Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 14:02, курсовая работа
Младший школьный возраст начинается в семь лет, когда ребёнок приступает к обучению в школе, и длится до десяти лет. Ведущей деятельностью данного периода становится учебная деятельность. Младший школьник приступает к усвоению человеческого опыта, представленного в форме научных знаний. Также младший школьный период характеризуется дальнейшим совершенствованием высшей нервной деятельности, костно-мышечного аппарата, развитием психических функций. Несмотря на подготовку к школе, осуществляемую в детском саду и родителями, адаптация к школе требует немалых усилий от ребёнка. Происходит резкое изменение режима всего дня. Учебная деятельность, став ведущей, ставит свой ряд требований к младшему школьнику. Ритм школьной жизни способствует развитию необходимых для успешного обучения навыков и умений. Школьник теперь сам должен распределять своё время, общается с большим количеством детей.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. 3
1. Теоретические основы развития личности ребенка………………….. 5
Основные теории и направления развития личности в детстве……….. 5
1.2 Влияния семьи на социализацию личности ребенка
в младшем школьном возрасте…………………………………………... 13
2. Влияния школы на социализацию личности ребенка
в младшем школьном возрасте………………………………………… 23
2.1. Особенности обучения в начальных классах…………………………. 23
2.2 Новообразования младшего школьного периода……………………… 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………… 36
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ М.Е.ЕВСЕВЬЕВА»
ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И ХУДОЖЕСТВЕННОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ
«Роль семьи
и школы в социализации
Автор
курсовой работы: М.А.Доронина, студентка
3 курса, 302 группы, заочной формы обучения
Специальность:
«031200.00 – Педагогика и методика начального
образования»
Руководитель:
В.С.Безрукова
Оценка ______________________________
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. Теоретические основы развития личности ребенка………………….. 5
1.2 Влияния семьи на социализацию личности ребенка
в младшем школьном возрасте…………………………………………...
13
2. Влияния школы на социализацию личности ребенка
в младшем школьном возрасте………………………………………… 23
2.1. Особенности обучения в начальных классах…………………………. 23
2.2 Новообразования младшего школьного периода……………………… 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ…………………………
36
Младший школьный возраст начинается в семь лет, когда ребёнок приступает к обучению в школе, и длится до десяти лет. Ведущей деятельностью данного периода становится учебная деятельность. Младший школьник приступает к усвоению человеческого опыта, представленного в форме научных знаний. Также младший школьный период характеризуется дальнейшим совершенствованием высшей нервной деятельности, костно-мышечного аппарата, развитием психических функций. Несмотря на подготовку к школе, осуществляемую в детском саду и родителями, адаптация к школе требует немалых усилий от ребёнка. Происходит резкое изменение режима всего дня. Учебная деятельность, став ведущей, ставит свой ряд требований к младшему школьнику. Ритм школьной жизни способствует развитию необходимых для успешного обучения навыков и умений. Школьник теперь сам должен распределять своё время, общается с большим количеством детей.
Большое значение имеет влияние семьи, оказываемое на ребенка младшего школьного возраста. Семья – первый коллектив, который дает ему представление о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как себя вести.
Ребенок получает первые нравственные навыки применения этих представлений во взаимоотношениях с другими людьми, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения. От того, насколько семья выполняла свои функции для формирования полноценной личности ребенка (до школьного возраста и в период первых школьных лет жизни ребенка) зависит то, как ребенок будет учиться, какое будет у него отношение к учебе, как будут складываться его отношения со сверстниками, насколько легко он будет включаться в школьную деятельность и т.д.
Актуальность курсовой работы: данная проблема- влияние семьи и школы на развитие личности ребенка рассматривается в трудах ученых социологов, психологов, философов, педагогов.
Многие
ученые, такие как А.Е. Личко, С.Г.
Саготовская, описавшая типы отношений
родителей к детям, А.И. Антонов, В.В.
Столин, А.Я. Варга - изучали детско-родительские
отношения, влияние на развитие ребенка,
на его дальнейшее отношение к окружающему
миру. Мудрик А.В. рассматривает семью
как важнейший институт социализации
подрастающих поколений, которая являет
собой персональную среду жизни и развития
детей, ее качество определяется рядом
параметров конкретной семьи (демографический,социально-
Однако,
до сих пор остаются не проработаны
отдельные аспекты влияния
Поэтому
темой курсовой работы я выбрала:
«Роль семьи и школы в
Цель: исследовать влияние семьи и школы на социализацию личности.
Гипотеза: связь воздействия семьи и школы на успешное развитие личности ребенка.
Для достижения цели исследования и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:
1.учет семейного воспитания в развитии личности ребенка ;
2.рассмотреть особенности семьи и семейного воспитания;
3.изучить влияние школы на развитие личности ребенка.
Предмет данной курсовой работы: влияние семьи и школы на развитие личности ребенка.
Объект: семья и школа.
Теоретической базой исследования явились труды ученых, таких как: Л.С.Выготский, А.В. Мудрик, А.А. Люблинская и др, материалы периодических изданий.
1. Теоретические основы развития личности ребенка.
По мере того как у человека формируются и развиваются сознание, осознание и понимание смысла окружающей его действительности, себя в реальном мире, смысла своего существования, складывается и развивается личность. Хотя личность несет в себе не только сознание, осознаваемое, но и огромный пласт неосознаваемых психических реалий, феноменов: инстинктов, привычек, установок, влечений, стереотипов и т.п.
Человек
не рождается личностью, он ею становится
в процессе взаимодействия с
социальной и природной средой, с
материальными и духовными
Личность есть сложное, системное, многоуровневое, иерархически организованное, разноплавное, полисодержательное, прижизненно сложившееся, сформировавшееся психическое образование человека, в котором он выступает не только как объект и продукт, результат педагогических и других воздействий, но и как сознательный субъект познания и активного преобразования действительности.
По-мнению Реана А.А.: «Личность - это конкретный человек в совокупности тех духовных, психических особенностей, качеств, которые характеризуют его как объекта (продукт, результат) общественного (и другого) развития и как субъекта преобразования действительности на основе ее познания и отношения к ней. Личность – это конкретный человек как носитель знания и самосознания» [20, с. 53-54].
Быть личностью – это значит иметь активную жизненную позицию, о которой можно сказать так: «На том стою и не могу иначе». Быть личностью
– это значит осуществлять выбор, возникающий в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать за них ответ перед собой и обществом. Быть личностью – это значит постоянно строить самого себя и других, владеть арсеналом приемов и средств, с помощью которых можно овладеть своим собственным поведением, подчинить его своей власти. Быть личностью – это значит обладать свободой выбора и нести через всю жизнь его бремя.
Личность обладает набором обязательных социальных качеств. Это индивидуальность, разумность, ответственность, характер и темперамент, активность и целеустремленность, самоконтроль и самоанализ, направленность и воля.
Индивидуальность – уникальные свойства данного человека, присущие только этому определенному человеку.
Разумность – способность ответственного предвидения результата действий, поступка.
Темперамент – психологическая индивидуальная способность человека. Темперамент проявляется в эмоциональной возбудимости, особенно в детском возрасте. С возрастом эмоциональные проявления вместе с интеллектуальной деятельностью определяют характер человека.
Характер формируется в результате социализации темперамента, как сложное психическое образование, которое состоит из многочисленных свойств личности. Характер проявляется в отношении человека к окружающим и самому себе. Они присущи только для этого человека.
Активность – мера воздействия человека с окружающим миром. Существует внешняя и внутренняя активность. Внутренняя – человек выполняет свое дело, в котором реализует себя, внешняя – выполняет дело, не интересное для него.
Целеустремленность – способность достижения назначенной цели.
Направленность – тенденция в поведении человека, которая проявляется в мировоззрении, духовных потребностях и делах.
Воля – проявление личности в способности преодолевать трудности, препятствие, преграды на пути к цели [14, стр.44-45].
По мере того, как у человека формируются и развиваются сознание, осознание и понимание смысла окружающей его действительности, себя в реальном мире, смысла своего существования, складывается и развивается личность. Хотя личность несет в себе не только сознание, осознаваемое, но и огромный пласт неосознаваемых психических реалий, феноменов: инстинктов, привычек, установок, влечений, стереотипов и т.п. [9, стр.55].
Ведущую роль в формировании личности играют социальные обстоятельства, к числу которых относятся, прежде всего, следующие:
Макросоциосреда – общественный строй, государственное устройство, уровень развития общества и его возможности для обеспечения жизни и деятельности людей, особенности идеологического и другого воздействия на них средств массовой информации, пропаганды, агитации, социально – политическая, этническая, религиозная обстановка в обществе, место, вес, роль страны в системах международных связей и отношений и т.д.
Микросоциосреда – среда непосредственного контактного взаимодействия человека: семья, дружеская компания, школьный класс, студенческая группа, производственный, трудовой коллектив, другие ситуативные и относительно длительные взаимосвязи человека с социальной средой.
Воспитание – специально организованный процесс формирования и развития человека, прежде всего его духовной сферы. Выделяют воспитание семейное, в дошкольных детских учреждениях, школьное, вузовское, производственное, трудовое, нравственное, эстетическое, политическое, правовое, экологическое, профессиональное, физическое и другое воспитание.
Деятельность – игра, учебная, производственно – трудовая, научная. В процессе деятельности, включаясь в разнообразные ее виды, социальные связи и отношения, человек овладевает социальным опытом и наращивает его, развивает свой творческий и физический потенциал, волю, характер, умения и навыки предметно – практических действий, поведения.
Социальное взаимодействие во всем многообразии его разновидностей, и, прежде всего, общение с другими людьми [10, с. 53 - 57].
Особую роль в формировании
и развитии личности, ее отдельных
сфер и функциональных
В целом, личность как системное психическое образование человека выступает результатом сложного взаимодействия названных и других факторов и обстоятельств, которые представлены в ней, составляя ее содержательное наполнение и системно – структурное оформление. При этом и социальные, и биологические, и природные факторы своим содержанием не прямо перенесены в личность, а представлены в ней как бы, в снятом виде (А.Н. Леонтьев), как отраженные в виде образов, представлений, понимания смысла, интересов и т.п. [8, стр. 56-57].
Информация о работе Роль семьи и школы в социализации младшего школьника