Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 13:46, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение развития экономики России в условиях присоединения к ВТО.
Введение
Для большинства государств мировые связи стали одним из главных факторов развития национальной экономики. Вместе с тем всеобщность рыночных принципов не дает ни одной стране каких-либо преимуществ, а наоборот, ставит всех в более или менее одинаковые условия и требует признания и соблюдения, единых правил.
Россия
входит в рынок и постепенно интегрируется
в мировую экономическую
Актуальность проблематики, связанной с присоединением России к ВТО, в последнее время резко возросла. После более пятнадцати лет поиска своего места в мировой экономике у России сегодня появилась реальная возможность стать полноправным участником международных экономических отношений. К данному рубежу в своих отношениях с остальным миром Россия подходит в кардинально ином качестве, чем в начальный период реформ.
Вступление России в ВТО это своего рода средство от последствий изоляционизма и одновременно необходимое условие равноправного развития в обстановке растущей открытости национальных экономических систем. Можно отметить, что практически всякое государство, претендующее на создание современной, эффективной экономики и равноправное участие в мировой торговле, стремится стать членом ВТО. Россия в этом смысле не является исключением. Участие в ВТО дает стране множество преимуществ. Их получение и является в прагматическом смысле целью присоединения к ВТО. Конкретными целями присоединения для России можно считать следующие:
получение лучших в сравнении с существующими и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;
доступ к международному механизму разрешения торговых споров;
создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;
расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО, в частности, в банковской сфере;
создание
условий для повышения качества
и конкурентоспособности
участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;
улучшение
имиджа России в мире как полноправного
участника международной
Задача
ведущихся переговоров о
В то же время не следует приукрашивать последствия вступления России в ВТО. Приток иностранных инвестиций в Россию и рост экспорта начнутся только при условии успешной конкуренции на мировых рынках. Либерализация, которая последует после вступления в ВТО, станет началом тяжелой конкурентной борьбы и открытого соревнования российской экономической системы с экономиками зарубежных стран. Активный процесс реструктуризации российской экономики как на отраслевом, так и на региональном уровне свидетельствует о том, что российский бизнес уже сегодня готовится к усилению зарубежной конкуренции, не дожидаясь масштабного открытия российских рынков после вступления России в ВТО. Вместе с тем наряду с процессом реструктуризации экономики вступление России в ВТО должно предваряться активным обсуждением последствий данного процесса с участием самых различных групп российского общества.
Целью курсовой работы является изучение развития экономики России в условиях присоединения к ВТО.
Всемирная торговая организация (ВТО) была основана в 1995 году. Она является продолжателем Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), заключенного сразу после Второй мировой войны. Основу ВТО составляют соглашения, согласованные, подписанные и ратифицированные большинством стран-участниц международной торговли. Цель ВТО - помощь производителям товаров и услуг, экспортерам и импортерам в ведении их бизнеса. ВТО является преемником ГАТТ.
В 1998 году в Женеве отмечался золотой юбилей ГАТТ. Эта система, призванная регулировать мировую торговлю через механизм сдерживания односторонних действий, просуществовала почти 50 лет и доказала свою действенность в качестве правовой основы многостороннего товарообмена.
Система
развивалась в процессе проведения
в рамках ГАТТ серий торговых переговоров
(раундов). На первых раундах в основном
обсуждались вопросы сокращения
тарифов, но позднее переговоры охватили
другие области, такие как антидемпинг
и нетарифные меры. Последний раунд –
1986-1994гг., т.н. “Уругвайский раунд”, - привел
к созданию ВТО, которая значительно расширила
сферу действия ГАТТ, распространив ее
на торговлю услугами и торговые аспекты
прав интеллектуальной собственности.
Таким образом, механизм ГАТТ был усовершенствован
и адаптирован к современному этапу развития
торговли. Кроме того, система ГАТТ, фактически
будучи международной организацией, формально
таковой не являлась; ВТО же получила юридический
статус специализированного учреждения
системы ООН.
Всемирная торговая организация (ВТО), являющаяся преемницей действовавшего с 1947 г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность с 1 января 1995 г. ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников Организации на основе пакета Cоглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.) Эти документы являются правовым базисом современной международной торговли.
Неотъемлемой
частью ВТО является уникальный механизм
разрешения торговых споров.
1.1 Структура ВТО
Решения на высшем уровне в ВТО принимает Министерская конференция. Она должна собираться раз в два года. За время существования ВТО было проведено семь таких конференций, практически каждая из которых сопровождалась активными протестами со стороны противников глобализации.
В подчинении Министерской конференции находится Генеральный совет, который отвечает за выполнение текущей работы и собирается несколько раз в год в штаб-квартире в Женеве в составе представителей членов ВТО, обычно послов и глав делегаций стран-участниц. В ведении Генерального совета также находятся два специальных органа: по анализу торговой политики и по разрешению споров. Кроме того, Генеральному совету подотчетны комитеты по торговле и развитию; по ограничениям, связанным с торговым балансом; по бюджету, финансам и административным вопросам.
Многочисленные специализированные комитеты и рабочие группы занимаются отдельными соглашениями системы ВТО и решением вопросов в таких областях, как защита окружающей среды, проблемы развивающихся стран, процедура присоединения к ВТО и региональные торговые соглашения.
Важную
роль в структуре ВТО играет его
административный орган - Секретариат.
Он осуществляет подготовку проектов
решений, принимаемых органами ВТО, оказывает
информационно-консультативные услуги.
Это постоянно действующий орган, возглавляемый
Генеральным директором и находящийся
в Женеве (Швейцария).
Организационная структура ВТО1
1.2 Основные цели и принципы ВТО
Основным
принципом, на котором строится договорная
система ВТО, является стремление стран-членов
развивать международную
- рост торгового обмена товарами и услугами;
- сокращение
тарифных и нетарифных
- деятельность на основе принципа наибольшего благоприятствования, т.е. торговля без дискриминации, которая обеспечивается взаимным предоставлением, с одной стороны, режима наибольшего благоприятствования в отношении экспортных, импортных и транзитных операций и связанных с ними таможенных пошлин и сборов, а с другой - национального режима, т.е. равного подхода к импортным и отечественным товарам в отношении внутренних налогов и сборов, а также правил, регулирующих внутреннюю торговлю;
- прогрессивное снижение таможенных тарифов в ходе периодически проводимых раундов многосторонних торговых переговоров (МТП) и их юридически оформляемое закрепление на согласованном уровне;
- взаимность
в предоставлении торгово-
- прозрачность торговой политики;
- разрешение
торговых споров путем
На основании
действующих принципах и
1. создание
более благоприятных условий
доступа на мировые рынки
2. доступ к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов, если они ущемляются партнерами, и таким образом устранение дискриминации;
3. возможность
реализации своих текущих и
стратегических торгово-
2. Основные цели и задачи вступления России в ВТО
Россию в переговорах о присоединении представляет Министерство экономического развития и торговли, которое и сформулировало свое видение целей присоединения. В результате, как считают специалисты и эксперты министерства, должны быть достигнуты следующие конкретные цели3:
1. Получение
лучших в сравнении с
2. Доступ к международному механизму разрешения торговых споров;
3. Создание
более благоприятного климата
для инвестиций в результате
приведения законодательства в
соответствие с нормами
4. Расширение
возможностей для российских
инвестиций в странах-
5. Создание
условий для повышения
6. Участие в разработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;
7. Улучшение
имиджа России в мире как
надежного и полноправного
Задача
ведущихся переговоров о