Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 11:36, дипломная работа
Определить наиболее эффективные формы и методы работы волонтерской группы по формированию антинаркотических установок в образовательном поле начальной школы.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы волонтерской деятельности в профилактике наркомании 7
1.1 Волонтёрское движение как форма воспитательной работы 7
1.2 Цели и задачи работы волонтеров в формировании антинаркотических установок у школьников 13
Глава 2. Психолого - педагогические основы организации антинаркотической деятельности в начальной школе 17
2.1 Антинаркотическая деятельность волонтёров в образовательном поле начальной школы 17
2.2. Условия успешности формирования антинаркотических установок в начальной школе 22
2.3Основные формы, методы и приёмы работы волонтёров в формировании антинаркотических установок у младших школьников 29
Глава 3. Опытно – экспериментальное исследование работы волонтёров в формировании антинаркотических установок у младших школьников 35
3.1 Констатирующий этап: исследование уровня сформированности антинаркотических установок младших школьников 36
3.2 Формирующий этап: проведение внеклассных занятий с целью формирования антинаркотических установок младших школьников 44
3.3 Контрольный этап: проведение повторного исследования уровня сформированности антинаркотических установок младших школьников 54
Заключение 60
Список используемой литературы. 62
Приложение……………………………………………………………………........64
|
В данной таблице отражены основные педагогические и учебные задачи, пути, формы и методы работы волонтёров в формировании антинаркотических установок в начальной школе.
Юных волонтёров знакомят с программой «Все вместе».
Цель
программы заключается в
В основе программы лежит использование творческой деятельности волонтёрской группы на уроках и во внеурочное время.
Критерием оценки успешности работы будет формирование позитивного мироощущения посредствам выработки у школьников навыков эффективной социальной адаптации.
Тематика заданий и внеурочных мероприятий должна быть связана с формированием антинаркотических установок.
Задачи программы.
1. Создание мотивации сотрудничества. Для этого необходимо обеспечить детям такой опыт взаимодействия, который убедит их в следующем:
а) работать сообща приятно и интересно;
б) коллективная работа чаще более эффективна, чем индивидуальная, и позволяет сделать то, с чем невозможно или очень трудно справиться самостоятельно;
в) в совместной работе возникают тёплые чувства к партнёрам и хорошие отношения, которые сохраняются и по её окончанию;
г) сообща легче бороться с вредными привычками.
2. Формирование потребности согласовывать личные интересы с интересами других. Опыт совместной работы со сверстниками должен позволять детям:
а) принять тот факт, что хороший, вызывающий положительные эмоции результат работы может существенно отличаться от личных первоначальных замыслов;
б) почувствовать, что вклад каждого в дело профилактики наркомании обогащается, лептой других участников волонтёрской группы.
3. Обучение правилам эффективной организации совместной работы:
а) знакомство юных волонтёров с их обязанностями и распределение их между участниками;
б) обсуждение и согласование планов по проведению антинаркотической пропаганды;
в) знание и использование правил позитивного общения, эффективное обсуждение.
4. Развитие эмоциональной сферы личности. Для этого необходимо научить детей:
а) распознавать эмоциональные состояния свои и сверстников, ориентируясь на вербальные и невербальные проявления (жесты, мимику, позу, интонацию);
б) адекватными средствами выражать собственные чувства, уметь убеждать в правильности выбора.
Участие детей в волонтёрской группе даёт им непосредственные навыки взаимодействия, отсутствие которых ничем нельзя восполнить. Собственный опыт незаменим, и детям надо дать возможность его получить.
В современной психологии наработан значительный опыт организации работы в волонтёрских детских группах. В частности, много полезной информации содержится в книгах Х. Дж. Джинотта. Замечательные упражнения и ценные идеи описаны в практическом пособии К. Фопеля.[26,c.86]
Главная педагогическая цель детской волонтёрской группы – сформировать психологический иммунитет у школьников по принципу «Равный обучает равного».[8,c.77]
Задача юных волонтёров заключается в мотивировании юного поколения к самостоятельному решению своих проблем без употребления наркотических веществ.
Антинаркотическая деятельность посвящена выработке навыков здорового образа жизни и вовлечению школьников в занятия физкультурой, аэробикой, хореографией, занятия в спортивных секциях, а также методикам провидения антинаркотических акций, конкурсов и другие мероприятия.
Эффективные методы по формированию антинаркотических установок рассматривают в двух направлениях:
1) Информационный, который включает:
а) предоставление информации в классном бюллетени об антинаркотической деятельности;
б) страничку юных волонтёров об их деятельности;
в) тематический подбор литературы для чтения.
2) Организационно – пропагандистский, который включает:
а) подготовку и проведение антинаркотических акций;
б) выпуск тематических газет;
в) участие в тематических родительских собраниях;
г) подготовку и проведение круглых столов, КВН, ролевых игр тренинги и т. д.
Представленные
Всё это
способствует привлечению новых волонтёров,
созданию имиджа волонтёрской группе,
пропаганде Здорового Образа Жизни как
альтернативе наркотического поведения.
Глава 3. Опытно – экспериментальное исследование работы волонтёров в формировании антинаркотических установок у младших школьников
Практическая часть дипломной работы была реализована в ходе преддипломной практики в МОУ гимназии № 88 во 2 «Б» классе, количество учащихся 22 человека.
Основные задачи педагогического исследования:
- выявление систематического использования во внеклассной работе эффективных методов и приёмов по формированию антинаркотических установок у младших школьников в курсе ознакомления с окружающим миром;
-
проверка уровня
-
разработка методических
В качестве исходных был выделен комплекс показателей, отражающих согласованность между антинаркотическими знаниями, убеждениями и поведением:
Работа
была проведена в три этапа.
3.1. Констатирующий этап: исследование уровня сформированности антинаркотических установок младших школьников
Методы исследования на данном этапе:
На констатирующем этапе было проведено наблюдение за работой учителя.
Цель:
выявить использование
Основными критериями наблюдения явились:
-
использование эффективных
-
использование дополнительной
-реализация
практической деятельности
-структура
проведения внеклассного
Наблюдение было дополнено беседой с учителем по вопросам:
-Какие
методы и приёмы используются
в работе по формированию
-Используются
ли нетрадиционные формы
-
Проводите ли вы