Работа волонтёров в формировании антинаркотических установок у младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 11:36, дипломная работа

Описание работы

Определить наиболее эффективные формы и методы работы волонтерской группы по формированию антинаркотических установок в образовательном поле начальной школы.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы волонтерской деятельности в профилактике наркомании 7
1.1 Волонтёрское движение как форма воспитательной работы 7
1.2 Цели и задачи работы волонтеров в формировании антинаркотических установок у школьников 13
Глава 2. Психолого - педагогические основы организации антинаркотической деятельности в начальной школе 17
2.1 Антинаркотическая деятельность волонтёров в образовательном поле начальной школы 17
2.2. Условия успешности формирования антинаркотических установок в начальной школе 22
2.3Основные формы, методы и приёмы работы волонтёров в формировании антинаркотических установок у младших школьников 29
Глава 3. Опытно – экспериментальное исследование работы волонтёров в формировании антинаркотических установок у младших школьников 35
3.1 Констатирующий этап: исследование уровня сформированности антинаркотических установок младших школьников 36
3.2 Формирующий этап: проведение внеклассных занятий с целью формирования антинаркотических установок младших школьников 44
3.3 Контрольный этап: проведение повторного исследования уровня сформированности антинаркотических установок младших школьников 54
Заключение 60
Список используемой литературы. 62
Приложение……………………………………………………………………........64

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ.doc

— 987.50 Кб (Скачать)

       Антинаркотическая деятельность в Краснодарском крае осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах». Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2005 года № 561 «О федеральной целевой программе «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005—2009 годы», законом Краснодарского края от 25 октября2005 г. № 937-КЗ «Об основных направлениях профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании на территории Краснодарского края».

       Учитывая  необходимость системного подхода к организации противодействия распространению наркомании, Законодательное собрание Краснодарского края в апреле 2004 года утвердило очередную краевую целевую программу «Комплексные меры противодействия незаконному потреблению и обороту наркотических средств на 2004-2005 годы».

       В системе образования края действует  более 20 горячих линий, организованных на базе психолого-педагогических медико-социальных центров, образовательных учреждений и органов управления образованием. [4,c.27]

       Так же разработан проект учебной программы антинаркотического воспитания детей и подростков. Проводятся семинары-совещания для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе, педагогов-психологов и социальных педагогов образовательных учреждений начального профессионального образования по теме «Психолого-педагогическая деятельность по предупреждению социальных отклонений учащихся образовательных учреждений начального профессионального образования».

       Анализ  ситуации позволил выстроить систему профилактики, состоящую из учебной работы, внеурочной деятельности, работы с семьей и социально-педагогической реабилитации и коррекции, а также межведомственного взаимодействия.

       Внеурочная  работа с детьми и подростками  является основным фактором вовлечения несовершеннолетних в непрерывный  процесс полезной занятости. Новые формы внеурочной работы внедряются в процесс летней занятости несовершеннолетних. Возрождаются лагеря труда и отдыха.

Все шире используются следующие формы занятости детей: спортивные и оздоровительные площадки по месту жительства, на базе образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования.

       Разработана программа регионального компонента содержания общего образования по вопросам профилактики наркомании. [2,c.15]

       В антинаркотическую деятельность вовлечены  учреждения культуры края. Разработаны рекомендации по вовлечению детей и подростков в работу клубных формирований, кружков художественной самодеятельности, контингенты детских музыкальных и художественных школ, библиотек с целью отвлечения их от дурного влияния улицы.

       Для Министерства образования Российской Федерации и системы образования в целом первичная профилактика употребления психоактивных веществ является ключевым социальным заказом, и на этой исходной базовой позиции выстраивается вся антинаркотическая профилактическая деятельность.

Эта деятельность должна быть реализована и обеспечена определенным минимумом профилактических воздействий.[17,c.61]

       Эти профилактические воздействия должны быть реализованы в семье, в школе и в образовательной среде в целом.

       Наиболее  важным стратегическим направлением Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму в борьбе с наркоманией является профилактическая работа среди детей, направленная на организацию досуговой деятельности.

       Стратегия первичной физкультурно-спортивной профилактической деятельности предусматривает проведение активных профилактических мероприятий, направленных на формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у детей социально-нормативного жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни. Совершенствование физкультурно-спортивной работы предполагает, прежде всего, увеличение объема занятий по физической культуре, организацию внеклассных занятий, вовлечение детей в новые спортивно-оздоровительные программы.

       Первичная профилактика наркомании опирается  в своей основе на долгосрочную общегосударственную политику, направленную на формирование в обществе непримиримого отношения к употреблению наркотиков. [5,c.64]

       Основным  условием целостной системы антинаркотической профилактики является, обязательное включение в программу первичной профилактики системы мониторинга не только распространенности употребления, но и эффективности действия системы первичной профилактики на каждом этапе ее становления и функционирования. [10,c.134]

       Целями  первичной профилактической деятельности на этапе становления государственной системы профилактики злоупотребления ПАВ и наркомании в образовательной среде являются:

       • изменение ценностного отношения детей к наркотикам, формирование личной ответственности за свое поведение;

       • сдерживание вовлечения детей за счет пропаганды здорового образа жизни, формирования антинаркотических установок и профилактической работы учителей.

       Стратегия первичной профилактики предусматривает  активность профилактических мероприятий, направленных на:

       • формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у детей социально-нормативного жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни;

       • формирование ресурсов семьи, помогающих воспитанию у детей успешного и ответственного поведения;

       • внедрение в образовательной среде инновационных педагогических и психологических технологий, обеспечивающих развитие ценностей здорового образа жизни и мотивов отказа от "пробы" и приема наркотиков.

       Таким образом, стратегическим приоритетом первичной профилактики следует рассматривать создание системы позитивной профилактики, которая ориентируется не на патологию, не на проблему и ее последствия, а на защищающий от возникновения проблем потенциал здоровья. Очевидная цель позитивно направленной первичной профилактики состоит в воспитании психически здорового, личностно развитого человека. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       1.2. Цели и задачи работы волонтеров в формировании антинаркотических установок у школьников

       В рамках исследуемой проблемы целью работы волонтеров является,  формирование у школьников негативной установки на употребление психически активных веществ, как способа решения своих проблем или в проведении досуга, ориентация на позитивные ценности через вовлечение их в работу по пропаганде здорового образа жизни, формированию антинаркотических установок. Работа волонтеров в образовательном поле школы строится на решении следующих задач:

       1. Создание и развитие волонтерской группы по пропаганде здорового образа жизни среди добровольцев начальной, средней, старшей школы.

       2. Мониторинг уровня и качества информированности учащихся о проблемах, связанных с распространением наркотиков, эффективности работы волонтеров.

       3. Формирование в школьной среде установок, направленных на неприятие социально опасных привычек.

       4. Организация мероприятий, способствующих ориентации школьников на здоровый образ жизни.

       5. Формирование у школьников способности преодолевать жизненные проблемы без употребления психологически активных веществ.

       6. Привлечение к профилактической работе родителей, студентов педагогических СУЗов, учителей.

       7. Формирования навыков эффективной социальной адаптации к неупотреблению наркотических средств.

       Программа подготовки составляется так, чтобы волонтеры, взаимодействуя со сверстниками и проводя с ними профилактическую работу, могли ответить на все вопросы, заданные им. В дальнейшем они сами проводят занятия, беседы, тренинги, мастер классы по формированию антинаркотических установок. [22,c.53]

       Важным  разделом профилактической работы волонтеров являются мониторинговые исследования. Мониторинг среди учащихся различных возрастных групп позволяет выявить, насколько актуальна проблема распространенности употребления психологически активные вещества в исследуемой среде, а также изучить динамику ситуации, определить приоритетные пути профилактики (предупреждение курения, алкоголизации, употребления наркотических веществ). Самый распространенный и эффективный способ организации мониторинга - анкетирование. Основными условиями социологического опроса учащихся должны быть анонимность, единая методика с использованием одной и той же анкеты, правильный выбор объема исследовании, сопоставимость полученных данных должны быть поставлены цели и задачи исследования, а вопросы, имеющиеся в анкете должны соответствовать им. [6,c.42]

       Анкеты  могут отражать следующие вопросы:

    • курение, употребление алкоголя, наркотиков;
    • информированность о последствиях употребления наркотических веществ;
    • употребление наркотиков, наиболее распространенное в учебном заведении;
    • причины потребления психологически активных веществ;
    • отношение опрашиваемых учащихся к психоактивным веществам;
    • среди каких групп в наибольшей степени распространено одурманивание:
    • каким образом попадают одурманивающие вещества к подросткам и т.д.

       При проведении мониторинга необходимо учитывать то, что эти исследования должны не только выявлять отношение школьников к психоактивным веществам и базовую наркогенную ситуацию, но и оценивать эффективность проводимых профилактических мероприятий. В зависимости от цели определяется объект исследования: все учащиеся или только определенные группы, родители, преподаватели.

       В соответствии с классификацией Всемирной организации здравоохранения под первичной профилактикой наркозависимости подразумевается комплекс мероприятий, направленных на предупреждение приобщения к употреблению наркотиков, внедрение здорового образа жизни в условно-здоровую популяцию. Вторичная профилактика предполагает работу с популяцией «группы риска», т. е. комплекс мероприятий предупреждающих формирование болезни у лиц, эпизодически употребляющих психически активные вещества, но не обнаруживающих признаков болезни.

       Во время бесед и лекций, проводимых наркологами и психологами, выявляются ребята, желающие работать со своими сверстниками по данной проблеме. Из их числа в дальнейшем формируется волонтерская группа. [14,c.43]

       Принимая участие в волонтерском движении, ребята на обучающих семинарах и тренингах, проводимых врачами, психологами и другими специалистами получают первичную подготовку по различным вопросам профилактической работы.

       Цель  этих семинаров - подготовить волонтеров к самостоятельной работе в детско – подростковых объединениях по следующим направлениям:

       1. Распространение доступной информации  о причинах, формах и последствиях  употребления психологически активных веществ.

Информация о работе Работа волонтёров в формировании антинаркотических установок у младших школьников