Работа волонтёров в формировании антинаркотических установок у младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 11:36, дипломная работа

Описание работы

Определить наиболее эффективные формы и методы работы волонтерской группы по формированию антинаркотических установок в образовательном поле начальной школы.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы волонтерской деятельности в профилактике наркомании 7
1.1 Волонтёрское движение как форма воспитательной работы 7
1.2 Цели и задачи работы волонтеров в формировании антинаркотических установок у школьников 13
Глава 2. Психолого - педагогические основы организации антинаркотической деятельности в начальной школе 17
2.1 Антинаркотическая деятельность волонтёров в образовательном поле начальной школы 17
2.2. Условия успешности формирования антинаркотических установок в начальной школе 22
2.3Основные формы, методы и приёмы работы волонтёров в формировании антинаркотических установок у младших школьников 29
Глава 3. Опытно – экспериментальное исследование работы волонтёров в формировании антинаркотических установок у младших школьников 35
3.1 Констатирующий этап: исследование уровня сформированности антинаркотических установок младших школьников 36
3.2 Формирующий этап: проведение внеклассных занятий с целью формирования антинаркотических установок младших школьников 44
3.3 Контрольный этап: проведение повторного исследования уровня сформированности антинаркотических установок младших школьников 54
Заключение 60
Список используемой литературы. 62
Приложение……………………………………………………………………........64

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ.doc

— 987.50 Кб (Скачать)
  1. Фортова Л.К. Социально – педагогические основы предупреждения алкоголизма и наркомании среди детей и молодёжи. – Владимир, 1996.
  1. Углов Ф.Г. Внимание – дети //Соратник. – 2001. - №8.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЯ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Приложение  № 1

       План  – конспект родительского  собрания.

       По  теме: «Дети Кубани против наркотиков».

Цель: просвещение  родителей по теме «Как оградить ребенка  от наркотиков», познакомить с некоторыми правилами взаимоотношений с детьми, осведомить об успеваемости детей.

       Оборудование: план - конспект собрания, бланки с отметками учащихся.

       Форма проведения: беседа.

       План  родительского собрания.

       1. Знакомство с родителями. ( Представляюсь.  Поясняю цель работы проводимой мной на базе данного класса).

       2. Беседа с родителями на тему  «Прочь от наркотиков».

       3. Раздача бланков с отметками  ребёнка родителям.

       4. Обсуждение внеурочной жизни класса.

       5. Подведение итогов собрания.

       «Прочь  от наркотиков»

       (Материал  для беседы с  родителями)

       Эмоциональный контакт с ребенком важен в  любом возрасте. Однако когда дети маленькие, этот контакт существует непроизвольно. В подростковый период, когда ваш подросший отпрыск стремится к самостоятельности и хочет избавиться от опеки, поддерживать эмоциональный контакт становится гораздо труднее. Но необходимость его возрастает.

       В общении с ребенком есть важные правила, которые становятся простыми, если входят в привычку. Если контакт с ребенком нарушен, им следовать труднее, но все равно – без них нельзя. Это те нормы взаимоотношений, помня о которых, родители знают о ребенке все, не следя за ним специально, отпускают ребенка в компанию, не допрашивая «с пристрастием» о тех, кто с ним будет, замечают, что с ребенком не все в порядке раньше, чем он пожаловался. Вот эти правила.

       Разговаривайте  друг с другом

       У каждого человека есть потребность  говорить с окружающими и слушать, что говорят они. Это необходимо и детям и родителям. Если общения не происходит, нарастает непонимание, вы отдаляетесь друг от друга. У ваших детей остается возможность найти отклик у кого-то другого, кто способен повлиять на них.

       Выслушивайте

       Способность слушать – ключ к нормальному общению. Это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Если человек умеет слушать, то видно, что ему интересно, он старается понять, что ему говорят, он старается узнать о чувствах, о взглядах своего ребенка, не вступая с ним в спор, он не перебивает, не настаивает на том, чтобы быть выслушанным.

       Рассказывайте им о себе

       Детям часто трудно представить, что вы тоже были молодыми. Не бойтесь говорить ребёнку о своем детстве, молодости, о тех ошибках, которые сами совершали! Это не повод для поучительных историй « когда я был в твоём возрасте…» Если вы можете поделиться с ребёнком своими неудачами, проблемами, он легче увидит в вас не только родителя, но и друга, с которым и он может поделиться. Приучите себя и своего ребёнка, что проблемы можно обсуждать. Разделённая беда – это, как говорят, полбеды.

       Умейте  поставить себя на их место

       Подростку часто кажется, что с теми проблемами, с которыми ему пришлось столкнуться, никто раньше не сталкивался. Хорошо, если у вашего ребёнка не будет  сомнений, что вы понимаете, что с ним происходит. Посмотрите на мир его глазами, вспомните, как, возможно, ваши родители критиковали ваши «клеши», длинные волосы, «битлов» и Высоцкого. Дайте детям почувствовать, что вы их понимаете.

       Будьте  рядом

       Вы, конечно, не сможете всегда быть вместе. Вы должны работать, вам нужно отдохнуть – дети понимают это. Но важно, чтобы дети знали, что дверь к вам открыта, что всегда есть возможность поговорить или просто побыть с вами.

       Будьте  тверды и последовательны

       Твёрдость – не значит агрессия. Это значит, что детям известны ваши взгляды на жизнь и естественное желание, чтобы их уважали. Не меняйте свои позиции под влиянием ситуации. Не выставляйте детям; условия, которые не можете реализовать. Если вы последовательны, то ребёнок никогда не сможет упрекнуть вас, что вы поступили нечестно. Он будет знать, чего от вас ожидать. Хорошо, если в семье есть определённые правила и ограничения, которые меняются с возрастом ребёнка. Например, до четырёх лет ребёнок не гуляет один; с четырёх до семи лет – гулять одному можно, но только рядом с домом; после семи – восьми лет – можно уходить подальше от дома, но являться строго к определенному времени. Время возвращения тоже может меняться – прийти засветло, в 9 вечера, в 10, не позднее 11; обязательно вернуться ночевать. Ещё одно полезное семейное правило – звонить, если задерживаешься. Ему должны следовать и дети, и взрослые.

       Старайтесь  всё делать вместе

       Конечно, важно проводить время с детьми и разговаривать с ними. Но не менее важно планировать общие интересные дела – походы, посещение музеев, театров, спортивных соревнований. Нужно как можно активнее развивать круг интересов детей, чтобы дать им альтернативу, если вдруг им предстоит выбор, где одним из предложенных вариантов будет наркотик. Одна женщина, сыну которой уже исполнилось семнадцать, воскликнула в недоумении: « Куда же я могу с ним пойти?!» Да, на дискотеку мы не пойдём со своим «ребёнком». Но к тому времени, когда дети вырастают, в семье уже существуют определённые традиции общения и совместного времяпровождения. Чем старше дети, тем труднее эти традиции создавать.

       Дружите с его друзьями

       Как правило, ребёнок пробует наркотик в группе, со своими друзьями. Мы уже  знаем, что дети ведут себя тем  или иным образом, находясь под влиянием окружения. Убедитесь в том, что вы знаете, с кем он дружит, общайтесь с его друзьями, даже если бы вы сами не выбрали их в компанию своему ребёнку. Пусть они приходят к вам домой или вам должно быть известно место, где они собираются. Только в таком случае у вас будет возможность хоть как – то влиять на то, что происходит.

       Помните, что каждый ребёнок  – особенный

       У каждого ребёнка есть способности, даже если кажется, что это не так. Помогите ему поверить в себя, найти  то, что у него получается. Если он поверит, что может чего – то добиться в жизни, то направит усилия на что – то более полезное и конструктивное, чем наркотики.

       Показывайте пример

       Очень трудное правило. Алкоголь, табак, медикаменты  – их потребление привычно, хотя может вызвать проблемы. Все эти  вещества легальны, но то, как вы их употребляете, какое место они занимают в вашей жизни – пример для ваших детей. 
 
 
 
 
 
 
 

       Приложение  № 2

       Урок 1. Наркотик

Анализ  ситуации. Дж. Родари «Рыбы».

– Будь осторожна! – сказала как-то большая рыба рыбке маленькой.

–Вот это  – крючок! Не трогая его! Не хватай!

– Почему? –  Спросила маленькая рыбка.

– По двум причинам, – ответила большая рыбка. – Начнем с того, что

если ты схватишь его, тебя поймают, обваляют в муке и  пожарят на

сковородке. А  затем съедят с гарниром из салата.

– Ой, ой! Спасибо  тебе большое, что предупредила! Ты спасла мне жизнь!

А вторая причина?

– А вторая причина  в том – объяснила большая  рыба, что я хочу тебя

съесть!

– В какой  ситуации оказалась маленькая рыбка?

– Может ли человек оказаться в подобной ситуации?

– Почему нельзя слушать чужих людей, брать у  них незнакомые продукты,

пробовать их, нюхать?

– Вспомните  основные правила поведения при  общении с незнакомыми людьми.

Беседа  по теме.

       Вспомните, как с арабского языка переводиться слово алкоголь, Есть и другие одурманивающие вещества, которые могут выглядеть очень

привлекательно  в виде жвачек, таблеток, витаминов, сигарет, приятно

пахнущих веществ. Это очень опасные вещества. Попробовав их, человек,

даже взрослый попадает в ситуацию маленькой рыбки – будет постоянно,

находится под  угрозой «быть съеденным». Положение  детей еще более

серьезное. Эти  вещества называют нар котиками, они  очень опасны для

здоровья, от наркотической  зависимости очень трудно вылечиться. Чтобы

избежать беды, важно соблюдать правила безопасного поведения при общении с посторонними людьми: взрослыми, подростками и ровесниками. Помните наркотики это болезнь и гибель человека. Тот, кто распространяет наркотики – совершает преступление.

       Это полезно помнить.

       Не  вступайте в разговор с незнакомыми людьми. Не садитесь в чужие машины. Не принимайте угощение у посторонних людей. Не нюхайте, не пробуйте неизвестных веществ.

       Работа  с древом решений.

       Нарисуйте свою половину дерева решений. Я уверена, что каждый из вас сможет принять правильное решение, и не позволит причинить вред своему здоровью.

       Игра  «Давай поговорим»

       Я думаю, что общение в общественных местах с незнакомыми людьми иногда может быть опасным. А вы как считаете?

       Итог  урока.

       Давайте хором скажем: «Я говорю наркотикам – НЕТ!» 

       Наркотики опасны для здоровья, они губительны для человека. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение  № 3

Урок 2. Наркотик – тренинг  безопасного поведения

Игра  «Пирамида».

       Учитель выбирает двух человек, каждый к себе пригласит следующих двух и т.д. Игра закончиться, когда за столами (партами) не останется не одного ученика. Чтобы поднять вас всех из-за столов, понадобилось очень мало времени. Вот так же быстро табак, алкоголь и наркотики разрушают человека.

Повторение  пройденного.

       Учитель делит доску на две части. Слева  перечислены причины, из-за которых начинают курить, употреблять алкоголь и наркотики, а справа, то, что может заменить эти вредные привычки. Дети говорят, а учитель записывает и делает выводы, обобщив все сказанное.

Из любопытства                           Заняться любым интересным

От скуки                                        и посильным делом: спортом,

Для поднятия                                танцами, рукодельем,

авторитета  среди друзей               чтением,..., в котором вы

За компанию                                   сможете самореализоваться.

Чтобы почувствовать себя взрослым

Оздоровительная минутка.

Практическая  работа.

       Откройте  тетрадь и допишите предложения, которые начинаются словами.

Мне хорошо...

Я чувствую себя смелым...

Я горжусь  собой...

Игра  «Давай поговорим».

       Я полагаю, что каждый из вас может  гордиться собой, если на учится самостоятельно мыслить, научится говорить НЕТ любым вредным

привычкам. А вы как думаете?

Вывод.

Информация о работе Работа волонтёров в формировании антинаркотических установок у младших школьников