Практика реализации молодёжной политики РФ на региональном уровне

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 14:56, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является изучение молодёжной политики РФ на региональном уровне. В соответствии с поставленной целью автором определены следующие задачи исследования:
- рассмотреть содержание и направления молодёжной политики РФ;
- изучить нормативную базу молодёжной политики РФ;
- определить тенденции совершенствования или модернизации молодёжной политики РФ;
- рассмотреть основные положения стратегии реформирования молодёжной политики РФ на региональном уровне;
- дать характеристику целевых молодежных программ на региональном уровне.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Особенности молодёжной политики в РФ 7
1.1 Содержание и направления молодёжной политики РФ 7
1.2..Нормативная база молодёжной политики РФ 24
1.3. Тенденции совершенствования или модернизации молодёжной политики РФ 37
Глава 2. Практика реализации молодёжной политики РФ на региональном уровне 44
2.1 Основные положения стратегии реформирования молодёжной политики РФ на региональном уровне 44
2.2 Характеристика целевых молодежных программ на региональном уровне 57
Паспорт ведомственной целевой программы «Молодежь Алтая» на 2011 – 2013 годы Электронный ресурс]//URL: http://www.bravo-rubtsovsk.ru/files/m6.doc. Дата выхода: 28.12.2011 67
Заключение 72
Список используемых источников 75

Работа содержит 1 файл

Молодёжная_социальная_политика_РФ_на_региональном_уровне._Диплом.doc

— 790.50 Кб (Скачать)

      Можно отметить, что данный Федеральный закон практически не содержит конкретных норм прямого действия, имеющих отношение к вопросам молодежной политики.

      Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» определяет основные понятия в указанной области: «несовершеннолетний», «безнадзорный», «беспризорный», «несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении», «антиобщественные действия», «семья, находящаяся в социально опасном положении», «индивидуальная профилактическая работа»30. Федеральный закон рассматривает профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних как систему социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении. В Законе подчеркиваются его конституционная основа и индивидуальный подход к несовершеннолетним. В Законе также установлена система органов, реализующих соответствующие меры, среди которых отмечены органы по делам молодежи и учреждения органов по делам молодежи, дано краткое описание их видов. Значение данного достаточно проработанного Федерального закона для государственной молодежной политики в целом ограничивается спецификой регулируемых им общественных отношений. Его наличие, однако, снимает необходимость регулировать этот вопрос в Федеральном законе о молодежной политике.

      Федеральный закон от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений РФ, под которой понимается совокупность мер, принимаемых органами государственной власти Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации в области государственной молодежной политики в целях создания и обеспечения правовых, экономических и организационных условий деятельности таких объединений, направленной на социальное становление, развитие и самореализацию детей и молодежи в общественной жизни, а также в целях охраны и защиты их прав.

      Определенный  вклад в разработку нормативной  правовой базы государственной молодежной политики вносят законодательные акты Президента Российской Федерации. Среди  актов данной направленности стоит  выделить следующие:

      Указ Президента Российской Федерации от 16 сентября 1992 г. № 1075 «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики» в целях создания социально-экономических, правовых и организационных условий и гарантий для социального становления молодых граждан, максимального раскрытия потенциала молодежи в интересах развития общества предусматривает признание осуществления целостной государственной молодежной политики в России одним из приоритетных направлений социально-экономической политики государства. В качестве первоочередных задач, требующих решения, рассматриваемым Указом Президента РФ были выделены: обеспечение соблюдения прав молодых граждан, установление для них гарантий в сфере труда и занятости, содействие их предпринимательской деятельности; создание условий, направленных на физическое и духовное развитие молодежи, предоставление молодым гражданам гарантированного минимума социальных услуг; осуществление поддержки молодой семьи, талантливой молодежи, молодежных объединений; содействие международным молодежным обменам31.

      Кроме данного Указа, принимались указы и иные правовые акты Президента Российской Федерации по отдельным вопросам, связанным с государственной молодежной политикой, в частности: Указ Президента РФ от 6 марта 1995 г. № 242 «О Национальном фонде молодежи»32; Указ Президента РФ от 16 мая 1996 г. № 727 «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи»33; Указ Президента РФ от 25 января 2005 г. № 76 «О Дне российского студенчества»34 и др.

      Правительство Российской Федерации, во-первых, определяет, что молодежная политика является приоритетным направлением деятельности государства, направленной на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив; во-вторых, государственная молодежная политика выражает в отношении к молодому поколению стратегическую линию государства. Таким образом, в Постановлении ВС РФ от 03.06.1993 № 5090-1 «Об Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» впервые в российском законодательстве проблемы молодежной политики были выведены на общегосударственный уровень и закреплены как одно из приоритетных направлений в деятельности государства. Однако стоит отметить слабую разработку линии реализации в данном Постановлении, более декларативный его характер, нежели действенный. Возможно, это объясняется тем, что Постановление явилось неким первоначальным документом, декларирующим в себе основные направления реализации принципов молодежной политики в РФ. По существу, являясь концепцией, Основные направления, помимо целей и принципов государственной молодежной политики, носящих достаточно общий характер, содержат ряд положений, заслуживающих внимания при разработке проекта комплексного нормативного правового акта федерального уровня в рассматриваемой сфере.

      Вторым  нормативным правовым актом, в соответствии с которым на законодательном  уровне предполагаются развитие и реализация государственной молодежной политики в РФ, является Стратегия государственной молодежной политики в РФ, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г.№ 1760-р35. Данная Стратегия государственной молодежной политики разработана на период до 2016 г. и определяет совокупность приоритетных направлений, ориентированных на молодежь, включающих задачи, связанные с участием молодежи в реализации приоритетных национальных проектов. Она была разработана на период до 2016 года и определяет совокупность приоритетных направлений, ориентированных на молодежь, включающих задачи, связанные с участием молодежи в реализации приоритетных национальных проектов. Указанным распоряжением Министерству образования и науки России было дано указание разработать с участием молодежных общественных объединений комплекс мероприятий по реализации Стратегии и обеспечить контроль их исполнения, а федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов РФ рекомендовано учитывать положения Стратегии при принятии мер по реализации государственной молодежной политики.

      Как следует из данной Стратегии, государственная молодежная политика является системой формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности. Можно отметить, что данная Стратегия является логическим продолжением и дополнением Постановления, указанного ранее, но отличается более стройной проработкой механизмов реализации приоритетных направлений, а также множеством проектов, направленных на вовлечение молодежи в общественную жизнь.

      В этой связи приоритетными направлениями Стратегии предусмотрены проекты, которые будут реализованы на федеральном и региональном уровнях. В рамках проектов на федеральном уровне поддерживаются мероприятия, ориентированные на всю молодежь страны, в том числе массовые кампании, программы, конкурсы, всероссийские молодежные акции. В рамках проекта на региональном уровне будут созданы условия для решения задач, определяемых настоящей Стратегией и среднесрочной программой социально-экономического развития Российской Федерации. По мнению законодателя, для реализации данной Стратегии необходимо создание организационно-правовых и материально-финансовых условий.

      Можно отметить, что данная Стратегия разработана и принята в целях конкретизации общих положений, предусмотренных законодательными актами, указами Президента Российской Федерации или иными постановлениями Правительства Российской Федерации. Данной Стратегией декларируется высокий потенциал российской молодежи, однако временные рамки реализации данной Стратегии слишком узки, они должны быть расширены, учитывая современную социально-экономическую, политическую, демографическую ситуацию в стране.

      Еще одним нормативным правовым актом  Правительства РФ является Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, в которой один из пунктов (9) посвящен молодежной политике в РФ.

      Как следует из данной Концепции, целью государственной молодежной политики является создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развитие потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного развития страны36. Государственную молодежную политику следует рассматривать как самостоятельное направление деятельности государства, предусматривающее формирование необходимых социальных условий инновационного развития страны, реализуемое на основе активного взаимодействия с институтами гражданского общества, общественными объединениями и молодежными организациями.

      Далее необходимо указать постановления  Правительства, касающиеся создания федеральных органов, обеспечивающих реализацию молодежной политики в РФ. Указом Правительства РФ от 24 сентября 2007 г. № 1274 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти»37 создан Государственный комитет РФ по делам молодежи, функциями которого являются определение государственной молодежной политики и нормативно-правовое регулирование в этой сфере, оказание государственных услуг и управление государственным имуществом в сфере государственной молодежной политики, создание во взаимодействии с общественными организациями и движениями, представляющими интересы молодежи, условий для обеспечения здорового образа жизни молодежи, нравственного и патриотического воспитания, реализации молодежью своих профессиональных возможностей, а также координация деятельности в данной сфере органов исполнительной власти субъектов РФ.

      Следующим актом является Постановление о Министерстве спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации от 29 мая 2008 г. № 40838. Данным Постановлением устанавливалось, что до внесения соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации определяет порядок формирования Федерального реестра молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой, а также порядок проведения конкурса проектов (программ) молодежных и детских объединений на соискание государственной поддержки.

      В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» Правительство Российской Федерации утвердило Положение «О Федеральном агентстве по делам молодежи» от 29 мая 2008 г. № 40939. Агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере государственной молодежной политики, реализации во взаимодействии с общественными организациями и движениями, представляющими интересы молодежи, мероприятий, направленных на обеспечение здорового образа жизни молодежи, нравственного и патриотического воспитания и на реализацию молодежью своих профессиональных возможностей.

      Следующим нормативным правовым актом Правительства  РФ является Положение о Департаменте молодежной политики и международного сотрудничества Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, утвержденное Приказом Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации от 7 августа 2008 г. № 15. Как следует из общих положений данного документа, Департамент молодежной политики и международного сотрудничества является структурным подразделением Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной молодежной политики, а также обеспечению международного сотрудничества в установленной сфере деятельности Министерства.

      В целом стоит отметить, что во всех постановлениях Правительства РФ дублируются  с некоторыми изменениями подобные положения, и не только на уровне законодательных актов, но и на уровне федеральных органов и их обязанностей и полномочий.

Информация о работе Практика реализации молодёжной политики РФ на региональном уровне