Работа волонтёров в формировании антинаркотических установок у младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 11:36, дипломная работа

Описание работы

Определить наиболее эффективные формы и методы работы волонтерской группы по формированию антинаркотических установок в образовательном поле начальной школы.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы волонтерской деятельности в профилактике наркомании 7
1.1 Волонтёрское движение как форма воспитательной работы 7
1.2 Цели и задачи работы волонтеров в формировании антинаркотических установок у школьников 13
Глава 2. Психолого - педагогические основы организации антинаркотической деятельности в начальной школе 17
2.1 Антинаркотическая деятельность волонтёров в образовательном поле начальной школы 17
2.2. Условия успешности формирования антинаркотических установок в начальной школе 22
2.3Основные формы, методы и приёмы работы волонтёров в формировании антинаркотических установок у младших школьников 29
Глава 3. Опытно – экспериментальное исследование работы волонтёров в формировании антинаркотических установок у младших школьников 35
3.1 Констатирующий этап: исследование уровня сформированности антинаркотических установок младших школьников 36
3.2 Формирующий этап: проведение внеклассных занятий с целью формирования антинаркотических установок младших школьников 44
3.3 Контрольный этап: проведение повторного исследования уровня сформированности антинаркотических установок младших школьников 54
Заключение 60
Список используемой литературы. 62
Приложение……………………………………………………………………........64

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ.doc

— 987.50 Кб (Скачать)
       Возраст        Педагогические        Учебные задачи по формированию антинаркотических установок        Пути        Формы и методы работы волонтёров
 
        
          
        
 
        
 
        
       6-7 лет Дать первичное  представление о здоровье, его значении, здоровом образе жизни Раскрыть  взаимозависимость здоровья и поведения  человека, научить различать поведение, способствующее сохранению здоровья и  разрушающее его здоровье; привить  навыки здоровьесберегающего поведения (в том числе умений противостоять влиянию неблагоприятной среды) Создание образа своего Я, позитивной «Я - концепции»; выработка умений понимать свое внутреннее состояние Игры; инсценировки; интегрированные темы в различные  виды детского творчества
       8-7 Укреплять личностную  мотивацию        Сформировать  представления об опасности наркосодержащих  веществ для здоровья, о        Укрепление  позитивной «Я - концепции»; обучение навыкам        Ролевые игры. Контекстное обучение: включение  информации об опасности наркотизации
         выбору ситуациях, связанных  с риском самоконтроля, умениям содержание  базовых учебных
         здорового наркотизации прогнозировать курсов, в различные  виды
         образа жизни,

обучать

поведенческим

схемам,

направленным

на сохранение и

укрепление

здоровья

         Результаты  своей деятельности; развитие умения оценивать и описывать свое внутреннее состояние детского творчества
       10-11 Формировать Научить относиться к людям, Развитие Тренинги; специальное обучение;
       лет отношение к употребляющим коммуникативной контекстное обучение (в том
         здоровью как наркосодержащие вещества, как компетентности; числе организация  досуга);
         важнейшей к слабым, безвольным, развитие  умении ролевые игры; разновозрастное
         человеческой попавшим в  беду; обучить оценивать внешние обучение
         ценности; равноправному общению в среде факторы с точки зрения         
         помогать сверстников, умению их влияния  на здоровье;         
         овладевать отказываться  от сомнительных формирование         
         навыками предложений, защищать свои устойчивости  к         
         Здоровьесберегающего интересы (в  том числе и негативным         
         поведения на здоровье) воздействиям  среды         
         практике                 ,         
 

В данной таблице отражены основные педагогические и учебные задачи, пути, формы  и методы работы волонтёров в формировании антинаркотических установок в  начальной школе.

Юных волонтёров знакомят с программой «Все вместе».

       Цель  программы заключается в формировании у детей навыков общения, эффективного взаимодействия и сотрудничества в  рамках Здорового Образа Жизни.

       В основе программы лежит использование  творческой деятельности волонтёрской группы на уроках и во внеурочное время.

       Критерием оценки успешности работы будет формирование позитивного мироощущения посредствам выработки у школьников навыков эффективной социальной адаптации.

       Тематика  заданий и внеурочных мероприятий должна быть связана с формированием антинаркотических установок.

       Задачи  программы.

       1. Создание мотивации сотрудничества. Для этого необходимо обеспечить детям такой опыт взаимодействия, который убедит их в следующем:

           а) работать сообща приятно  и интересно;

           б) коллективная работа чаще более эффективна, чем индивидуальная, и позволяет сделать то, с чем невозможно или очень трудно справиться самостоятельно;

           в) в совместной работе возникают тёплые чувства к партнёрам  и хорошие отношения, которые  сохраняются и по её окончанию;

           г) сообща легче бороться с вредными привычками.

       2. Формирование потребности согласовывать личные интересы с интересами других. Опыт совместной работы со сверстниками должен позволять детям:

           а) принять тот  факт, что хороший, вызывающий положительные эмоции результат работы может существенно отличаться от личных первоначальных замыслов;

           б) почувствовать, что  вклад каждого в дело профилактики наркомании обогащается, лептой других участников волонтёрской группы.

       3. Обучение правилам эффективной  организации совместной работы:

           а) знакомство юных волонтёров с их обязанностями и распределение  их между участниками;

           б) обсуждение и согласование планов по проведению антинаркотической пропаганды;

           в) знание и использование  правил позитивного общения, эффективное обсуждение.

       4. Развитие эмоциональной сферы  личности. Для этого необходимо  научить детей:

           а) распознавать эмоциональные  состояния свои и сверстников, ориентируясь на вербальные и невербальные проявления (жесты, мимику, позу, интонацию);

           б) адекватными средствами выражать собственные чувства, уметь убеждать в правильности выбора.

           Участие детей в  волонтёрской группе даёт им непосредственные навыки взаимодействия, отсутствие которых  ничем нельзя восполнить. Собственный  опыт незаменим, и детям надо дать возможность его получить.

           В современной психологии наработан значительный опыт организации  работы в волонтёрских детских группах. В частности, много полезной информации содержится в книгах Х. Дж. Джинотта. Замечательные упражнения и ценные идеи описаны в практическом пособии К. Фопеля.[26,c.86]

           Главная педагогическая цель детской волонтёрской группы – сформировать психологический иммунитет у школьников по принципу «Равный обучает равного».[8,c.77]

           Задача юных волонтёров заключается в мотивировании  юного поколения к самостоятельному решению своих проблем без употребления наркотических веществ.

           Антинаркотическая деятельность посвящена выработке навыков здорового образа жизни и вовлечению школьников в занятия физкультурой, аэробикой, хореографией, занятия в спортивных секциях, а также методикам провидения антинаркотических акций, конкурсов и другие мероприятия.

           Эффективные методы по формированию антинаркотических  установок рассматривают в двух направлениях:

           1) Информационный, который  включает:

           а) предоставление информации в классном бюллетени об антинаркотической деятельности;

           б) страничку юных волонтёров об их деятельности;

           в) тематический подбор литературы для чтения.

           2) Организационно  – пропагандистский, который включает:

           а) подготовку и проведение антинаркотических акций;

           б) выпуск тематических газет;

           в) участие в тематических  родительских собраниях;

           г) подготовку и проведение круглых столов, КВН, ролевых игр  тренинги и т. д.

           Представленные мероприятия  по антинаркотической деятельности тщательно планируются и осуществляются поэтапно, а ход выполнения систематически отражается доступными средствами (газеты, бюллетени, листовки, плакаты, памятки, радиопередачи, передвижные фотовыставки, летопись волонтёрской группы).

Всё это способствует привлечению новых волонтёров, созданию имиджа волонтёрской группе, пропаганде Здорового Образа Жизни как альтернативе наркотического поведения. 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Опытно – экспериментальное  исследование работы волонтёров в формировании антинаркотических установок у младших школьников

       Практическая  часть дипломной работы была реализована  в ходе преддипломной практики в  МОУ гимназии № 88 во 2 «Б» классе, количество учащихся 22 человека.

       Основные  задачи педагогического исследования:

       - выявление систематического использования во внеклассной  работе эффективных методов и приёмов по  формированию антинаркотических установок у младших школьников в курсе ознакомления с окружающим миром;

       - проверка уровня сформированности  антинаркотических установок у  младших школьников;

       - разработка методических рекомендаций  по формированию антинаркотических  установок у младших школьников  в курсе ознакомления с окружающим  миром и внеклассной работе.

       В качестве исходных был выделен комплекс показателей, отражающих согласованность между антинаркотическими знаниями, убеждениями и поведением:

  1. мотивационно - ценностное отношение к своей личности и окружающим.
  2. система ценностей, выраженных в различных сферах интересов.
  3. уровень интеллектуального развития.
  4. уровень сформированности антинаркотических установок.
  5. уровень развития коммуникативных умений и навыков.

       Работа  была проведена в три этапа. 

       3.1. Констатирующий этап: исследование уровня сформированности антинаркотических установок младших школьников

       Методы исследования на данном этапе:

  1. Наблюдение за работой учителя по формированию антинаркотических установок.
  2. Беседа с учителем об использовании системы методов и приёмов, направленных на формирование антинаркотических установок у младших школьников
  3. Анализ календарно - тематического планирования по выделению дидактических единиц по формированию основ антинаркотических установок у младших школьников.
  4. Анкетирование учащихся с целью определения уровня знаний о ценностях жизни.
  5. Тестирование родителей по определению уровня предрасположенности ребенка к дальнейшему потреблению одурманивающих веществ.

На констатирующем этапе было проведено наблюдение за работой учителя.

       Цель: выявить использование различных  методов и приёмов по формированию основ антинаркотических установок  у младших школьников в курсе ознакомления с окружающим миром.

       Основными критериями наблюдения явились:

       - использование эффективных методов  и приёмов по формированию  основ антинаркотических установок;

       - использование дополнительной литературы  по формированию основ антинаркотических установок у младших школьников;

       -реализация  практической деятельности младших  школьников по усвоению основ антинаркотических установок и профилактическая работа;

       -структура  проведения внеклассного занятия  по ознакомлению с окружающим  миром.

       Наблюдение было дополнено беседой с учителем по вопросам:

       -Какие  методы и приёмы используются  в работе по формированию основ  антинаркотических установок?

       -Используются  ли нетрадиционные формы проведения  внеклассной работы?

       - Проводите ли вы интегрированные  внеклассные занятия по формированию и усвоению основ антинаркотических установок?

Информация о работе Работа волонтёров в формировании антинаркотических установок у младших школьников