Работа волонтёров в формировании антинаркотических установок у младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 11:36, дипломная работа

Описание работы

Определить наиболее эффективные формы и методы работы волонтерской группы по формированию антинаркотических установок в образовательном поле начальной школы.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы волонтерской деятельности в профилактике наркомании 7
1.1 Волонтёрское движение как форма воспитательной работы 7
1.2 Цели и задачи работы волонтеров в формировании антинаркотических установок у школьников 13
Глава 2. Психолого - педагогические основы организации антинаркотической деятельности в начальной школе 17
2.1 Антинаркотическая деятельность волонтёров в образовательном поле начальной школы 17
2.2. Условия успешности формирования антинаркотических установок в начальной школе 22
2.3Основные формы, методы и приёмы работы волонтёров в формировании антинаркотических установок у младших школьников 29
Глава 3. Опытно – экспериментальное исследование работы волонтёров в формировании антинаркотических установок у младших школьников 35
3.1 Констатирующий этап: исследование уровня сформированности антинаркотических установок младших школьников 36
3.2 Формирующий этап: проведение внеклассных занятий с целью формирования антинаркотических установок младших школьников 44
3.3 Контрольный этап: проведение повторного исследования уровня сформированности антинаркотических установок младших школьников 54
Заключение 60
Список используемой литературы. 62
Приложение……………………………………………………………………........64

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ.doc

— 987.50 Кб (Скачать)

       ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

       КРАСНОДАРСКОГО  КРАЯ

       ГОУ СПО КРАСНОДАРСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕД № 3

       КРАСНОДАРСКОГО  КРАЯ 

       студентка 4 курса группы «Д»

       школьного отделения

       Фомичёва  Татьяна Александровна 
 

       Работа  волонтёров в формировании антинаркотических  установок у младших школьников 

выпускная квалификационная работа 
 
 

       Руководитель:

       Бабаян  Э.Г. 
 
 
 

       2009 г.

       Оглавление 

Приложение……………………………………………………………………........64 
 
 

Введение

       Кризис  различных общественных организаций в учебных заведениях, не погасили у учащихся объективно существующей потребности в общении, совместной деятельности сверстников и учителей. У учителей все чаще возникает потребность в опоре на учащихся. Она необходима и школьникам и учителям современной школы: ведь в ней школьники не только получают образования, но и воспитываются как творцы, лидеры, оставаясь при этом добрыми и отзывчивыми людьми.

       На  сегодняшний день влияние детских общественных организаций ослаблено, что привело к негативным последствиям: улица стала властителем душ детей и подростков. Из жизни многих учебных заведений ушло добровольничество, коллективизм, самодеятельность, творчество, активность, включенность в окружающую жизнь.

       Сложившаяся ситуация побудила обратиться к проверенному практикой средству, формирование детско-юношеского общественного объединения, при этом по новому осмыслить его социальный потенциал, взять на вооружение современный позитивный опыт функционирования различных форм и структур антинаркотической деятельности.

       Старые  формы профилактической работы (беседы учителей, лекции врачей) исчерпали  себя и стали неэффективными в  работе со школьниками. Свою жизнеспособность и плодотворность доказала идея пропаганды здорового образа жизни и ведение профилактической работы силами самих детей как добровольных участников.

       Особенность современной антинаркотической деятельности в многообразии её проявлений, разносторонне влияет на детей, подростков.

       Профилактика  наркотизации в младшем школьном возрасте должна быть направлены в первую очередь на формирование у детей навыков эффективной социальной адаптации. В данном возрасте очень важно сформировать у детей культуру здоровья, понимание ценности здорового образа жизни. Осознавая ценность своего здоровья, его значение, как для себя, так и для окружающих его людей, ребёнку будет понятно, почему для него опасно знакомство с одурманивающими веществами. Проблема ранней профилактики наркотизма должна решаться совместно учителями,  родителями, волонтёрами.

       Сегодня детско-юношеское движение предстает как сложная социально-педагогическая реальность, которая проявляется в добровольной деятельности учащихся по их запросам, потребностям, нуждам, их инициативам, как своеобразный отклик на события окружающей жизни. Эту особенность можно охарактеризовать как добровольческую самодеятельность. Однако в теории и практике воспитательной работы в образовательном поле начальной школы данная проблема практически не рассматривалась. Таким образом, исходя из имеющихся в настоящее время социально-педагогических условий, анализа психолого-педагогической литературы можно сделать следующий вывод: в объективной действительности существует противоречие между потребностью в работе волонтёров по формированию антинаркотического мировоззрения у младших школьников и недостаточной разработанностью данной проблемы в теории и практике профилактики наркомании. Учитывая вышесказанное, появилась необходимость поиска и введения новых форм и методов пропаганды здорового образа жизни и профилактики наркозависимости.

       Объектом  исследования является, формирование антинаркотических установок в образовательном поле начальной школы.

       Предмет исследования - формы и методы работы волонтёров в формировании  антинаркотических установок  у младших школьников. 

       Цель исследования:

       Определить  наиболее эффективные формы и методы работы волонтерской группы по формированию антинаркотических установок в образовательном поле начальной школы.

       Задачи исследования:

       -изучить современное состояние теории и практики волонтерской деятельности в образовательном поле начальной школы;

       -уточнить понятия и представление о «волонтерстве», «наркотической деятельности»;

       - определить круг дополнительных понятий;

       -выявить основные формы, методы и приемы работы волонтёров в формировании  антинаркотических установок у младших школьников.

       -рассмотреть психолого-педагогические основы формирования антинаркотических установок у младших школьников;

       -определить уровень сформированности антинаркотических установок у младших школьников.

       Гипотеза  исследования:

       Использование наиболее эффективных форм и методов работы волонтёров будет способствовать успешному формированию антинаркотических установок у младших школьников.

       Методы  исследования:

    1. теоретико-методологический анализ специальной и психолого-педагогической литературы;
    2. анализ и обобщения передового педагогического опыта;
    3. анкетный опрос, тестирование, собеседование с целью определения сформированности антинаркотических установок у младших школьников;
    4. обобщение результатов исследования и их интерпретация с позиции новых фактов и конкретных условий;
    5. метод статистической обработки данных исследования.

       В наш век небывалого роста новых  информационных технологий выявляются удивительные факторы низкого уровня информированности населения не только России, но и других стран  о наркотической зависимости и профилактике наркомании. Большинство педагогов и других работников образовательных учреждений признают свою неосведомленность в области предупреждения злоупотребления наркотиками детей и подростков. Большинство людей до сих пор находиться в плену опасных заблуждений в отношении предупреждения распространения наркомании. Опыт многих благополучных семей и респектабельных школ показывает, что зло наркомании достаточно изобретательно в своем стремлении захватывать новые и новые пространства.

       Заблуждением является тот факт, что борьба с наркотиками это дело специалистов. Действительно, помощь лицам, злоупотребляющим наркотиками должна быть сосредоточенна в руках профессионалов. Но в тех случаях, когда речь идет не о лечении, а о предупреждении болезни, важна и существенна помощь всех окружающих. Дело это вполне по силам каждому, в ком понимание сути проблемы сочетается с Его Величеством Здравым Смыслом.

       Многие  из числа российских учёных, такие как: З.В. Коробкина, Г.Ананьева, В.М. Мойтова, В.А. Попов - занимались исследованием проблем потребления наркотических веществ и антинаркотической профилактикой.

       Изучением и исследованием данного вопроса  занимались и кубанские учёные: психолог и педагог В.П. Бедерханова, а также Е.Ю. Аронова, Т.В. Бондарь, доктор биологических наук Л.М. Шипицына. В результате своих исследований, как правило, все ученые сталкиваются с противоречиями. В данной теме также существует ряд следующих противоречий, одно из них в том, что данный вопрос хоть и актуален, но исследуется не достаточно, нет мотивировки к его более глубокому изучению со стороны заинтересованных этой проблемой организаций, небольшое количество доступной литературы.

       Методологической  основой данного исследования, является теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы; изучение, анализ и обобщение педагогического опыта.  
 
 
 

       Глава 1. Теоретические основы волонтерской деятельности в профилактике наркомании 

       1.1. Волонтёрское движение как форма воспитательной работы

       Волонтерство  можно рассматривать как один из компонентов воспитательной системы в образовательном поле начальной школы. Оно стимулирует, обогащает и дополняет жизнедеятельность школьника, так как ставит его в ситуацию, когда он может активно участвовать в жизни класса, предлагает ему определенный набор видов общественной деятельности.

       Термин  «добровольничество» в современном его понимании или тем более «волонтёрство» не был знаком России до середины 80-х годов 20 века.

       До этого времени «добровольцами», в первую очередь, называли людей, которые в военное время, не дожидаясь повестки, шли защищать Родину. [13, c.8]

       Сегодня мы вкладываем в термин «добровольничество»  нечто другое. Существует Закон «О Благотворительной деятельности и благотворительных организациях», принятый 7 июля 1995 г. В котором записано, что доброволец – человек, занимающийся на безвозмездной добровольной основе (без какого-либо принуждения) деятельностью по разрешению социально значимых проблем. [24, c.5]

       Волонтерство - это:

       - добровольная деятельность на  благо других;

       - активное участие в жизни общества;

       - добровольный выбор, отражающий  личные взгляды и позиции;

       - способ личностного совершенства  и самоактуализации;

       - способ реализации основных человеческих  потребностей;

       Волонтерство  может быть;

       - неорганизованным - это спонтанная и эпизодическая помощь друзьям или соседям, отклик на какое-то событие или бедствие людей. Это преобладающая форма волонтерства во многих культурах.

       - организованным - это более системное  и регулярное благотворительная  работа.

       Волонтером может стать тот, кто посвятит свое время и умение добровольному труду, кто хочет стать еще умнее и ответственнее.

       Основными направлениями деятельности можно считать:

  1. Просвещение и пропаганда человеческих и жизненных ценностей, здорового образа жизни;
  2. Благотворительность или служба на благо других;
  3. Помощь социально-незащищенным и больным;
  4. Забота о младших;
  5. Взаимопомощь и самопомощь;
  6. Природоохранная деятельность;
  7. Сохранение и восстановление памятников культуры, этникоисторическая деятельность.

       Волонтерское  движение - это деятельность столь же выгодная для людей, ищущих помощь, сколь и для самих волонтеров.

       Оно привносит в жизнь потребность  в мире, свободе, безопасности, справедливости. В нашу эру социальных, экономических  перемен мир становится теснее и  сложнее. И на рассвете нового тысячелетия волонтерство будет одним из важнейших элементов общества в сохранении и укреплении человеческих ценностей, реализации прав и обязанностей граждан через осознания полного человеческого потенциала. [3,c.4]

       Выбор данной формы работы волонтёров определяется такими сущностными характеристиками как самоорганизующееся, самоуправляемое сообщество, создающееся на добровольной основе, по инициативам и желанию участников для достижения определенных целей. Работа волонтёром предполагает определенные действия, направленные на улучшение жизни и реализацию проектов жизнеобеспечения человека. Безусловно, работа волонтёров имеет положительную социальную направленность, ориентированную на гуманистические принципы, способствует раскрытию творческого потенциала личности и воспитание ее в духе высокой гражданственности. [9,c.28]

Информация о работе Работа волонтёров в формировании антинаркотических установок у младших школьников