Массовая культура - её плюсы и минусы

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 02:02, реферат

Описание работы

Производство, распространение и потребление продуктов массовой культуры носит индустриально-коммерческий характер. Смысловой диапазон массовой культуры весьма широк — от примитивного китча (ранний комикс, мелодрама, эстрадный шлягер, «мыльная опера») до сложных, содержательно насыщенных форм (некоторые виды рок-музыки, «интеллектуальный» детектив, поп-арт).

Для эстетики массовой культуры характерно постоянное балансирование между тривиальным и оригинальным, агрессивным и сентиментальным, вульгарным и изощренным.

Содержание

Введение ……………………………………………………………….2
Глава I. Понятие «Культура» ………………………………………...3
1.Определение. Виды. Элементы.………………………………….....3
2.Типология культур………………………………..………………….4
Глава II. «Массовая культура»…………………….………………….6
1.Основные проявления и направления массовой культуры…….….7

2. Характеристика «массовой культуры»…………………………….8
Глава III. Плюсы и минусы «массовой культуры»…………………10

1.Положительные стороны…………………………………………..10

2.Отрицательные стороны…………………………………………...11
Заключение …………...………………………………………………12
Список литературы…………………………………………………...12

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 83.50 Кб (Скачать)

МОСКОВСКИЙ  ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 
 
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ 
 
 
 
 

 
Массовая культура - её плюсы и минусы

реферат по социологии  
 
 
 
 
 
 

Мещерякова  Маргарита Ильинична, ПО-I.2

Калягина  Ольга Игоревна, старший преподаватель кафедры философии и гуманитарных наук 

 
 
 

Москва, 2010

ОГЛАВЛЕНИЕ

 
 
 
 

Введение  ……………………………………………………………….2 
Глава I. Понятие «Культура» ………………………………………...3 
1.Определение. Виды. Элементы.………………………………….....3 
2.Типология культур………………………………..………………….
Глава II. «Массовая культура»…………………….………………….6 
1.Основные проявления и направления массовой культуры…….….7

2. Характеристика «массовой культуры»…………………………….8 
Глава III. Плюсы и минусы «массовой культуры»…………………10

1.Положительные стороны…………………………………………..10

2.Отрицательные стороны…………………………………………...11 
Заключение …………...………………………………………………12 
Список литературы…………………………………………………...12 
 
 
 
 

Введение

 
 

     Массовая  культура – понятие, охватывающее многообразные  и разнородные явления культуры ХХ в., получившие распространение в связи с научно-технической революцией и постоянным обновлением средств массовой коммуникации.

     Производство, распространение и потребление  продуктов массовой культуры носит  индустриально-коммерческий характер. Смысловой диапазон массовой культуры весьма широк — от примитивного китча (ранний комикс, мелодрама, эстрадный шлягер, «мыльная опера») до сложных, содержательно насыщенных форм (некоторые виды рок-музыки, «интеллектуальный» детектив, поп-арт).

     Для эстетики массовой культуры характерно постоянное балансирование между тривиальным и оригинальным, агрессивным и сентиментальным, вульгарным и изощренным.

     Актуализируя  и опредмечивая ожидания массовой аудитории, массовая культура отвечает ее потребностям в досуге, развлечении, игре, общении, эмоциональной компенсации или разрядке и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. Понятие «Культура»

  1. Определение. Виды. Элементы
 
 
 

     Слово культура одно из наиболее популярных в рассуждениях о вечных философских  проблемах. Изучением культуры занимаются многие науки - история, археология, социология, этнография, искусствоведение, антропология. Существуют множество различных определений того, что можно назвать культурой, десятки подходов к ее изучению, теоретических концепции, моделей культуры.

     Культура  – система духовных форм обеспечения жизнедеятельности людей. Культура является специфическим признаком человека, присущим ему с начала его существования. В социологии выделяют два вида культуры: материальную (продукты ремесел и производства; орудия труда, инструменты; сооружения и здания; техника и др.) и нематериальную (представления, ценности, знания, идеология, язык, процесс духовного производства и др.).

    Она охватывает многие стороны жизни  человека:

    • Биологическая – еда, сон, отдых, и т.п.
    • Производственная – создание средств материального жизнеобеспечения (пища, одежда, жилище)
    • Социальная – коммуникация, социальные отношения.

     Внутри  культуры выделяют составляющие ее подсистемы: материальная и духовная, производственная, жизнеобеспечивающая, соционормативная, коммуникативная, художественная и т.п.

     Развитие  культуры зависит от способности  к передаче знаний следующим поколениям и к обучению. Существование и  использование культуры основано на способности, которой обладает только человек. Культура создается людьми, культуре обучаются. Так как она не передается генетически, каждое поколение воспроизводит ее и передает следующему. Этот процесс является основой социализации.

     В результате усвоения норм, ценностей, верований, правил и идеалов происходят формирование личности и регулирование  ее поведения. В случае прекращения процесса социализации в массовом масштабе перестала бы существовать и культура. Таким образом, культура формирует личности членов общества, и этим в значительной степени регулирует их поведение.

     Культура  представляет собой единство различных форм общественного сознания и практической деятельности, которые направлены на материальное или духовное воплощение идей, взглядов, ценностных ориентаций. В культуре отражаются и закрепляются социально-личностные качества созидательного труда. В социологии культура рассматривается в аспекте, который непосредственно связан с регулированием поведения человека, социальных групп, функционированием и развитием общества в целом.

     В качестве основных, наиболее устойчивых элементов культуры выделяются язык, социальные ценности, социальные нормы, традиции и обряды.

     В зависимости от того, кто создает  культуру и каков ее уровень в  обществе, в социологии принято различать  три формы культуры: элитарную, народную, массовую. 
 
 
 

2. Типология культур.

 

     В зависимости от того, что создает культуру и какой ее уровень, социологи различают 3 ее формы - элитарную, народную и массовую. 

     Элитарная (высокая) культура создается привилегированной частью общества или по ее заказу профессионалами. К высокой культуре относятся специфические формы, создаваемые в расчете на то, что они будут понятны лишь только небольшой группе людей, обладающих особой художественной восприимчивостью, и в силу этого называемые элитой общества. Ее культура трудна для понимания неподготовленного человека.  Круг потребителей высокой культуры - это высокообразованная часть общества (критики, литературоведы, театралы, художники, писатели, музыканты). Этот круг расширяется, когда уровень образования на селения растет. Однако нередко высокое искусство оказывается временной и преходящей формой эстетического соутверждения разных общественных групп, которые выделяются по социальному или возрастному признаку. К высокой культуре относится изящное искусство, классическая музыка и литература.

     Народная  культура включает в себя два вида - популярную и фольклорную культуры. По этому в народной культуре можно выделить два уровня - высокий (связан с фольклором, включает народные предания, сказки, эпос, старинные танцы, которые сегодня существуют как историческое наследие, и постоянно пополняются новообразованиями - с временным городским фольклором) и сниженный (ограничен так называемой поп-культурой). Авторы фольклорных произведений обычно неизвестны. Анонимность авторов не позволяет отнести эти творения к элитарной культуре. В отличие от элитарного искусства функционирование народной культуры неотделимо от труда и быта людей. По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (рассказ легенды), групповыми (исполнение песни или танца), массовыми (карнавальные шествия). Аудитория народной культуры в индустриальном обществе - большинство общества. Но в постиндустриальном обществе ситуация меняется

     Массовая  культура (от лат massa - ком, кусок и cultural - возделывание, воспитание) не выражает изысканных вкусов или духовных поисков народа. Она появилась в середине ХХ в., когда СМИ (радио печать, телевидение) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Термин "массовая культура" впервые был введен немецким философом М. Хоркхаймером в 1941 г. и американским ученым Д. Макдональдом в 1944 г. 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава II. «Массовая культура»

 

     В рамках определенной исторической эпохи  в мире всегда существовали различные  культуры: интернациональная и национальная, светская и религиозная, взрослая и молодежная, западная и восточная.

     Временем  появления и развития масскультуры является середина XX века, когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение) проникли в большинство стран  мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовые коммуникации - радио, кино, телевидение, гигантские тиражи иллюстрированных журналов, дешёвых «карманных» книг, грампластинок; индустриально-коммерческий тип производства и распределения стандартизированных духовных благ; относительная демократизация культуры, повышение уровня образованности масс; увеличение времени досуга и затрат на досуг в бюджете средней семьи – вот те сдвиги которые произошли при отказе от буржуазного строя и переходе к монополии капитализма.

     Можно сказать поэтому, что массовая культура возникла в ХХ в. не только благодаря развитию техники, приведшему к такому огромному количеству источников информации, но и благодаря развитию и укреплению политических демократий. Известно, что наиболее развитой является массовая культура в наиболее развитом демократическом обществе - в Америке с ее Голливудом, этим символом всевластия массовой культуры. Но важно и противоположное — в тоталитарных обществах она практически отсутствует, отсутствует деление культуры на массовую и элитарную. Вся культура объявляется массовой, и на самом деле вся культура является элитарной. Это звучит парадоксально, но это так.

     1. Основные проявления  и направления  массовой культуры

     Среди основных проявлений и направлений  массовой культуры нашего времени можно выделить следующие:

  • индустрия "субкультуры детства" - преследующая цели явной или закамуфлированной стандартизации содержания и форм воспитания детей, внедрения в их сознание унифицированных форм и навыков социальной и личной культуры.
  • массовая общеобразовательная школа - приобщающая учащихся к основам научных знаний, философских и религиозных представлений об окружающем мире, к историческому социокультурному опыту коллективной жизнедеятельности людей, к принятым в сообществе ценностным ориентациям.
  • средства массовой информации (печатные и электронные) - транслирующие широким слоям населения текущую актуальную информацию, фактически манипулирующие сознанием людей и формирующие общественное мнение по тем или иным проблемам в интересах своего заказчика.
  • система национальной (государственной) идеологии и пропаганды - контролирующая и формирующая политико-идеологические ориентации населения и его отдельных групп, манипулирующая сознанием людей в интересах правящих элит.
  • массовые политические движения - инициируемые правящими или оппозиционными элитами с целью вовлечения в политические акции широких слоев населения, в большинстве своем весьма далеких от политических интересов элит.
  • массовая социальная мифология -упрощающая сложную систему ценностных ориентации человека и многообразие оттенков миропонимания до элементарных дуальных оппозиций ("наши - не наши"), замещающая анализ сложных многофакторных причинно-следственных связей между явлениями и событиями апелляцией к простым .
  • индустрия развлекательного досуга -  где потребитель, выступает не только в качестве пассивного зрителя, но и постоянно провоцируется на активное включение или экстатическую эмоциональную реакцию на происходящее (порой не без помощи допинговых стимуляторов). Для этой культуры характерно тиражирование уникального и сведение его к обыденно-общедоступному, а порой и ирония над этой общедоступностью и т.п.;
  • индустрия оздоровительного досуга -  где помимо объективно необходимой физической рекреации человеческого организма, дает индивиду возможность "подправить" свою внешность в соответствии с актуальной модой на тип имиджа.
  • индустрия интеллектуального досуга - приобщающая людей к научно-популярным знаниям, научному и художественному любительству, развивающая общую "гуманитарную эрудицию" у населения.
  • система организации, стимулирования и управления потребительским спросом - формирующая в общественном сознании стандарты социально престижных образов и стилей жизни, интересов и потребностей.
  • разного рода игровые комплексы - от механических игровых автоматов до систем виртуальной реальности, развивающие определенного рода психомоторные реакции человека, приучающие его к быстроте реакции в информационно недостаточных и выбору в информационно избыточных ситуациях, что находит применение как в программах профессиональной подготовки определенных специалистов так и в общеразвивающих и развлекательных целях;
  • всевозможные словари, справочники, энциклопедии, каталоги, электронные и иные банки информации, специальных знаний, Интернет и т.п.-  рассчитанные не на подготовленных специалистов, а на массовых потребителей "с улицы".

     2. Характеристика «массовой  культуры»

 

     «Массовую культуру» называют по-разному: развлекательным  искусством, искусством «анти-усталости», кичем (от немецкого жаргонизма «халтура»), полу культурой. В 80-х гг. термин «массовая культура» стали употреблять реже, поскольку он был скомпрометирован тем, что использовался исключительно в отрицательном смысле. В наши дни его заменило понятие «популярная культура», или «поп-культура». Она адресована вам людям без различия классов, бедности и богатства. Кроме того, благодаря современным средствам массовой коммуникации людям стали доступны многие произведения искусства, имеющие высокую художественную ценность».  

     Массовая  культура проявила себя впервые в  США на рубеже XIX—XX вв. Известный  американский политолог Збигнев Бжезинский любил повторять фразу, которая со временем стала расхожей: «Если Рим дал миру право, Англия — парламентскую деятельность, Франция — культуру и республиканский национализм, то современные США дали миру научно-техническую революцию и массовую культуру».

     Характеризуя  её, американский психолог М. Белл подчеркивал: «Эта культура демократична. Она адресована всем людям без различия классов, бедности и богатства. Кроме того, благодаря современным средствам массовой коммуникации людям стали доступны многие произведения искусства, имеющие высокую художественную ценность».

     Вслед за австрийским психологом З. Фрейдом большинство исследователей считают , что при потреблении «массовой культуры» действует механизм «внушения и заражения». Человек как бы перестаёт быть самим собой , а становиться частью массы, сливаясь с ней. Он заражается «коллективным настроением».

     «Массовой культуре», или «поп культуре», часто противопоставляют «элитарную культуру», сложную по содержанию и трудную для неподготовленного восприятию культуру. Произведения, создаваемые в рамках этой культуры рассчитаны на узкий круг тонко разбирающихся в искусстве людей и служат предметом оживленных споров среди искусствоведов и критиков. Но массовый зритель, слушатель может не обратить на них никакого внимания или не понять.

     «Популярная культура» и «элитарная культура»  не враждебны друг  другу. Достижения, художественные приёмы, идеи «элитарного искусства » через  некоторое время перестают быть новаторскими  и перенимаются «массовой культурой», повышая её уровень. Весьма специфической областью культуры конца двадцатого века является культура народная. Она разворачивается между классической фольклорной традицией, из  которой вырастает, и вышеупомянутой «массовой культурой». Отношения народной культуры с «массовой культурой» противоречивы. С одной стороны, «массовая культура» навязывает народному творчеству определённый образ мышления и выражения. В тоже время сама эта культура подпитывается от народной.  
 
 
 
 

Информация о работе Массовая культура - её плюсы и минусы