Плюсы и минусы социологии воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 12:44, творческая работа

Описание работы

Следует остановиться на самом термине «воспитание». Распространенной является позиция, когда наиболее общим понятием выступает «социализация», включающая воздействие среды, собственно воспитание (целенаправленную деятельность педагога или иного субъекта воспитания) и самовоспитание. Важнейшим принципом организации воспитания является его комплексность и дифференцированный подход.

Содержание

1.Понятие воспитания и его роль в развитии и взаимодействии человека и общества…………………………………………………………………………3 стр.

2.Понятие социализации в социологии воспитания……………………….....4 стр.

3.Роль института педагогики в системе воспитания…………………………7 стр.

4.Социологические методы изучения процесса воспитания………………...7 стр.

5. Тематические вопросы……………………………………………………..9 стр.

6. Прямые вопросы…………………………………………………………..11 стр.

7. Тестовые вопросы……………………………

Работа содержит 1 файл

плюсы и минусы социологии воспитания.doc

— 149.50 Кб (Скачать)

Университет Международного Бизнеса 
Кафедра:  «Социально-гуманитарные дисциплины» 
дисциплина: Социология

 

 

 

 


                                                          

 

 
 
 

 

 

 

АТР на тему:

«Плюсы и  минусы социологии воспитания»

 

 

 
 
 

Выполнила 
студентка 1 курса 
группа  
специальность:  
Проверила:

 

 

 

 

Содержание:

 

1.Понятие воспитания и его роль в развитии и взаимодействии человека и общества…………………………………………………………………………3 стр.

 

2.Понятие социализации в социологии воспитания……………………….....4 стр.

 

3.Роль института педагогики в системе воспитания…………………………7 стр.

 

4.Социологические методы изучения процесса воспитания………………...7 стр.

 

5. Тематические вопросы……………………………………………………..9 стр.

 

6. Прямые вопросы…………………………………………………………..11 стр.

 

7. Тестовые вопросы…………………………………………………………12 стр.

 

 

 

 

 

 

 1.Понятие воспитания и его роль в развитии и взаимодействии человека и общества.

 Выявление структуры воспитания, его основных направлений и тенденций развития необходимо для создаваемой всей социологией картины социальной эволюции в целом, так как воспитание личности выступает одним из фундаментальных механизмов воспроизводства общественной жизни.

Следует остановиться на самом термине «воспитание». Распространенной является позиция, когда наиболее общим понятием выступает «социализация», включающая воздействие среды, собственно воспитание (целенаправленную деятельность педагога или иного субъекта воспитания) и самовоспитание. Важнейшим принципом организации воспитания является    его комплексность и дифференцированный подход. Наиболее   полно и адекватно раскрыть место и роль воспитания в процессе становления личности помогает  адаптивно-развивающаяся  концепция  социализации. Она позволяет ориентироваться в воспитательных воздействиях на целостного   человека с учетом конкретных состояний и отклонений на  каждом из его уровней: биологическом, психическом и  социальном.

     Роль  воспитания в развитии и взаимодействии  человека   и общества заключается в следующем:

  • вместе с другими институтами социализации способствовать созданию в обществе условий для успешного протекания   социализации личности; 
  • влиять воспитательным воздействием на выработку и   тренировку индивидуального адаптивного механизма личности
  • выступать одним из важнейших средств реализации и оптимизации процесса социализации, целенаправленно управлять процессом развития личности

Воспитание - это  не просто научение, а воздействие  на   весь духовный мир человека, на все "отсеки" его психики, с  целью формирования у него, в конечном счете, потребности в нужном обществу и самому человеку поведении, способности к саморегулированию и самовоспитанию.

 Чтобы быть  эффективным, воспитание должно  представлять    собой не  просто совокупность, а систему  действий, каждое   из которых  не дублирует, а дополняет,  усиливает другое,   корректирует и устраняет недостатки, а суммарный результат отличается целостностью и гармоничностью.

В эссе рассматривается воспитание как деятельность по приобщению человека к социальному опыту во всех его формах и проявлениях, а также по развитию специфических индивидуальных способностей личности. Это наиболее широкое понятие, включающее процесс социализации (воздействие общества, среды на личность: оно может быть нецеленаправленным и целенаправленным) и процесс самовоспитания.

Таким образом, основными субъектами воспитания являются общество — через окружающую личность среду; личность (сам объект воспитания выступает одновременно и как его субъект — субъект самовоспитания); а также педагог, к деятельности которого зачастую сводят все воспитание.

Анализ соотношения процессов социализации и самовоспитания внутри целостной системы воспитания является центральным в социологии воспитания. Условно здесь выделяются две позиции: индивидоцентристская — личность выступает как высшая ценность и самоцель общественного развития; социоцентристская — личность существует и имеет значение, прежде всего как элемент, частичка общества, значимость которой — в степени ее вклада в общество. Соответственно можно говорить об основных видах воспитания: в одном акцент делается на индивидуальные, в другом — на общественно значимые цели и ценности1.

Попытки выстраивать  систему воспитания, не учитывая противоречий взаимодействия общества и личности, неизбежно приводят к признанию приоритетной роли одного из двух основных субъектов социокультурного процесса. В результате возникает узкая, некомплексная нормативная система, нарушается механизм саморегуляции социума.

Воспитание, как  один из центральных при воспроизводстве  социокультурного процесса видов деятельности, предполагает учет интересов общества (сохранение стабильности, общих цивилизационных норм существования) и специфических интересов индивидуальности (оставить неповторимый след в культуре, обновить социокультурное пространство). Анализ путей совершенствования системы воспитания предполагает использование «синтетического» метода2. Методом исследуются в первую очередь динамика, моменты роста, перехода, изменения качества.

Социокультурный процесс развивается благодаря  внутреннему качественному многообразию. В разных регионах планеты формируются специфические системы воспитания. Возникающее в каждой культуре представление о личности и путях ее формирования специфично сочетает идею общественной сущности человека и его индивидуальное своеобразие. В соответствии с данным представлением вырабатывается модель разрешения противоречий между обществом и личностью, которая становится основой функционирования системы воспитания. Акцент на общественной сущности человека ведет к доминированию социализации в системе воспитания. При этом сохранение общества становится наиболее значимой целью воспитательной деятельности.

2.Понятие  социализации в социологии воспитания

Наиболее традиционным в социологии воспитания является изучение социализации. В самом общем виде под социализацией понимается процесс передачи человеку социальной информации, опыта, культуры, накопленных в обществе. Понятие «социализация» используется в социологии воспитания шире, чем какое-либо другое. По мере его разработки оформились два основных подхода к интерпретации социализации как явления. Внутри процесса социализации предложено учитывать два вектора развития: направление информации от общества, активность общества и трансформация общества в связи с включением в социальное целое новой «единицы», а также круг проблем, связанный со «встраиванием» обществом предложенной информации, включением норм существования общества в структуру мировоззрения личности3. Своеобразные подходы к роли общества и личности ведут к формированию расходящихся концепций социализации.

Сторонники  так называемой жесткой социализации, представители школы структурного функционализма (Т. Парсонс, Р. Мертон) определяют этот процесс как полную интеграцию личности в социальную систему4. Здесь анализ социализации опирается на понятия «адаптация», «конформность», «равновесие». Их оппоненты, сторонники «нового гуманизма» социализацию видят как деятельность личности по развитию своих способностей и потенций на основе критического разбора предлагаемых обществом стереотипов. Соответственно, здесь успех социализации означает преодоление личностью тех элементов среды, которые мешают ее самореализации, «самоутверждению».

Среда оказывает  социализирующее влияние через  воздействие на человека многих социальных явлений, функций, субъектов, которые чаще всего представлены группами — семья, этнос на той или иной стадии развития, класс или сословие, поколение. Одна из важнейших функций социализации — применение различных ролей, без которых она осталась бы неопознанной, одинокой в обществе. Общение дифференцировано и в каждой социальной группе насыщено своеобразными символами. Желая быть понятым, человек овладевает этими символами. Полноценная социализация предполагает как результат свободное владение личностью языками тех групп, общение в которых представляет для нее интерес.

Здесь социология воспитания оказывается в центре конфликта между культурой и цивилизацией. Нет никаких сомнений, что социализация предполагает овладение личностью ролями, основанными на «безличной, внешней индивиду нормативности» (Р. Дарендорф)5. Однако социально значимые роли личности способны подавить, поглотить ее индивидуальность. При совершенствовании воспитания роль среды заключается в том, чтобы передавая, проводя общественные требования к индивиду, способствовать одновременно его самораскрытию, «вытягивать» его потенциальные возможности на уровень актуальных способностей.

Среда может  быть более или менее плотной, может уплотняться или разрежаться. В соответствии с этим в каждом обществе складываются как общие, так  и специфические элементы процесса социализации, вырабатывается определенный механизм оптимизации этого процесса.

В интересах  оптимизации воздействия среды  на личность необходимо, с одной  стороны, не абсолютизировать возможность  регулирования этой сложной, многообразной  системы общений, а с другой, — не полагаться полностью на спонтанность, саморегуляцию процесса социализации. Общество формируется постепенно, так же как гражданская самостоятельность его членов.

Не отказываясь  от услуг государственных структур в оптимизации общественного  прогресса и развития личности, важно учитывать их конкретную роль, формы влияния на человека, анализировать и фиксировать изменения сущности государственного управления, не допускать манипулирования сознанием формирующейся личности. Манипуляция может осуществляться разными способами: могут быть «упразднены» те или иные факторы среды, социальные субъекты, может быть осуществлен отсев информации, поступающей от общества личности, — главным образом с помощью средств массовой коммуникации. Последний способ наиболее употребим в современном мире, с его помощью реальный облик общества может быть изменен как в лучшую, так и в худшую сторону и в таком виде подан личности.

Наряду с  малыми социальными группами в социализации участвуют и большие социальные группы — нация, поколение, класс и др. И здесь смещение в соотношении принципов неравенства и равенства ведет к дегуманизации среды, оказывающей на человека социализирующее воздействие.

Не только общество, но и  сама воспитываемая личность выступает  как субъект воспитательной деятельности, субъект самовоспитания. В развитой форме способность целенаправленно корректировать саморазвитие полностью складывается лишь на этапе становления зрелой личности, но начинает она формироваться практически с рождения человека. В процессе саморазвития воспринимаемая информация используется личностью для образования символов или понятий, из которых и складывается ее мировоззрение. Устойчивость, фундаментальность этой системы символов, в которой отражена вся работа по становлению личности, определяет последовательность поведения индивида, ясность и предсказуемость личной позиции. Однако эту «закрепленность» за индивидом мировоззренческих представлений нельзя абсолютизировать. Мировоззрение личности не только устойчиво, но и изменчиво. Осваивая новые идеи, определяя свое место в изменяющейся реальности, личность не может в той или иной степени не изменять собственного мировоззрения, не относиться к нему критически.

Тяга к свободе рассматривается  как стремление личности как относительно  самостоятельного социального субъекта к расширению зоны независимости от социальных связей. Это стремление, олицетворяющее в личности силу индивидуальности, соперничает с потребностью личности сохранить общество как систему, в которой только она может самореализоваться.

Выделяются две основные формы самовоспитания: самообучение, направленное на преодоление собственного невежества, и систематизация добытых  личностью» знаний, соизмерение их, выработка на этой основе меры, нормы, с помощью которой из суммы  знаний образуется система представлений о мире — мировоззрение6.

Оптимизация самовоспитания — процесс установления баланса  между двумя основными объективными тенденциями: саморазвитием личности как непрерывным «выходом за пределы  самого себя» (Л. С. Рубинштейн) и саморазвитием  «в пределах» собственной индивидуальности (гуманистическая теория А. Маслоу и др.).

3.Роль института педагогики в системе воспитания

Педагог осуществляет функцию  «диспетчера» во взаимодействии личности и общества как субъектов соответственно самовоспитания и социализации. При  определении содержания педагогического труда подразумевается, что педагог — это человек, занимающийся воспитательной деятельностью, чтобы не допустить или преодолеть конфликты между социальными и индивидуальными целями формирования личности.

Педагогика  непосредственно и глубоко связана с социализацией и самовоспитанием, но не является ни тем, ни другим. Ее главная функция — соблюсти меру влияния на становление личности стремления человека к самостоятельности, с одной стороны, и социального заказа — с другой.

Совершенствование педагогического воздействия на личность предполагает своеобразие человека, определяемое его исходными биосоциальными характеристиками. Педагогу нельзя абстрагироваться от учета влияния фактора половой принадлежности человека на логику и структуру самореализации; влияния на взаимодействие эмоционального и интеллектуального развития личности двух подходов к миру — от веры и от сомнения; влияния на становление волевых качеств воспитуемого стиля, особенностей его взаимодействия с педагогом как с представителем иного поколения. Данные факторы являются ключевыми, позволяют выстраивать систему анализа деятельности педагога, систему его подготовки.

4. Социологические  методы изучения процесса воспитания

В социологических  исследованиях воспитания задействованы  практически все основные социологические методы:  наблюдение, опрос, социальный эксперимент и анализ  документов. Однако это методы имеют свои особенности в  применении к исследованию воспитания, их значимость,  активность их использования и результативность отличаются   от соответствующих показателей исследования других сфер  социальной  жизни, ими не ограничивается весь набор   социологических методов изучения воспитания.

Информация о работе Плюсы и минусы социологии воспитания