Практика реализации молодёжной политики РФ на региональном уровне

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 14:56, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является изучение молодёжной политики РФ на региональном уровне. В соответствии с поставленной целью автором определены следующие задачи исследования:
- рассмотреть содержание и направления молодёжной политики РФ;
- изучить нормативную базу молодёжной политики РФ;
- определить тенденции совершенствования или модернизации молодёжной политики РФ;
- рассмотреть основные положения стратегии реформирования молодёжной политики РФ на региональном уровне;
- дать характеристику целевых молодежных программ на региональном уровне.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Особенности молодёжной политики в РФ 7
1.1 Содержание и направления молодёжной политики РФ 7
1.2..Нормативная база молодёжной политики РФ 24
1.3. Тенденции совершенствования или модернизации молодёжной политики РФ 37
Глава 2. Практика реализации молодёжной политики РФ на региональном уровне 44
2.1 Основные положения стратегии реформирования молодёжной политики РФ на региональном уровне 44
2.2 Характеристика целевых молодежных программ на региональном уровне 57
Паспорт ведомственной целевой программы «Молодежь Алтая» на 2011 – 2013 годы Электронный ресурс]//URL: http://www.bravo-rubtsovsk.ru/files/m6.doc. Дата выхода: 28.12.2011 67
Заключение 72
Список используемых источников 75

Работа содержит 1 файл

Молодёжная_социальная_политика_РФ_на_региональном_уровне._Диплом.doc

— 790.50 Кб (Скачать)

      Однако  представляется ошибочным утверждение, будто встретившиеся трудности  и недостатки российского законодательства в отношении развития местной  демократии в стране не создали основы для сбалансированного разграничения  полномочий между тремя уровнями властей в России (Федерации, субъектов Федерации, местных властей).

      Несмотря  на то что Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 г. не регламентирует институциализации и форм деятельности молодых людей как особого структурного компонента населения, в ряде муниципальных образований складывается особая система взаимодействия молодежи и органов местного самоуправления. Наиболее устоявшимися формами взаимодействия являются: программно-стратегическая, правовая, социальная и воспитательная.

      О высокой степени проблемности взаимоотношений  Российского государства с молодежью, о нерешенности «молодежного вопроса» в нашей стране свидетельствуют  в значительных масштабах маргинализация и криминализация молодежной среды, восприятие финансовых вложений в молодежную политику как затратной деятельности, а не как инвестиций в человеческий капитал и в будущее страны; несоответствие общественным потребностям содержания деятельности институтов молодежной социализации, серьезные пробелы в российском законодательстве (в части регламентации прав и обязанностей основных социализационных институтов в отношении к детям и молодежи).

      Неадекватная  реакция государственных органов на потребности молодых людей (и в целом на молодежную ситуацию в обществе), запаздывающий перевод существующих проблем и имеющихся на местах наработок на нормативно-правовой язык формирует у наших молодых соотечественников скептическое отношение к разным ветвям власти.

        «Комплексный характер задачи обусловил необходимость создания специальной Федеральной целевой программы для ее решения. Стоит отметить, что подобные программы успешно реализуются во многих демократических странах, как правило, под эгидой первых лиц государства (президенты, премьер-министры), а также рядом международных гуманитарных организаций»56.

     Большинство качественных показателей, характеризующих  положение молодежи как социально-демографической  группы общества, включая ее правовое положение, образование и воспитание, экономическое положение и экономическую активность, место и роль в политике, образ жизни, ценностные ориентиры и т.п., напрямую связаны с уровнем социально-экономического развития общества. Именно поэтому во всех развитых странах молодежная политика составляет важную часть государственной политики: именно государство должно брать на себя большую часть ответственности по созданию благоприятных условий для развития молодого поколения своих граждан.

      За  последние годы в связи с коренной реформой социально-экономических и политических основ общества произошли весьма заметные изменения в самосознании российской молодежи. На сегодняшний день существует несколько форматов реализации молодежной политики: отдельные мероприятия; целевые программы; комплексные программы. Наиболее высокоорганизованным форматом признаются комплексные программы, очевидным преимуществом которых является целостность и системность. Комплексная программа, в отличие от целевой, охватывает сразу несколько приоритетных направлений молодежной политики, во многом определяя эффективность ее реализации

     Эффективно  противодействовать этим тенденциям возможно только в рамках продуманной и  действенной социальной политики. Одним  из наиболее эффективных способов на сегодня является создание возможностей для самореализации молодого поколения в процессе самодеятельности, социального творчества, предприимчивости, осуществления инновационных проектов, программ при активной поддержке государства и социальных институтов. Так, одним из направлений современной российской молодежной политики является поощрение развития всяческих форм самоорганизации молодежи. Многие политические партии и движения, например, партия «Единая Россия», имеют свои молодежные отделения. В последние годы молодежь и сама все чаще начинает создавать свои организации, самодеятельные объединения и т.д.

      Программно-стратегическое направление является приоритетом  в деятельности муниципальных образований  области. Оно включает в себя решение  задач региональной молодежной политики, предоставление субсидий местным бюджетам из областного центра в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований, разработку программ для молодежи. Важным стимулом в развитии этого направления являются областные целевые программы.

      Будучи  инструментом целевого управления, долгосрочные целевые молодежные программы на региональном уровне используются как  средство обоснования наиболее эффективных  направлений деятельности по реализации приоритетных социальных целей, как  способ концентрации ресурсов, находящихся в распоряжении общества или отдельных его структурных элементов, для практического осуществления выбранных направлений.

      Нестандартный подход к решению молодежных проблем  предлагается в программах субъектов  Российской Федерации. Долгосрочная целевая программа Тверской области «Создание условий для формирования, развития и укрепления правовых, экономических и организационных условий гражданского становления, эффективной социализации и самореализации молодых граждан на 2009 – 2011 годы»; долгосрочная целевая программа «Борьба с преступностью, профилактика правонарушений и обеспечение безопасности дорожного движения в Кемеровской области» на 2008-2012 гг.;  долгосрочная областная целевая программа «Героико-патриотическое воспитание граждан, проживающих на территории Смоленской области» на 2009 - 2011 годы; краевая целевая программа «Комплексные меры поддержки гражданско-патриотического самоопределения молодежи на 2008-2010 годы»; долгосрочная  целевая  программа Омской области «Семья и демография Омской области (2010-2014 годы) годы»; Республиканская целевая программа «Патриотическое воспитание и допризывная подготовка молодежи в Кабардино-Балкарской Республике (2010-2015 годы)»; Республиканская целевая программа «Молодой специалист на 2008-2010 годы» (Республика Башкортостан); краевая долгосрочная целевая программы «Дорога в жизнь (2010-2012 годы)» (Забайкальский край); областная целевая программа «Организация отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи Астраханской области 2010-2012гг.»

      Например, в Новгородской области действует  Комплекс целевых программ развития системы воспитания детей и молодежи, утвержденный решением Думы Великого Новгорода от  07.12.2010 № 858, который  является  продолжением Комплекса целевых программ по реализации Концепции развития  системы воспитания детей и молодежи в Великом Новгороде на период до 2010 года  «Содружество».  Комплекс «Содружество» включает в процесс воспитания не только структуры, непосредственно ответственные за реализацию воспитательных функций, но и все предприятия, организации, службы, заинтересованные  в продолжение традиций города, сохранении историко-культурного наследия, укреплении семьи, становлении гуманных взаимоотношений между людьми. В реализации Комплекса участвуют 15 структурных подразделений Администрации города, 5 общественных организаций, Епархия Русской Православной Церкви, учреждения образования, культуры, спорта, медицины, социальной поддержки, молодежной политики, охраны правопорядка, СМИ. Принципиальная новизна  Комплекса целевых программ «Содружество» заключается:

    1. в содержании 4 целевых программ, направленных на общий результат;
    2. во включенности в процесс разработки и реализации более  30  различных структур, предприятий, организаций;
    3. в  разработке комплекса показателей, методик оценки ожидаемых результатов качества системы воспитания на муниципальном уровне;
    4. в наличии результатов системы воспитания, представленных как в количественном, так и в качественном виде.

      Мероприятия Комплекса определены исходя из приоритетов долгосрочного социально-экономического развития Великого Новгорода, очередности их реализации с учетом ресурсных возможностей, результатов Комплекса целевых программ «Содружество» на 2007-2010 годы, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Российской Федерации

      Государственная политика в области семьи и  молодежи может успешно реализовываться  только при постоянном совершенствовании  нормативно-правового обеспечения  деятельности органов по делам семьи  и молодежи. При этом особенно эффективно необходимо учитывать материальные, социальные, образовательные, эмоциональные, культурные и духовные потребности молодых людей и их проблемы.

      Государственная молодежная политика в Российской Федерации  направлена на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека, на развитие и поддержку молодежных и детских общественных объединений, движений и инициатив. Она отражает стратегическую линию государства на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития России, на формирование у молодых граждан патриотизма и уважения к истории и культуре, на соблюдение прав и свобод человека и гражданина.

      Организационно-правовыми  формами участия молодежи в местных, региональных и федеральных делах являются молодежные советы, молодежные парламенты, молодежные форумы, институциональные (муниципальные советы, муниципальные и смешанные комиссии и т.д.) и административные структуры (органы планирования для представителей семьи и молодежи и др.).

      Местные, региональные и федеральные власти должны поддерживать социальные мероприятия  в области спорта, культуры, ремесел, искусства и иных форм творчества и самовыражения, организуемые и  осуществляемые молодежными объединениями и организациями, молодежными группами и коммунальными центрами вместе с семьей и школой. Следовательно, необходимо оказывать в первую очередь поддержку тем организациям, которые готовят социальных работников и руководителей молодежных клубов, а также специалистам по работе с семьей и молодежью на всех уровнях власти. Одним из важнейших условий является то, что местные органы власти должны призывать общественные объединения активно способствовать вовлечению семьи и молодежи в деятельность своих уставных органов.

      Органам местного самоуправления следует разработать  совместно с представителями  молодежи (включая тех, кто не имел работы или может ее потерять), местными работодателями, профсоюзами, органами образования, профессиональной подготовки и службами занятости, а также молодежными организациями стратегии и программы, направленные на устранение причин социальных проблем семьи и молодежи и увеличение возможностей трудоустройства этой социальной группы населения. Молодые безработные должны иметь право участвовать в управлении этими центрами. Кроме того, российские органы местного самоуправления должны поощрять семью и молодежь к инновационным экспериментам, поддерживать создание молодыми людьми собственного дела, предприятий и кооперативов посредством предоставления финансовой и иной поддержки, в частности помещений, оборудования, организации обучения и профессиональной консультативной помощи.

      Новый вид социального аудита предназначен для оценки эффективности молодежных программ. «Социальный аудит региональных программам в сфере государственной молодежной политики - это научно-исследовательская технология, представляющая собой систему действий по диагностике социального положения молодежи региона в целях оценки социальной эффективности региональных молодежных программ, отражающих цели, приоритетные направления и содержание региональной молодежной политики, а также в целях консультационной поддержки органов власти по повышению эффективности государственного управления в сфере молодежной политики»57. Анализ программ показал, что структура программ в большинстве своем соответствует требованиям окружного законодательства. В последних программах появились также дополнительные разделы, связанные с оценкой социально-экономической эффективности программы, однако, без методики её расчета. Так, В Постановлении от 1 октября 2010 года  № 940 «Об утверждении муниципальной долгосрочной целевой программы «Молодежная политика в Егорлыкском районе на 2011-2013 годы» расчет оценки социальных последствий при реализации Программы осуществляется следующим образом:

      Таблица 2.1

      Расчет  оценки социальных последствий при  реализации Программы58 

Показатели  оценки социальных последствий Методика  расчета
Доля  молодежи, посетившей  мероприятия  государственной молодежной политики Общее число молодежи, принявшей участие в мероприятиях / число молодежи Егорлыкского района в возрасте от 14 до 30 лет * 100 процентов
Удельный  вес молодежи, участвующей в деятельности молодежных общественных объединений, в том числе органов студенческого  самоуправления, молодежных структурах при органах местного самоуправления Число участников молодежных общественных объединений + число участников органов молодежного  самоуправления / число молодежи Егорлыкского района в возрасте от 14 до 30 лет * 100 процентов
Доля  молодежи вовлеченной в добровольческую (волонтерскую) деятельность Общее число  добровольцев / число молодежи в  Егорлыкского района * 100 процентов
Доля  молодежи вовлеченной в мероприятия  патриотического воспитания, в том  числе направленных на формирование российской идентичности среди молодежи Общее число  молодежи принявших участие в  мероприятиях / количество молодежи в  Егорлыкском районе * 100 процентов
Доля  молодежи охваченной мероприятиями  по формированию неприятия негативных установок поведения (здоровый образ жизни, профилактика правонарушений) Общее число  молодежи принявших участие в  мероприятиях /количество молодежи в  Ростовской области * 100 процентов
 

      Таким же образом проводится оценка эффективности  реализации Республиканской долгосрочной целевой программы  «Развитие молодежной политики в Республике Башкортостан», но уже совершенно по иным показателям:

      - доля детей, подростков и молодежи  вовлеченных в деятельность детских  и молодежных общественных объединений  от общего числа молодежи 14-30 лет (в %);

      - доля детей, подростков и молодежи, вовлеченных в волонтерскую (добровольческую  деятельность) от общего числа  молодежи 14-30 лет  
(в %);

Информация о работе Практика реализации молодёжной политики РФ на региональном уровне