Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 08:59, курсовая работа
Вопросы экономической подготовки школьников приобрели особую актуальность в педагогической науке, теории и практике, начиная с 90 – х годов ХХ века, прежде всего, в связи с необходимостью формирования в стране рыночного сектора экономики.
Введении………………………………………………………………………..2
Ι. Современные проблемы экономического образования школьников ……6
1.1 Анализ современного экономического образования школьников……..6
1.2 Необходимые экономические знания в формировании личности школьников в современных условиях……………………………………….10
ΙΙ.Семейное исследование в экономическом образовании………………….13
2.1 Возможности семьи в экономическом образовании школьников……...13
2.2 Задачи современного экономического образования школьников………17
Заключение……………………………………………………………………..20
Список литературы…………………………………………………………….23
Приложение…………………………………………………………………….25
Большинство родителей при осуществлении экономического воспитания руководствуются личным опытом (84%) и интуицией (37%). Экономические знания, полученные из этого источника, не всегда являются достоверными, поэтому некоторые родители вынуждены искать дополнительные варианты получения информации. Такими источниками являются СМИ (32% опрошенных), теоретическая литература и пособия по экономическому воспитанию (11%).
По результатам анкетирования можно говорить о недостаточной просвещенности родителей в области экономического воспитания и образования. И как следствие неэффективная внутрисемейная подготовка к самостоятельной жизни. Именно поэтому экономическому образованию необходимо уделять внимание. С родителями школьников, начинающих изучении экономики в рамках школьного курса, учителю экономики рекомендуется провести небольшую беседу на родительском собрании. При наличии заинтересованности у родителей рекомендуется проводить цикл бесед на родительских собраниях по методам и формам экономического образования.
Подводя итог, следует отметить, что экономическую подготовку необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи семья-школа, а так же рассматривать потребности и интересы непосредственно самого ребенка.
В настоящее время экономические знания необходимы для детей, как знания математики, языков, истории, географии. Экономические знания не только расширяют кругозор и развивают интеллект. Они позволяют понимать происходящие события с точки зрения интересов и потребностей, стремления к выгоде.
Экономические знания для учащихся – это своеобразный мост в их будущую жизнь. Они помогут им точнее и успешнее ориентироваться в жизни, найти в ней собственную нишу.
На данный момент экономическое образование находится на стадии развития и осуществляется в основном в рамках учебных предметов, лишь частично связанных с экономикой. В большинстве школ, где в число предметов входят экономические дисциплины занятия проводятся на основании авторских разработок, а не по программе, утвержденной Министерством образования РБ, учителя, преподающие экономику, не имеют специального образования. Система экономического образования, несомненно, требует доработки и централизованного контроля со стороны государства.
При условии правильной постановки экономического воспитания между экономическими знаниями, умениями и навыками возникает взаимосвязь, играющая важную роль в деятельности человека.
Семейная экономическая подготовка имеет ряд преимуществ и особенностей по сравнению с общественной подготовкой. Оно освещено авторитетом родителей, силой семейных традиций и обычаев. В отличие от школьной экономической подготовки несовершеннолетних, объектом которого является фактически группа людей, семейное образование индивидуально, оно обращено непосредственно к ребенку. Более того, образовательные возможности семьи характеризуются непрерывностью, продолжительностью, разносторонностью.
Экономические отношения, существующие в семье, оказывают существенное влияние на воспитание качеств личности, отражающих уровень экономической грамотности: деловитость, организованность, бережливость, предприимчивость и другие. Воспитание бережливости, например, происходит, прежде всего, на примере бережного отношения родителей к вещам, деньгам, собственности. Только в этом случае есть возможность сформировать настоящего хозяина. Особое внимание необходимо обращать на привлечение детей к распределению семейного бюджета, формирование у них экономического мышления и поведения, восприятие и осмысливание ребенком реального положения экономической жизни, развитие понимания стоимости вещей, воспитание разумных потребностей и умения пользоваться деньгами. Особая забота родителей – формирование у детей разумных потребностей. Необходимо создать в семье такую атмосферу, чтобы дети понимали в каких пределах удовлетворение их потребностей полезно им самим и другим людям. Акцент в работе необходимо делать не на отвращении детей от ненужных вещей, а на приобщении к другим ценностям. Также необходимо обращать внимание родителей на то, что самым объективным средством воспитательного воздействия на детей является личный пример родителей, их авторитет, образ жизни семьи, ее уклад, внутрисемейные отношения, организация семейной экономики. Личный пример родителей должен быть постоянным и значимым для ребенка.
По результатам анкетирования можно говорить о недостаточной просвещенности родителей в области экономического воспитания и образования. И как следствие неэффективная внутрисемейная подготовка к самостоятельной жизни. Именно поэтому экономическому образованию необходимо уделять внимание. С родителями школьников, начинающих изучении экономики в рамках школьного курса, учителю экономики рекомендуется провести небольшую беседу на родительском собрании. При наличии заинтересованности у родителей рекомендуется проводить цикл бесед на родительских собраниях по методам и формам экономического образования.
Подводя итог, следует отметить, что экономическую подготовку необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи семья-школа, а так же рассматривать потребности и интересы непосредственно самого ребенка.
В настоящее время экономические знания необходимы для детей, как знания математики, языков, истории, географии. Экономические знания не только расширяют кругозор и развивают интеллект. Они позволяют понимать происходящие события с точки зрения интересов и потребностей, стремления к выгоде.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Абросимов В.Н. Конструирование образовательной среды формирования экономической культуры школьников: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – Красноярск, 2000. – 31 с.
2. Аменд В.Г. Пути совершенствования экономического воспитания учащихся в общеобразовательной школе: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – Челябинск, 1975. – 29 с.
3. Атоев Н.М. Педагогические условия экономического воспитании старшеклассников: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – Алма-Ата, 1993. – 22 с.
4. Бадмаев С.Б., Березовская Д.А. Экономическое воспиатние учащихся: (Учебн. –метод, пособие для учителя). – Элиста: Калмык, кн. Изд-во, 1988. – 70 с.
5. Васильев Ю.К. экономическое образование и воспитание учащихся. – М: Педагогика, 1983. – 96 с.
6. Вопросы экономического образования и воспитания: Сб. статей. – Челябинск; Челяб. пед. ин-т, 1975. – Вып. 5 . – 182 с.
7. Глебова Т. Д. Экономическое воспитание школьников.- Мн., 1988. – 20 с.
8. Камински Х. Цели и содержание экономического // Школьный экономический журнал. – 1998. - №1. - С 20-28.
9. Киперман Г. Я., Сурганос Б.С. Популярный экономический словарь. – М.:Экономика, 1993. – 252 с.
10. Концепция воспитания детей и учащейся молодежи в республике Беларусь // Настауницкая газета. – 2000. – 22 лютага
11. Кунгурова Н.И., Терехов В.К. Введение в экономику. Часть 1. Основы экономических знаний. – Учебник для средних образовательных школ, колледжей, техникумов и профессионально-технических училищ. – Минск, 1999. – 271с.
12. Кунгурова Н.И., Терехов В.К. Введение в экономику. Часть 2. Основы экономических: деньги и финансы; экономика и государство; мировая экономика. – Учебник для средних образовательных школ. – Смоленск: Смядынь, 2003. – 576с.
13. Кунгурова Н.И., Терхов В.К. введение в экономику 8-11 классы. Программы средней общеобразовательной школы. – Мн., 1998. – 39с.
14. Кунгурова Н.И. Школьникам – основы менеджента // Воспитание школьников. – 1995.- №2 - 4с.
15. Кунгурова Н.И. Экономическое воспитание в школе // Проблемы выхавання. – 1996. №4. – 34-41с.
16. Кураков Л.П. Экономическое образование и воспитание школьников – М.: Просвещение, 1987. – 140с.
17. Липсиц И.Вю Экономика в средней школе: Чему и как учить // Пачатковая школа. – 1994. - №10. 37-39 с.
18. Нисимчук А.С. Экономическое образование школьников: кн. для учителя. – М.:Просвещение, 1991. – 127с.
19. Педагогические основы экономического воспитания в трудовой подготовке школьников: Сб.науч. тр. – М.: АПН СССР,1986. 99 с.
20. Попов В.Д. Экономическое сознание: Сущность, формирование и роль в социальном обществе. – М.: Мысль,1981. – 239 с.
21. Розов В.К., Шемякин Б.П., Шемякин П.А. Методика экономического воспитания школьников: Уч. пос. по спец. курсу для пед. ВУЗов. М.: Просвещение, 1985. – 185 с.
22. Федоров А.Н. Экономическое воспитание в школе и дома. - Горький: Волго-Выт. кн. Изд-во, 1990. – 125с.
Пожалуйста, ответьте на данные вопросы т.к. ваше мнение является исключительно важным для изучения данной проблемы. Благодарим за сотрудничество!
1. С Вашей точки зрения, нужны ли занятия по экономике в школе?
а) да
2. Как Вы думаете, нужно ли экономическое образование Вашему ребенку?
а) да
3. С какого класса лучше всего начинать экономическое образование?__________________
4. Какие из аспектов экономического образования, с Вашей точки зрения, являются самыми актуальными для несовершеннолетних?
а) знания в вопросах политики и экономики;
б) умение быстро ориентироваться в ситуациях;
в) наличие экономических знаний;
г) умение планировать свои доходы и расходы;
д) другое________________________
5. Чем Вы руководствуетесь при осуществлении экономического воспитания в Вашей семье?
а) личным опытом;
б) интуицией;
в) теоретической литературой;
г) пособиями по экономическому образованию;
д) СМИ
е) другое________________________
6. В Вашей семье экономическое воспитание осуществляется посредствам:
а) беседы по экономическим вопросам;
б) предоставление возможности зарабатывать деньги;
в) обсуждение политических и экономических вопросов;
г) совместные походы в магазины за покупками;
д) экономические игры;
е) домашние обязанности (оплата коммунальных услуг, телефона и др.)
ж) другое________________________
7. Как Вы считаете, с какого возраста нужно начинать подготовку детей к самостоятельной жизни?________________________
8. С Вашей точки зрения, что входит в подготовку старшеклассников к самостоятельной жизни?________________________
9. Позволяете ли Вы своему ребенку участвовать в распределении семейного дохода?
а) да, принимает активное участие;
б) да, но в некоторых случаях;
в) нет, это не его забота;
г) нет, ему это не интересно;
д) затрудняюсь ответить;
10. Даете ли Вы своему ребенку деньги на карманные расходы?
а) да, регулярно;
б) да, но иногда;
в) нет, не считаю нужным;
г) он не умеет тратить деньги;
д) только если попросит;
11. Может ли ваш ребенок самостоятельно купить определенный набор продуктов на несколько дней?
а) да, я постоянно поручаю ему это задание;
б) да, но иногда, если сама занята;
в) нет, не доверяю;
г) нет необходимости;
д) затрудняюсь ответить;
12. На что ваш ребенок тратит карманные деньги?
а) собирает;
б) на развлечения;
в) на всякую мелочь;
г) незнаю, не интересуюсь;
Информация о работе Роль семьи в экономическом образовании школьников