Плюсы и минусы образования 4+2

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2011 в 20:20, статья

Описание работы

В последние несколько лет вузовскую общественность России интересуют проблемы, связанные с возможной ролью общеевропейского движения, под именем «Болонский процесс», в модернизации российской высшей школы. Прошло немало конференций и семинаров, посвященных данной проблематике, имеется целый ряд публикаций. Создаются сайты и вэб-страницы, отражающие, отражающие события в рамках Болонского процесса и «вокруг него». Подобный интерес к данной проблематике не случаен. От того, насколько успешно будет реализован переход России к двухуровневой системе высшего образования, зависит будущее всей страны.

Работа содержит 1 файл

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ОБРАЗОВАНИЯ 4+2.docx

— 17.70 Кб (Скачать)

Плюсы и минусы образования  «4+2».

В последние несколько  лет вузовскую общественность России интересуют проблемы, связанные  с  возможной ролью общеевропейского движения, под именем «Болонский процесс», в модернизации российской высшей школы. Прошло немало конференций и семинаров, посвященных данной проблематике, имеется целый ряд публикаций. Создаются сайты и вэб-страницы, отражающие, отражающие события в рамках Болонского процесса и «вокруг него». Подобный интерес к данной проблематике не случаен. От того, насколько успешно будет реализован переход России к двухуровневой системе высшего образования, зависит будущее всей страны.

11 октября 2007 г.  Государственная Дума Российской  Федерации приняла законопроект  «О внесении в отдельные законодательные акты Российской Федерации ( в части установления уровней высшего профессионального образования)». За принятие документа высказались 325 депутатов, против – 87.

Таким образом, «Болонский процесс» начал триумфальный ход, а  в российские вузы постепенно вошла  двухуровневая система образования  – бакалавриат и магистрартура. Для абитуриентов и их родителей, а также для работодателей, суть перемен не совсем понятна.

Чем лучше привычного специалиста, обучавшегося в вузе 5 лет, может стать бакалавр, на обучение которого уходит всего 4 года? Магистр  – это узкий специалист, ориентированный  на научно-исследовательскую работу или руководитель и организатор  больших проектов?

Попробуем разобраться.

1). Болонский процесс  несет в себе 10 задач, решение  которых будет способствовать  объединению Европы, а области  образования:

1. введение общепонятных, сравнимых квалификаций в области  высшего образования;

2.переход на двухступенчатую  систему высшего образования  (бакалавриат – магистратура); 
3. Введение оценки трудоемкости (курсов, программ, нагрузки) в терминах зачетных единиц (кредитов) и отражение учебной программы в приложении к диплому, образец которого разработан ЮНЕСКО;

5. обеспечение качества  высшего образования;

6. взаимное признание  квалификаций и соответствующих  документов в области высшего  образования, обеспечение автономности  ВУЗов;

7. введение аспирантуры в общую систему высшего образования (в качестве третьего уровня);

8. придание европейского  измерения высшему образованию  (его ориентация на общеевропейские  ценности) и повышение привлекательности  европейского образования;

9. реализация социальной  роли высшего образования, его  доступность;

10. развитие системы  дополнительного образования (так  называемое «образование в течении  всей жизни»).

2). Смысл двухуровневого образования состоит в том, что на первом уровне, в бакалавриате, студент получает фундаментальное общее образование, а затем решает, чем будет заниматься дальше. Если он не выходит на рынок труда, где уже может свободно ориентироваться, а продолжает образование, перед ним открывается широкий выбор. Магистратура дает возможность развития профессиональных знаний и навыков на базе бакалаврского образования, причем в самых разных направлениях.

У магистратуры может  быть разное предназначение. Поэтому не необходимо развивать разные типы магистерские программ. Первый тип – это академическая программа (иногда ее называют Master of Science). Такая программа фактически ориентирована на подготовку научно-педагогических кадров- исследователей, преподавателей, способных идти по научной стезе (другой вопрос, что многие выпускники таких программ не всегда выбирают науку, хотя такая возможность у них точно есть).

Но есть и второй тип магистерских программ, которые  в некоторых случаях называют Master of Arts. Здесь студентов, прежде всего готовят к трудоустройству. Это не означает, что им читают только прикладные курсы, но в любом случае дают больше специальных практических навыков. И хотя учеба в институте не заменит подготовку на рабочем месте, выпускники таких магистерских программ быстрее и легче адаптируются на рынке труда.

3). Для тех, кто в школе учился в профилированных классах, понимание сущности двухуровневой системы образования будет более доступной. Спроецируем ее на систему школьного образования.  Получается следующая аналогия: те, кто в школе занимался в обычных общеобразовательных классах, обучались, по сути, по системе бакалавриата. Они получали базовое среднее образование, опираясь на которое могли продолжить обучение в любом вузе, соответствующем их наклонностям и способностям. Система обучения тех, кто занимался в профилированных классах, соответствует системе специалетета. Выпускники профилированных классов чаще всего вынуждены поступать только в те учебные заведения, профилю которых соответствует полученное ими в школе образование. Вот этой ограниченности выбора, усеченности объема фундаментальных знаний в пользу специальных позволяет избежать двухуровневая система обучения.

Формально бакалавриат  является полноценным высшим образованием, но работодатели, зачастую, не считают  его таковым и отдают предпочтение специалистам и магистрам, хотя бы потому, что 5 и 6 лет больше, чем 4. Действительно, с арифметикой не поспоришь. В некоторых сферах - например, юриспруденция – есть неписаные правила, не позволяющие брать бакалавров на определенные позиции. Кроме того, в случаях, где при приеме на работу строго соблюдаются формальные требования, например, на госслужбе, бакалавры пока не имеют права занимать многие управленческие должности.

Структурные изменения  в системе образования, предусмотренные  Болонским соглашением, внедрить несложно, и ведущие российские вузы уже  это сделали или вполне могут  сделать в течении ближайших лет. А вот содержательные моменты Болонского процесса, связанные с качеством образования, вызывают трудности. Процесс реформирования всей высшей школы, конечно, не ограничится ближайшими тремя годами.

Например, один из основных элементов Болонского процесса –  переход к модульной системе  обучения и к оценке при помощи кредитных (зачетных) единиц. И то и  другое ввести несложно. В любом вузе можно присвоить каждому курсу определенное число кредитов, основываясь на трудоемкости или каких-то других показателях, и учесть это при конструировании учебного плана.

Вопрос только в  том, зачем это нужно. В европейских университетах зачетные единицы являются инструментом построения учебных планов, в которых предусмотрены большие возможности выбора. Студент выбирает курсы из большого перечня и в результате должен набрать определенное число баллов. Конечно, сохраняются и обязательные курсы, но свобода очень большая. Смысл кредитной системы на внутривузовском уровне в том, чтобы «обслуживать» эту свободу выбора. Но даже в ведущих университетах есть и будут проблемы с расширением эликтивной части программ. Большинство коллег не готовы предоставить студентам широкую свободу – они искренне считают, что студент должен выполнить большую обязательную программу, что без этого не станет настоящим профессионалом. Преподаватели также опасаются, что в ситуации выбора студенты пойдут по пути наименьшего сопротивления и предпочтут более легкие курсы. Пока даже в тех российских вузах, где вводиться кредитная система, содержание программ в этом отношении не сильно меняется.

Магистратура в  России изначально рассматривается  как элитное образование для  лучших студентов, и в этом случае уместно была только узкая специализация. Но очень скоро, вступая в Болонский  процесс, почти все вузы перейдут на схему «четыре плюс два». Магистратура постепенно станет массовой, а значит, она должна более явно реагировать  на запросы рынка труда. А сегодня  на рынке труда требуются все  больше профессионалов с междисциплинарной  подготовкой.

Двигаясь по Болонскому пути, Высшая школа сталкивается с  теми же обстоятельствами, что и  все российские вузы. Но мы идем вместе с другими вузами чуть быстрее  чуть быстрее. В ближайшие годы наши студенты получат больше возможностей для выбора курсов в рамках университета и учебной программы. Смогут выбирать из большего спектра программ, переходить с одной программы на другую, менять направления обучения. Мы будем засчитывать курсы, прослушанные в зарубежных университетах, и количество студентов, продожающих обучение в Европе, с каждым годом будет расти.

И так, подведем итоги  всему вышесказанному:

Плюсы:

- Признание наших  дипломов в странах, подписавших  Болонскую конвенцию (таких более  50).

- Большая гибкость  – если студент к концу бакалавриата  понял, что хочет сменить   «ориентацию», он может поступить  в магистратуру по смежному  профилю.

- Между бакалавриатом  и магистратурой призыв осуществляться  не будет.

Минусы:

- с признанием  дипломов может вырасти утечка  специалистов.

- Во время голосования  87 депутатов были против, что нововведение не имеет отношения к Болонскому процессу и дискриминирует ряд слушателей.

На ряду с плюсами и минусами приоритетным остается мнение, что знания устаревают очень быстро. Поэтому необходимо дать студенту относительно широкую подготовку и научить его пополнять, обновлять знания, умения и навыки по мере необходимости.

Информация о работе Плюсы и минусы образования 4+2