Практика реализации молодёжной политики РФ на региональном уровне

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 14:56, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является изучение молодёжной политики РФ на региональном уровне. В соответствии с поставленной целью автором определены следующие задачи исследования:
- рассмотреть содержание и направления молодёжной политики РФ;
- изучить нормативную базу молодёжной политики РФ;
- определить тенденции совершенствования или модернизации молодёжной политики РФ;
- рассмотреть основные положения стратегии реформирования молодёжной политики РФ на региональном уровне;
- дать характеристику целевых молодежных программ на региональном уровне.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Особенности молодёжной политики в РФ 7
1.1 Содержание и направления молодёжной политики РФ 7
1.2..Нормативная база молодёжной политики РФ 24
1.3. Тенденции совершенствования или модернизации молодёжной политики РФ 37
Глава 2. Практика реализации молодёжной политики РФ на региональном уровне 44
2.1 Основные положения стратегии реформирования молодёжной политики РФ на региональном уровне 44
2.2 Характеристика целевых молодежных программ на региональном уровне 57
Паспорт ведомственной целевой программы «Молодежь Алтая» на 2011 – 2013 годы Электронный ресурс]//URL: http://www.bravo-rubtsovsk.ru/files/m6.doc. Дата выхода: 28.12.2011 67
Заключение 72
Список используемых источников 75

Работа содержит 1 файл

Молодёжная_социальная_политика_РФ_на_региональном_уровне._Диплом.doc

— 790.50 Кб (Скачать)

      Отсутствие  федерального закона, устанавливающего общие принципы осуществления государственной  молодежной политики, не препятствует субъектам Российской Федерации  принимать законы, регулирующие вопросы данной сферы деятельности государства, что вытекает из природы совместной компетенции Федерации и ее субъектов. Количество указанных законов в российских регионах увеличивается с каждым годом.

      Правовые  нормы, регулирующие отдельные вопросы работы с молодежью в муниципальных образованиях, их участия в реализации региональных целевых молодежных программ, содержатся в подзаконных актах органов государственной власти субъектов РФ.

      «Вопросы  муниципальной молодежной политики находят отражение во всех типах муниципальных правовых актов: уставах муниципальных образований; актах, принятых на местных референдумах (сходах граждан); актах представительных органов муниципальных образований; актах глав муниципальных образований; актах глав местных администраций, иных органов и должностных лиц местного самоуправления. В правотворческом процессе задействованы все субъекты муниципального нормотворчества, предусмотренные законодательством РФ»40.

      Таким образом, на сегодняшний день перед  законодателем стоит главная задача - на уровне регионального законодательства утвердить главные направления государственной молодежной политики, закрепить ее статус и статус самой молодежи в Российской Федерации, поскольку на современном этапе российская молодежь является одной из самых уязвимых частей общества в плане реализации своих прав в социально-политической и экономической сфере.

      Совокупность  всех этих нормативных правовых актов  и составляет законодательство Российской Федерации о государственной  молодежной политике. Однако оно сегодня не систематизировано и содержит много юридических пробелов и неточностей, что во многом связано с тем, что «государственная социальная молодежная политика как социально-правовой институт до сих пор проходит стадию становления»41.

1.3. Методологические основы исследования молодёжной политики РФ

 

      Молодежная  политика – это один из императивов XXI века, относительно новый тип работы с молодежью, который уже не может  уложиться в существующие организационные  рамки и структуры, не согласуется  с прежними формами и методами работы. Сегодня требуются их коренные преобразования. В XXI веке главная проблема стратегического характера в анализируемой сфере – это установление четкого конституционно-правового статуса государственной молодежной политики в России. Действующие федеральные законы и подзаконные акты, касающиеся молодежи и ее объединений, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ в сфере государственной молодежной политики содержат немало норм, дающих возможность очертить контуры ее конституционно-правового статуса и определить основные положения, на которых строится реализация данной политики в нашей стране.

      По  мнению ученых, сегодня общество находится  в стадии перехода от индустриального  типа к информационному42. Весь мир окутан системами связи, коммуникациями. В начале XXI века человечество вошло в новую стадию своего развития - ученые и политики, предприниматели и педагоги, все чаще говорят о наступлении информационной эры, поэтому методологические основы исследования молодёжной политики РФ базируются на использовании ИКТ. Информатизация общества, внедрение в образовательную сферу средств ИКТ открывает новые перспективы для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, самообразования, дистанционного обучения, повышения качества и доступности образования. В России количество общеобразовательных учреждений, в той или иной степени использующих ИКТ, стремительно растет.

      За  последнее десятилетие в России сформировалась достаточно четкая схема  принятия решений по вопросам социальной политики. Все проекты, как правило, вырабатываются «в недрах» соответствующих министерств: здравоохранения и социальной политики, финансов, экономического развития. Затем законопроекты решений обсуждаются в Правительстве РФ и от его имени вносятся в Государственную Думу. В дальнейшем Правительство РФ обеспечивает прохождение законопроекта через парламент (что с учетом партийной структуры действующей Государственной Думы не является проблемой). Легальность этого процесса не вызывает сомнений - законно сформированные органы государственной власти на основе законной процедуры в пределах своей компетенции принимают решения. Информатизация является одной из важнейших задач Приоритетного национального проекта «Образование», Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»43, одним из необходимых условий реализации основных образовательных программ общего образования, которые определены Федеральным государственным образовательным стандартом44.

      Поэтому молодой человек XXI века должен быть компетентным в области информатики, уметь работать с необходимыми в повседневной жизни вычислительными и информационными системами, персональными компьютерами и информационными сетями. Вместе с этими компетентностями человек информационного общества приобретает и новое видение мира, овладевает информационной культурой. Становление молодежи как субъекта модернизации в начале ХХI в. обнаружило ряд противоречий, среди которых следует обратить внимание на: несогласованность в развитии молодежной политики в центре и субъектах Федерации, отсутствие закона о молодежи, ориентация в основном на студенческую и учащуюся молодежь, отсутствие механизмов передачи опыта, накопленного в регионах, сокращение молодежного социума и рост нагрузки прежде всего на работающую молодежь, которой государство и общество мало уделяют внимания.

      «Важными  перспективами современной модернизации, проявившимися в первое десятилетие  ХХI в. в отношении молодежи можно  считать выделение государственного и общественного аспекта в  молодежной политике и нахождение точек соприкосновения. Возросла политическая культура молодежи, выразившаяся в стремлении оторваться от манипуляторов в политике и формировании собственного интереса в политическом процессе»45. Деятельность молодежных парламентов, правительств начинают приобретать системный характер; постепенно преодолевается авторитарное руководство со стороны власти; молодежь получает возможность самоопределения на региональном уровне.

      Ядро  этой культуры составляют общечеловеческие цели и ценности, а также исторически  сложившиеся способы их восприятия, достижения и воспроизведения. Информационная культура общества это:

      - совокупность профессиональных, социальных  и этических норм поведения  людей в новой высокоавтоматизированной  информационной среде обитания  людей в XXI веке;

      - качественно новый уровень социализации  и инкультурации человека через  овладение новыми информационно-коммуникационными  технологиями, позволяющими с одной  стороны, системным образом видеть, осмыслять и преобразовывать  мир и, с другой стороны, - последовательно «выстроить» личностно ориентированный образ культуры как целостности46.

      Возможности современного общества – это глобализация информационных технологий и инфраструктуры, практически неограниченные объемы передачи и хранения информации, все  более мощные алгоритмы, реализующие те ли иные автоматизируемые формы интеллектуальной деятельности человека, развитые средства визуализации и интуитивные интерфейсы, рост мобильности и сетевой культуры. Более того, что очень существенно с точки зрения такой массовой сферы человеческой деятельности, каковой является образование, средства ИКТ становятся действительно массовыми, технологически и экономически доступными. Одним из основных факторов, влияющим на уровень информационной культуры современного общества, является состояние системы образования, определяющей общий уровень интеллектуального развития людей, их материальных и духовных потребностей и информационной инфраструктуры общества, т.е. возможность получать, передавать и использовать необходимую человеку информацию, а также оперативно осуществлять те или иные информационные коммуникации.

      В молодые годы у каждого человека формируется его мировоззрение  и  моделируется собственная  жизнь: определяются  важнейшие  жизненные цели и ценности, выбираются направления и средства их  реализации, устанавливается  отношение  к  себе и миру, обществу и государству. И от того, каким будет каждый из этих выборов, непосредственно  зависит  и то, какой  будет  молодежь, которой предстоит созидать человека, общество и государство как ближайшего, так и отдаленного будущего. Это обстоятельство делает вопрос о молодежи и молодежной политике вопросом стратегического характера и определяет актуальность научных исследований в данной сфере. Кроме того, представляется правильным разделение данной возрастной группы (от 16 до 30) на три основные группы:

      1) от 16 до 18 лет. Выделение данной  группы вполне объяснимо, именно  в этот период субъект еще  не обладает активным избирательным  правом, но наиболее восприимчив  к влиянию. Данную группу характеризует стремление к самовыражению, гибкость и динамичность политической позиции;

      2) от 18 до 23 лет. Необходимо сразу  отметить, что нижняя граница  данной возрастной группы весьма  подвижна, зависит от времени  перехода индивида к полностью  самостоятельной жизни. Данный период характеризуется становлением самостоятельности и автономности субъекта, мобильностью взглядов;

      3) от 23 до 30 лет. Самостоятельная, независимая  группа, отличающаяся более или  менее устоявшимися политическими  взглядами47.

      Соответственно, именно в этих трех группах нам необходимо выделять референтные, воздействуя на которые мы сможем влиять на всю группу целиком.

      Дефицит целенаправленности по созданию необходимых  материально-технических, информационных, социально-психологических условий для нормальной молодежной социализации, дефицит в СМИ образцов для подражания и др. (о чем мне уже доводилось подробно писать48) достаточно сильно осознаются руководителями региональной исполнительной и представительной власти, молодежными лидерами как серьезнейшее препятствие на пути включения подрастающего поколения в общество.

      Следует отметить, что в нынешних условиях для успешной реализации государственной  молодежной политики важно улучшить работу в организационно-управленческой сфере государства. А именно: в ходе административной реформы, инициатив Президента Российской Федерации В.В. Путина, нового состава Правительства привести в соответствие с потребностями времени молодежные структуры государственных органов власти. При осуществлении молодежной политики необходим дифференцированный подход. Одно содержание ее - по отношению к социально ущемленной части молодежи (инвалиды с детства, молодые матери-одиночки, молодые люди после освобождения из мест заключения, сироты и т.д.). Другое содержание - по отношению к талантливой, одаренной молодежи (молодые ученые, художники, инженеры и т.д.). И совершенно должна отличаться по содержанию такая политика по отношению к молодым предпринимателям, которые, благодаря особым качествам, сами себе окажут помощь и поддержат другие категории населения в сегодняшней ситуации.

      Помимо  того, выявились и иные болевые  точки в сфере государственной  молодежной политики в отличие от тех, о которых идет речь в большинстве  материалов федеральных и региональных СМИ и даже в решениях Министерства образования и науки РФ (в частности, в таком принципиальном по значимости документе, как Стратегия государственной молодежной политики в РФ (принята Коллегией данного Министерства в апреле 2006 г.)).

      Одна  из главных задач полномерной, полноценной характеристики правосознания молодежи состоит в том, чтобы познать и определить субъективное правосознание человеческого индивида на определенном отрезке его жизненного времени, который охватывается понятием возрастной группы «молодежь».

      От  него зависит выбор путей во взрослой жизни, с его учетом человек формирует свое положение во всех структурных ячейках и сообществах социума, гражданского общества и политической системы. Он оказывает влияние на выбор профессионального, семейного, социального, духовного положения личности, на формирование принципов и устоев ее морали, нравственности, отношения к добру и злу. Все эти процессы происходят под воздействием информации о праве, о многоплановых правовых явлениях современной действительности, разобраться в которых сложно, но необходимо. Именно этот период жизни закладывает основы индивидуального правосознания, с помощью которого впоследствии молодой человек адаптируется к правовому пространству любого уровня.

      Процесс познания объективной реальности, включающий закладку основ формирования правосознания молодого человека, зависит от многих обстоятельств, как объективного, так и субъективного порядка. Во-первых, назовем качественное состояние самого права, которое сегодня, к сожалению, оставляет желать лучшего, по нашему мнению, современное российское право не способно сформировать высококультурное, нравственно достаточное правосознание в обществе в целом и уж тем более такой социальной группы, как молодежь. Во-вторых, имеют существенное значение формы и методы познания, получения правовой информации, предлагаемые человеку семьей, школой, обществом, государством. В-третьих, следует учитывать и субъективные качества самого человека, его способности и индивидуальное состояние, предопределенное природой и соответствующее молодежному периоду в жизни человека.

      Серьезные различия в восприятии приоритетов  и проблем государственной молодежной политики региональными и федеральными представителями власти, к сожалению, препятствуют необходимому взаимодействию.

Информация о работе Практика реализации молодёжной политики РФ на региональном уровне