Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 11:36, дипломная работа
Определить наиболее эффективные формы и методы работы волонтерской группы по формированию антинаркотических установок в образовательном поле начальной школы.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы волонтерской деятельности в профилактике наркомании 7
1.1 Волонтёрское движение как форма воспитательной работы 7
1.2 Цели и задачи работы волонтеров в формировании антинаркотических установок у школьников 13
Глава 2. Психолого - педагогические основы организации антинаркотической деятельности в начальной школе 17
2.1 Антинаркотическая деятельность волонтёров в образовательном поле начальной школы 17
2.2. Условия успешности формирования антинаркотических установок в начальной школе 22
2.3Основные формы, методы и приёмы работы волонтёров в формировании антинаркотических установок у младших школьников 29
Глава 3. Опытно – экспериментальное исследование работы волонтёров в формировании антинаркотических установок у младших школьников 35
3.1 Констатирующий этап: исследование уровня сформированности антинаркотических установок младших школьников 36
3.2 Формирующий этап: проведение внеклассных занятий с целью формирования антинаркотических установок младших школьников 44
3.3 Контрольный этап: проведение повторного исследования уровня сформированности антинаркотических установок младших школьников 54
Заключение 60
Список используемой литературы. 62
Приложение……………………………………………………………………........64
-Были ли родительские собрания, посвященные формированию основ антинаркотических установок среди детей?
- Готовили ли вы массовые мероприятия, направленные на формированию основ антинаркотических установок?
-
Как вы относитесь к
Наряду с наблюдением и беседой был проведен анализ календарно - тематического планирования, на предмет наличия наркотической профилактики во внеклассной работе по ознакомлению с окружающим миром.
В ходе исследования была разработана анкета, которая включала вопросы по выявлению знаний в области своих жизненных ценностей, а также с целью отбора учащихся в волонтёрскую группу.
Анкета.
А также был проведен тест с целью выявления уровня сформированности антинаркотических установок:
1.Если
вас подзовет к себе
а) подойду б) не подойду
2. Слышали ли вы когда- нибудь, что-нибудь о вредных для здоровья веществах?
а) да б) нет
3. Вы когда- нибудь пробовали сигареты, алкоголь, наркотики?
а) да б) нет
4.
Если бы вам предложили
а) попробовал б) отказался пробовать
5. Как влияют вредные вещества на здоровье человека?
а) положительно б) отрицательно
6. У вас есть знакомые, которые употребляют какие-то вредные вещества?
а) да б) нет
7.
Если бы вы увидели вашего
друга за употреблением
а) сообщил об этом взрослым б) попросил дать мне попробовать
8. Как вы думаете, легко ли человеку, употребляющему долгое время наркотические вещества, отказаться от своей привычки?
а) да легко б) сложно
9.Вам когда-нибудь кто - нибудь говорил о том, что нельзя употреблять вредные наркотические вещества?
а) да б) нет
10.
Вы хотели бы принять участие
в мероприятиях посвященных
а) да б) нет
Чтобы объективно оценить уровень сформированности основ антинаркотических установок у испытуемых были разработаны критерии оценки.
Критерии оценки
1.10 – 9 верных ответов «3 балла»
2.8 – 5 верных ответов «2 балла»
3.4 – 1 верных ответов «1 балла»
Высокий уровень («3 балла»). Предполагает достаточные знания по Здоровому Образу Жизни, развитие мотивации сотрудничества, навыков эффективного взаимодействия в рамках Здорового Образа Жизни, сформированные антинаркотические установки.
Средний уровень («2 балла»). Основывается на недостаточных знаниях в области Здорового Образа Жизни, слабо сформирована мотивация сотрудничества, навыков эффективного взаимодействия в рамках Здорового Образа Жизни, слабо сформированы антинаркотические установки.
Низкий уровень («1 балла»). Отсутствие знаний по Здоровому Образу Жизни, не сформирована мотивация сотрудничества, навыки эффективного взаимодействия в рамках Здорового Образа Жизни, антинаркотические установки.
Результаты проведенного теста приведены ниже
(Таблица № 1)
№ | Ф И О | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
|
Атаян А. | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | С |
Бедловский Д. | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | Н | |
Березовская Е. | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | Н | |
Бимберин С. | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | Н | |
Божков Л. | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | Н | |
Брысин В. | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | С | |
Великанова Д. | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | Н | |
Виноградова Э. | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | Н | |
Гургенишвили К. | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | Н | |
Жирова В. | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | Н | |
Захарченко Е. | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | Н | |
Истамилова Э. | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | С | |
Матиташвили М. | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | С | |
Мельничук Н. | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | Н | |
Митюкова Е. | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | Н | |
Мхитарян К. | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | Н | |
Новиков Г. | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | Н | |
Пархоменко Я. | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | Н | |
Пашко А. | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | С | |
Рукавица Д. | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | С | |
Самелик Е. | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | Н | |
Чёрная Ю. | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | Н |
Проведен аналогичный тест в контрольном классе 2 «А» даёт следующие результаты.
(Таблица №2)
№ | Ф И О | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
1 | Анокина Е. | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | Н |
2 | Архипова Э. | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | Н |
3 | Ахметов Р. | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | Н |
4 | Белай О. | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | Н |
5 | Букач Д. | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | Н |
6 | Бушля А. | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | С |
7 | Выходцев В. | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | Н |
8 | Зюрин И. | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | С |
9 | Кияшко А. | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | Н |
10 | Коворотный В. | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | Н |
11 | Лемешко С. | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | Н |
12 | Мамедова М. | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | Н |
13 | Мордвинова Е. | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | Н |
14 | Пешков С. | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | С |
15 | Проченко Н. | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | Н |
16 | Реброва А. | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | Н |
17 | Ромашкин Е. | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | Н |
18 | Советкина А. | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | Н |
19 | Строцкая Е. | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | Н |
20 | Ступников Д. | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | С |
21 | Торчинская Н. | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | Н |
22 | Уколова А. | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | Н |
23 | Филипенко Е. | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | Н |
24 | Хашабов А. | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | Н |
25 | Щукина А. | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | Н |
26 | Яриш Е. | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | Н |
Анализ тестирования показал, что уровень сформированности основ антинаркотических установок среди учащихся экспериментального и контрольного классов невысоки. Данные представлены в диаграмме.
Диаграмма
№1
Качественный анализ результатов исследования, проведенного в ходе констатирующего этапа, позволил сделать вывод о том, что учитель и ученики испытывают трудности в формировании основ антинаркотических установок у младших школьников во внеклассной работе.
При наблюдении за работой учителя отмечено отсутствие эффективных методов по формированию основ антинаркотических установок у младших школьников.
При
беседе с учителем было выяснено, что
учитель не проводит родительские собрания
или массовые внеклассные занятия
по исследуемой проблеме.
3.2. Формирующий этап: проведение внеклассных занятий с целью формирования антинаркотических установок младших школьников
Анализ
календарно-тематического
Трудности учителей заключаются в том, что учителя:
У учащихся недостаточно сформировано позитивное отношение к Здоровому Образу Жизни, навыки эффективной социальной адаптации и как следствие слабо развито усвоение и понимание антинаркотических установок.
Учащиеся
испытывают трудности в мотивации
к Здоровому Образу Жизни, в эффективном
воздействии друг с другом; в полезных
поведенческих навыках и
Таким образом, исследование констатирующего этапа позволило сделать вывод о необходимости разработки методических рекомендаций по формированию основ антинаркотических установок у младших школьников.