Работа волонтёров в формировании антинаркотических установок у младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 11:36, дипломная работа

Описание работы

Определить наиболее эффективные формы и методы работы волонтерской группы по формированию антинаркотических установок в образовательном поле начальной школы.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы волонтерской деятельности в профилактике наркомании 7
1.1 Волонтёрское движение как форма воспитательной работы 7
1.2 Цели и задачи работы волонтеров в формировании антинаркотических установок у школьников 13
Глава 2. Психолого - педагогические основы организации антинаркотической деятельности в начальной школе 17
2.1 Антинаркотическая деятельность волонтёров в образовательном поле начальной школы 17
2.2. Условия успешности формирования антинаркотических установок в начальной школе 22
2.3Основные формы, методы и приёмы работы волонтёров в формировании антинаркотических установок у младших школьников 29
Глава 3. Опытно – экспериментальное исследование работы волонтёров в формировании антинаркотических установок у младших школьников 35
3.1 Констатирующий этап: исследование уровня сформированности антинаркотических установок младших школьников 36
3.2 Формирующий этап: проведение внеклассных занятий с целью формирования антинаркотических установок младших школьников 44
3.3 Контрольный этап: проведение повторного исследования уровня сформированности антинаркотических установок младших школьников 54
Заключение 60
Список используемой литературы. 62
Приложение……………………………………………………………………........64

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ.doc

— 987.50 Кб (Скачать)

       2.Представление  альтернатив наркогенного поведения.

       3. Психологическая подготовка волонтеров к работе со сверстниками.

       4. Самосовершенствование участников-волонтёров.

       5. Обучение профессиональному взаимодействию с подростками в вопросах профилактики наркотической зависимости, основным принципам организации этой работы.

       6. Привитие подросткам навыков преодоления трудных жизненных проблем.

       7. Формирование антинаркотических  установок у школьников

       Специфика работы волонтерской группы в образовательной деятельности, заключается в том, что учащиеся обретая права и обязанности члена объединения наравне со взрослыми, становятся субъектом конкретного объединения, то есть осваивают новую социальную роль.

       Волонтерская  группа - явление очень динамичное и демократичное, имеющее широкий спектр воздействия на личность школьника. Волонтерская группа - это педагогически организованная, социально - и личностнозначимая группа, занимающая особое положение по своему воспитательному потенциалу.

       Итак, волонтёрская группа-это объединение добровольцев, деятельность которых направлена на решение социально значимых проблем. В данном конкретном случае работа волонтёров направлена на борьбу с распространением употребления наркотиков и других психически активных веществ, формирование антинаркотических установок в образовательном поле начальной школы. Безусловно, волонтёрская группа имеет положительную социальную направленность в просвещении и пропаганде жизненных ценностей, здорового образа жизни. 
 
 
 
 
 
 
 

       Глава 2. Психолого - педагогические основы организации антинаркотической деятельности в начальной школе 

       2.1. Антинаркотическая деятельность волонтёров в образовательном поле начальной школы

       В настоящее время накапливается  всё больше факторов, свидетельствующих  о первой встрече с наркотиками в 8-10 лет. Сегодня в России каждый третий старшеклассник успел попробовать на себе действие наркотических веществ. Подростковая и юношеская наркомания в настоящее время перерастает в проблему национального бедствия. Наркотики в детско-подростковой среде распространяются подобно цепной реакции, тогда как осведомлённость по данному вопросу учителей и родителей, работников воспитательной, правоохранительной сферы оставляет желать лучшего. Однако без глубокого понимания данной проблемы взрослые оказываются совершенно бессильными в отношении наркомании.

       С психолого-педагогической точки зрения все факторы наркомании разделяются на факторы среды (объективные); социально-психологические факторы личности подростка (субъективные). Соответственно в вопросах профилактики наркотической зависимости выделяются также два основных направления:

       во-первых, работа со средой обитания школьника (выделение факторов риска и их нейтрализация);

       — во-вторых, работа с личностью учащегося: воспитание и развитие устойчивости к неблагоприятным социально-психологическим факторам и воздействиям. [16,c.38]

       Многие  из факторов, которые повышают риск наркомании среди школьников, не поддаются контролю со стороны школьной администрации и учителей; однако, педагоги часто узнают об опасности, грозящей учащимся, по его академической успеваемости и поведению. Таким учащимся способны помочь занятия и упражнения, направленные на формирование потребности в антинаркотических установках, содействующие развитию и укреплению чувства собственного достоинства, чувства ответственности за себя и других, определению целей на будущее, саморегуляции, стрессопрофилактике.

       У учащихся младших классов начальной  школы способность к социальной адаптации является более важным фактором, позволяющим прогнозировать вероятность пристрастия к алкоголю и наркотикам, а также склонность к правонарушениям, чем академическая успеваемость. С распространенностью случаев употребления наркотиков связаны показатели, свидетельствующие о том, насколько сильно учащиеся привязаны к школе, время, затрачиваемое на выполнение домашних заданий и значение, которое имеет для них обучение в школе. [28,c.55]

       Таким образом, основной задачей работы волонтёров является, коррекция детско-подросткового самоотношения, повышение общей психологической устойчивости к действию как одного, так и группы взаимодействующих факторов наркотизации, формирование нравственного иммунитета.

       Исследования подтвердили, что среда, в которой пребывает подросток, может оказаться значительно пассивнее, если в жизни подростка имеют место яркие эмоциональные переживания. Поэтому негативные эмоциональные переживания должны быть защищены позитивными установками. В этой ситуации важным показателем работы волонтёров является, реализация принципа – равный обучает равного.

       Дифференцированный подход и широкие возможности позитивного влияния на школьников дают основание говорить о мобильности работы волонтёров в проведении различных профилактических мероприятий.

       Очевидная роль в работе волонтёров отведена стрессопрофилактике.

    • Стрессопрофилактика - это не столько нейтрализация стрессовых факторов, воздействующих со всех сторон на школьника (часто нейтрализация или исключение этих факторов бывает просто невозможной, например, таких, как отношения в семье, жилищные, материальные условия жизни подростка, социальное окружение и пр.);
    • обучение, воспитание и развитие в школьнике способности к самостоятельному, цивилизованному, психологически эффективному способу преодоления стресс-факторов, а также сознательной психологической саморегуляции;
    • снижение внушаемости в процессе психоактивных тренингов и психокоррекционных упражнений, проводимых волонтёрами.

       Психологическая коррекция свойственного школьникам любопытства и интереса к нездоровым переживаниям особых состояний сознания способами, раскрывающими положительный личностный потенциал на основе сенсомоторной активности (аутотренинги, медитативные тренинги, трансконтрольные психотехники и т. д.). Все эти три направления работы могут быть организованы при достаточной грамотности педагогического коллектива школы , включающего подготовленных соответствующим образом учителей и волонтеров из числа школьников. [19,c.109]

       Условно можно выделить четыре основные группы факторов, способствующих развитию отклоняющегося поведения в целом и наркотизации в частности:

       1. Нравственная незрелость личности: отрицательное отношение к обучению, узкий круг и неустойчивость интересов, отсутствие увлечений в духовных запросов.

       2. Нарушенная социальная микросреда: неполная семья; сильная занятость родителей: отсутствие братьев и сестер; искаженные семейные отношения, приводящие к неправильному освоению социальных ролей, неправильное воспитание: раннее (8-10 лет) начало самостоятельной жизни и преждевременное освобождение от опеки родителей; легкий и неконтролируемый доступ к деньгам и непонимание того, как они достаются; алкоголизм или наркомания у кого-либо из близких родственников или близких людей, низкий образовательный уровень родителей.

       3. Индивидуально-биологические особенности личности: наследственная отягощенность в отношении психологических заболеваний и алкоголизма, тяжелые соматические заболевания и нейроинфекции в раннем детстве; органические поражения мозга, умственное недоразвитие и психологический инфантилизм.

       4. Индивидуально-психологические особенности и нервнопсихические аномалии личности: низкая устойчивость к эмоциональным нагрузкам, повышенная тревожность, импульсивность, склонность к рискованному поведению, недостаточная социальная адаптация.

       Возрастная  динамика интереса к наркотикам и их употребление характеризуются следующими особенностями: 8-10 лет: интересует все, что связано с наркотиками - их действие, способ употребления. О последствиях злоупотребления если и слышали, то всерьез не воспринимают. Сами они наркотики не употребляют (возможна токсикомания), с употребляющими знакомы единицы. Знания отрывочны, недостоверны, получены с чужих слов. 10-12 лет: основной интерес вызывает возможность употребления « легких» наркотиков, марихуана за наркотик не признается. О существовании глобальной проблемы задумываются лишь некоторые, пробовали наркотик немногие из любопытства, знакомы с потребителями многие. О наркотиках знают много - из опыта знакомых или по рассказам. Многие сведения недостоверны. Опасность злоупотребления сильно недооценивается. Говорят о проблеме только между собой. 12-14 лет: в данном возрасте по отношению к наркотикам формируются 3 группы:

       1. «Употребляющие и сочувствующие» - интересуют вопросы, связанные со снижением риска при употреблении без наличия зависимости. Употребление наркотиков считается признаком независимости. Среди членов этой группы много лидеров.

       2. «Радикальные противники» - «сам никогда не буду и не дам погибнуть другу». Многие из членов этой группы считают употребление наркотиков признаком слабости и неполноценности.

  1. Группа, не определившая своего отношения к наркотикам. Значительная её часть может начать употребление под влиянием друзей.

         Анализируя вышесказанные факты,  профилактическая работа волонтёров  должна строиться на мотивационной сфере школьников, склонных к употреблению наркотиков, и выявлять значительные  отклонения, которые заключаются в следующем.

       1. Направленность мотивационной сферы школьников, эпизодически употреблявших психотропные вещества, в сравнении с «нормой» значительно отличается. У школьников группы риска эта потребность заторможена.

       2. Обычные школьники рассматривают свою деятельность в качестве источника положительных эмоций. Школьники группы риска ожидают от своей деятельности только отрицательных эмоций.

       3. Школьники группы риска не только не предусматривают результаты своих действий, но и вообще не чувствуют себя субъектом деятельности. Таким образом, подростки, склонные к употреблению наркотиков и алкоголя, не осознают себя субъектами собственной деятельности, не могут руководить обстоятельствами своей жизни, достичь положительных эмоций благодаря выполнению общественно значимой деятельности. [12,c.117]

       Следовательно, профилактика наркомании особо важна  в работе с детьми и подростками, когда у них формируется характер (главный стержень личности), развиваются  познавательные процессы, формируются  потребности и ценностные ориентации личности, мотивация поведения. И если в этот момент в структуру личности школьника вторгается наркотик, то последствия становятся более разрушительными и необратимыми, а сам процесс разрушения протекает значительно быстрее. 
 

       2.2. Условия успешности формирования антинаркотических установок в начальной школе

         Благодаря воспитанию, в ходе воспитания и посредством воспитания происходит выявление и развитие заложенных в человеке природой его родовых «сущностных сил». Тем самым воспитание каждого отдельного человека выступает как часть процесса  развития общества в целом. И потому у человеческого общества нет, и не может быть дела более важного, ответственного и сложного, чем воспитание новых поколений.

       Важнейшей задачей воспитания, в том числе и антинаркотического, является формирование у человека развитой сферы потребностей. Человеческие действия никогда не исходят из одних только идей, если эти идеи не уходят корнями в сферу потребностей. Важным для практики воспитания является и тот факт, что поручаемая человеку деятельность не может находиться в противоречии со всеми прочими видами его деятельности, иначе она не становится для него органичной и не служит развитию личности. [11,c.20]

Информация о работе Работа волонтёров в формировании антинаркотических установок у младших школьников