Работа волонтёров в формировании антинаркотических установок у младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 11:36, дипломная работа

Описание работы

Определить наиболее эффективные формы и методы работы волонтерской группы по формированию антинаркотических установок в образовательном поле начальной школы.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы волонтерской деятельности в профилактике наркомании 7
1.1 Волонтёрское движение как форма воспитательной работы 7
1.2 Цели и задачи работы волонтеров в формировании антинаркотических установок у школьников 13
Глава 2. Психолого - педагогические основы организации антинаркотической деятельности в начальной школе 17
2.1 Антинаркотическая деятельность волонтёров в образовательном поле начальной школы 17
2.2. Условия успешности формирования антинаркотических установок в начальной школе 22
2.3Основные формы, методы и приёмы работы волонтёров в формировании антинаркотических установок у младших школьников 29
Глава 3. Опытно – экспериментальное исследование работы волонтёров в формировании антинаркотических установок у младших школьников 35
3.1 Констатирующий этап: исследование уровня сформированности антинаркотических установок младших школьников 36
3.2 Формирующий этап: проведение внеклассных занятий с целью формирования антинаркотических установок младших школьников 44
3.3 Контрольный этап: проведение повторного исследования уровня сформированности антинаркотических установок младших школьников 54
Заключение 60
Список используемой литературы. 62
Приложение……………………………………………………………………........64

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ.doc

— 987.50 Кб (Скачать)

       В процессе антинаркотического воспитания у каждого человека постепенно складываются собственные представления о том, какая деятельность для него приемлема, а какая нет, при этом формируются соответствующие установки.

       Установка – по Д. Узнадзе, готовность, предрасположенность субъекта к восприятию будущих событий и к действиям в определенном направлении; обеспечивает устойчивый целенаправленный характер протекания соответствующей деятельности, служит основой целесообразной активности человека.

       Установка имеет важное функциональное значение: это состояние готовности позволяет эффективнее выполнять соответствующее действие. Однако иногда механизмы установки могут ввести в заблуждение. Именно «ошибки установки», проявляющиеся в ошибочных действиях, восприятиях или оценках, относятся к её самым выразительным проявлениям.

       Это понятие занимает очень важное место  – видимо, потому, что явления  установки пронизывают практически все сферы психической жизни.

       Установка – не частный психологический  процесс, но нечто целостное, носящее центральный характер. Это проявляется и в том, что установка, будучи сформированной в одной сфере, переходит на другие. Установка возникает при взаимодействии индивида со средой, при «встрече» потребности с ситуацией её удовлетворения; на базе установки, выражающей состояние всего субъекта как такового, деятельность может быть активизирована помимо участия его эмоциональных и волевых актов.

       В социальной психологии установку используют при изучении:

       1) отношений личности как члена группы к некоторым социальным объектам;

       2) механизмов саморегуляции, устойчивости  и согласованности социального  поведения;

       3) процесса социализации и изменения установки – например, под влиянием пропаганды, а также при прогнозировании возможных форм поведения личности в определенных ситуациях.

       Основные  функции установки таковы:

    1. Установка определяет устойчивый, последовательный, целенаправленный характер протекания деятельности, выступает как механизм стабилизации, позволяющий сохранять её направленность в непрерывно изменяющихся ситуациях;
    2. Установка освобождает субъекта от необходимости принимать решения и произвольно контролировать протекание деятельности в стандартах, ранее встречавшихся ситуациях;
    3. Установка может выступать и как фактор, обусловливающий инертность, косность деятельности, затрудняющий приспособление к новым ситуациям.

       Смысловые Установки – проявляющееся в  деятельности отношение личности к  объектам, имеющим личностный смысл. По своему происхождению они производны от установок социальных и содержат:

       1) информационную компоненту – взгляды на мир и образ того, к чему стремится человек;

       2) эмоционально – оценочную компоненту  – антипатии и симпатии по  отношению к значимым объектам;

       3) поведенческую компоненту – готовность действовать по отношению к объекту, имеющему личностный смысл.

       Функции Смысловой Установки таковы:

  1. Функция инструментальная: индивид приобщается к системе норм и ценностей данной социальной среды;
  2. Функция самозащиты: она помогает сохранить статус-кво личности в напряженных ситуациях;
  3. Функция ценностно – экспрессивная: она способствует самоутверждению личности;
  4. Функция познавательная: она выражается в стремлении личности привести в систему содержащиеся в них личностные смыслы знаний, норм или ценностей.

       При правильном воспитании сферы антинаркотических установок и способы их удовлетворения, присущие конкретному человеку, устойчивы, внеситуационны. Устойчивы и соотношения между ними. Изменения условий жизни лишь модифицируют антинаркотические установки, но не нарушают. И в любой ситуации человек остается самим собой, сохраняя свойственную ему направленность интересов, свойственные ему виды деятельности, общий характер отношения к окружающему. Способность преобразовывать окружающую действительность (овладение знаниями, умениями, навыками) школьник приобретает в ходе обучения, способность же оценивать значение конкретных действий к окружающим людям и обществу в целом, он приобретает в ходе воспитания. В процессе целенаправленного восприятия формируются антинаркотические установки у школьников. При этом происходят следующие процессы:

       1) восприятие и запоминание сведений полученных при общении;

       2) осознание и переживание изложенной ситуации волонтёрами, выработка положительной или отрицательной её оценки благодаря соотнесению с уже сложившейся системой установок;

       3) возникновение чувства личной причастности к этой ситуации, его личной значимости;

       4) формирование побуждения действовать в определенном соответствии с этим личностно значимым явлением;

       5)формирование  позитивных антинаркотических установок;

       6) невозможность поступать иначе.

       Все, что относится к собственно обучению и его результатам - знаниям, умениям, навыкам, находится на уровне начальных из перечисленных выше процессов. Воспитательное же значение имеет все то, что переходит на следующие этапы. Школьник приобретает определенную жизненную установку, в той или иной степени сказывается на характере его отношения к окружающей действительности, к событиям, явлениям, поступкам других людей и т. д., начинает направлять его поведение. Кроме того, к функции воспитания относится и выработка у школьника способности к оценке избираемого способа деятельности с точки зрения потребностей других людей. Например, все безнравственные установки безнравственны именно потому, что при этом ущемляются законные интересы других людей, общества. Таким образом, оценке в ходе воспитания подвергается не техническая сторона деятельности, а ее направленность. Результаты воспитания - нравственные установки школьника - могут проявляться в самых разнообразных жизненных ситуациях как нечто постоянное, лично ему присущее, тогда как результаты обучения - умение действовать тем или иным способом, использовать полученные знания, умения, навыки - могут в зависимости от ситуации, жизненного опыта изменяться, модифицироваться, совершенствоваться. [16,c.5]

       Если  учебная ситуация может рассматриваться как одномерная, то воспитательная ситуация всегда многомерна.

       Для эффективного антинаркотического воспитания необходима личностно значимая информация, так или иначе соотносимая с уже сложившейся системой установок ребенка и сформировавшимися способами их удовлетворения. Поэтому в процессе антинаркотического воспитания для обеспечения его эффективности необходимо специально развивать у ребёнка позитивные жизненные установки, личностной причастности к событиям окружающей действительности.

       Работа  волонтёров в формировании антинаркотических  установок становится важным показателем  в развитии и становлении здорового образа жизни у младших школьников. Вместе с тем работа волонтёров может испытывать объективные и субъективные трудности. [3,c.65]

       Объективные трудности заключаются в том, что между воспитательным воздействием и его результатом нередко проходит довольно значительный период. Причинно - следственная связь не всегда прослеживается и поэтому порой нелегко однозначно определить являются ли наблюдаемые изменения в поведении школьника следствием направленных усилий волонтёров или же результатом каких-либо иных, быть может, случайных или нежелательных, факторов.

       Ведь  формирование антинаркотических установок требует особого мастерства волонтёра, способного заглянуть во внутренний мир школьника, оценить происходящие там процессы. Главным звеном этого процесса становятся восприятие и оценка особенностей поведения школьника в различных ситуациях, характера его переживаний, вызванных тем или иным явлением, о чем можно судить по эмоциональным проявлениям (мимике, интонации). Способность к оценке психологического состояния ребенка, подростка, необходима всем, и в первую очередь родителям, учителям и волонтёрам, участвующим в формировании антинаркотических установок.

       Субъективные  трудности работы волонтёров заключаются в том, что не всегда взрослые люди являются достойным пример для подражания. Профилактика наркомании должна начинаться с дошкольного возраста. Если в семье ребенок в детские годы не усвоил определенные позитивные установки жизни в обществе («Что такое хорошо и что такое плохо»), то в определенной ситуации нарушается формирование и дифференцирование сложных поведенческих актов у дошкольника, что может выразиться в определенных эмоциональных реакциях таких, как протест, демонстративное поведение, озлобленность. Однако наиболее важный этап формирования антинаркотического, воспитания это школьный возраст. Образовательное поле школы как социального института обладает рядом уникальных возможностей для успешного формирования антинаркотических установок, а именно:

    • прививать учащимся навыки здорового образа жизни в процессе обучения и осуществлять контроль над их усвоением;
    • влиять на уровень притязаний и самооценку детей;
    • осуществлять совместную работу с семьей ребенка для контроля над ситуацией;
    • привлекать к профилактической работе различных специалистов: медиков, психологов, социальных педагогов.
    • обучать и привлекать к профилактической работе волонтёров.
    • детям и взрослым следует предоставлять объективную информацию о наркотиках, их воздействии на человека и последствиях применения с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
    • понимание детьми сущности наркомании должно идти параллельно с формированием устойчивых антинаркотических установок негативного личностного отношения к наркотическим веществам и навыков межличностного общения со сверстниками и взрослыми, умение справляться с конфликтами, управлять эмоциями и чувствами.
    • Учащиеся должны приобрести опыт решения своих проблем без помощи наркотиков, научится бороться с наркотическими увлечениями близких и друзей.
    • В борьбе с наркотиком ребенок, родители, учителя и волонтёры должны быть едины.

       Профилактика  и предупреждение склонности к употреблению наркотиков важный фактор в формировании антинаркотических установок. Именно младшие школьники, в силу возрастных особенностей, нуждаются в развитии нравственного и психологического иммунитета, в серьезном и осторожном разговоре о наркотиках. [27,c.56] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       2.3. Основные формы, методы и приёмы работы волонтёров в формировании антинаркотических установок у младших школьников

       Школа становится для многих ребят первым местом, где они могут быть членами относительно стабильного коллектива.

       Задача развития у учеников начальной школы навыков общения, взаимодействия и сотрудничества с ровесниками чрезвычайно важна. Решать её необходимо с максимальной интенсивностью, сразу после поступления детей в школу, чтобы избежать формирования и закрепления отрицательных стереотипов, в том числе и наркотических. [26,c.80]

       В центре внимания должно стоять воспитание у детей доброжелательного отношения  к сверстникам, эмоционального принятия их, готовности прийти на помощь, умения находить конструктивные решения.

       Ко  времени вступления в волонтёрскую группу младшие школьники должны быть знакомы с важнейшими направлениями деятельности волонтёрской работы, иметь достаточный запас знаний по здоровому образу жизни, эффективные антинаркотические установки, ценностное отношение к собственному здоровью, готовность заботиться о нём и укреплять его.

       Выбор содержания, форм и методов профилактической работы волонтёров может быть определен следующими принципами

(по М. М.Безруких):

    • возрастным соответствием - содержание, формы и методы должны соответствовать возрастным возможностям и особенностям развития детей;
    • опережающим воздействием - ранняя профилактика должна носить опережающий характер. Формирование устойчивости к негативному воздействию одурманивающих веществ должно осуществляться заблаговременно, предваряя реальное приобщение ребенка к ним;
    • комплексностью - у детей необходимо сформировать представление об опасности любых форм употребления одурманивающих веществ. Дети должны быть твердо убеждены, что нет безвредных форм наркотизации. Любые одурманивающие вещества - алкоголь, никотин, наркотики - чрезвычайно опасны для здоровья;
    • альтернативностью - ранняя профилактика должна носить альтернативный характер. Ее основная задача - не столько предотвратить реальное приобщение к одурманивающим веществам, сколько сформировать у ребенка полезные поведенческие навыки и установки, обеспечивающие его эффективную социальную адаптацию. Конечно, важно сформировать у ребенка представления о недопустимости употребления наркотических и токсикоматических веществ, но не менее важно показать, как без помощи химических стимуляторов можно сделать свою жизнь интересной и счастливой;
    • «запретной» информацией - при организации профилактической работы следует соблюдать принцип «запретной» информации. Это значит, что нужно полностью исключить сведения, способные провоцировать интерес детей к одурманивающим веществам, например рассказ о «привлекательных» свойствах этих веществ или о способах их применения. Не следует обсуждать с детьми те аспекты наркотизации, которые неактуальны для их возраста. Например, это ситуации, связанные с использованием наркотиков. Если нет каких-то особенных обстоятельств (кто-то в классе уже сталкивался с людьми, использующими наркотические вещества), акцентировать внимание детей на этой теме не стоит. С детьми нужно говорить только о том, что они уже наблюдали в своей жизни.

Информация о работе Работа волонтёров в формировании антинаркотических установок у младших школьников