Работа волонтёров в формировании антинаркотических установок у младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 11:36, дипломная работа

Описание работы

Определить наиболее эффективные формы и методы работы волонтерской группы по формированию антинаркотических установок в образовательном поле начальной школы.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы волонтерской деятельности в профилактике наркомании 7
1.1 Волонтёрское движение как форма воспитательной работы 7
1.2 Цели и задачи работы волонтеров в формировании антинаркотических установок у школьников 13
Глава 2. Психолого - педагогические основы организации антинаркотической деятельности в начальной школе 17
2.1 Антинаркотическая деятельность волонтёров в образовательном поле начальной школы 17
2.2. Условия успешности формирования антинаркотических установок в начальной школе 22
2.3Основные формы, методы и приёмы работы волонтёров в формировании антинаркотических установок у младших школьников 29
Глава 3. Опытно – экспериментальное исследование работы волонтёров в формировании антинаркотических установок у младших школьников 35
3.1 Констатирующий этап: исследование уровня сформированности антинаркотических установок младших школьников 36
3.2 Формирующий этап: проведение внеклассных занятий с целью формирования антинаркотических установок младших школьников 44
3.3 Контрольный этап: проведение повторного исследования уровня сформированности антинаркотических установок младших школьников 54
Заключение 60
Список используемой литературы. 62
Приложение……………………………………………………………………........64

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ.doc

— 987.50 Кб (Скачать)

3.3. Контрольный этап: проведение повторного исследования уровня сформированности антинаркотических установок младших школьников 

Использование описанных выше форм и методов  по формированию основ антинаркотических установок у младших школьников во внеклассной работе в курсе ознакомления с окружающим миром, их фрагментарное апробирование на практике, позволило сделать вывод о практической ценности проведенной работы.

       Волонтёры разработали необычную анкету, которая была проведена в экспериментальном и контрольном классах.

       Анкета.

  1. Какой ты сейчас? ( Раскрой свои ресурсы, твои потребности, ценности)
  2. Каким ты  хочешь стать? ( Чтобы ты хотел изменить в себе?)
  3. Ты готов сделать свой выбор в жизни?
  4. Ты умеешь добиваться своей цели?
  5. Что ты хочешь научиться делать хорошо?
  6. Можешь ли ты публично выступать, владеешь ли навыками ораторского искусства?
  7. Умеешь ли ты вести диалог со своими сверстниками?
  8. Можешь ли ты вдохновить других и организовать полезное дело?
  9. Проявляешь ли ты лидерские качества?
  10. Каким ты стал? Оцени себя!

       Повторное тестирование показало положительную динамику по формированию основ антинаркотических установок у младших школьников экспериментального класса и незначительные изменения в контрольном классе. (Таблица №4)

       Результаты  повторного тестирования проведенного в экспериментальном 2-Б классе.

Ф И О 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
  1. 1
Атаян А. 1 0 1 1 1 0 1 0 1 1 С
Бедловский  Д. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 0 В
Березовская Е. 1 1 0 0 1 0 0 0 0 1 Н
Бимберин С. 0 0 1 0 0 1 1 0 1 1 С
Божков Л. 1 1 1 0 0 1 1 0 0 0 С
Брысин В. 1 0 1 1 1 1 1 1 1 1 В
Великанова  Д. 0 0 1 1 0 0 1 0 0 1 Н
Виноградова Э. 1 0 1 1 0 1 1 0 1 0 С
Гургенишвили  К. 1 0 1 1 0 1 1 0 0 1 С
Жирова В. 1 1 1 1 0 1 1 1 0 1 С
Захарченко  Е. 1 1 1 1 0 1 1 1 1 1 В
Истамилова  Э. 1 0 1 1 0 1 1 0 1 0 С
Матиташвили М. 1 1 1 1 1 0 1 1 1 1 В
Мельничук Н. 1 0 1 0 1 0 1 0 1 1 С
Митюкова Е. 1 0 1 1 0 1 0 0 0 0 Н
Мхитарян К. 0 0 1 0 1 0 0 1 1 0 Н
Новиков Г. 0 1 1 0 0 1 1 1 0 1 С
Пархоменко  Я. 0 1 1 1 0 1 1 0 0 0 С
Пашко А. 1 0 1 1 1 1 1 1 1 1 В
Рукавица Д. 1 1 1 1 0 1 1 1 1 1 В
Самелик Е. 1 0 1 1 0 0 1 0 1 1 С
Чёрная Ю. 1 0 1 1 0 1 1 1 1 1 С
 

       Результаты  повторного тестирования проведенного в контрольном 2-А классе.                             ( Таблица № 5)

Ф И О 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
1 Анокина Е. 0 1 1 0 1 0 1 1 0 1 С
2 Архипова Э. 1 0 1 0 1 1 0 0 0 1 С
3 Ахметов Р. 1 0 1 1 0 0 0 1 1 0 С
4 Белай О. 0 1 1 1 0 0 1 0 0 0 Н
5 Букач Д. 1 0 1 0 0 1 0 1 1 1 С
6 Бушля А. 1 0 1 1 0 0 0 1 0 0 Н
7 Выходцев В. 1 0 1 1 1 0 0 0 0 0 Н
8 Зюрин И. 1 0 0 0 1 1 1 0 0 1 С
9 Кияшко А. 1 1 1 0 0 0 1 1 0 0 С
10 Коворотный  В. 0 0 1 1 0 1 0 0 1 0 Н
11 Лемешко С. 0 1 1 0 0 1 0 0 1 0 Н
12 Мамедова М. 1 0 1 1 0 0 1 0 0 1 С
13 Мордвинова  Е. 1 1 1 0 0 1 0 1 0 0 С
14 Пешков С. 1 0 1 1 0 0 1 0 1 0 С
15 Проченко Н. 0 1 1 0 0 0 0 1 0 0 Н
16 Реброва А. 1 1 1 1 1 0 0 0 1 0 С
17 Ромашкин Е. 1 1 1 1 1 0 1 1 1 1 С
18 Советкина А. 0 1 1 0 0 1 0 0 0 1 Н
19 Строцкая Е. 1 0 0 0 1 0 0 0 1 0 Н
20 Ступников Д. 0 1 1 0 0 0 1 0 1 1 С
21 Торчинская  Н. 1 1 1 1 0 0 1 0 0 0 С
22 Уколова А. 1 0 1 1 1 1 1 1 1 1 С
23 Филипенко Е. 0 1 1 1 0 0 1 0 1 0 С
24 Хашабов А. 0 1 1 0 0 1 1 0 1 1 С
25 Щукина А. 1 1 0 1 0 1 0 0 1 0 С
26 Яриш Е. 1 1 1 0 1 0 0 1 0 1 С
 

       Также контрольное тестирование позволило сделать вывод о том, что у учащиеся экспериментального класса произошла резкая переориентация в сторону общественно-значимых проблем по сохранению здоровья, социальной адаптации и позитивного поведения.

       Школьники активнее стали участвовать во внеклассных мероприятиях, посвященных  Здоровому Образу Жизни. У большинства школьников экспериментального класса сформировались такие качества личности как коммуникабельность, позитивные установки в общении, эмпатичность, поведение на основе антинаркотических установок. Многие школьники выразили желание быть волонтёрами. С помощью волонтёрской группы школьники прошли маршрут развития личности.

  1. Познай себя!
  2. Поставь цель!
  3. Найди свой путь к успеху!
  4. Совершенствуй свой характер!
  5. Найди себя!

       Уровни  сформированности антинаркотических  установок отражены в диаграмме. 

         
 
 
 
 

         
 
 
 
 
 
 
 

         
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Исследование  позволяет сделать вывод о  том, что у значительной части  младших школьников может быть сформирован  достаточно высокий уровень антинаркотических установок и опыта антинаркотического поведения, если в процессе обучения центральное место отводится работе волонтерской группы и реализуется система эффективных методических проёмов, направленных на развитие антинаркотических установок у младших школьников 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Заключение

       Проведённый психолого-педагогический анализ работы волонтёров в формировании антинаркотических установок, оценка их современного состояния в науке и практике, авторская опытно-экспериментальная оценка подтвердили необходимость и своевременность углубленного научного интереса к проблеме.

       Сегодня проблема формирования антинаркотических  установок среди младших школьников, посредствам работы волонтёров, является особенно актуальной. Ведь формирование антинаркотических ориентаций в воспитании и обучении младших школьников подчиняется общим закономерностям функционирования эмоциональных процессов. Формирование антинаркотических установок требует особого мастерства волонтёра, способного заглянуть во внутренний мир школьника, оценить происходящие там процессы. Главным звеном этого процесса становятся восприятие и оценка особенностей поведения школьника в различных ситуациях, характера его переживаний, вызванных тем или иным явлением, о чем можно судить по эмоциональным проявлениям (мимике, интонации). Способность к оценке психологического состояния ребенка, подростка, необходима всем, и в первую очередь родителям, учителям и волонтёрам, участвующим в формировании антинаркотических установок.

       Проведённый педагогический эксперимент позволяет сделать следующие выводы:

  • антинаркотические установки целесообразно представлять в конкретной форме антинаркотического просвещения, представленного на доступной младшим школьникам деятельности;
  • младший школьный возраст наиболее благоприятен для целенаправленного формирования основ антинаркотических установок и их принятие в окружающем мире;
  • ознакомление с окружающим миром нацелено не только на познавательное, но и на эмоциональное изменение поведения младших школьников;
  • антинаркотические ориентации формируют ключевые компетенции младших школьников в нравственной сфере и ставят сознание школьников на прочный фундамент деятельно-практического, эмоционально-чувственного отношения к окружающему миру;
  • проблема формирования основ антинаркотических установок среди младших школьников, является комплексной и должна решаться в единстве задач, содержания и методов организации;
  • эффективность этого процесса обеспечивается благодаря созданию целостной системы воспитания  включающей нетрадиционные методы и формы работы волонтёров;
  • результаты практической части работы подтвердили гипотезу исследования о том, что использование наиболее эффективных форм и методов работы волонтёров способствуют успешному формированию антинаркотических установок у младших школьников.

           Прикладная значимость работы заключается в систематизации и обобщении имеющихся в психолого-педагогической науке точек зрения по проблеме антинаркотического воспитания посредствам волонтёрской группы. Практическая ценность исследования подтверждается положительной динамикой показателей по формированию основ  антинаркотических установок  младших школьников экспериментального класса 2 «Б» МОУ гимназии № 88.

           Перспектива исследования заключается в совершенствовании  методов и приёмов формирования основ антинаркотических установок во внеклассной работе. 

Список  используемой литературы

  1. Алексеев О. Третий сектор или благотворительность для «чайников». – М.:ВВС МРМ, 1997.-191 с.
  2. Бедерханова В.П. «Как уберечь ребёнка от беды» Краснодар: 2006
  3. Бедерханова В.П. «Волонтёрское движение – шаг за шагом» Краснодар: 2006
  4. Бедерханова В.П. «Организация работы по профилактике наркомании среди молодёжи» Краснодар: 2006
  1. Березина С.В. «Предупреждение подростковой и юношеской наркомании». Издатель Институт Психотерапии, 2001 – 256с.
  1. Битянова М.Р. Социальная психология. - М.: Международная педагогическая академия, 1994.- 106 с.
  2. Вербицкий А. Фандрейзинг для развития (привлечение ресурсов из местных источников). Пособие для тренеров.- М.: Благотворительный фонд «Сопричастность», 1998. – 107 с.
  3. Джинотт Х.Дж. Групповая психотерапия с детьми.- М.: 2001г.
  4. Добровольцы: Как их найти. Как их удержать. 2-е изд. М.:- ПО «Радуга», 1994.- 44 с.
  1. Еникеева Д.Д. «Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков». Учебное пособие – М.: Издательский дом « Академия», 2001 – 144с.
  1. Журнал «Воспитание школьников», М.: 2005 № 4
  2. Коробкина В.А. Попова «Профилактика наркотической зависимости у детей и молодёжи» 2-е издание М.: Издательский дом «Академия», 2004.- 192с.
  1. Люди помогают людям. Книга о добровольцах. – М.: РИА Новости, 1995. – 46 с.
  1. Маккарлей С. и Линч Р. Основы руководства добровольцами. – М.: ПО «Радуга»,1994.- 64 с.
  1. Миронов Е. «Прощайте, наркотики!». СПб.: Издательство «Питер», 2001 – 192с.
  1. Нечаев М.П. «Диагностика воспитанности школьников» М.: 2006
  2. Попов В.А. Социально – педагогические основы предупреждения отклоняющегося поведения несовершеннолетних и молодёжи// Основы социальной педагогики: Курс лекций. – Владимир, 1995.
  1. Развитие человеческих  ресурсов. Вторая ежегодная конференция 4-7 октября 1995г. в Ярославле. – М.: Педагогическое объединение «Радуга», 1995.- 152 с.
  1. Сердюкова И.Б. «Наркотики и наркомания». «Серия панацея» Ростов-на-Дону. Издательство «Феникс»,2000 – 256с.
  1. Слабжанин Н.Ю. Добровольцы в вашей организации. Практическое пособие.- Новосибирск: МОФ СЦПОИ, 1997, 76 с.
  1. Стратегия 2010: улучшить жизнь уязвимых людей, мобилизуя силы добра и гуманизма. Международная Федерация Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, 2001. 36 с.
  2. Федеральный закон РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11 августа 1995 года
  3. Федеральный закон РФ «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 года
  4. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? – М.: 2001г.   

Информация о работе Работа волонтёров в формировании антинаркотических установок у младших школьников