Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 11:36, дипломная работа
Определить наиболее эффективные формы и методы работы волонтерской группы по формированию антинаркотических установок в образовательном поле начальной школы.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы волонтерской деятельности в профилактике наркомании 7
1.1 Волонтёрское движение как форма воспитательной работы 7
1.2 Цели и задачи работы волонтеров в формировании антинаркотических установок у школьников 13
Глава 2. Психолого - педагогические основы организации антинаркотической деятельности в начальной школе 17
2.1 Антинаркотическая деятельность волонтёров в образовательном поле начальной школы 17
2.2. Условия успешности формирования антинаркотических установок в начальной школе 22
2.3Основные формы, методы и приёмы работы волонтёров в формировании антинаркотических установок у младших школьников 29
Глава 3. Опытно – экспериментальное исследование работы волонтёров в формировании антинаркотических установок у младших школьников 35
3.1 Констатирующий этап: исследование уровня сформированности антинаркотических установок младших школьников 36
3.2 Формирующий этап: проведение внеклассных занятий с целью формирования антинаркотических установок младших школьников 44
3.3 Контрольный этап: проведение повторного исследования уровня сформированности антинаркотических установок младших школьников 54
Заключение 60
Список используемой литературы. 62
Приложение……………………………………………………………………........64
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ГОУ СПО КРАСНОДАРСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕД № 3
КРАСНОДАРСКОГО
КРАЯ
студентка 4 курса группы «Д»
школьного отделения
Фомичёва
Татьяна Александровна
Работа
волонтёров в формировании
антинаркотических
установок у младших
школьников
выпускная
квалификационная работа
Руководитель:
Бабаян
Э.Г.
2009 г.
Оглавление
Приложение……………………………………………………
Введение
Кризис различных общественных организаций в учебных заведениях, не погасили у учащихся объективно существующей потребности в общении, совместной деятельности сверстников и учителей. У учителей все чаще возникает потребность в опоре на учащихся. Она необходима и школьникам и учителям современной школы: ведь в ней школьники не только получают образования, но и воспитываются как творцы, лидеры, оставаясь при этом добрыми и отзывчивыми людьми.
На сегодняшний день влияние детских общественных организаций ослаблено, что привело к негативным последствиям: улица стала властителем душ детей и подростков. Из жизни многих учебных заведений ушло добровольничество, коллективизм, самодеятельность, творчество, активность, включенность в окружающую жизнь.
Сложившаяся ситуация побудила обратиться к проверенному практикой средству, формирование детско-юношеского общественного объединения, при этом по новому осмыслить его социальный потенциал, взять на вооружение современный позитивный опыт функционирования различных форм и структур антинаркотической деятельности.
Старые формы профилактической работы (беседы учителей, лекции врачей) исчерпали себя и стали неэффективными в работе со школьниками. Свою жизнеспособность и плодотворность доказала идея пропаганды здорового образа жизни и ведение профилактической работы силами самих детей как добровольных участников.
Особенность современной антинаркотической деятельности в многообразии её проявлений, разносторонне влияет на детей, подростков.
Профилактика наркотизации в младшем школьном возрасте должна быть направлены в первую очередь на формирование у детей навыков эффективной социальной адаптации. В данном возрасте очень важно сформировать у детей культуру здоровья, понимание ценности здорового образа жизни. Осознавая ценность своего здоровья, его значение, как для себя, так и для окружающих его людей, ребёнку будет понятно, почему для него опасно знакомство с одурманивающими веществами. Проблема ранней профилактики наркотизма должна решаться совместно учителями, родителями, волонтёрами.
Сегодня детско-юношеское движение предстает как сложная социально-педагогическая реальность, которая проявляется в добровольной деятельности учащихся по их запросам, потребностям, нуждам, их инициативам, как своеобразный отклик на события окружающей жизни. Эту особенность можно охарактеризовать как добровольческую самодеятельность. Однако в теории и практике воспитательной работы в образовательном поле начальной школы данная проблема практически не рассматривалась. Таким образом, исходя из имеющихся в настоящее время социально-педагогических условий, анализа психолого-педагогической литературы можно сделать следующий вывод: в объективной действительности существует противоречие между потребностью в работе волонтёров по формированию антинаркотического мировоззрения у младших школьников и недостаточной разработанностью данной проблемы в теории и практике профилактики наркомании. Учитывая вышесказанное, появилась необходимость поиска и введения новых форм и методов пропаганды здорового образа жизни и профилактики наркозависимости.
Объектом исследования является, формирование антинаркотических установок в образовательном поле начальной школы.
Предмет
исследования - формы и методы работы волонтёров
в формировании антинаркотических
установок у младших школьников.
Цель исследования:
Определить наиболее эффективные формы и методы работы волонтерской группы по формированию антинаркотических установок в образовательном поле начальной школы.
Задачи исследования:
-изучить современное состояние теории и практики волонтерской деятельности в образовательном поле начальной школы;
-уточнить понятия и представление о «волонтерстве», «наркотической деятельности»;
- определить круг дополнительных понятий;
-выявить основные формы, методы и приемы работы волонтёров в формировании антинаркотических установок у младших школьников.
-рассмотреть психолого-педагогические основы формирования антинаркотических установок у младших школьников;
-определить уровень сформированности антинаркотических установок у младших школьников.
Гипотеза исследования:
Использование наиболее эффективных форм и методов работы волонтёров будет способствовать успешному формированию антинаркотических установок у младших школьников.
Методы исследования:
В наш век небывалого роста новых информационных технологий выявляются удивительные факторы низкого уровня информированности населения не только России, но и других стран о наркотической зависимости и профилактике наркомании. Большинство педагогов и других работников образовательных учреждений признают свою неосведомленность в области предупреждения злоупотребления наркотиками детей и подростков. Большинство людей до сих пор находиться в плену опасных заблуждений в отношении предупреждения распространения наркомании. Опыт многих благополучных семей и респектабельных школ показывает, что зло наркомании достаточно изобретательно в своем стремлении захватывать новые и новые пространства.
Заблуждением является тот факт, что борьба с наркотиками это дело специалистов. Действительно, помощь лицам, злоупотребляющим наркотиками должна быть сосредоточенна в руках профессионалов. Но в тех случаях, когда речь идет не о лечении, а о предупреждении болезни, важна и существенна помощь всех окружающих. Дело это вполне по силам каждому, в ком понимание сути проблемы сочетается с Его Величеством Здравым Смыслом.
Многие из числа российских учёных, такие как: З.В. Коробкина, Г.Ананьева, В.М. Мойтова, В.А. Попов - занимались исследованием проблем потребления наркотических веществ и антинаркотической профилактикой.
Изучением
и исследованием данного
Методологической
основой данного исследования, является
теоретический анализ психолого-педагогической
и методической литературы; изучение,
анализ и обобщение педагогического опыта.
Глава 1.
Теоретические основы
волонтерской деятельности
в профилактике наркомании
1.1. Волонтёрское движение как форма воспитательной работы
Волонтерство можно рассматривать как один из компонентов воспитательной системы в образовательном поле начальной школы. Оно стимулирует, обогащает и дополняет жизнедеятельность школьника, так как ставит его в ситуацию, когда он может активно участвовать в жизни класса, предлагает ему определенный набор видов общественной деятельности.
Термин «добровольничество» в современном его понимании или тем более «волонтёрство» не был знаком России до середины 80-х годов 20 века.
До этого времени «добровольцами», в первую очередь, называли людей, которые в военное время, не дожидаясь повестки, шли защищать Родину. [13, c.8]
Сегодня мы вкладываем в термин «добровольничество» нечто другое. Существует Закон «О Благотворительной деятельности и благотворительных организациях», принятый 7 июля 1995 г. В котором записано, что доброволец – человек, занимающийся на безвозмездной добровольной основе (без какого-либо принуждения) деятельностью по разрешению социально значимых проблем. [24, c.5]
Волонтерство - это:
- добровольная деятельность на благо других;
- активное участие в жизни общества;
-
добровольный выбор,
-
способ личностного
-
способ реализации основных
Волонтерство может быть;
- неорганизованным - это спонтанная и эпизодическая помощь друзьям или соседям, отклик на какое-то событие или бедствие людей. Это преобладающая форма волонтерства во многих культурах.
-
организованным - это более системное
и регулярное
Волонтером может стать тот, кто посвятит свое время и умение добровольному труду, кто хочет стать еще умнее и ответственнее.
Основными направлениями деятельности можно считать:
Волонтерское движение - это деятельность столь же выгодная для людей, ищущих помощь, сколь и для самих волонтеров.
Оно привносит в жизнь потребность в мире, свободе, безопасности, справедливости. В нашу эру социальных, экономических перемен мир становится теснее и сложнее. И на рассвете нового тысячелетия волонтерство будет одним из важнейших элементов общества в сохранении и укреплении человеческих ценностей, реализации прав и обязанностей граждан через осознания полного человеческого потенциала. [3,c.4]
Выбор данной формы работы волонтёров определяется такими сущностными характеристиками как самоорганизующееся, самоуправляемое сообщество, создающееся на добровольной основе, по инициативам и желанию участников для достижения определенных целей. Работа волонтёром предполагает определенные действия, направленные на улучшение жизни и реализацию проектов жизнеобеспечения человека. Безусловно, работа волонтёров имеет положительную социальную направленность, ориентированную на гуманистические принципы, способствует раскрытию творческого потенциала личности и воспитание ее в духе высокой гражданственности. [9,c.28]