Автор: I*********@mail.ru, 24 Ноября 2011 в 17:34, курсовая работа
Учитывая, актуальность этой проблемы, была выбрана данная тема и выдвинута следующая гипотеза: чем благоприятней социально-психологический климат в коллективе, тем ниже уровень конфликтности в нём.
Согласно выдвинутой гипотезе, были определены задачи исследования:
анализ литературы, изучающей теоретические основы этой проблемы;
определение уровня социально-психологического климата коллектива;
определение уровня развития конфликтности в коллективе;
выработка рекомендаций для членов коллектива, способствующих созданию оптимальных условий для педагогической деятельности.
Введение. 2
Психологические аспекты управления конфликтами.
Понятие конфликта. 5
Типология конфликтов. 6
Динамика конфликтов. 9
Психологические аспекты управления конфликтом.
1.4.1. Тактика и типовые навыки поведения руководителя в
конфликтной ситуации. 14
1.4.2. Этапы и последовательность оптимального управления
конфликтом. 20
1.4.3. Способы управления конфликтами. 25
Деятельность заведующей стационарного отделения ГОУ СО «Центр социальной помощи семье и детям «Гименей» при разрешении
конфликтов в педагогическом коллективе.
Общая характеристика учреждения. 29
Система управления организации. 34
Практическая деятельность заведующей стационарного отделения
при управлении конфликтами. 35
Рекомендации по понижению конфликтности и повышению сплоченности коллектива. 38
Заключение. 41
Список литературы.
Стационарное
отделение предназначено для
детей от 3 до 18 лет, попавших в трудную
жизненную ситуацию или оставшихся без
попечения родителей.
при управлении конфликтами.
При изучении социально-психологического климата в педагогическом коллективе использовались методики, которые были максимально приближены к условиям реальной деятельности воспитателя и мл. воспитателя, обеспечивали высокий уровень мотивации в условиях группового эксперимента, отвечали требованиями надёжности. Цель исследования состояла в том, чтобы определить уровень социально- психологического климата в коллективе. Так же исследование направленно на изучение сплоченности коллектива, от этого зависит уровень конфликтности и степень возможности управления конфликтами.
С целью получения таких данных был обследован коллектив стационарного отделения центра социальной помощи семьи и детям «Гименей». В эксперименте принимали участие воспитатели и мл. воспитатели с разным стажем работы и разных возрастов. Высшее образование имеют 3 человека, средне-специальное 4 человек, 1 - начальное профессиональное, 2 – среднее (полное) общее, остальные - студенты педагогических вузов.
В обследовании были использованы следующие методики:
1. Анкета на микроклимат в педагогическом коллективе, позволила определить мнение работников о состоянии сплоченности и микроклимата в стационарном отделении центра. Методика «Оценка психологического климата в педагогическом коллективе» позволила определить уровень социально-психологического климата в коллективе. Она также диагностирует уровень сформированности группы как коллектива и позволяет (при многократном исследовании) проследить динамику его развития.
2. Методика К.Н Томаса («Оценка способов реагирования в конфликте») позволила определить типичные способы реагирования на конфликтные ситуации (соперничество, сотрудничество, компромисс, избежание, приспособление). Эта методика позволяет также оценить степень адаптации каждого члена коллектива к совместной деятельности.
3. В исследовании были использованы также методика, определяющая склонность к внутри личностному конфликту «Тест на конфликтность» (Кноблоха-Фальконета) и оценивающая данный критерий по двум шкалам «эго хватание» и «гармоничность».
4. «Тест на оценку уровня конфликтности личности» позволил определить как в каждом отдельном случае, так и общий уровней конфликтности коллектива.
Итак, подведём итог проведённым исследованиям.
При диагностики уровня сформированности данной группы как коллектива был выделен коэффициент 14,3, определяющий степень благоприятности коллектива как среднюю.
ФИО участников исследования | Тест на оценку уровня конфликтности личности | Тест Кноблоха-Фальконетта (внутренняя конфликтность личности) | Оценка уровня социально-психологического климата |
1. Белоусова Ю.В. | 25 | Э-7, г-13 | +21 |
29 | Э-11, Г-9 | +4 | |
25 | Э-6, Г-14 | +4 | |
32 | Э-10, Г-10 | +7 | |
34 | Э-13,Г-7 | +3 | |
18 | Э-8, Г-12 | +13 | |
34 | Э-11,Г-9 | +15 | |
33 | Э-9,Г-11 | +20 | |
29 | Э-9,Г-11 | +25 | |
ИТОГО: | 25 | Э-5,Г-15 | +25 |
ОБЩИЙ ИТОГ: |
25,9-средний уровень конфликтности личности |
Э-75,Г-85 |
14,3-средняя степень благоприят-ности |
При
определении способов реагирования
в конфликте участники
По результатам методики, определяющей склонность к внутриличностному конфликту, были сделаны следующие выводы: люди, работающие в данном коллективе в основном спокойны, уверены в себе, их желания и стремления сбалансированы, наблюдается последовательность в поведении. Однако потребность в постоянной опёке наблюдается почти у 60 % учителей.
Общий уровень конфликтности в данном коллективе был определён как ниже среднего (25,9).
По результатам методики, определяющей склонность к внутриличностному конфликту, были сделаны следующие выводы: люди, работающие в данном коллективе в основном спокойны, уверены в себе, их желания и стремления сбалансированы, наблюдается последовательность в поведении. Однако потребность в постоянной опёке наблюдается почти у 60 % учителей.
Общий уровень конфликтности в данном коллективе был определён как ниже среднего (25,9).
С целью доказательства выдвинутой гипотезы, был вычислен коэффициент корреляции по Пирсону.
Формула:
R=1
- (6*∑d*d)/N*(N*N-1),
где d – разность между рангами по данным теста на оценку уровня конфликтности личности теста «Оценка уровня социально–психологического климата»,
N - количество ранжируемых значений, в данном случае количество испытуемых.
Коэффициент корреляции получился со знаком "-" – 0,32, что говорит о том, что увеличению числовых значений одного ряда соответствует уменьшение числовых значений другого ряда, т.е., чем выше уровень конфликтности в коллективе, тем ниже показатели социально – психологического климата (или, чем ниже уровень конфликтности, тем благоприятней социально – психологический климат). Уровень значимости (0,87) говорит о том, что данная связь с высокой вероятностью будет воспроизводиться в таких же экспериментах.
Таким
образом, можно сделать следующий
вывод: выдвинутая гипотеза подтвердилась.
Действительно, в коллективе, где благоприятны
условия для работы и самореализации и
уровень конфликтности ниже среднего.
Рассмотрев данную тему с практической стороны. Получив результаты исследования можно дать следующие рекомендации руководителю стационарного отделения Центра социальной помощи семье и детям «Гименей».
Во – первых, улучшение условий и оплаты труда работникам стационарного отделения;
Во – вторых, повышение условий самореализации в коллективе;
В – третьих, необходимость проведения групповых тренингов.
Так же нужно освоить некоторые правила общения с конфликтующими.
1. Проявляйте выдержку, учитывая, что в конфликтах «прорывается» наболевшее, ведите дело с максимальным тактом и осторожностью, чтобы не дать вовлечь себя в конфликт или усугубить его.
2. Выслушивайте обращающихся к вам, давайте высказаться до конца, полностью используйте терапевтический эффект возможности выговориться.
3. Не спешите
с выводами и обещаниями, не «рубите с
плеча»;
только выслушав другую сторону, проверив
все факты и утверждения, осмысливайте
ситуацию и принимайте соответствующие
меры.
4. Не переоценивайте
степень своей информированности, помните,
что эффективность коммуникации снизу
вверх (от подчиненных
к руководителям) составляет в среднем
всего лишь 10%.
5. Учитывайте психическое состояние человека, проявляйте сочувствие к нему, поскольку только на эмоциональном уровне можно зачастую убедить человека, исчерпать причины многих конфликтных ситуаций.
6. Четко определите обсуждаемые положения, исключите подмену предмета спора.
7. Обеспечивайте достаточность, открытость и непротиворечивость аргументов для доказательства своих тезисов.
8. Принимайте отдельные доводы конфликтующих, которые могут стимулировать их к открытию позиции.
9. Поощряйте
активность со стороны конфликтующих
с помощью
уточняющих вопросов и обращений за советом.
10. Тактично объясняйте характер ошибочных умозаключений.
11. Уточняйте высказывания, повторение аргументов и резюмирование.
12. Не допускайте нападок на личностные особенности оппонентов.
13. Давайте оппонентам возможность «сохранить свое лицо».
14. Используйте для убеждения конфликтующих «метод Сократа», заключающийся в постановке серии вопросов, на которые можно ответить только утвердительно и однозначно.
15. При необходимости ссылайтесь на авторитеты, которые для данного случая могут служить доказательством.
16. Используйте обороты речи, действующие не только на сознательном, но и на подсознательном уровне.
Если руководитель будет правильно реагировать на конфликт и уметь им управлять, то его можно избежать. Вот несколько советов руководителю по выбору аргументов в конфликтной ситуации:
Аргументы различаются по степени воздействия на ум и чувства людей: а) сильные; б) слабые; в) несостоятельные. Встречные аргументы (контраргументы) имеют ту же градацию.
1. Сильные аргументы.
Не вызывают критику, их нельзя опровергнуть, разрушить, не принять во внимание. Это прежде всего:
2. Слабые аргументы.
Вызывают сомнения ваших оппонентов, клиентов, сотрудников. К таким аргументам относятся:
Информация о работе Психологические аспекты управления конфликтами