Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 14:56, дипломная работа
Целью работы является изучение молодёжной политики РФ на региональном уровне. В соответствии с поставленной целью автором определены следующие задачи исследования:
- рассмотреть содержание и направления молодёжной политики РФ;
- изучить нормативную базу молодёжной политики РФ;
- определить тенденции совершенствования или модернизации молодёжной политики РФ;
- рассмотреть основные положения стратегии реформирования молодёжной политики РФ на региональном уровне;
- дать характеристику целевых молодежных программ на региональном уровне.
Введение 3
Глава 1. Особенности молодёжной политики в РФ 7
1.1 Содержание и направления молодёжной политики РФ 7
1.2..Нормативная база молодёжной политики РФ 24
1.3. Тенденции совершенствования или модернизации молодёжной политики РФ 37
Глава 2. Практика реализации молодёжной политики РФ на региональном уровне 44
2.1 Основные положения стратегии реформирования молодёжной политики РФ на региональном уровне 44
2.2 Характеристика целевых молодежных программ на региональном уровне 57
Паспорт ведомственной целевой программы «Молодежь Алтая» на 2011 – 2013 годы Электронный ресурс]//URL: http://www.bravo-rubtsovsk.ru/files/m6.doc. Дата выхода: 28.12.2011 67
Заключение 72
Список используемых источников 75
Актуальность темы настоящего исследования определяется тем, что вопросы формирования и реализации молодёжной политики на региональном уровне относятся к числу сложных политических, экономических, социальных проблем. Они сегодня чрезвычайно актуальны и касаются не только молодого поколения, но и всех без исключения слоёв российского общества. «Молодёжь обладает огромным политическим, социальным, интеллектуальным и творческим потенциалом, но не всегда бывает востребована обществом. Особое значение потенциал молодого поколения имеет для тех обществ, где осуществляются трансформационные и модернизационные процессы. Успехи такого изменения общества во многом зависят от степени вовлечённости молодёжи в модернизационные процессы и от степени её интегрированности в социальную структуру общества»1.
«Численность несовершеннолетних составляет 27 млн. человек, или 19% от общего населения страны. Численность молодежи в возрасте 14 - 29 лет - 37 млн. человек, или 26% от общей численности населения страны. Численность учащихся в общеобразовательных учреждениях находится на уровне 14 млн. человек»2.
Сегодня сложилась непростая ситуация в молодежной среде, в сфере реализации молодежной политики в Российской Федерации и ее регионах. Заметное ухудшение здоровья молодого поколения страны, наркомания подростков, рост правонарушений несовершеннолетних, наличие многочисленных групп детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, представляют угрозу безопасности личности, общества и государства, что не может не вызывать тревогу политологов и юристов.
Главными
причинами молодежной преступности
в России являются серьезные недостатки
и пробелы в нормативном
Действующие молодежные общественные объединения, органы государственной власти и местного самоуправления, политические партии осуществляют поиск форм и методов работы с молодежью, адекватные времени и современным вызовам.
Сегодня совершенно очевидно, что эффективность молодежной политики - это залог национальной безопасности России. В этой связи, государство является определяющим звеном в формировании заказа на молодежную политику. Развитие молодежной политики в России принципиально важно соотносить с общей стратегией развития страны, с долгосрочным социально - экономическим прогнозом развития Российской Федерации и ее регионов.
Сначала основные цели и принципы молодежной политики определяются на федеральном уровне, но по-настоящему нужно ориентироваться на то, что необходимо сделать только на уровне субъекта Российской Федерации. Ведь в каждом регионе свои трудности и свои возможности.
Степень изученности темы. Анализ зарубежной и отечественной литературы о молодёжи свидетельствует, что научное освещение получили многие проблемы подрастающих поколений. Однако во многих работах анализ проблем социальной поддержки, защиты интересов молодёжи представляются несколько односторонними. Выводы авторов, как правило, имеют экономико-социальную направленность, и практически отсутствуют разработки, связанные с проблемами и процессами управленческого воздействия при реализации социальной молодёжной политики на различных уровнях социальной организации общества, в частности на региональном уровне.
Объектом исследования является молодёжная политика РФ на современном этапе. Предметом исследования являются особенности молодёжной политики на региональном уровне.
Целью работы является изучение молодёжной политики РФ на региональном уровне. В соответствии с поставленной целью автором определены следующие задачи исследования:
- рассмотреть содержание и направления молодёжной политики РФ;
- изучить нормативную базу молодёжной политики РФ;
- определить тенденции совершенствования или модернизации молодёжной политики РФ;
- рассмотреть основные положения стратегии реформирования молодёжной политики РФ на региональном уровне;
- дать характеристику
целевых молодежных программ на региональном
уровне.
Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы.
Базовым условием достижения стратегических перспектив современного российского государства является социальная молодежная политика. Глобальные проблемы современности, быстро изменяющийся мир, интеграция и противостояние культур, расслоение и противостояние богатых и бедных стран и граждан внутри государств - комплекс проблем, сопровождающий современное мировое сообщество, неумолимо ставит вопросы о реорганизации всей жизнедеятельности человека, пересмотре ключевых позиций во взаимодействии человека, природы и общества. Следовательно, те поколения, которые, приходят на смену, должны быть готовы решать проблемы, которые неминуемо встанут в ближайшем будущем, должны овладевать принципами управления и взаимодействия между человеком, природой и обществом в быстро изменяющемся мире, находить адекватные ответы на вновь возникающие вопросы ради сохранения жизни и устойчивости развития человечества.
При этом социокультурный сдвиг, который в настоящее время переживает Россия, привел к тому, что большое число молодых людей оказались в ситуации ценностного вакуума, отсутствия привлекательных жизненных ориентиров. «В России данный негативный феномен проявления крайне активной неприязни к людям другой этнической группы в настоящее время еще недостаточно исследован, поскольку воспитанная со времен СССР толерантность к лицам другой национальности, идеология братской дружбы всех народов большой страны до последнего времени не позволяли осознать всей глубины и масштабов проблемы»3. Не были выявлены основные причины возникновения молодежного экстремизма, его социальная база, его корни, и в силу этого меры его социальной и педагогической профилактики на настоящий момент нельзя считать достаточными. В России задачи противодействия молодежному экстремизму, которые должны решаться комплексно, на основе выработанной политики государства в данной области и усилий всех организаций и служб, работающих с молодежью, к сожалению, возлагаются в основном на российские правоохранительные органы, являясь, в частности, сферой деятельности российской полиции. Для российской полиции задача борьбы с молодежным экстремизмом выступила на первый план сравнительно недавно, в то время как во многих зарубежных странах эта проблема далеко не нова, способы ее решения основаны на определенных традициях и подходах.
«Изменения, связанные с переходом на рыночные отношения, охватывают широкий спектр интересов, ценностей и психологических состояний молодых людей, что определяет необходимость теоретического анализа проблемы содержания и направлений социальной молодёжной политики РФ»4. «Формирование в процессе социализации ценностных ориентаций современной молодежи как самой динамичной части общества является одной из главных проблем, целей и направлений молодежной политики в любом отдельно взятом государстве»5. Существующие модели реализации государственной молодежной политики - федеральная, региональная и муниципальная - призваны органично дополнять друг друга.
К сожалению, «сегодня для значительной части российской молодежи характерны эгоцентрическое стремление к получению максимума удовольствий, цинизм и подчеркнутый прагматизм, равнодушие ко всему окружающему и политическая апатия, размывание критериев морали и нравственности, рост проявлений экстремизма и других форм противоправного поведения»6.
Однако сегодня категоричные выступления о катастрофическом состоянии молодого поколения в контексте решения стратегических задач стоящих перед страной - несправедливы. По данным Института социологии РАН, молодежи с социально-неблагоприятным типом поведения, тех, кто пока не нашел себя и склонен к протестному (маргинальному) поведению, среди 14-17 летних – 17%, а среди 18-20-летних уже в 2 раза меньше – всего 8%. Соответственно, социально-благоприятной молодежи - подавляющее большинство - 83% среди 14-17 летних и 92% среди 18-20 летних7.
Главные жизненные цели, которые ставят перед собой учащиеся старших классов общеобразовательных школ по данным Института социологии РАН: создание семьи (71%), стабильная работа (45%), высшее образование (44%).
Практически, абсолютное большинство молодых россиян (88%) планируют иметь детей. Основным условием создания семьи, по их мнению, является взаимная любовь супругов. Среди ведущих психологических качеств молодого поколения – эгоизм (58%), оптимизм (43%), дружелюбие (43%), активность (42%), целеустремленность (42%), свобода (41%). Эти черты были названы самими молодыми людьми – участниками наших собственных опросов.
Существенным ресурсом для инновационного развития страны является высокий интеллектуальный и образовательный уровень молодого поколения. Из года в год растет численность желающих, получить высшее образование. По данным Росстата в 2009 году в вузах училось 7419 тысяч человек, в аспирантуре - более 20 тыс. молодых людей в возрасте до 22 лет. К сожалению, пока не удалось изменить тенденцию, связанную с нежеланием молодежи получить среднее и начальное профобразование - численность обучающихся в этих учреждениях составляет 3177 тысяч человек.
Молодежь может являться фактором как ускорения, так и замедления темпов общественного развития. Для того, чтобы молодежь была источником возрождения нашей страны, необходимо, чтобы она активно участвовала в выполнении стратегических задач развития нашего государства, связывала с ними свои жизненные перспективы, идеалы. Также необходима поддержка государства в обеспечении финансовыми ресурсами и создание условий для реализации ее творческих планов (текущие данные приведены в Приложении).
Ключевую
роль в повышении качества жизни
молодого поколения играют усилия государства
и общества по защите семьи и охране здоровья
молодежи. К сожалению, в этом плане, некоторые
негативные тенденции пока не удалось
переломить. Существенной угрозой для
будущего России является уровень распространенности
социальных болезней в молодежной среде.
По данным исследований, более 80% подростков
потребляют алкоголь; в 18 раз увеличилось
число наркоманов-подростков; 66% молодых
людей имели опыт курения, 62% к 17 годам
уже вступали в половые связи. Тотальное
распространение среди молодых людей
приобрело использование матерной брани.
Такое положение дел способно привести
к маргинализации населения страны, к
резкому ухудшению ее демографического
положения.
Рис. 1.1
Психолого-физиологических
Как отмечено на схеме 1.1, особенностью молодежи является существование молодежной субкультуры, однако, как отмечают современные исследователи, существенное влияние на подрастающее поколение молодежные субкультуры оказывают только в крупных мегаполисах. С уменьшением численности городов подобное влияние очень резко падает. «Средний срок нахождения подростков в субкультурном неформальном молодежном движении составляет 3+/-1 год. За период пребывания подростка в неформальном сообществе, подросток принимает нормы поведения взрослых, после чего происходит либо постепенный, либо взрывной отход от подростково-молодежной субкультуры»8.
Социальные противоречия, порождающие в молодежной среде экстремизм, ксенофобию, национализм, имеют достаточно много предпосылок своего возникновения. При этом количество факторов, способствующих возникновению социальных противоречий, порождающих радикализм, во взглядах современной молодежи значительно меньше и они специфичны при возникновении непосредственно этой девиации. Задача органов управления и состоит в том, чтобы выявить именно эти социальные противоречия и прежде всего факторы, их определяющие. Только такой подход к организации противодействия данным тенденциям является конструктивным, а оказываемое управленческое воздействие - целенаправленным и эффективным.
Анализ
социокультурных оснований
Если характеризовать первую причину, то следует отметить, что речь идет о норме не только в общепринятом понимании (а именно как о формально закрепленном акте). В данном случае следует норму принять как определенный образец поведения, обусловленный социокультурными стереотипами общества.
В то же время культурные основания общественно одобряемой поведенческой модели должны обеспечиваться сформированными и функционирующими механизмами контроля над соблюдением индивидами тех или иных правил поведения, принятых в социально позитивном обществе.
Информация о работе Практика реализации молодёжной политики РФ на региональном уровне