Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 14:56, дипломная работа
Целью работы является изучение молодёжной политики РФ на региональном уровне. В соответствии с поставленной целью автором определены следующие задачи исследования:
- рассмотреть содержание и направления молодёжной политики РФ;
- изучить нормативную базу молодёжной политики РФ;
- определить тенденции совершенствования или модернизации молодёжной политики РФ;
- рассмотреть основные положения стратегии реформирования молодёжной политики РФ на региональном уровне;
- дать характеристику целевых молодежных программ на региональном уровне.
Введение 3
Глава 1. Особенности молодёжной политики в РФ 7
1.1 Содержание и направления молодёжной политики РФ 7
1.2..Нормативная база молодёжной политики РФ 24
1.3. Тенденции совершенствования или модернизации молодёжной политики РФ 37
Глава 2. Практика реализации молодёжной политики РФ на региональном уровне 44
2.1 Основные положения стратегии реформирования молодёжной политики РФ на региональном уровне 44
2.2 Характеристика целевых молодежных программ на региональном уровне 57
Паспорт ведомственной целевой программы «Молодежь Алтая» на 2011 – 2013 годы Электронный ресурс]//URL: http://www.bravo-rubtsovsk.ru/files/m6.doc. Дата выхода: 28.12.2011 67
Заключение 72
Список используемых источников 75
Государственная молодежная политика, в свою очередь, является своеобразным стержневым основанием молодежной политики и представляет собой, во-первых, систему государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодёжи, развития её потенциала в интересах России. Во-вторых, она является действенным инструментом социально-экономического и культурного развития, обеспечения конкурентоспособности и укрепления национальной безопасности страны. В-третьих, государственная молодежная политика – это деятельность государства, направленная на создание правовых, экономических и организационных усилий для самореализации личности молодого человека и развития молодёжных объединений, движений и инициатив. И, наконец, в-четвёртых, это - одно из приоритетных направлений государственной политики в целом.
Следовательно, «государственная молодежная политика - это деятельность государства по выработке доктрины, концептуальных направлений молодежной политики и обеспечению их целостной системой социально-экономических, организационных мер с целью создания социально-правовой защищенности (гарантий) молодого поколения, реализации его права на свободное социальное развитие, творческую инициативу в соответствии с коренными интересами, склонностями, физическими возможностями и с учетом интересов реформирующегося общества, его прогресса»17.
Выделение основных принципов молодежной политики, среди них особое значение имеют следующие:
1)
законность деятельности
2)
системный, комплексный подход
к реализации молодежной
3)
привлечение молодых граждан,
молодежных и детских
4)
содействие инициативной
5) предоставление молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья;
6)
приоритет исторических и
7)
взаимная ответственность
8)
содействие органов
Сферой формирования ценностей, где усилия государства имеют целенаправленный характер, является молодежная политика, поскольку именно молодежь – наиболее восприимчивая социальная группа. Органы государственной власти должны стремиться обеспечить каждому молодому гражданину социальную защищенность, достойные условия существования, уровнять жизненные возможности молодежи с другими группами населения путем построения соответствующей системы социальных гарантий.
Помимо активных мер по обеспечению физической безопасности подростков и молодежи не стоит забывать и о духовном просвещении, которое, прежде всего, заключается в воспитании толерантности.
Важность формирования толерантных отношений у молодежи обусловлена тем, что вопрос об уровне толерантности российского общества является сегодня критически важным.
«Обострение
межнациональных конфликтов, усиление
тенденций проявления ксенофобии -
животрепещущие проблемы современной
России. Сложная социально-
Решить проблему гармонизации ценностей граждан только набором воспитательных мероприятий невозможно. Общественное сознание подверглось агрессивному вторжению новых поведенческих моделей, результатом которых стала деформация базовых ценностей населения, это определяет необходимость агрессивного противодействия государства в форме административных и правовых усилий. Для организации этой работы требуется отдельная составляющая государственной политики, обеспечивающая проектам академическую основу и общегуманитарный характер. К концу первого десятилетия XXI в., несмотря на ряд положительных сдвигов в этом направлении (например, факт появления «Стратегии-2020» как попытка сформулировать основные тезисы стратегии национального развития; возросшее внимание к проблемам молодежи со стороны государства), можно вполне согласиться с мнением ряда аналитиков и констатировать, что хотя «все признаки институционального закрепления государственной молодежной политики в России налицо, но их нестабильность, постоянные повороты назад (отмена принятых правовых норм, закрытие специализированных органов по делам молодежи и т.д.) не позволяют видеть процесс близким к завершению»19.
Несмотря на существующие проблемы сегодня вполне можно сказать о том, что в России имеется сфера государственной молодежной политики, которая подвергается юридическому воздействию со стороны государства и его органов на всех уровнях правового регулирования. Данная сфера включает в себя регулируемые федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ общественные отношения, связанные с обязанностью органов государственной власти и органов местного самоуправления заботиться о молодых гражданах, обеспечивать соблюдение и реализацию их конституционных прав и свобод, содействовать решению молодежных проблем в обществе.
На настоящий момент государственная молодежная политика в России реализуется всей совокупностью законодательных актов и специальных программ, мероприятий федерального и регионального уровней, направленных на молодых граждан. Таким образом, в России имеется сфера молодежной политики, подвергаемая юридическому воздействию со стороны государства. Она включает регулируемые федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ общественные отношения, связанные с обязанностью органов государственной власти и органов местного самоуправления заботиться о молодых гражданах, обеспечивать соблюдение и реализацию их конституционных прав и свобод, содействовать решению молодежных проблем в обществе. В развитие темы следует отметить, что конституционные права и свободы человека и гражданина, в том числе несовершеннолетнего, обладают специфическим набором средств и методов своей защиты. К их числу относятся:
-
международно-правовой
-
конституционно-судебный
- судебная защита (суды общей и арбитражной юрисдикции);
-
административные действия
- законная самозащита человеком своих прав20.
В федеральном законодательстве нормативно-правовые положения, касающиеся прав и интересов молодежи, элементов государственной молодежной политики, отражены в Конституции РФ21, Гражданском22, Семейном (в Семейном кодексе РФ, принятом в 1995 г., впервые в обобщенном виде представлены права несовершеннолетних детей в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка)23, Трудовом кодексах РФ. Следует заметить, что государственная молодежная политика зависит от конституционных характеристик конкретного государства. Как известно, основы конституционного строя РФ предполагают следующие конституционные характеристики Российского государства: демократическое государство (ст. 1 Конституции РФ); федеративное государство (ст. 1 Конституции РФ); правовое государство (ст. 1 Конституции РФ); социальное государство (ст. 7 Конституции РФ); светское государство (ст. 14 Конституции РФ); республиканская форма правления (ст. 1 Конституции РФ). В соответствующих статьях Конституции РФ содержатся краткие, но исчерпывающие понятия этих характеристик. Рассмотрим их в контексте влияния на молодежную политику Российской Федерации.
Кроме того, Конституцией Российской Федерации предусмотрены фундаментальные положения, касающиеся порядка и деятельности общественных объединений, в том числе молодежных. Согласно пункту 1 статьи 30 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Пунктом 2 той же статьи устанавливается, что никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.
К решению отдельных вопросов, связанных с осуществлением государственной молодежной политики и регулированием основ деятельности молодежных объединений имеет отношение также ряд положений, предусмотренных статьями 38, 39, 43 и 44 Конституции Российской Федерации.
В соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находится, в частности, установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического, социального и культурного развития Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся, в частности, защита прав и свобод человека и гражданина (пункт «б»), общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта (пункт «е»), защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение (пункт «ж»), трудовое, семейное, жилищное законодательство (пункт «к»).
Вышеупомянутое Постановл
В
Федеральном конституционном
Несмотря на то, что Российская Федерация является демократическим и социальным государством, на сегодняшний момент до сих пор на федеральном уровне не принят закон о молодежи и государственной молодежной политике. Вследствие этого регулирование и деятельность в рамках молодежной политики осуществляются на уровне дискретных законодательных актов, среди которых можно выделить узконаправленные федеральные законы, которые можно отнести к молодежной политике, указы Президента РФ, касающиеся молодежи, и постановления Правительства РФ, относящиеся к данной сфере.
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»29 устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией РФ, в целях создания правовых, социально-экономических условий для их реализации. Закон определяет понятия «ребенок», «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации», «социальная адаптация ребенка», «социальная реабилитация ребенка», устанавливает цели и принципы государственной политики в интересах детей. К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации относятся: установление основ федеральной политики в интересах детей; выбор приоритетных направлений деятельности по обеспечению прав и законных интересов ребенка, охраны его здоровья и нравственности; формирование и реализация федеральных целевых программ защиты прав ребенка, поддержки детства и определение ответственных за исполнение таких программ органов, учреждений и организаций; установление порядка судебной защиты и судебная защита прав и законных интересов ребенка; исполнение международных обязательств Российской Федерации и представительство интересов Российской Федерации в международных организациях по вопросам защиты прав ребенка. Одной из действенных мер по защите прав ребенка при осуществлении деятельности в области его образования и воспитания является право на создание общественных объединений по месту учебы.
Информация о работе Практика реализации молодёжной политики РФ на региональном уровне