Практика реализации молодёжной политики РФ на региональном уровне

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 14:56, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является изучение молодёжной политики РФ на региональном уровне. В соответствии с поставленной целью автором определены следующие задачи исследования:
- рассмотреть содержание и направления молодёжной политики РФ;
- изучить нормативную базу молодёжной политики РФ;
- определить тенденции совершенствования или модернизации молодёжной политики РФ;
- рассмотреть основные положения стратегии реформирования молодёжной политики РФ на региональном уровне;
- дать характеристику целевых молодежных программ на региональном уровне.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Особенности молодёжной политики в РФ 7
1.1 Содержание и направления молодёжной политики РФ 7
1.2..Нормативная база молодёжной политики РФ 24
1.3. Тенденции совершенствования или модернизации молодёжной политики РФ 37
Глава 2. Практика реализации молодёжной политики РФ на региональном уровне 44
2.1 Основные положения стратегии реформирования молодёжной политики РФ на региональном уровне 44
2.2 Характеристика целевых молодежных программ на региональном уровне 57
Паспорт ведомственной целевой программы «Молодежь Алтая» на 2011 – 2013 годы Электронный ресурс]//URL: http://www.bravo-rubtsovsk.ru/files/m6.doc. Дата выхода: 28.12.2011 67
Заключение 72
Список используемых источников 75

Работа содержит 1 файл

Молодёжная_социальная_политика_РФ_на_региональном_уровне._Диплом.doc

— 790.50 Кб (Скачать)

Глава 2. Практика реализации социальной молодёжной политики РФ на региональном уровне

2.1 Основные положения  стратегии реформирования  социальной          молодёжной политики  РФ на региональном  уровне

      Назрела крайняя необходимость критической  переоценки нынешней молодежной политики в стране, и прежде всего с целью вовлечения (интеграции) подрастающего поколения в социально-политические процессы формирования в России гражданского общества с социально-правовой государственностью. Для этого недостаточно ограничиваться констатацией очевидного факта отстраненности молодежи от участия в избирательном процессе. Важно всесторонне и объективно изучить реальное положение молодежи в обществе, ее социальный статус и жизненные устремления. «Молодое, инновационное по своей природе, поколение во многом определяет будущее любой страны. Формирование политической культуры российской молодежи является неотъемлемой частью становления гражданского общества и правового государства в современных условиях»49.

      В большинстве регионов существуют и  действуют молодежные правительства. Они - часть стратегии построения инновационной экономики, т.е. экономики, основанной на знаниях и эффективном использовании человеческого потенциала. Сначала такие правительства воспринимались как нечто несерьезное, теперь же очевидно, что они помогают как формировать кадровый резерв для государственной службы, так и воспитывать культуру предпринимательской деятельности, бережного отношения к человеческим ресурсам, уважения к профессионалам у молодых бизнесменов, будущих крупных работодателей.

      Молодежь  представляет собой один из ресурсов развития Российского государства, и государство заинтересовано в  становлении социально активной личности молодого человека.

      Стержневая  роль системы ценностей, на которую  опирается культурно-воспитательная работа общества, проявляется особенно четко в те кризисные моменты, один из которых переживает сегодня Россия. Более того, именно в эти моменты происходит смена такой системы, и чем более стихийна эта смена, тем более болезненно проходит она для общества.

      «Сегодня  кризисное состояние российского  общества очевидно: разрушены экономические  связи, утеряны нравственные ориентиры, утрачено единство государственности  и многонациональной культуры»50.

      Отсутствие  должного контроля за воспитанием и  развитием детей и подростков, недостаточное внимание к проблемам, существующим в сфере образования, влечет за собой появление и распространение отклонений в поведении на этапе взросления человека, в период становления и формирования мировоззрения. Так, нормальным в среде подростков считается то поведение, которое признано учеными девиантным, а порой и делинквентным.

      В России молодежная политика постоянно  балансирует между социальной и  образовательной политикой, фактически не имея прав, предусмотренных для  каждой из этих сфер. По сути, ей предлагается занять какую-либо свободную нишу, до которой у статусных ведомств не доходят руки. Среди специалистов в области молодежной политики довольно много педагогов, работающих во внешкольных учреждениях органов по делам молодежи. Специализация педагогов довольно широкая и определяется направлениями работы с детьми во внешкольных учреждениях органов по делам молодежи. Специалисты по социальной работе с молодежью, социальные педагоги, психологи есть там, где руководителям субъектов Российской Федерации и главам муниципальных образований удалось закрепить право на создание социальных учреждений для молодежи. Такие учреждения с успехом работают, например, в Башкортостане, Москве, Краснодаре. Именно создание и развитие учреждений социального обслуживания молодежи становится основанием для развития группы специалистов этого направления. Коррекция семейных отношений и девиантного поведения молодежи обладает многоуровневой структурой. Поэтому государственная молодежная политика, преследующая более масштабные и глубокие цели, нежели простое противодействие преступности, должна обрести свою иерархию, конкретизированность во времени, территориально и по субъектам реализации. При этом в ее реализацию должны быть вовлечены не только органы государственной власти, но и органы местного самоуправления, общественные и политические движения, средства массовой информации, а также все общество в целом.

      В 2010 г. в субъектах Российской Федерации  реализацию молодежной политики осуществляли:

      - 31 министерство (из них 2 по молодежной политике, 29 совмещенных);

      - 14 департаментов (из них 2 по  молодежной политике, 12 совмещенных);

      - 22 комитета (из них 11 по молодежной  политике, 11 совмещенных);

      - 12 управлений (из них 3 по делам  молодежи, 9 совмещенных);

      - 4 агентства (из них 3 по делам молодежи, 1 совмещенное). В 71 субъекте Российской Федерации (85,5%) реализация основных направлений молодежной политики в регионе осуществляется на основе собственного закона. Нет базового закона о молодежи в следующих субъектах Российской Федерации: Чукотском автономном округе, Забайкальском, Пермском краях, Астраханской, Белгородской, Мурманской, Новгородской, Пензенской, Псковской, Сахалинской, Свердловской, Смоленской областях.

      Общее количество молодежи по 83 субъектам  Российской Федерации 35 650 982 чел.

      Молодежи  по субъектам:

      1. Центральный федеральный округ  8 820 626 чел.

      2. Северо-западный федеральный округ  3 382 313 чел.

      3. Дальневосточный федеральный округ  1 791 479 чел.

      4. Сибирский федеральный округ  5 367 336 чел.

      5. Уральский федеральный округ  3 365 172 чел.

      6. Приволжский федеральный округ  7 670 955 чел.

      7. Южный федеральный округ 2 493 340 чел.

      8. Северо-Кавказский федеральный округ  2 759 761 чел.

       

      Рис.2.1. Количество молодежи по 83 субъектам (в % соотношении к  населению)

      Количество  молодежи по 83 субъектам (в % соотношении  к населению):

      1. Центральный федеральный округ  25,2 %

      2. Северо-западный федеральный округ  25,3 %

      3. Дальневосточный федеральный округ  27,6 %

      4. Сибирский федеральный округ 28,9 %

      5. Уральский федеральный округ  27,1 %

      6. Приволжский федеральный округ  26,6 %

      7. Южный федеральный округ 27,2 %

      8. Северо-Кавказский федеральный округ  34,6 %

      Формирование  современного молодого человека на началах  законопослушности и готовности к правомерному поведению может достигнуть заданной цели в том случае, если процессы его воспитания оказываются способными обеспечить понимание им:

    1. объективной необходимости упорядоченности всех социальных связей и отношений, начиная с семейно-бытовых и заканчивая общественно-политическими;
    2. достаточного (должного) чувства ответственности за свое поведение, совершаемые поступки, за соблюдение правовых предписаний;
    3. необходимости уважительного отношения к интересам других людей для того, чтобы они адекватно относились к его интересам и потребностям. Однако в современных условиях беспрецедентно ускоренного развития всех сфер общественных отношений достижение обозначенной цели представляется весьма проблематичным51.

      Присутствие в учебных планах школьных программ указанной выше дисциплины в связи с этим следует рассматривать как закономерность, обусловленную необходимостью формирования мировоззренческого фундамента детей как залога формирования достойного правового сознания молодежи. Но это всего лишь одна из предоставленных возможностей, которая сама по себе решить поставленную задачу вряд ли сможет. Необходимы совершенно новые духовно-нравственные, социально-экономические и политические ориентиры, основанные на новых методологических и организационных началах.

      Общее количество молодежи, охваченной в  субъектах Российской Федерации  детскими и общественными объединениями: 7 815 665 чел. Охват молодежи детскими и общественными объединениями  по субъектам:

      1. Центральный федеральный округ  2 853 609

      2. Северо-западный федеральный округ  604 863

      3. Дальневосточный федеральный округ  290 022

      4. Сибирский федеральный округ  450 369

      5. Уральский федеральный округ  195 795

      6. Приволжский федеральный округ  1 956 050

      7. Южный федеральный округ 720 202

      8. Северо-Кавказский федеральный округ 744 755

      Приоритетные  направления, по которым имеются  региональные законодательные акты:

      1. Государственная поддержка детских  и молодежных общественных объединений  - 38,0%.

      2. Профилактика употребления психоактивных  веществ (ПАВ), формирование здорового образа жизни - 20,0%.

      3. Обеспечение молодых семей жильем - 13,0%.

      4. Трудоустройство молодежи, квотирование  рабочих мест - 8,0%.

      5. Создание молодежных парламентов  - 6,0%.

      6. Патриотическое воспитание подростков  и молодежи - 6,0%.

      7. Социальная поддержка отдельных  категорий молодежи - 6,0%.

      8. Поддержка талантливой молодежи - 3,0%.

     Сделать молодежную политику эффективной адекватной современным требованиям, учитывающей  особенности современного государства, общества и молодежи, наполнить ее новыми смыслами и содержанием – первоочередная задача органов по молодежной политике всех уровней власти и исполнительной и законодательной. При этом у нашего государства и у регионов есть реальная возможность занять в этой сфере лидирующее положение, обеспечив себе тем самым передовые позиции в развитии территорий.

      Например, молодежное правительство Кировской  области - консультативный орган  при Правительстве Кировской  области. В составе молодежного  правительства 17 человек. Структурно оно  состоит из пяти департаментов:

      - развития сельского хозяйства  и предпринимательства;

      - политического развития и образования;

      - информации и связей с общественностью;

      - социального развития и культуры;

      - экономического развития.

      «Особое место в процессе реализации молодежных программ занимает проблема партнерства. Партнерские отношения в этой области строятся на основе тесного взаимодействия государственных органов власти и ассоциативного сектора, представленного общественными организациями и движениями различной направленности. В таких случаях государственное участие, как правило, сводится к частичному финансированию осуществляемого молодежного проекта»52. Кроме того, политика государства по отношению к молодежи во многом способствовала повышению роли ассоциаций, благодаря подготовке на базе государственных структур специалистов.

      Молодежная  среда представляет собой уникальный объект социального управления, подверженный многочисленным рискам в силу действия ряда социальных, социально-психологических  и социокультурных факторов. Именно поэтому молодежь нуждается в повышенном внимании со стороны общественности, государственных управленческих структур.

Информация о работе Практика реализации молодёжной политики РФ на региональном уровне