Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 12:44, творческая работа
Следует остановиться на самом термине «воспитание». Распространенной является позиция, когда наиболее общим понятием выступает «социализация», включающая воздействие среды, собственно воспитание (целенаправленную деятельность педагога или иного субъекта воспитания) и самовоспитание. Важнейшим принципом организации воспитания является его комплексность и дифференцированный подход.
1.Понятие воспитания и его роль в развитии и взаимодействии человека и общества…………………………………………………………………………3 стр.
2.Понятие социализации в социологии воспитания……………………….....4 стр.
3.Роль института педагогики в системе воспитания…………………………7 стр.
4.Социологические методы изучения процесса воспитания………………...7 стр.
5. Тематические вопросы……………………………………………………..9 стр.
6. Прямые вопросы…………………………………………………………..11 стр.
7. Тестовые вопросы……………………………
Метод наблюдения - сбор первичной информации путем непосредственного восприятия и прямой регистрации событий, значимых с точки зрения целей исследования. В сфере воспитания применяются следующие виды наблюдений: систематическое, простое, включенное, не включенное, кратковременное, длительное7.
Метод наблюдения
достаточно надежен и
Эффективно
применять метод наблюдения
Анализ документов применяется практически во всяком социологическом исследовании в сочетании с другими методами. Анализ документов различают: традиционный и качественно-количественный.
Социальный эксперимент - это метод сбора информации о характере и специфике изысканий социально-воспитательной деятельности в связи с воздействием заданных и управляемых факторов. Применительно к исследованию процесса воспитания этот метод часто реализуется в виде социолого-педагогического эксперимента, основные разновидности которого:
• собственно социолого-воспитательный эксперимент, изучающий влияние совокупности факторов общественной жизни и форм общественных отношений на воспитание;
• психолого-педагогический социальный эксперимент, состоящий в изучении психического развития ребенка в изменяющихся социальных условиях жизни и неодинаковых коллективных связях и отношениях;
• экономико-педагогический эксперимент, изучающий влияние изменений в формах экономической жизни общества, материальном обеспечении школы, внешкольных учреждений и организаций на воспитание;
• правовой воспитательный эксперимент, выявляющий социальные и педагогические причины преступного поведения подростков, изучающий влияние различных форм воспитания и правовых учреждений на перевоспитание.
Среди
разных видов исследования наиб
Тематические
вопросы:
Воспитание - это воздействие на весь духовный мир человека, на все "отсеки" его психики, с целью формирования у него в конечном счете потребности в нужном обществу и самому человеку поведении, способности к саморегулированию и самовоспитанию.
Чтобы быть эффективным, воспитание должно представлять собой не просто совокупность, а систему действий, каждое из которых не дублирует, а дополняет, усиливает другое, корректирует и устраняет недостатки, а суммарный результат отличается целостностью и гармоничностью.
Социокультурный процесс развивается благодаря внутреннему качественному многообразию. В разных регионах планеты формируются специфические системы воспитания. Возникающее в каждой культуре представление о личности и путях ее формирования специфично сочетает идею общественной сущности человека и его индивидуальное своеобразие. В соответствии с данным представлением вырабатывается модель разрешения противоречий между обществом и личностью, которая становится основой функционирования системы воспитания. Акцент на общественной сущности человека ведет к доминированию социализации в системе воспитания. При этом сохранение общества становится наиболее значимой целью воспитательной деятельности.
Роль воспитания в развитии и взаимодействии человека и общества заключается в следующем:
• вместе с другими институтами социализации способствовать созданию в обществе условий для успешного протекания социализации личности;
• влиять воспитательным воздействием на выработку и тренировку индивидуального адаптивного механизма личности
• выступать одним из важнейших средств реализации и оптимизации процесса социализации, целенаправленно управлять процессом развития личности.
Основными субъектами воспитания являются общество — через окружающую личность среду; личность (сам объект воспитания выступает одновременно и как его субъект — субъект самовоспитания); а также педагог, к деятельности которого зачастую сводят все воспитание.
Анализ соотношения процессов социализации и самовоспитания внутри целостной системы воспитания является центральным в социологии воспитания. Условно здесь выделяются две позиции: индивидоцентристская — личность выступает как высшая ценность и самоцель общественного развития; социоцентристская — личность существует и имеет значение, прежде всего как элемент, частичка общества, значимость которой — в степени ее вклада в общество. Соответственно можно говорить об основных видах воспитания: в одном акцент делается на индивидуальные, в другом — на общественно значимые цели и ценности.
Выделяются две основные формы самовоспитания: самообучение, направленное на преодоление собственного невежества, и систематизация добытых личностью» знаний, соизмерение их, выработка на этой основе меры, нормы, с помощью которой из суммы знаний образуется система представлений о мире — мировоззрение .
Оптимизация самовоспитания — процесс установления баланса между двумя основными объективными тенденциями: саморазвитием личности как непрерывным «выходом за пределы самого себя» (Л. С. Рубинштейн) и саморазвитием «в пределах» собственной индивидуальности (гуманистическая теория А. Маслоу и др.)
Понятие «социализация» используется в социологии воспитания шире, чем какое-либо другое. По мере его разработки оформились два основных подхода к интерпретации социализации как явления. Внутри процесса социализации предложено учитывать два вектора развития: направление информации от общества, активность общества и трансформация общества в связи с включением в социальное целое новой «единицы», а также круг проблем, связанный со «встраиванием» обществом предложенной информации, включением норм существования общества в структуру мировоззрения личности. Своеобразные подходы к роли общества и личности ведут к формированию расходящихся концепций социализации.
Педагог — это человек, занимающийся воспитательной деятельностью, чтобы не допустить или преодолеть конфликты между социальными и индивидуальными целями формирования личности.
Педагогика
непосредственно и глубоко
Совершенствование педагогического воздействия на личность предполагает своеобразие человека, определяемое его исходными биосоциальными характеристиками. Педагог осуществляет функцию «диспетчера» во взаимодействии личности и общества как субъектов соответственно самовоспитания и социализации.
Основные социологические методы:
Метод наблюдения - сбор первичной информации путем непосредственного восприятия и прямой регистрации событий, значимых с точки зрения целей исследования. В сфере воспитания применяются следующие виды наблюдений: систематическое, простое, включенное, не включенное, кратковременное, длительное. Этот достаточно надежен и эффективен для исследования процесса воспитания, но мало пригоден для получения достоверных данных о целях и мотивах поведения.
Метод опроса - сбор социальной информации об изучаемом объекте в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) социально-психологического общения социолога и опрашиваемого путем регистрации ответов на вопросы, вытекающие из целей и задач исследования. Разновидностями опроса являются: анкетирование, интервью и экспертный опрос. Иногда используются психологические методы: тестирование, социометрия и др.
Анализ документов применяется практически во всяком социологическом исследовании в сочетании с другими методами. Различают: традиционный и качественно-количественный.
Социальный эксперимент - это метод сбора информации о характере и специфике изысканий социально-воспитательной деятельности в связи с воздействием заданных и управляемых факторов.
Прямые вопросы:
Социализация - процесс передачи человеку социальной информации, опыта, культуры, накопленных в обществе.
Сторонники так называемой жесткой социализации, представители школы структурного функционализма Т. Парсонс, Р. Мертон определяют социализацию, как процесс полный интеграции личности в социальную систему.
Сторонники «нового гуманизма» видят социализацию как деятельность личности по развитию своих способностей на основе критического разбора предлагаемых обществом стереотипов. Соответственно, здесь успех социализации означает преодоление личностью тех элементов среды, которые мешают ее самореализации, или же «самоутверждению».
Соблюсти меру влияния на становление личности стремления человека к самостоятельности с одной стороны, и социального заказа — с другой.
Основные разновидности социолого-педагогического эксперимента:
• социолого-воспитательный эксперимент, изучающий влияние совокупности факторов общественной жизни и форм общественных отношений на воспитание;
• психолого-педагогический социальный эксперимент, состоящий в изучении психического развития ребенка в изменяющихся социальных условиях жизни и неодинаковых коллективных связях и отношениях;
• экономико-педагогический эксперимент, изучающий влияние изменений в формах экономической жизни общества, материальном обеспечении школы, внешкольных учреждений и организаций на воспитание;
• правовой воспитательный эксперимент, выявляющий социальные и педагогические причины преступного поведения подростков, изучающий влияние различных форм воспитания и правовых учреждений на перевоспитание.
Тестовые вопросы: