Практика реализации молодёжной политики РФ на региональном уровне

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 14:56, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является изучение молодёжной политики РФ на региональном уровне. В соответствии с поставленной целью автором определены следующие задачи исследования:
- рассмотреть содержание и направления молодёжной политики РФ;
- изучить нормативную базу молодёжной политики РФ;
- определить тенденции совершенствования или модернизации молодёжной политики РФ;
- рассмотреть основные положения стратегии реформирования молодёжной политики РФ на региональном уровне;
- дать характеристику целевых молодежных программ на региональном уровне.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Особенности молодёжной политики в РФ 7
1.1 Содержание и направления молодёжной политики РФ 7
1.2..Нормативная база молодёжной политики РФ 24
1.3. Тенденции совершенствования или модернизации молодёжной политики РФ 37
Глава 2. Практика реализации молодёжной политики РФ на региональном уровне 44
2.1 Основные положения стратегии реформирования молодёжной политики РФ на региональном уровне 44
2.2 Характеристика целевых молодежных программ на региональном уровне 57
Паспорт ведомственной целевой программы «Молодежь Алтая» на 2011 – 2013 годы Электронный ресурс]//URL: http://www.bravo-rubtsovsk.ru/files/m6.doc. Дата выхода: 28.12.2011 67
Заключение 72
Список используемых источников 75

Работа содержит 1 файл

Молодёжная_социальная_политика_РФ_на_региональном_уровне._Диплом.doc

— 790.50 Кб (Скачать)

      - доля молодых людей, участвующих  в реализуемых органами исполнительной  власти проектах и программах  в сфере поддержки талантливой молодежи, от общего количества молодежи (в %);

      - снижение доли лиц в возрасте  от 14 до 30 лет, страдающих алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, состоящих  на учете в наркодиспансерах;

      - снижение доли лиц в возрасте  от 14 до 30 лет, совершивших преступления, в общей численности населения данного возраста;

      - расширение инфраструктуры и  улучшение материально-технической  базы органов и учреждений  молодежной политики, детских и  молодежных общественных объединений;

      - доля трудоустроившейся молодежи от общего числа обратившихся в ГАУ Республиканский центр содействия трудоустройству молодежи (в %);

      - доля молодых людей, получающих  услуги в органах и учреждениях  молодежной политики (в %)59.

      Представляется, по этим показателям невозможно оценить насколько адекватные, достаточные и необходимые условия созданы для самоопределения и самореализации молодежи. Предлагаемые показатели не отражают качество работы с молодежью, не учитывают социального эффекта, который выражается в степени удовлетворения потребностей молодежи, в динамикой развития её социального потенциала, в улучшением её социального положения и т. п. Таким образом, в программе не хватает показателей для оценки конечного эффекта, в частности социальной эффективности.

      В программе же по работе с молодежью Алтайского края отражены уже численные показатели:

      Эффективность реализации программы будет характеризоваться  следующими показателями:

      - увеличение общей численности  молодёжи, участвующей в реализации  мероприятий программы, до  219000 человек;

      - увеличение общей численности  участников студенческих отрядов  до 5000 человек;

      - увеличение общей численности  молодых людей, принимающих участие  в волонтёрской деятельности, до 5000 человек;

      - увеличение числа посетителей  сайта «Алтай молодой» до 96000 человек;

      - увеличение численности молодых  людей, участвующих в реализации  мероприятий программы в сфере  гражданского образования и патриотического  воспитания, а также профилактики  этнического и религиозного экстремизма,  до 8000 человек;

      - увеличение общего количества краевых конкурсов профессионального мастерства молодых специалистов до 20;

      - увеличение доли муниципальных  образований Алтайского края, принимающих  участие в реализации проектов  по обеспечению эффективной социализации  молодёжи, находящейся в трудной жизненной ситуации,            до 50 %;

      - увеличение общего объёма финансирования  грантового конкурса по поддержке  молодёжных инициатив до 10000 тыс.  рублей60.

      Таким образом, отсутствие единых показателей  оценки служит препятствием для единообразного анализа эффективности долгосрочных целевых программ в сфере молодежной политики на региональном уровне, что не позволяет выбрать лучшую, которую в остальных регионах можно было бы использовать как базовую.

      Позитивную  роль в развитии участия молодых людей в политической жизни общества играют общественные советы молодежи, созданные в целом ряде районных муниципальных образований области. В них молодежь приобщается к практике политико-управленческой работы, учится принимать решения, определять приоритеты, разрабатывать планы и осуществлять их.

      Молодые люди, делающие самостоятельные шаги в жизни и нуждающиеся в  поддержке и защите, зачастую не охватываются общественными организациями, предоставлены сами себе. А ведь именно контингент с 18 до 24 лет принято считать наиболее плодотворным в приобретении навыков политической деятельности. Именно эта часть молодых людей отвечает одновременно двум условиям - их представители ассоциируют себя с молодежью и, что особенно важно, имеют представления о политической системе, способны влиять на процесс принятия решений61.

      Особое  внимание в перспективе должно быть уделено работающей молодежи. Эта  часть молодых людей оказалась  слабо вовлеченной в общественно-политическую жизнь. Недостаточно используются возможности  этого контингента в защите прав и интересов молодых в труде, образовании, социальной сфере.

      Социальная  форма взаимодействия органов местного самоуправления и молодежи осуществлялась в основном по трем направлениям: помощь в трудоустройстве, поддержка талантливой молодежи и социальные выплаты нуждающимся молодым людям.

      «Вместе с тем практика показывает, что  в муниципальных образованиях наметился  поворот к институализации молодежного  участия в местном самоуправлении и рассмотрению молодежного социума  как потенциального кадрового резерва»62.

      Основные  недостатки целевых молодежных программ – отсутствие глубокого анализа  социального состава и жизненных  ценностей молодежи, гонка за недостижимыми  результатами, малобюджетность программ, неприоритетность проводимых мероприятий, отсутствие глубоких мониторинговых исследований и внедренческой инфраструктуры для поддержки программ, формализм, слабая межведомственность субъектов государственной молодежной политики, низкая активность молодежи.

      Свои  функции социальные программы могут выполнять только при условии соблюдения в ходе их разработки и реализации требований научности (необходимости учитывать тенденции и закономерности социального развития), гибкости (наличия динамичной нормативной базы и нежестких ограничений деятельности), своевременности, комплексности, системности, адекватности информационной базе управления, сложившимся в обществе и широко разделяемым ценностям, культурным традициям, нравственным и моральным нормам.

      Мероприятия по реализации государственной молодежной политики тесно связаны с деятельностью общественных организаций и объединений, совместной реализацией социальной значимых и инновационных проектов.

      Основной  целью молодежной политики должна быть социально-профессиональная и семейно-брачная  социализация молодежи, а также развитие активности молодежи.

      Специфика региональной молодежной политики должна заключаться в создании условий  для самореализации молодежи в зависимости  от национального, этнического, экономического состава региона.

      Результат реализации молодежной политики должен заключаться в том, что каждый молодой человек должен приобрести профессию, место работы по специальности, образовать семью и быть конкурентоспособным.

      Для достижения желаемых результатов необходимо принять меры по повышению эффективности молодежных программ по всем группам показателей эффективности: по показателям ресурсов, показателям непосредственного результата и показателям конечного эффекта.

      Очевидно, что молодежь в значительной части  обладает тем уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, который выгодно отличает ее от других групп населения. 

      В то же время перед государством и  обществом стоит вопрос о необходимости  минимизации издержек и потерь, которые  несет регион из-за проблем, связанных  с социализацией молодых людей и интеграцией их в единое экономическое, политическое и социокультурное пространство.

      При разработке молодежных программ необходимо:

      1) исходить из особенностей социально-экономического  развития региона, прогнозов его  развития,

      2) в оценку эффективности деятельности органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов РФ включить показатели оценки эффективности молодежной политики,

        3) разработать и организовать систему постоянного социологического мониторинга положения молодежи,

      4) программные задачи формулировать  дифференцированно, относительно  отдельных подгрупп молодежи,

      5) программные задачи формулировать  с учетом потребностей и интересов  молодежи,

      6) организовать поиск источников  дополнительного финансирования  программных мероприятий, которые могут складываться из различных фондов, средств соисполнителей по программам, балансодержателей объектов социальной инфраструктуры,

      7) при формулировке ожидаемых результатов  строго сопоставлять их с поставленными  задачами,

      8) для оценки эффективности молодежных  программ необходимо использовать  комплексную систему показателей,  в которую входят показатели  ресурсов, процессов и непосредственного  результата, а также показатели  конечного эффекта, что позволяет  формировать объективную оценку эффективности от реализации программ63.

      Цель  молодежной политики заключается в  создании благоприятных экономических  и политических условий, правовых гарантий, способных улучшить качество жизни  молодежной популяции (не в ущерб  жизнедеятельности других групп и слоев общества).

      В заключении необходимо сказать, что  в условиях социально-экономических  и политических изменений, происходящих в обществе, особенно трудно приходится молодежи, с ее еще не устоявшимся  мировоззрением, подвижной системой ценностей.

      Крушение  идеалов, предлагаемых молодежи, обострили  естественный юношеский нигилизм. Бездуховность  и ее результат - потребительско - эгоистическое  отношение к жизни порождают  у многих молодых апатию, безразличие  к себе и другим, что грозит потерей  нравственного и духовного здоровья нации.

Заключение

 

      На  основе проведенного исследования автором  сделаны следующие выводы:

      Молодежь  сегодня - самая динамичная и инициативная часть общества, обладающая огромным социальным, интеллектуальным и творческим потенциалом. Именно молодые люди способны быстро принимать решения в стремительно меняющейся ситуации, постоянно учиться, воспринимать новое, предлагать свежие идеи, так необходимые для развития общества.

      Молодежная  политика любого государства отражает уровень его экономического, политического и культурного развития, общественные ценности и приоритеты, является вкладом государства в его будущее. На сегодняшний день в Российской Федерации не существует единого федерального закона о молодежи и молодежной политике. Законодательство о молодежи представлено всей совокупностью нормативно-правовых актов законодательства РФ, апеллирующих к проблемам молодежи.

      Решение задач молодежной политики относится  к сфере компетенции ее субъектов. С одной стороны, молодежная политика выделена в самостоятельное направление деятельности государства, его специализированных структур - министерств по делам молодежи и т.п.). С другой стороны, молодежная политика стала основным направлением деятельности целого ряда общественных, негосударственных организаций. Таким образом, существует государственная молодежная политика, где субъектом является государство в лице его специальных органов, и общественная молодежная политика, в которой субъектом являются различные партии, профсоюзы, молодежные движения, объединения и организации.

      Нынешний  этап модернизации страны постоянно  диктует необходимость повышения  уровня управляемости, обеспечения  стабильности общества. В этом плане  региональный уровень, вовлекая в свое русло молодежь, практически решает текущие проблемы ротации местной элиты, формирования отвечающего требованиям модернизации кадрового корпуса. Вместе с тем отсутствие каналов ротации молодых управленцев в федеральную элиту в значительной степени сдерживает процесс демократического преобразования общества.

      Усилению  влияния молодежи на муниципальном  уровне должна способствовать агитационно-пропагандистская работа с совершеннолетней молодежью. Такой вывод обусловлен прежде всего  тем, что в силу молодости не всегда осознается значимость обретения политического опыта, прежде всего там, где приходится жить, учиться, трудиться.

Информация о работе Практика реализации молодёжной политики РФ на региональном уровне