Практика реализации молодёжной политики РФ на региональном уровне

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 14:56, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является изучение молодёжной политики РФ на региональном уровне. В соответствии с поставленной целью автором определены следующие задачи исследования:
- рассмотреть содержание и направления молодёжной политики РФ;
- изучить нормативную базу молодёжной политики РФ;
- определить тенденции совершенствования или модернизации молодёжной политики РФ;
- рассмотреть основные положения стратегии реформирования молодёжной политики РФ на региональном уровне;
- дать характеристику целевых молодежных программ на региональном уровне.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Особенности молодёжной политики в РФ 7
1.1 Содержание и направления молодёжной политики РФ 7
1.2..Нормативная база молодёжной политики РФ 24
1.3. Тенденции совершенствования или модернизации молодёжной политики РФ 37
Глава 2. Практика реализации молодёжной политики РФ на региональном уровне 44
2.1 Основные положения стратегии реформирования молодёжной политики РФ на региональном уровне 44
2.2 Характеристика целевых молодежных программ на региональном уровне 57
Паспорт ведомственной целевой программы «Молодежь Алтая» на 2011 – 2013 годы Электронный ресурс]//URL: http://www.bravo-rubtsovsk.ru/files/m6.doc. Дата выхода: 28.12.2011 67
Заключение 72
Список используемых источников 75

Работа содержит 1 файл

Молодёжная_социальная_политика_РФ_на_региональном_уровне._Диплом.doc

— 790.50 Кб (Скачать)

     Основные  функции субкультур9:

     1. Эмансипация – повышение статуса  и уход от контроля родителей.  Обычно сопровождается конфликтами  с родителями и проходит через  фазу гипертрофированного неприятия, как детских, так и взрослых норм поведения. Так создаются условия для возникновения собственных субкультур тинэйджеров.

     2. Социализация – принятие подростком  норм, правил и социальных ролей,  овладение коммуникативными навыками, необходимыми для успешного функционирования в данном обществе. Конечным итогом пребывания подростка в большинстве молодежных субкультур является его возвращение во взрослое общество. Обычно средний срок пребывания подростков в неформальном движении – 3 года. В субкультурах 4 уровня, (интеллектуальных субкультурах, перешедших в категорию альтернативной культуры), срок пребывания не ограничивается.

     3. Структурирование времени – организация  собственного досуга.

     Маргинальные  явления, такие как алкоголизм, наркомания, токсикомания, бродяжничество, безнадзорность несовершеннолетних и другие социальные патологии, служащие своеобразным фоном преступлений и правонарушений, создавая серьезную угрозу системе безопасности и гарантированной неприкосновенности прав и свобод граждан, требуют углубленного теоретического изучения причин и условий, их порождающих.

     «В  данном контексте вопросы воспитания молодого поколения, формирования его  культурно-поведенческой модели на всем протяжении развития цивилизационных  процессов, происходящих в обществе, являлись одними из наиболее актуальных в общей системе проводимых исследований»10.

     Ряд негативных тенденций, спровоцированных транзитивными процессами в российском обществе, оказывает существенное влияние  на эффективность универсализации  представителями молодого поколения общепринятых ценностных стереотипов социума.

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 1.2. Влияние социально-экономических  условий России на молодежь 

     Если  говорить об экономической мотивации  молодежи, то среди 15-19 летних, экономически активное население составляет 1 340,1 тыс. чел. Около трети из них безработные (417,0 тыс. чел.). В этой возрастной когорте уровень безработицы составляет 31,1%. Средняя начисленная зарплата лиц до 20 лет составляет по данным Росстата 10 840 руб., в основном, это работники  сферы обслуживания. В целом, молодое поколение 15-20 лет только начинает приобретать трудовые навыки и пробовать себя в различных сферах деятельности.

      Работа  с молодежью должна быть одним  из приоритетных направлений деятельности государства. «В настоящее время роль государственной молодежной политики в значительной степени возрастает, что связано с повышением роли человеческого фактора в решении задач развития нашей страны»11.

      Создание  эффективной системы социальной работы с молодежью для решения  ее проблем - одна из важнейших государственных задач современной России.

      Государственная молодежная политика вбирает в себя такие жизненно важные направления  деятельности, как демография, экономика, образование, здравоохранение, культура, физкультура и спорт, досуг и отдых, поддержка молодежных инициатив, в частности, молодежных организаций, объединений и движений (рис.1.3).

      «Молодежные общественные организации в России довольно слабы и неустойчивы, но у них имеется большой потенциал  роста. Справиться с актуальными  молодежными проблемами невозможно в ситуации политического вакуума. Необходимо полноценное институциональное сотрудничество российских молодежных организаций с европейскими коллегами и политическими европейскими институтами в молодежной, научной и образовательной сферах»12.

      Период  бурного роста количества общественных молодежных объединений, характерный  в России для конца 1980-х – начала 1990-х годов, в настоящее время  прекратился. В политической структуре  общества структурироваться могут  только молодежные организации, решающие конкретные социальные проблемы молодых людей. Современным молодежным организациям предстоит доказать, что они опираются на доверие молодежи, а не являются виртуальными политическими проектами, а молодые граждане России по мере расширения участия в гражданском обществе как автономном пространстве отстаивания политических и социальных прав должны укреплять сферу гражданской жизни.

      Системная молодежная политика позволит молодежным организациям стать реальными участниками  социально-политических процессов. Но необходима комплексная система поддержки общественных молодежных инициатив на всех уровнях, начиная с муниципального, учебного или производственного.

      Чрезмерная  либерализация молодежной политики в 1990-е годы привела к автомизации  системы взаимоотношений молодежных организаций и государственных органов. Государство было не готово делиться с молодежью частью властного ресурса, молодежь отвечала политической апатией. В результате современная молодежная политика в России так и не обрела субъектный характер. Она не мотивирует молодых людей к участию в деятельности субъектов политического пространства (к примеру, институтах гражданского общества).

      Молодежная  политика должна обеспечить возможность  политической самореализации молодых  людей, становление зрелого политического самосознания молодежи. При этом характер молодежной политики зависит от структурных социально-исторических факторов: функционирование демократических и правовых институтов государства, цивилизованного рынка и частной собственности, местного самоуправления.

      Для эффективного развития молодежных организаций  и успешной реализации молодежной политики необходимо преодолевать гражданскую  разобщенность групп молодежи, помогать достижению взаимопонимания, партнерства, преодолению социальных предубеждений, росту взаимного доверия и сотрудничеству между социальными группами.

      Реализация государственной молодежной политики основывается на координации деятельности всех органов, осуществляющих социальную политику государства, нормативном, правовом, управленческом, финансовом ее обеспечении. 
 

      Рис.1.3. Содержание молодежной политики 

      Социальная  политика - это понятие, системно охватывающее деятельность государства в таких  сферах, как социальное обеспечение, занятость, доходы населения, образование, здравоохранение, обеспечение жильем, молодежная политика. Через проведение социальной политики обеспечивается реализация закрепленных в Конституции РФ социальных прав граждан. Социальная политика - это особая сфера общественных отношений, именно в ней находят свое отражение самые базовые жизненные потребности каждого человека. Не случайно именно проблемы социальной политики находятся в центре самых острых дискуссий во всех странах мира.

        Молодежь становится невосприимчивой к педагогическому воздействию, к социальным ценностям и проблемам общества.  Немаловажную роль в развитии таких негативных тенденций сыграли прежде всего процессы общесоциального уровня, такие, как дезорганизация досуга, неудовлетворительная работа по повышению образовательного, культурного и профессионального уровня. Обобщая, отметим, что действительной проблемой в современной России являются (как стало ясно по итогам проведенного нами исследования) не какие-то особые качества молодежи (в конце концов, молодежь такова, каково общество), а отсутствие необходимого внимания входящему в жизнь поколению со стороны общества и Российского государства. Чрезмерная политизация общественной жизни в условиях низкой политической культуры, отсутствие демократических традиций привела к тому, что деятельность многочисленных организаций, партий, фондов нередко сводится к борьбе за власть, а повседневные, реальные интересы людей остаются на заднем плане. При этом многие из них стремятся вовлечь в свои ряды молодежь, иметь ее непосредственно в первых рядах исполнителей своих задач. Знаменательно, что Президентом России Д.А.Медведевым в сентябре 2008 г. был сделан важный шаг, способствующий повышению статуса ГМП, –подписан Указ о проведении в Российской Федерации Года молодежи13. В соответствии с ним в 2009 г. по всей стране системно организовывались и осуществлялись программы и мероприятия, направленные на развитие творческого, научного и профессионального потенциала молодежи, ее активное привлечение к проведению социально-экономических преобразований, воспитание чувства патриотизма и гражданской ответственности у молодых людей. Год молодежи, по мнению главы государства, дал органам власти «уникальную возможность найти и опробовать новые, более эффективные методы взаимодействия в выработке основ молодежной политики»14.

      С ним солидарен Председатель Правительства  Российской Федерации В.В.Путин, который  рассматривает Год молодежи как  важный этап в становлении системной  модели работы с молодым поколением и констатирует, что он был объявлен «для того, чтобы обратить внимание общества на решение проблем молодых людей»15.

      Сейчас  на первый план вышла задача модернизации всей российской системы государственной  молодежной политики – как на уровне принципов, так и на уровне деятельности государственных и муниципальных органов, общественных объединений и других субъектов. Это требует понимания правовой природы данной политики, что обусловлено тесной связью ее существования и эволюции с проблемами публичной власти, функционирующей в российском обществе как сочетание государственной власти и местного самоуправления.

      Активно взаимодействуя между собой, субъекты молодежной политики ставят своими задачами достигнуть единства духовных и идеологических установок, создать единое воспитательно-педагогическое пространство; выработать единый алгоритм действий по преодолению кризиса институтов социализации; обеспечить воспитание самостоятельной, идейной, одухотворенной, ответственной молодежи и формирование у нее системы позитивных традиционных ценностных ориентаций (рис.1.4).  
 

      Рис.1.4. Задачи социальной молодежной политики 

      За  последние годы сложились определенные тенденции в развитии государственной молодежной политики:

      1) происходит процесс формирования  нормативных правовых основ государственной правовой политики;

      2) происходят процессы, связанные  с институциональным обеспечением  государственной молодежной политики, происходит формирование государственных  и муниципальных органов по  работе с молодежью; 

      3) усиливается координация государственной молодежной политики.

      В современной молодежной политике особое внимание уделяется следующим принципам: выделение приоритетных направлений; учет интересов и потребностей различных  групп молодежи; участие молодых  граждан в разработке и реализации приоритетных направлений государственной молодежной политики; взаимодействие государства, институтов гражданского общества и представителей бизнеса; информационная открытость.

      В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 3 июня 1993 г. «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» под молодежью понимаются лица в возрасте от 14 до 30 лет16.  По данным Росстата на 1 января 2010 года в России проживает 29,8 миллионов детей и молодежи в возрасте до 19 лет -  21% населения страны. 15% населения страны – дети до 14 лет, около 6% -  молодые люди в возрасте 15-19 лет.

      Данным Постановлением целями государственной молодежной политики признаются прежде всего содействие социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи, создание условий для более полного включения молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества, расширение возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достижении личного успеха и реализация инновационного потенциала молодежи в интересах общественного развития и развития самой молодежи. 

      Рис.1. 5. Цели социальной молодежной политики 

      Согласно  данным целям выделены приоритетные направления и принципы государственной  молодежной политики, среди которых  обеспечение соблюдения прав молодежи, обеспечение гарантий в сфере  труда и занятости молодежи, содействие предпринимательской деятельности молодежи, государственная поддержка молодой семьи, гарантированное предоставление социальных услуг, поддержка талантливой молодежи, формирование условий, направленных на физическое и духовное развитие молодежи, поддержка деятельности молодежных и детских объединений, содействие международным молодежным обменам (рис.1.5). Главное социальное предназначение государства в работе с молодежью в идеале состоит в том, чтобы служить молодому человеку, а не командовать им, создавать условия, позволяющие ему развиваться и проявлять свои способности и дарования.

      По  большинству параметров межрегиональной  контрастности - природных, этнических, конфессиональных, социально-экономических, Россия даже превосходит другие страны. Все перечисленные факторы создают благоприятное поле для региональных исследований вообще и молодежной политики в частности. Тем более, что в соответствии с российским законодательством молодежная политика, как часть социальной политики государства, относится к совместному ведению Российской Федерации и её субъектов.

Информация о работе Практика реализации молодёжной политики РФ на региональном уровне