Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 11:36, дипломная работа
Определить наиболее эффективные формы и методы работы волонтерской группы по формированию антинаркотических установок в образовательном поле начальной школы.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы волонтерской деятельности в профилактике наркомании 7
1.1 Волонтёрское движение как форма воспитательной работы 7
1.2 Цели и задачи работы волонтеров в формировании антинаркотических установок у школьников 13
Глава 2. Психолого - педагогические основы организации антинаркотической деятельности в начальной школе 17
2.1 Антинаркотическая деятельность волонтёров в образовательном поле начальной школы 17
2.2. Условия успешности формирования антинаркотических установок в начальной школе 22
2.3Основные формы, методы и приёмы работы волонтёров в формировании антинаркотических установок у младших школьников 29
Глава 3. Опытно – экспериментальное исследование работы волонтёров в формировании антинаркотических установок у младших школьников 35
3.1 Констатирующий этап: исследование уровня сформированности антинаркотических установок младших школьников 36
3.2 Формирующий этап: проведение внеклассных занятий с целью формирования антинаркотических установок младших школьников 44
3.3 Контрольный этап: проведение повторного исследования уровня сформированности антинаркотических установок младших школьников 54
Заключение 60
Список используемой литературы. 62
Приложение……………………………………………………………………........64
Антинаркотическая деятельность в Краснодарском крае осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах». Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2005 года № 561 «О федеральной целевой программе «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005—2009 годы», законом Краснодарского края от 25 октября2005 г. № 937-КЗ «Об основных направлениях профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании на территории Краснодарского края».
Учитывая необходимость системного подхода к организации противодействия распространению наркомании, Законодательное собрание Краснодарского края в апреле 2004 года утвердило очередную краевую целевую программу «Комплексные меры противодействия незаконному потреблению и обороту наркотических средств на 2004-2005 годы».
В системе образования края действует более 20 горячих линий, организованных на базе психолого-педагогических медико-социальных центров, образовательных учреждений и органов управления образованием. [4,c.27]
Так же разработан проект учебной программы антинаркотического воспитания детей и подростков. Проводятся семинары-совещания для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе, педагогов-психологов и социальных педагогов образовательных учреждений начального профессионального образования по теме «Психолого-педагогическая деятельность по предупреждению социальных отклонений учащихся образовательных учреждений начального профессионального образования».
Анализ ситуации позволил выстроить систему профилактики, состоящую из учебной работы, внеурочной деятельности, работы с семьей и социально-педагогической реабилитации и коррекции, а также межведомственного взаимодействия.
Внеурочная работа с детьми и подростками является основным фактором вовлечения несовершеннолетних в непрерывный процесс полезной занятости. Новые формы внеурочной работы внедряются в процесс летней занятости несовершеннолетних. Возрождаются лагеря труда и отдыха.
Все шире используются следующие формы занятости детей: спортивные и оздоровительные площадки по месту жительства, на базе образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования.
Разработана
программа регионального
В антинаркотическую деятельность вовлечены учреждения культуры края. Разработаны рекомендации по вовлечению детей и подростков в работу клубных формирований, кружков художественной самодеятельности, контингенты детских музыкальных и художественных школ, библиотек с целью отвлечения их от дурного влияния улицы.
Для Министерства образования Российской Федерации и системы образования в целом первичная профилактика употребления психоактивных веществ является ключевым социальным заказом, и на этой исходной базовой позиции выстраивается вся антинаркотическая профилактическая деятельность.
Эта деятельность должна быть реализована и обеспечена определенным минимумом профилактических воздействий.[17,c.61]
Эти профилактические воздействия должны быть реализованы в семье, в школе и в образовательной среде в целом.
Наиболее важным стратегическим направлением Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму в борьбе с наркоманией является профилактическая работа среди детей, направленная на организацию досуговой деятельности.
Стратегия
первичной физкультурно-
Первичная профилактика наркомании опирается в своей основе на долгосрочную общегосударственную политику, направленную на формирование в обществе непримиримого отношения к употреблению наркотиков. [5,c.64]
Основным условием целостной системы антинаркотической профилактики является, обязательное включение в программу первичной профилактики системы мониторинга не только распространенности употребления, но и эффективности действия системы первичной профилактики на каждом этапе ее становления и функционирования. [10,c.134]
Целями первичной профилактической деятельности на этапе становления государственной системы профилактики злоупотребления ПАВ и наркомании в образовательной среде являются:
• изменение ценностного отношения детей к наркотикам, формирование личной ответственности за свое поведение;
• сдерживание вовлечения детей за счет пропаганды здорового образа жизни, формирования антинаркотических установок и профилактической работы учителей.
Стратегия первичной профилактики предусматривает активность профилактических мероприятий, направленных на:
• формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у детей социально-нормативного жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни;
• формирование ресурсов семьи, помогающих воспитанию у детей успешного и ответственного поведения;
• внедрение в образовательной среде инновационных педагогических и психологических технологий, обеспечивающих развитие ценностей здорового образа жизни и мотивов отказа от "пробы" и приема наркотиков.
Таким
образом, стратегическим приоритетом
первичной профилактики следует рассматривать
создание системы позитивной профилактики,
которая ориентируется не на патологию,
не на проблему и ее последствия, а на защищающий
от возникновения проблем потенциал здоровья.
Очевидная цель позитивно направленной
первичной профилактики состоит в воспитании
психически здорового, личностно развитого
человека.
1.2. Цели и задачи работы волонтеров в формировании антинаркотических установок у школьников
В рамках исследуемой проблемы целью работы волонтеров является, формирование у школьников негативной установки на употребление психически активных веществ, как способа решения своих проблем или в проведении досуга, ориентация на позитивные ценности через вовлечение их в работу по пропаганде здорового образа жизни, формированию антинаркотических установок. Работа волонтеров в образовательном поле школы строится на решении следующих задач:
1. Создание и развитие волонтерской группы по пропаганде здорового образа жизни среди добровольцев начальной, средней, старшей школы.
2. Мониторинг уровня и качества информированности учащихся о проблемах, связанных с распространением наркотиков, эффективности работы волонтеров.
3. Формирование в школьной среде установок, направленных на неприятие социально опасных привычек.
4. Организация мероприятий, способствующих ориентации школьников на здоровый образ жизни.
5. Формирование у школьников способности преодолевать жизненные проблемы без употребления психологически активных веществ.
6. Привлечение к профилактической работе родителей, студентов педагогических СУЗов, учителей.
7. Формирования навыков эффективной социальной адаптации к неупотреблению наркотических средств.
Программа подготовки составляется так, чтобы волонтеры, взаимодействуя со сверстниками и проводя с ними профилактическую работу, могли ответить на все вопросы, заданные им. В дальнейшем они сами проводят занятия, беседы, тренинги, мастер классы по формированию антинаркотических установок. [22,c.53]
Важным разделом профилактической работы волонтеров являются мониторинговые исследования. Мониторинг среди учащихся различных возрастных групп позволяет выявить, насколько актуальна проблема распространенности употребления психологически активные вещества в исследуемой среде, а также изучить динамику ситуации, определить приоритетные пути профилактики (предупреждение курения, алкоголизации, употребления наркотических веществ). Самый распространенный и эффективный способ организации мониторинга - анкетирование. Основными условиями социологического опроса учащихся должны быть анонимность, единая методика с использованием одной и той же анкеты, правильный выбор объема исследовании, сопоставимость полученных данных должны быть поставлены цели и задачи исследования, а вопросы, имеющиеся в анкете должны соответствовать им. [6,c.42]
Анкеты могут отражать следующие вопросы:
При проведении мониторинга необходимо учитывать то, что эти исследования должны не только выявлять отношение школьников к психоактивным веществам и базовую наркогенную ситуацию, но и оценивать эффективность проводимых профилактических мероприятий. В зависимости от цели определяется объект исследования: все учащиеся или только определенные группы, родители, преподаватели.
В соответствии с классификацией Всемирной организации здравоохранения под первичной профилактикой наркозависимости подразумевается комплекс мероприятий, направленных на предупреждение приобщения к употреблению наркотиков, внедрение здорового образа жизни в условно-здоровую популяцию. Вторичная профилактика предполагает — работу с популяцией «группы риска», т. е. комплекс мероприятий предупреждающих формирование болезни у лиц, эпизодически употребляющих психически активные вещества, но не обнаруживающих признаков болезни.
Во время бесед и лекций, проводимых наркологами и психологами, выявляются ребята, желающие работать со своими сверстниками по данной проблеме. Из их числа в дальнейшем формируется волонтерская группа. [14,c.43]
Принимая участие в волонтерском движении, ребята на обучающих семинарах и тренингах, проводимых врачами, психологами и другими специалистами получают первичную подготовку по различным вопросам профилактической работы.
Цель этих семинаров - подготовить волонтеров к самостоятельной работе в детско – подростковых объединениях по следующим направлениям:
1.
Распространение доступной