«ПЛЮСЫ»
И «МИНУСЫ» МОДУЛЬНО -
РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ
О. С. Кузина
Гр. 08ТП1 Пензенской
государственной
технологической
академии
Научный
руководитель – старший
преподаватель кафедры
математики Т. П. Видманова
Проблемы качества
образовательных услуг, предлагаемых
образовательными учреждениями РФ (и в
первую очередь высшей школой) в последние
годы приобретают все большую актуальность.
Это связано с обеспечением
востребованности подготовленных
специалистов на современном рынке труда
и усилением конкуренции между вузами
на рынке образовательных услуг.
Достижение
эффективности системы обеспечения
качества и управления качеством
подготовки специалистов с высшим образованием
невозможно без комплексного, объективного
и систематического оценивания знаний,
умений и навыков обучающихся. Таким
образом, каждое образовательное учреждение
должно обладать системой, позволяющей
доказательно продемонстрировать высокий
уровень компетенций подготовленных специалистов.
Классическая
система университетской подготовки,
когда преподаватель транслирует студентам
определенный объем знаний и принимает
экзамены – уходит в прошлое. На смену
ей приходят новые технологии обучения,
ориентированные на активизацию внеаудиторной,
самостоятельной работы студентов. При
этом экзамен не является доминирующим
в определении итоговой оценки по дисциплине,
главный акцент должен быть перенесен
на успеваемость студентов в течение семестра.
Перспективной
представляется система обучения, которая
обеспечит ритмичную и качественную
работу как студентов, так и преподавателей,
позволит дать более точную и объективную
оценку знаний студентов, ранжирует студентов
по уровню знаний, повысит эффективность
работы преподавателей. Этим требованиям
удовлетворяет модульно-рейтинговая система,
по которой работают все факультеты
Пензенской государственной технологической
академии.
Специфика
данной системы заключается в
том, что:
а)
организация учебного процесса осуществляется
на основе:
- структурирования
учебных дисциплин по модульному принципу
с выделением факторов качества освоения
учебного материала;
- введения
в учебный процесс эффекта «заработной
платы», выраженной в рейтинговых баллах;
- выделения
важности общепрофессиональных и специальных
технических дисциплин с сохранением
статуса и значимости освоения учебного
материала по гуманитарным и социально-экономическим
дисциплинам;
б)
аттестация освоения учебного материала
по отдельным дисциплинам осуществляется
в соответствии с требованиями к
выпускнику по определенной технической
специальности с учетом:
- весомости
модулей дисциплин;
- весомости
факторов модулей;
- установленной
преподавателем шкалы оценивания;
- понятийных
и программных правил игры;
- экспертной
квалиметрии при своде рейтингов студентов;
в)
нормативно-методическое обеспечение
процедур системы модульно-рейтинговой
технологии в учебном процессе в соответствии
с требованиями к системе менеджмента
качества технического вуза заключается:
- в разработке
стандарта и регламента вуза, содержащих
требования к организации учебного процесса
на основе модульно-рейтинговой технологии;
- в разработке
методических рекомендаций по выполнению
требований стандартов и регламентов,
используемых в вузе. [1, c.365]
После
систематизации результатов рейтингового
оценивания студентов проводится анализ
качества подготовки специалистов по
следующим возможным критериям:
качество
выполнения отдельных видов работ
в рамках одной дисциплины и в междисциплинарном
срезе и т.п.
На
основе проведенного анализа готовятся
соответствующие сводные отчеты,
последним разделом которых является
раздел «Мероприятия по совершенствованию
образовательной деятельности». [1,
c.368]
К
минусам данной системы можно
отнести то, что с увеличением
степени контроля неизбежно получается
так, что перераспределение аудиторного
времени смещается с процесса
получения знаний в сторону контроля,
т. е. больше проверяем, но меньше учим.
Если преподаватель старается передать
необходимые навыки студентам, научить
их определенным правилам работы в рамках
высшей школы (что существенно для первокурсников),
а не формально провести свои аудиторные
часы, то это возможно только за счет дополнительных
консультаций, которые требуют времени
не меньшего, а часто и большего, чем имеющаяся
аудиторная нагрузка. Это, конечно, отражает
общий дефицит аудиторного времени, отмечаемый
и раньше, но теперь эта проблема встала
более остро. Особенно это ощутимо для
базовых точных наук: физики и математики.
Для того, чтобы действительно научить
чему-то человека, нужна некоторая свобода
по времени. Есть и еще один минус – чем
мельче дробится время на семестры, модули
и т. д., тем сложнее разрешать проблемы
с компенсацией пропущенных занятий: праздники,
болезнь (как преподавателей, так и студентов),
необходимые массовые мероприятия (медицинский
осмотр I курса и т. п.). В пределах большого
временного промежутка легче принять
гибкое решение: перенести занятие, отработать
его.
Однако,
опыт вузов России свидетельствует,
что «плюсов» в модульно-рейтинговой системе
больше, чем «минусов», поскольку она охватывает
все виды и формы учебной деятельности,
возможные в высшей технической школе,
учитывает возможности всех факторов
качества освоения учебного материала
и максимально унифицирована (возможна
для применения при изучении любых дисциплин),
удобна для автоматизации в масштабах
вуза.
Что дает модульно-рейтинговая
система студентам?
- снижает
загруженность в период сессии и перед
сессией;
- дает возможность
получить оценку «отлично» без сдачи экзамена;
- исключает
элемент субъективизма при выставлении
итоговой оценки;
- индивидуализирует
и дифференцирует учебный процесс.
Преподавателям
модульно-рейтинговая система позволяет:
- активизировать
систематическую внеаудиторную самостоятельную
работу студентов;
- повысить
мотивацию обучения;
- накопить
объективные положительные результаты
оценки знаний студентов за весь курс
обучения.
Данная
система «работает» только при определенных
условиях, выполнение которых является
обязательным. Во-первых, гласность, прозрачность
результатов оценки (графики изучения
дисциплин, критерии оценки знаний должны
быть известны студентам начиная с первых
дней текущего семестра). Во-вторых, стимулирование
качественной и ритмичной работы студентов
(поощрения, льготы, дополнительные возможности
и др.). В-третьих, использование разнообразных
форм самостоятельной работы и контроля
знаний. [2]
Возможно,
что не все эти требования были
выполнены на первых порах внедрения
системы, Но все же большинство студентов
и преподавателей считает, что рейтинг
нужен обеим сторонам:
- студенту,
потому что с его помощью создается механизм
ритмичной и продуктивной учебной работы;
- преподавателю,
потому что запущенный «конвейер» заставляет
его постоянно совершенствовать содержание
дисциплины, искать адекватные педагогические
технологии. В итоге и тот и другой работают
в атмосфере успеха, что является лучшим
условием создания высокой мотивации
и к учению, и к обучению. И то и другое
гарантирует оптимальный результат.
Литература
- Гуськова
Т. В. Квалиметрическая модель модульно-рейтинговой
технологии организации учебного процесса
и контроля качества знаний, умений и навыков
студентов в техническом вузе. СПб., 2008.
- Сайт Международного
финансово-экономического института-http://mfei.com.ua/-