Работа волонтёров в формировании антинаркотических установок у младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 11:36, дипломная работа

Описание работы

Определить наиболее эффективные формы и методы работы волонтерской группы по формированию антинаркотических установок в образовательном поле начальной школы.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы волонтерской деятельности в профилактике наркомании 7
1.1 Волонтёрское движение как форма воспитательной работы 7
1.2 Цели и задачи работы волонтеров в формировании антинаркотических установок у школьников 13
Глава 2. Психолого - педагогические основы организации антинаркотической деятельности в начальной школе 17
2.1 Антинаркотическая деятельность волонтёров в образовательном поле начальной школы 17
2.2. Условия успешности формирования антинаркотических установок в начальной школе 22
2.3Основные формы, методы и приёмы работы волонтёров в формировании антинаркотических установок у младших школьников 29
Глава 3. Опытно – экспериментальное исследование работы волонтёров в формировании антинаркотических установок у младших школьников 35
3.1 Констатирующий этап: исследование уровня сформированности антинаркотических установок младших школьников 36
3.2 Формирующий этап: проведение внеклассных занятий с целью формирования антинаркотических установок младших школьников 44
3.3 Контрольный этап: проведение повторного исследования уровня сформированности антинаркотических установок младших школьников 54
Заключение 60
Список используемой литературы. 62
Приложение……………………………………………………………………........64

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ.doc

— 987.50 Кб (Скачать)

       Анализ  теоретического исследования по проблеме формирования основ антинаркотических  установок, позволил составить ряд рекомендаций.

       Методические  рекомендации учителю по формированию основ антинаркотических установок  у младших школьников во внеклассной  работе в курсе ознакомления с  окружающим миром:

       - значительное количество часов  целесообразно посвятить формированию Здорового Образа Жизни в рамках, которого рассматривается профилактика вредных привычек у младших школьников;

       - планирование воспитательной работы  на основе диагностики уровня  сформированности основ антинаркотических  установок младших школьников во внеклассной работе;

       - диагностика педагогических знаний  родителей с целью выяснения  родительской позиции по исследуемой  проблеме;

       - формирование ключевых компетенций  школьников в интеллектуальной, коммуникационной, нравственной сферах;

       -развитие мотивационно-ценностных отношений к своему здоровью;

       -развитие  эмоциональной сферы школьника;

       - привлечение школьников к участию  в работе волонтёрской группы;

       - использование нетрадиционных эффективных  форм и методов по формированию  основ антинаркотических установок у младших школьников.

       В рамках формирующего этапа было проведено  родительское собрание по теме: «Дети  Кубани против наркотиков», на котором  были рассмотрены педагогические ситуации и даны родителям под рубрикой  «Знаете ли вы своего ребёнка».

  1. Понаблюдайте, с кем ваш ребёнок общается.
  2. Поговорите с ребёнком о его друзьях, об их взаимных интересах.
  3. Запишите несколько положительных качеств своего ребёнка.
  4. Отметить, как ребёнок ведёт себя в окружающих ситуациях.
  5. Уделить внимание тому, что вас настораживает в поведении ребёнка.
  6. Вспомнить, когда и за что вы хвалили своего ребёнка.
  7. Посоветовать, ребёнку завести дневник цветописи, в котором он будет ежедневно закрашивать квадратик, обозначающий день, в определенный цвет, соответствующий настроению. Постарайтесь определить причину того или иного настроения.

           Также родителям  был предложен тест, цель которого выявить вероятность предрасположенности младших школьников к потреблению одурманивающих веществ.

    1. Низкая  устойчивость к физическим перегрузкам  и стрессам.

    2. Неуверенность  в себе, низкая самооценка.

    3. Трудности  в общении со сверстниками  на улице.

    4. Тревожность,  напряженность в общении в  школе или училище.

    5. Стремление  к получению новых ощущений, удовольствия,

    причем  как можно быстрее и любым  путем.

    6. Избыточная  зависимость от друзей, легкая  подчиняемость

    мнению  знакомых, некритическая готовность подражать образу

    жизни приятеля.

    7. Отклонения  в поведении, вызванные травмами мозга, инфекциями либо врожденными заболеваниями, в том числе связанными с мозговой патологией.

    8. Непереносимость  конфликтов, стремление уйти в иллюзорный мир благополучия.

    9. Отягощенная  наследственность – заболевания  отца (матери)

    наркоманией или алкоголизмом.

           За каждый положительный  ответ на вопросы 1, 2, 3, 4 начислите по пять очков. За ответ «да» на любой из вопросов 6, 8 – по десять очков, а на вопросы 5, 7, 9 – по пятнадцать очков. За отрицательные ответы – 0 очков.

           Сумма менее 15 очков  означает, что несовершеннолетний в «группу риска» не входит.

           От 15 до 30 очков –  средняя вероятность вхождения в «группу

           риска», требующая  повышенного внимания к поведению подростка.

           При результате свыше 30 очков следует незамедлительно посоветоваться с педагогом, врачом, работником подразделения милиции

           по предупреждению правонарушений несовершеннолетними. (Приложение № 5)

       Для работы с младшими школьниками были подготовлены волонтёры – старшеклассники, которые в период формирующего этапа  исследования помогали проводить внеклассные  занятия, мероприятия, направленные на формирование антинаркотических установок.

       Тематика  внеклассных занятий:

  1. Соблазны нашего времени.
  2. В жизни всё прекрасно – музыка, поэзия, театр и я не обойду их стороной.
  3. Твёрдый характер и сила воли – моя защита от вредных привычек.
  4. Добрые всходы.

       Внеклассные занятия по формированию антинаркотических установок сопровождаются разработкой и составлением памяток и заповедей для младших школьников.

       Чтобы помочь здоровью, каждый может сделать  следующее:

  • соблюдать простые правила гигиены;
  • стараться быть закалённым;
  • есть пищу, полезную для здоровья, овощи, фрукты, не употреблять то, что вредно;
  • стараться проводить свободное время на воздухе и в движении;
  • стараться больше узнать о здоровье и эти знания передать тем, кто рядом;
  • если любишь физкультуру, то постарайся помочь друзьям полюбить её;
  • старайся быть добрым и делай добрые дела.

       Волонтёры помогли:

  • устроить в классе «Дежурство по здоровью» - детский контроль за выполнением самых простых гигиенических правил;
  • вместе делать зарядку на переменах, «Пятиминутки здоровья» - беседы на различные темы о Здоровом Образе Жизни;
  • организовать уроки «Маленькая живая природа в каждом классе» и «Помогая, познай природу»;
  • организовать «Веселые переменки» - занятия с детьми физическими упражнениями, танцами и играми.

       Вместе  с волонтёрами ребята вывели заповеди Здорового Образа Жизни:

  • заниматься спортом – это значит быть здоровым и умом и телом;
  • уроки физкультуры – самый любимый урок, и я его не пропускаю;
  • закаляться нужно каждый день;
  • правильно питаюсь – отлично учусь;
  • ежедневно умываться, чистить зубы и купаться должен каждый;
  • курить – это плохо, и я не буду подражать другим;
  • рюмка вина или бутылка пива – это начало загубленной жизни, а я ещё молодой.

       Совместно с волонтёрами была разработана  памятка, которая осталась у каждого  учащегося:

  • не вступай в разговор с незнакомыми людьми;
  • не садитесь в машину к незнакомому человеку;
  • не принимайте угощение от посторонних людей;
  • не нюхайте, не пробуйте неизвестных веществ;
  • не причиняйте вред своему здоровью;
  • я умею сказать «нет» любой вредной привычке.

       Волонтёрская группа принимала участие в проведении классного часа, направленного на формирование антинаркотических установок (Приложение № 2, 3)

       Ведущим типом деятельности в младшем  школьном возрасте является игра. Именно в игре возникают реальные взаимоотношения. Эти отношения детей как партнёров, товарищей, выполняющих общее дело. Дети разговаривают о сюжете, распределяют роли, пытаюсь примерять к себе различные «Я».

       Используя метод сказкотерапии в работе с учащимися, постепенно развивали знания о мире и системе взаимоотношений в нем. Сказкотерапия способствовала образованию связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, перенос сказочных смыслов в реальность.

       Практика  показала, что использование игровой деятельности создает реальную возможность для формирования антинаркотических установок у младших школьников. Так, в игре по передаче клубка ниток, сопровождающейся высказываниями, дети могут пожелать человеку страдающему зависимостью от наркотических веществ и предложить ему пути выхода из этой ситуации. В этой игре школьники представляют, что они составляют одно целое, и каждый из них важен и значим в этом целом.

       Успешно проводилась межпредметная связь  с внеклассными занятиями по чтению. Мифы, поучительные произведения Джани  Родари «Рыбы», послужила примером правильного поведения в обществе малознакомых или не незнакомых людей.

       Включаясь в социально значимые проблемы, особенно совершая здравоохранительную деятельность, учащиеся духовно и интеллектуально обогащаются, получают заряд здоровья, усваивают опыт антинаркотического поведения.

       Школьники понимают то, что необходимо вести Здоровый Образ Жизни и приобщают к этому своих сверстников. У детей возникает желание выражать свои профилактические идеи в творчестве: тематические рисунки, проведение трененговых занятий, подготовка и проведение мероприятий.

       Интерес вызывают нетрадиционные формы обучения и воспитания, адоптированные к начальной  школе. Так, например, была проведена ситуационная игра «Спасибо, нет!» направленная на развитие независимости и ответственности, умения отказать и ограничить себя от сомнительных удовольствий. ( Приложение № 6)

       Успешно прошёл утренник «Здоровый Образ  Жизни», в котором участвовали  почти все ученики класса и  волонтёры. Педагогическая ценность этого  мероприятия заключалась в формировании жизненного стиля с доминированием ценностного отношения к своему здоровью, пропаганде Здорового Образа Жизни. (Приложение № 4)

         Изучая особенности формирования  антинаркотических установок у  младших школьников, необходимо закреплять уже имеющиеся признаки нравственного поведения ребёнка, долю его ответственности за свои поступки. Результат собственных усилий ребёнка непременно проявляется в его поведении в окружающем мире. Для того чтобы основы антинаркотических установок закрепились, школьникам была предложена следующая форма ведения дневника:

  1. Что я сделал сегодня хорошего?
  2. Что я сделал сегодня плохого?
  3. Что мне необходимо исправить и как это сделать?

       Среди представлений детей об антинаркотических  установках особое значение придавалось  знаниям об эмоциональных реакциях людей на внимание, заботу, милосердие. Этому способствовали профилактические рассказы, беседы, примеры, подражательство.

       Волонтёры подготовили картотеку по антинаркотической  литературе. (Приложение №7)

       В формировании первичных антинаркотических установок у младших школьников большое значение придавалось развитию их внутреннего потенциала. Работая с волонтёрами над данной проблемой, были определены формы и методы работы волонтерской группы по формированию антинаркотических установок, которые представлены в таблице. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         Таким образом, использование эффективных форм и методов формирования антинаркотических установок в курсе ознакомления с окружающим миром показало, что в нём заложены большие возможности для работы волонтеров в этом направлении. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Работа волонтёров в формировании антинаркотических установок у младших школьников