должен распределять своё время, общается с большим количеством детей.

   Большое значение имеет влияние семьи, оказываемое на ребенка младшего школьного возраста. Семья – первый коллектив, который дает ему представление о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как себя вести.

Ребенок получает первые нравственные навыки применения этих представлений во взаимоотношениях с другими людьми, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения. От того, насколько семья выполняла свои функции для формирования полноценной личности ребенка (до школьного возраста и в период первых школьных лет жизни ребенка) зависит то, как ребенок будет учиться, какое будет у него отношение к учебе, как будут складываться его отношения со сверстниками, насколько легко он будет включаться в школьную деятельность и т.д.

Актуальность  курсовой работы: данная проблема- влияние семьи и школы на развитие личности ребенка рассматривается в трудах ученых социологов, психологов, философов, педагогов.

     Многие  ученые, такие как А.Е. Личко, С.Г. Саготовская, описавшая типы отношений  родителей к детям, А.И. Антонов, В.В. Столин, А.Я. Варга -  изучали детско-родительские отношения, влияние на развитие ребенка, на его дальнейшее отношение к окружающему миру. Мудрик А.В. рассматривает семью как важнейший институт социализации подрастающих поколений, которая являет собой персональную среду жизни и развития детей, ее качество определяется рядом параметров конкретной семьи (демографический,социально-культурный,социально-экономический, технико-гигиенический ).

Однако, до сих пор остаются не проработаны  отдельные аспекты влияния семьи  и школы на развитие личности младшего школьника.

Поэтому темой курсовой работы я выбрала: «Роль семьи и школы в социализации младшего школьника» .

Цель: исследовать влияние семьи и школы на социализацию личности.

Гипотеза: связь воздействия семьи и школы на успешное развитие личности ребенка.

Для достижения цели исследования и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:

1.учет  семейного воспитания в развитии личности ребенка ;

2.рассмотреть особенности семьи и семейного воспитания;

3.изучить влияние школы на развитие личности ребенка.

Предмет данной курсовой работы: влияние семьи и школы на развитие личности ребенка.

Объект: семья и школа.

Теоретической базой исследования явились труды  ученых, таких как: Л.С.Выготский, А.В. Мудрик, А.А. Люблинская и др, материалы  периодических изданий.

1. Теоретические основы  развития личности  ребенка.

    1. Основные теории и направления развития личности в детстве.

     По  мере того как у человека формируются  и развиваются сознание, осознание  и понимание смысла окружающей его  действительности, себя в реальном мире, смысла своего существования, складывается и развивается личность. Хотя личность несет в себе не только сознание, осознаваемое, но и огромный пласт неосознаваемых психических реалий, феноменов: инстинктов, привычек, установок, влечений, стереотипов и т.п.

     Человек не рождается личностью, он ею становится в процессе  взаимодействия с  социальной и природной средой, с  материальными и духовными обстоятельствами его жизни и деятельности.  В процессе этого взаимодействия человек и формируется, и раскрывается, и проявляет себя как личность.

     Личность есть сложное, системное, многоуровневое, иерархически организованное, разноплавное, полисодержательное, прижизненно сложившееся, сформировавшееся психическое образование человека, в котором он выступает не только как объект и продукт, результат педагогических и других воздействий, но и как сознательный субъект познания и активного преобразования действительности.

     По-мнению Реана А.А.: «Личность - это конкретный человек в совокупности тех духовных, психических особенностей, качеств, которые характеризуют его как объекта (продукт, результат) общественного (и другого) развития и как субъекта преобразования действительности на основе ее познания и отношения к ней. Личность – это конкретный человек как носитель знания и самосознания» [20, с. 53-54].

     Быть  личностью – это значит иметь  активную жизненную позицию, о которой  можно сказать так: «На том  стою и не могу иначе». Быть личностью 

     – это значит осуществлять выбор, возникающий  в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать за них ответ перед собой и обществом. Быть личностью – это значит постоянно строить самого себя и других, владеть арсеналом приемов и средств, с помощью которых можно овладеть своим собственным поведением, подчинить его своей власти. Быть личностью – это значит обладать свободой выбора и нести через всю жизнь его бремя.

     Личность  обладает набором обязательных социальных качеств. Это индивидуальность, разумность, ответственность, характер и темперамент, активность и целеустремленность, самоконтроль и самоанализ, направленность и воля.

     Индивидуальность – уникальные свойства данного человека, присущие только этому определенному человеку.

     Разумность  – способность ответственного предвидения  результата действий, поступка.

     Темперамент психологическая индивидуальная способность человека. Темперамент проявляется в эмоциональной возбудимости, особенно в детском возрасте. С возрастом эмоциональные проявления вместе с интеллектуальной деятельностью определяют характер человека.

     Характер формируется в результате социализации темперамента, как сложное психическое образование, которое состоит из многочисленных свойств личности. Характер проявляется в отношении человека к окружающим и самому себе. Они присущи только для этого человека.

     Активность – мера воздействия человека с окружающим миром. Существует внешняя и внутренняя активность. Внутренняя – человек выполняет свое дело, в котором реализует себя, внешняя – выполняет дело, не интересное для него.

     Целеустремленность способность достижения назначенной цели.

     Направленность  тенденция в поведении человека, которая проявляется в мировоззрении, духовных потребностях и делах.

     Воля  – проявление личности в способности  преодолевать трудности, препятствие, преграды на пути к цели [14, стр.44-45].

     По  мере того, как у человека формируются  и развиваются сознание, осознание  и понимание смысла окружающей его  действительности, себя в реальном мире, смысла своего существования, складывается и развивается личность. Хотя личность несет в себе не только сознание, осознаваемое, но и огромный пласт неосознаваемых психических реалий, феноменов: инстинктов, привычек, установок, влечений, стереотипов и т.п. [9, стр.55].

     Ведущую роль в формировании личности играют социальные обстоятельства, к числу которых относятся, прежде всего, следующие:

     Макросоциосредаобщественный строй, государственное устройство, уровень развития общества и его возможности для обеспечения жизни и деятельности людей, особенности идеологического и другого воздействия на них средств массовой информации, пропаганды, агитации,  социально – политическая, этническая, религиозная обстановка в обществе, место, вес, роль страны в системах международных связей и отношений и т.д.

     Микросоциосредасреда непосредственного контактного взаимодействия человека: семья, дружеская компания, школьный класс, студенческая группа, производственный, трудовой коллектив, другие ситуативные и относительно длительные взаимосвязи человека с социальной средой.

     Воспитаниеспециально организованный процесс формирования и развития человека, прежде всего его духовной сферы. Выделяют воспитание семейное, в дошкольных детских учреждениях, школьное, вузовское, производственное, трудовое, нравственное, эстетическое, политическое, правовое, экологическое, профессиональное, физическое и другое воспитание.

     Деятельность игра, учебная, производственно – трудовая, научная. В процессе деятельности, включаясь в разнообразные ее виды, социальные связи  и отношения, человек овладевает социальным опытом и наращивает его, развивает свой творческий и физический потенциал, волю, характер, умения и навыки предметно – практических действий, поведения.

     Социальное  взаимодействие во всем многообразии его разновидностей, и, прежде всего, общение с другими людьми [10, с. 53 - 57].

       Особую роль в формировании  и развитии личности, ее отдельных  сфер и функциональных структур  играет она  сама как одно из важнейших условий проявления всех внешних и внутренних воздействий на человека.  При этом,  чем более развита личность, ее основные регулятивные структуры (системы ценностей, потребности, интересы, цели, уровень и характер самооценки, умения, навыки, установки и т.д.), тем более заметную роль она играет в коррекции особенностей влияния на нее факторов формирования и развития.

     В целом, личность как системное психическое образование человека выступает результатом сложного взаимодействия названных и других факторов и обстоятельств, которые представлены в ней, составляя ее содержательное наполнение и системно – структурное оформление. При этом и социальные, и биологические, и природные факторы своим содержанием не прямо перенесены в личность, а представлены в ней как бы, в снятом виде (А.Н. Леонтьев), как отраженные в виде образов, представлений, понимания смысла, интересов и т.п. [8, стр. 56-57].

Информация о работе Роль семьи и школы в социализации младшего школьника