Автор: I*********@mail.ru, 24 Ноября 2011 в 17:34, курсовая работа
Учитывая, актуальность этой проблемы, была выбрана данная тема и выдвинута следующая гипотеза: чем благоприятней социально-психологический климат в коллективе, тем ниже уровень конфликтности в нём.
Согласно выдвинутой гипотезе, были определены задачи исследования:
анализ литературы, изучающей теоретические основы этой проблемы;
определение уровня социально-психологического климата коллектива;
определение уровня развития конфликтности в коллективе;
выработка рекомендаций для членов коллектива, способствующих созданию оптимальных условий для педагогической деятельности.
Введение. 2
Психологические аспекты управления конфликтами.
Понятие конфликта. 5
Типология конфликтов. 6
Динамика конфликтов. 9
Психологические аспекты управления конфликтом.
1.4.1. Тактика и типовые навыки поведения руководителя в
конфликтной ситуации. 14
1.4.2. Этапы и последовательность оптимального управления
конфликтом. 20
1.4.3. Способы управления конфликтами. 25
Деятельность заведующей стационарного отделения ГОУ СО «Центр социальной помощи семье и детям «Гименей» при разрешении
конфликтов в педагогическом коллективе.
Общая характеристика учреждения. 29
Система управления организации. 34
Практическая деятельность заведующей стационарного отделения
при управлении конфликтами. 35
Рекомендации по понижению конфликтности и повышению сплоченности коллектива. 38
Заключение. 41
Список литературы.
Позволяют разоблачить, дискредитировать соперника, применившего их. Ими бывают:
Еще
хотелось порекомендовать руководителю
обращать внимание на человеческий фактор,
человек не может быть роботом
и над этим нужно иногда задумываться.
Заключение.
Конфликтные ситуации и конфликты — это сложные социально-психологические явления, активно влияющие на морально-психологический климат коллектива. В ходе их возникновения и развития изменяется система отношений и ценностей. Люди как бы по-другому начинают воспринимать реальность, совершать действия-, которые для них несвойственны. Конфликты сопровождаются обилием отрицательных эмоций, стрессов и потерь.
Умение вести себя в конфликтных ситуациях необходимо для руководителя любого уровня. Он должен хорошо представлять себе истинные причины конфликтов, динамику их развития, уметь предвосхищать возможные действия противоборствующих сторон, выступать в качестве посредника, а при непосредственном вовлечении в конфликт действовать четко и решительно, умело управляя ситуацией.
Овладение технологией работы с конфликтами и ее практическое применение предъявляют высокие требования к личности руководителя, его конфликтологической компетентности, которая представляет собой комплекс взаимосвязанных знаний, навыков и умений, качеств, приобретенных как в процессе изучения одной из отраслей научных знаний — конфликтологии, так и в практической деятельности по предупреждению, урегулированию и конструктивному разрешению конфликтов.
Основой
конфликтологической
Проблема формирования педагогического коллектива стояла остро всегда. Ещё острее стоит вопрос о создании в нём такого настроения, чтобы воспитательный процесс был эффективным.
Психологический климат коллектива педагогов, прежде всего, проявляется в настроении его членов и, как было показано выше, определяет их работоспособность, психологическое и физическое самочувствие формируют эмоциональный настрой и работоспособность воспитанников. Следствием нормативного рабочего самочувствия на мероприятии является чувство единства с теми, кому даёшь урок.
К числу условий, зависящих от самого воспитателя, относятся психологическая установка и эмоциональный настрой. Психологическая установка создаётся тем, что воспитатель мысленно представляет себе группу и объект работы. Эмоциональный настрой – это активизация чувств, обусловленных содержанием учебного материала данного урока. Массовое обследование показало, что эмоциональный настрой нужен всем воспитателям и мл. воспитателям. Если воспитатель не успеет перед занятием (мероприятием) вызвать у себя эмоциональный настрой, соответствующий теме, то привычные хорошие и правильные слова не захватят воспитанников, не вызовут ответных чувств, занятие станет формальной передачей информации.
Однако на создание рабочего самочувствие влияют и условия, не зависящие от воспитателя. Здесь уместна аналогия между трудом педагога и актёра. Бережное отношение к самочувствию актёра перед спектаклем стало общепринятым законом: тот момент, когда актёр «священнодействует» с гримом, костюмом, готовясь к выходу на сцену, «вход постороннему за кулисы запрещён».
Роль педагога нисколько не легче, чем роль актёра. Более того, педагог - и сценарист, и режиссёр, и декоратор, и главное действующее лицо своего мероприятия. Бывают такие сложные занятия и такие индивидуальные особенности педагога, когда перед мероприятием требуется не мнимая, а настоящая изоляция.
Бережное отношение к самочувствию педагога на занятии возможно в условиях творческой атмосферы в центре, благоприятных взаимоотношений в педагогическом коллективе.
В конечном итоге настроение педагогов определяется всегда особенностями руководства центра. Возможности руководителей центра в управлении эмоциональной атмосферой педагогического коллектива очень велики.
Одной
из главных социально-
Итак, эмоциональное благополучие педагога в коллективе во многом определяется стилем руководства данным коллективом со стороны администрации.
Психологический климат коллектива также зависит от отсутствия или наличия в нём творческой атмосферы.
Творческий
рост педагога может отвечать требованиям
сегодняшнего дня лишь при условии,
если в его основе лежит поиск
наиболее эффективных методов работы,
вытекающий из стремления личности к
самосовершенствованию. Но руководителю
центра становится всё труднее следить
за последними новинками педагогической
науки и практики. Поэтому, видимо, главная
функция руководителя центра должна заключаться
не только в научно-методическом просвещении
педагогов (хотя эта функция не теряет
своей актуальности), а в создании в коллективе
такой атмосферы, которая побуждает каждого
работника неустанно повышать свой теоретический
уровень и педагогическое мастерство.
Список литературы.
1. Александрова
Е.В. Социально-трудовые конфликты: пути
их раз
решения/ Е.В. Александрова. М., 1993.
2. Андреев
В.И. Конфликтология: искусство спора,
ведения пере
говоров, разрешения конфликтов / В.И. Андреев.
М., 1995.
3. Большаков
А.Г. Конфликтология организаций: учеб,
пособие /
А.Г. Большаков, М.Ю. Несмелова. М., 2001.
4. ГришинаН.В. Психология конфликта/Н.В. Гришина. СПб., 2000.
5. Зайцев А.К. Социальный конфликт/А.К. Зайцев. М., 2000
6. Андреева Г.М, Социальная психология. — М.; Аспект-Пресс, 2003.
7. Парыгин В.Д. Основы социально-психологической теории. — М.: Мысль, 1971.
8. Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология. Избранные работы по социальной психологии. — М.,1994.
9. Лазурский А. Ф. Избранные труды по психологии. — М., 1997.
10. Мясищев В.Н. Психология отношений. — М., 1998.
11. МудрикА.В. Социальная педагогика. — 3-е изд. — М., 2002.
12. Шорохова Е.В. Социально-психологическое понимание личности // Методологические проблемы социальной психологии. — М., 1975.
13. Социальная психология для менеджеров. — Ростов н/Д, 2004.
14. Социальная
психология: учеб, пособие для вузов /Отв.
ред. А.Л. Журавлев. — М.: ПЕРСЕ, 2002.
Приложение №1
Тест на оценку уровня конфликтности личности.
а) нет; б) когда как; в) да.
а) да; б) затрудняюсь ответить; в) нет.
а) пацифист; б) принципиальный; в) предприимчивый.
а) часто; б) периодически; в) редко.
а) разработал бы программу работы коллектива на год вперёд и убедил бы коллектив в его целесообразности;
б) изучил бы кто есть кто и установил контакт с лидерами;
в) чаще бы советовался с людьми.
а) пессимизм; б) плохое настроение; в) обида на самого себя.
а) да; б) скорее всего да; в) нет.
а) да; б) скорее всего да; в) нет.
а) раздражительность; б) обидчивость; в) нетерпимость критики других.
а) независимый; б) лидер; в) генератор идей.
а) экстравагантным; б) оптимистом; в) настойчивым.
а) с несправедливостью; б) с бюрократизмом; в) с эгоизмом.
а) недооцениваю свои способности;
б) оцениваю свои способности объективно;
в) переоцениваю свои возможности.
а)
излишняя инициативность;
б) излишняя критичность;
в) излишняя прямолинейность.
Ключ.
А Б В
1. 1 2 3
2. 3 2 1
<Информация о работе Психологические аспекты управления конфликтами